Анализ использования ИКТ на уроках ОБЖ
методическая разработка по теме

Мужипов Эдуард Шафукович

Представлены аналитические материалы использования ИКТ на урока ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_ispolzovaniya_itk_na_urokah.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

«Самое полезное в жизни – это собственный опыт»

(В. Скотт).

Анализ  

  использования информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности.

Цель анализа:

Обосновать и экспериментально проверить правильность и эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности

Задачи анализа:

  1. исследовать и изучить теоретический материал по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
  2. изучить особенности использования информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности для  развития индивидуальных качеств учащихся
  3. выявить эффективность применения информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности для формирования мотивов обучения.

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Мужипов Э.Ш.

Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности.

Целью использования данной технологии является:

  1. формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования,
    подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе;
  2. повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости в 5-11 классах по предмету.

Задачи, решаемые технологией:

  1. развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации  учёбы;
  2. организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;
  3. увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;
  4. облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.

Необходимыми условиями для реализации технологии являются:

  1. наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;
  2. владение учителем ОБЖ основами информационно-коммуникационных технологий;
  3. развитая информационная среда образовательного учреждения;
  4. смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;
  5. владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.

К ожидаемым результатам и последствиям можно отнести создание дополнительных возможностей использования проблемного метода обучения, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения, повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, и как итог – достижение 100% усвоения материала всеми обучаемыми.

Содержание учебного процесса

технология применения предлагает большое разнообразие содержания учебного процесса:

  1. видео -  и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПМП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Internet;
  2. материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического);
  3. комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;
  4. включение в ход урока исторического и справочного материала;
  5. наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
  6. анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.

Творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями и их рецензирование, оформление буклетов с ситуационными рекомендациями. Работа над ними позволяет ребятам не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользоваться встроенными в компьютер программами.

Кроме этого, учащиеся вовлекаются в проектную деятельность, руководство которой осуществляется мною совместно с преподавателями других предметов

Определяя необходимость применения компьютера на уроке ОБЖ, я считаю  оправданным  использование ИКТ, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним. Также определяя степень компьютеризации учебного процесса,  необходимо решить еще одну задачу - применить один ПК или задействовать компьютерный класс.  

В данной ситуации удобно  пользоваться следующей  таблицей:

ТАБЛИЦА № 1

Применение компьютера на уроке

Где

Для чего

Что

Как

На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления

Для демонстрации при объяснении нового материала, для повторения и закрепления старого материала

Обучающие программы, мультимедийные средства

Компьютерный класс или
один компьютер и мультимедийный проектор

На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения

Для демонстрации при объяснении нового материала, подведения
к обобщению

Готовые программные средства: показ опытов, моделей, лекций

Один компьютер
и мультимедийный проектор

На уроке контроля знаний, повторения и закрепления.
На этапе первоначального контроля

Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных

Контролирующие и тестирующие программы

Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение

На внеклассных мероприятиях

Для демонстрации материала

Мультимедийные средства

Один компьютер и мультипроектор

На внеклассных мероприятиях

Для развития творческих способностей учащихся

Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр

Компьютерный класс

Применение ИКТ на уроках ОБЖ:

  1. подготавливаю печатные и раздаточные материалы (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), для использования в урочной и внеурочной деятельности;
  2. мультимедийное сопровождение объяснения нового материала, что позволяет более наглядно доносить учебный материал до учащихся (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики);
  3. обработка учащимися статистических данных, это даёт возможность учащимся, во-первых, более близко познакомиться с компьютером, во-вторых, даёт возможность обобщать, делать выводы (построение таблиц, графиков, создание отчётов);
  4. контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий, позволяет достаточно быстро и беспристрастно осуществлять контроль знаний учащихся при помощи компьютерных тестов;
  5. использование на уроках и при подготовке к ним Интернет-ресурсов облегчает труд учителя при поиске материалов к занятиям.

       В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих). Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Для создания настроя на уроке очень важно сразу обозначить актуальность темы. Сосредоточить внимание учащихся на главных целях обучения, связать конкретные вопросы с более общими. Направить исследование и процесс раскрытия важных понятий в нужное русло.  

      Использование  информационных технологий позволяет этого достигнуть. Первое, что я использовал в своей работе, это тестовый контроль знаний. Использую тесты как на обычных уроках, так и на повторительно-обобщающих. Но главная особенность заключается в том, что к написанию (набору текста) привлекаю учащихся. Учащиеся изучают компьютерную программу Microsoft Offis Word. Научными исследованиями доказано, что самым доступным для детского понимания является деятельность (действия) учащихся при определенных условиях. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих). Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проектную деятельность я использую на занятиях по ОБЖ. Работая в учебных проектах, школьники учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Свои исследования учащиеся оформляют в виде презентаций, при этом осваивают компьютерную программу Microsoft Offis PowerPoint. Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету. Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности.

       Однако, накопленный опыт показал необходимость некоторого переосмысления методической системы обучения. Сложившаяся методика ориентирована на максимум усвоения знаний по всем предметам.   В целом система образования   не совсем  отвечает современным требованиям. Большинство учителей все еще работают по «старинке» Поэтому, основной работой считаю поиск эффективных путей совершенствования методической системы обучения.

        При изучении материала необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала не только с помощью компьютерных презентаций, но и самостоятельно созданных фильмов. Так при изучении многих тем используется программа Windows Movie Maker. Возможности программы Windows Movie Maker позволяют создавать мультимедийные пособия со звуковым сопровождением, это позволяет более доступно и наглядно доносить учебный материал до учащихся. Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность.

      Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи.

      Творческую деятельность учащиеся проявляют при составлении и написании рефератов и докладов. Эта форма работы предполагает самостоятельное изучение дополнительных источников  информации, развивает познавательный интерес.  

   Проверка подобных работ позволяет не только оценить знания учащихся, выяснить степень усвоения материала. По ним можно проследить образ мысли, интересы, чтобы затем использовать эти наблюдения в индивидуальной работе.

 Всё это позволяет  полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала наглядно и доступно для учащихся.

        В результате использования информационных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

- учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах;

- как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах;

- ученики охотнее участвуют в различных внеклассных мероприятиях;

- повышается качество знаний;

- растет рейтинг предмета.

       Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Использование информационных технологий в курсе преподавания ОБЖ» и наблюдаю положительные результаты. Освоение опыта требует большой работы с дополнительной литературой, умений использовать компьютерные технологии и программы в процессе обучения. Внедрение в традиционную схему «учитель-класс-ученик» нового агента – компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого учителя».

          В результате применения компьютерной техники на уроках и во внеурочной деятельности,  учебные занятия стали более разнообразными, в плане использования методов и средств, компьютерная техника позволила, во-первых, увеличить качество учебных занятий, во-вторых, сократить время на подготовку к занятиям. В настоящее время, только  используя информационные технологии можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. В этом я вижу реальный путь получения качественного образования обучающимися.

Главным итогом применения данной технологии в учебном процессе считаю: 

  1. возросший уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
  2. положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, ко мне, как учителю, друг к другу;
  3. обозначившаяся объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;
  4. появление и рост у учащихся познавательного интереса;
  5. воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

      Поэтому, на вопрос «Нужен ли компьютер на уроке ОБЖ и во внеурочной деятельности?», я с полной ответственностью заявляю: «Он просто необходим!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУ «Лицей №1 пос. Львовский» АНАЛИЗ использования программ в воспитательной работе в 2009-2010 учебном году.

В 2009-2010 году в воспитательной  работе МОУ «Лицей  №1  пос. Львовский»  использовались следующие программы:Программа гражданско-патриотического воспитания «Я –гражданин»Пр...

Анализ использования ИКТ на уроках математики информатики за I четверть 2013-2014 учебного года.

Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и владеют о...

Анализ использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики информатики за I четверть 2013-2014 учебного года.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию здоровьесберегающих технологий. В ходе урока математики с обучающихся необходимо снимать напряжение, стрессы, которые они испытывают,...

Лингвокультурологический анализ использования пословиц в английском языке.

В работе старалась выявить семантическое   и структурное  своеобразие пословиц в английском языке....

Урок – практикум с использованием презентации. Тема урока: Подготовка к ЕГЭ (часть С). Анализ текста Д.С.Лихачёва «Интеллигент: кто он?»

План урока предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказы...

Мастер-класс "Использование специальных приемов развития языкового анализа и синтеза на уроках учителями-предметниками"

Мастер-класс знакомит учителей-предметников со специфическими приемами развития языкового анализа и синтеза, которые возможно использовать на уроках по изучению разных учебных дисциплин....