Педагогический экспромт
план-конспект урока по теме

Колесник Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

(слайд 1)К 125-летию со дня рождения педагога и писателя А.С.Макаренко 

«Антон Семёнович Макаренко » 

Подготовила учитель русского языка и

литературы МАОУ ПСОШ № 2

 Колесник Е.И. – 2013 год.

(слайд 2 )«Научить человека быть  счастливым-

нельзя, но воспитать его так, чтобы

 он был счастливым, можно».  

«Если

почувствуете, что вам не

"хватает знаний,

 не стесняйтесь

сесть за парту рядом с

воспитанниками».

                                                А.С.Макаренко

         (слайд 3)

           В 2013 году исполняется 125 лет со дня рождения педагога, писателя Антона Семёновича Макаренко(1888-1939 г.г.)  Сегодняшняя лекция посвящается именно его личности.

        С 20-х годов не унимаются  страсти ученых, учителей,  литераторов и политиков вокруг  Антона Макаренко (1888 - 1939). Выдающийся педагог, он  успешно решал в детских  коллективах, созданных  им из беспризорников, острые  сегодняшние проблемы:  экономика и нравственность,  дети и деньги, воспитательная  роль труда. Но случилось так,  что «гордости отечественной  педагогики» при жизни  пришлось терпеть непонимание.

     (слайд 4)   

          Первые годы его жизни прошли в маленьком украинском  городке Белополье, здесь он  родился в семье маляра  железнодорожных мастерских.  Потом в Кременчуге, куда  перевели отца, окончил  железнодорожное училище и в  17 лет стал учителем в  железнодорожной школе.  Вообще «тема» железной дороги  всю жизнь сопровождает  Макаренко.

     (слайд 5) 

        Какая жизнь между этими двумя датами? В его официальной биографии, впрочем, как и у многих наших крупных политических и общественных деятелей 20-40-х годов, немало белых пятен, «секретов» и «табу». Биография великого педагога «улучшалась», чтобы, не дай бог, он не был скомпрометирован в глазах тех, для кого должен был служить примером.

      (слайд 6) 

      С ретушированных детских фотографий глядит на нас студент крепыш-отличник. А в воспоминаниях родного брата Макаренко Виталия Антон был мальчиком болезненным, вечно простуженным, страдал от своей хилости, некрасивости, ранней близорукости. Но был самолюбив и всегда стремился во всем быть первым. Мы привыкли к такому облику Макаренко: очки, рубаха-косоворотка, фуражка. Но в молодости

он всегда был франтом, носил накрахмаленные сорочки с галстуком, сюртуки, пенсне.

 

  (слайд 7)   

           Из «улучшенной» биографии «выпал» и сам Виталий Семенович, младший любимый брат, ученик и коллега. Два года, с 1917-го до 1919-го, они вместе работали в школе. Потом их

дороги разошлись. Запись в анкете Макаренко от 1935 года: «Мой брат с августа 1919-го был в армии Деникина, подпоручик. Сейчас в эмиграции. Местожительство мне неизвестно, связей не имею».

      С пяти лет отец выучил его писать, читать. Он умел петь, рисовать, играть на скрипке, интересно

рассказывал, представлял. И всю жизнь потом и рисовал и страстно любил театр.

       (слайд 8) 

        В 1920 году, когда Макаренко стал заведующим колонией несовершеннолетних правонарушителей, той самой, о которой он рассказал в своей «Педагогической поэме», ему исполнилось 32 года, и он имел уже 16-летний учительский стаж. Совсем еще молодым, работая в железнодорожной школе, он состоял в «надзирателях» в интернате для детей рабочих, стрелочников, будочников, получая за это десятку надбавки к жалованью.

1923 г.-  Закончил  педагогический  институт с золотой медалью за дипломную работу, которая, называлась «Кризис современной педагогики». Так что «свою» педагогику в колонии начинал человек опытный, исходивший в своей практике и из жизни, и из солидной суммы знаний.

      (слайд 9)

      Из анкеты Макаренко: "Астрономию знаю хорошо... знания имею в общей биологии. Общие положения и новейшая философия, химия мне хорошо известны, географию знаю прекрасно, и особенно промышленную жизнь мира и сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической политики... История - мой любимый предмет, читал все, что имеется на русском языке,

по психологии. Люблю изящную литературу. Из новей шей знаю и понимаю Горького..."

          Максим Горький был его кумиром. Самоучка и «босяк» Горький внушал надежду. Его вера в чело века восторгала. Антон и сам пробовал в юности сочинять. В 1914 году написал рассказ и послал Горькому. И получил короткий ответ: тема интересная, написано слабо. Это отбило охоту писать, но подтолкнуло к учебе.

        (слайд 10) 

      Некрасивый, неуклюжий, «четырехглазый», большеносый Антон рано и много влюблялся,

причем в самых привлекательных девочек, мучился, писал стихи, дневник, старался взять умом, вдохновением, начитанностью. Женщины за версту чуют ум и всегда предпочтут его пустой красоте или глупой силе.

     Педагогика первых лет Советской власти без конца экспериментировала. Многие выступали за свободное воспитание:  каким человек уродился, таким и будет. Было школьное самoуправлениe,  

все было, и была серьезная проблема: беспризорщина. Восемь миллионов детей оказались на улице, потеряв дом и родителей. Их надо было не просто накормить и одеть, но вернуть из воришек, воров, бандитов в общество, в работники, «перевоспитать».

        (слайд 11) 

          Так начиналась колония Макаренко - нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, беспризорников от 14 до 18 лет, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. И сказали им: - Вы здесь хозяева. Нет Кроватей - сделайте для себя кровати, нет столов - сделайте столы, стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери... С первых дней работы он установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно.

     (слайд 12) 

         Жизнь заставила всех работать, и работать совместно, и больших и маленьких. Объекты - чистка ли картошки, колка дров или чтение книги - вызвали к жизни рабочую группу, отряд, то из двух человек, то из тридцати, смотря по задаче. Если один «сачковал», сразу приходилось труднее другим, и они этого одного тут же и «воспитывали». Вот и все. Как в семье. Вообще как у людей. Оставалось только разумно управлять этим процессом, ставить цели, повышать требования. «Максимум требования, максимум уважения» - его принцип. И еще - безграничное доверие. ...

       (слайд 13) 

    Озлобленного, затравленного парнишку вытащил Макаренко из тюрьмы, из камеры смертников. «Погромы, грабежи, закоренелый мародер», - говорилось в уголовном деле Семена Калабалина. А Макаренко с первой минуты общения с юным бандитом на "вы". И за воротами тюрьмы вдруг: «Подождите меня здесь, я шапку забыл». Парень удивился: шапка-то на голове! И остался ждать

этого странно вежливого человека в очках. А еще через полчаса он подумал, что Макаренко ненормальный! Ему, вору и погромщику: «Вот тебе сто тысяч, получи зерно для всей колонии». А потом даже не пересчитал ни товар, ни оставшиеся деньги.

             (слайд 14) 

         У одной из бывших воспитанниц Макаренко, ставшей педагогом,  как-то спросили: «Как вы объясните феномен Макаренко-воспитателя?» «Феномена не было, - ответила она. -  Воспитывал он, как и жил - сердцем».

     Макаренко не только возил ребят на все спектакли харьковских театров. У них был свой театр. И уже тогда, в конце 20-х, они с успехом экспериментировали, вовлекая в действие и зрительный зал.

            (слайд 15)  Но чем больше он делал, чем больше любили его дети, чем очевиднее был его «конечный продукт»: смелые, дисциплинированные, работящие, веселые ребята и неиздерганные педагоги, тем злее становились атаки тех, кто случайно, не по способностям занимал руководящие посты в народном образовании.

            Вот строки из писем Макаренко, своего рода репортаж о том, как старое уничтожало новое. 2 февраля 1927 г. «На нашу колонию сейчас ведется целая война co всех сторон. Бьют, конечно, по системе. Все наши недостатки, недоделки, случайные ошибки считают элементами системы...»

    В то же время не могут не признать, что колония действительно «перевоспитывает».

      (слайд 16)   

     В 1928 году в колонию приедет A. M. Горький. Он проживет здесь два дня, будет умиляться ребячьей жизнью и напишет о гениальном педагоге самые замечательные слова. Он не знал, что Макаренко уже отстранен от заведования колонией, что его отзывают в Киев и назначают помощником начальника трудовых колоний Украины. Он ходит на работу в комиссариат внутренних дел, пишет методики, борется с ужесточением карательной практики. Но эта самая практика уже перемалывает людей и в том доме, где он работает. Сейчас известно, что были арестованы, расстреляны или сами стрелялись в ночных кабинетах те, с кем работал Макаренко.

   (слайд 17)

         Он оставил педагогическую работу, занявшись литературой, буквально бежал из Киева в Москву.

Трагическое сплетение: Москва, мир литературы, признание, награждение орденом, возможность работать и вместе с тем - его клеймят за недооценку педагогической теории, научных методов воспитания, за культ интуиции в воспитании; повсюду отказываются от его системы, ужесточают режим в детских исправительных учреждениях, в школах вводятся почти гимназические порядки. Он слишком опередил свое время!

   (слайд 18)   

 

      Он и умер на железной  дороге, на подмосковной  станции Голицыно. Спешил в  город из Дома творчества, вез на  киностудию сценарий. Помог  какой-то тетке поднять тяжелые  узлы на подножку вагона. Помог  - а натруженное,    давно больное сердце разорвалось.  Был 1939 год, весна, 1 апреля.  Ему шел 52-й...

              Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.



Предварительный просмотр:

 Разработка публичной лекции на тему

« 70 лет Сталинградской битвы»  (1 слайд, песня «Горячий снег»)

Подготовила учитель

 русского языка и литературы

 МАОУ Первомайская ПСОШ  №2

 Колесник Елена Ивановна

2013 год

 (2 слайд)    Цели:

  1. пополнить знания об истории нашей Родины;;
  2. воспитывать уважение к защитникам Родины;
  3. расширять  представления  учащихся  о  Сталинградской  битве;
  4. формировать чувство патриотизма, любви к Родине ,чувство гордости                за свою страну на примере героических поступков людей в военное время.

 

Оборудование :

  1. репродукции картин, посвященных войне, памятники войны ;
  2. выставка книг о Сталинградской битве ;
  3.  аудиозаписи песен о войне;
  4.  карта военных действий ;
  5. презентация.

                                              Ход   мероприятия

   (3слайд)    Так выглядит Сталинградская битва на карте.

      (4  слайд) 

 I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.).

     Сегодня   мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы. В истории Сталинградской битвы выделяют три этапа. I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.). 

       ( 5  слайд)   В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда.

           ( 6  слайд)    Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. Красная Армия перехватила у противника стратегическую инициативу и удержала её до конца войны.  Это была победа не только армии, но и всего советского народа в результате несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма на фронте и в тылу.

Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек.

           ( 7  слайд)    

И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая - прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

                                          (Э. Асадов)

Сталинградская битва - бои за каждый клочок русской земли!

А так выглядела артподготовка советского наступления.

           ( 8 слайд)    

II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.).

  Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.

  

   ( 9  слайд)   III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.).

    19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов «Катюш». Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед. 23 ноября соединения фронтов встретились.  

      

   ( 10  слайд)   10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й армии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.

      Пройдут века, а немеркнущая слава  доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя "Сталинград" золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.

   ( 11  слайд)   

Плененный Ф. Паулюс – главнокомандующий немецкими войсками под Сталинградом

Вражеская группировка вынуждена была сдаться .

( 12  слайд)   Нижегородцы, удостоенные звания Героя Российской Федерации за боевые подвиги в Сталинградской битве.

  Борис Яковлевич Мамутин.

 Уроженец Горьковской области (впоследствии Герой Советского Союза), во время  Сталинградской битвы воевавший в 120-м отдельном гвардейском авиадесантном полку Родился 10 мая 1922 года в селе Федоровка ныне Краснооктябрьского района Нижегородской области в семье крестьянина.

        Казаков Василий Иванович

 Родился 6 (18) июля 1898 года в деревне Филиппово ныне Бутурлинского района Нижегородской области в многодетной крестьянской семье. Герой Советского Союза, маршал артиллерии. Проделал большую работу по боевому применению артиллерии при окружении и разгроме группировки противника под Сталинградом (ныне – Волгоград).

    (12 слайд)О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого  события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда...

  (13слайд )  Город - герой. Военная история.  Мамаев курган.  Площадь скорби.

   (14 слайд )     Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны 1941-1945. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОв! Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!(песня «Поклонимся великим тем годам!»

   Героев наградили орденами, медалями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… Нужно ли это мертвым? Нет. Это нужно живым. Это нужно нам.  Чтобы не забывали.



Предварительный просмотр:

(1 слайд)

Публичная лекция на тему « 2013 год - Год охраны окружающей среды".

Подготовила учитель русского

 языка и литературы МАОУ ПСОШ № 2

  Колесник Елена Ивановна,  2013 год.

(2 слайд)

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья!

 

 (3 слайд)

  Каждый год в образовательной среде, как правило, посвящается определённой теме. Вот и для 2013 года была определена своя направленность. Он официально объявлен указом (от 11.08.2012 г.) Президента РФ В.В. Путина "Годом охраны окружающей среды". Год охраны окружающей среды проводится "в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду". Правительству РФ поручено обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий в РФ по теме, а, соответственно, органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять соответствующие мероприятия.  

   ( 4 слайд)

   Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения.

   ( 5 слайд)

  В большой степени загрязнение атмосферы сказывается на здоровье городского населения. Об этом свидетельствуют, в частности, существенные различия в заболеваемости населения в отдельных районах одного и того же города.

        Изменение здоровья горожан является не только показателем экологического состояния города, но и важнейшим социально-экономическим его следствием, которое должно определять ведущие направления по улучшению качества окружающей среды.  

(6 слайд)

 Зеленые насаждения в городах.

Наличие в городах зеленых насаждений является одним из наиболее благоприятных экологических факторов. Зеленые насаждения активно очищают атмосферу, кондиционируют воздух, снижают уровень шумов, препятствуют возникновению неблагоприятных ветровых режимов, кроме того, зелень в городах благотворно действует на эмоциональное состояние человека. При этом зеленые насаждения должны быть максимально приближены к месту жительства человека, только тогда они могут оказывать максимальный положительный экологический эффект.

(7 слайд)

    Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 600 млн. штук автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5 – 4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу.  Автомобили используют кислород атмосферы, для них ежегодно расширяют сеть дорог с твердым покрытием, которые густой сетью опутывают планету. Содержание таких дорог требует очень больших затрат энергии.

(8слайд)

ОЗОНОВЫЕ ДЫРЫ .

      Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель воздуха,лак или другие аэрозоли , мы обычно не думаем ,что это может нанести вред окружающей среде . Оказывается ,может , и  ещё какой !!! В этих баллончиках бывают вещества ,которые ,попадая в атмосферу , разрушают в ней озоновый слой .Тот , самый ,который защищает  всё живое от солнечных  лучей .Если озоновый слой будет разрушен , все живое на Земле погибнет.  

 (9 слайд)

   Изменение климата затронет интересы всех жителей планеты. Причем это может продолжаться в течение длительного периода. Возможное изменение экономики государства может привести к изменению всего уклада жизни людей на той или иной территории. Кроме того, прогнозируемый подъем уровня мирового океана и в связи с этим затопление больших территорий суши, потребует не только строительства защитных сооружений, но и переселения целых народов, что может вызвать социальные потрясения. Большой проблемой этого плана явится влияние изменения климата на здоровье человека, и, прежде всего, необходимость адаптации его к новым климатическим условиям.

       Возможно появление новых и увеличение уровня существующих заболеваний. Все изменения, которые происходят на Земле, не проходят бесследно для нашего организма. Наше варварское отношение к Земле сделало её агрессивной для нас. Экологическая трагедия Земли перешла в физическую и моральную трагедию человека.

    (10 слайд)

 Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса – в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только перегрузки для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращения негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства. Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер.

   (11  слайд)

КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ

    Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий котельных, автомобилей. Выпадая с дождём  на землю , она губит всё живое . К сожалению, люди  во многих районах мира всё чаще сталкиваются с этой бедой.

   (12 слайд)

    Наши дети - это наше будущее, и хочется им в наследие оставить чистый воздух, не загрязнённые водоёмы и почву, обитаемые леса, саванны и даже пустыни с их уникальным набором представителей флоры и фауны...  И  научить их, как поддерживать этот зыбкий баланс гармонии на нашей планете.  Год, как ожидается, будет богат на идеи, один проект за другим будет вдохновлять на действия по охране окружающей среды.    Снова будут выставки, тематические досуги, семинары для педагогов...

 (13 слайд)

      Однако прежде чем употреблять громкие лозунги и повторять многократно, какое наследие должны оставить мы для последующих поколений, необходимо остановиться и задуматься (кстати, этот год как раз можно принять как остановку и побуждение к соответствующим мыслям)... Задуматься над тем, что мы уже много "сделали" по охране окружающей среды. Безусловно, кто - то созидает (и таким представителям человечества мы говорим огромное спасибо), а кто - то ради прибыли или "просто так" - ради хорошего пикника, например, - разрушает. А есть и третьи - кто, как принято выражаться, "много говорит, но мало делает" - вполне можно счесть за равнодушный подход.

 (14 слайд)

      Главное, не забывать, что то, что разрабатывается на бумаге необходимо воплощать в реальную действительность!!!

    Поэтому желаем всему педагогическому сообществу провести год интересно и плодотворно!

"Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни."

В. Берестов

   (15 слайд 

    Желаю всему педагогическому сообществу провести год интересно и плодотворно!

                  Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

(1  слайд)  1150 лет  со времени возникновения славянской письменности

Праздник славянской письменности. 

Подготовила учитель русского языка

и литературы МАОУ ПСОШ № 2

Колесник Е.И.- 2013 год.

  (  2 слайд)                                                         Цель: воспитывать  любовь к Родине,

чувство гордости за страну, в которой

мы живём, уважение к народным традициям.

          В 2013 году исполняется 1150 лет  со времени возникновения славянской письменности, поэтому сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности.  Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

 (3 слайд.)   

      Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

     Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

     

( 4 слайд.)   Наскальные рисунки 

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами.

(5 слайд. Наскальные символы-буквы)

     Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.

     Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(слайд 6.)   Возникновение письменности

Так раньше рисовали предметы или животных , которые надо было посчитать , на плоских глиняных табличках, пользуясь при этом палочкой из тростника.

( 7 слайд.) Кирилл и Мефодий

     На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл   ( в миру Константин) и Мефодий ( в миру Михаил). Родом из города  Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели  славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

( 8 слайд.) Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых

(9 слайд.) Азбука. Глаголица и Кириллица- первые славянские азбуки.

     Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице   43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

(10 слайд.)    Так выглядели первые книги, которые   писались на пергаменте.

    Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

(11 слайд.)   А это образцы  Новгородской , Епатьевской и Лаврентьевской летописей.

 ( 12  слайд.)   Берестяные грамоты

     На Руси долго использовали и  другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

     С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

  ( 13  слайд.)   А это первые печатные книги на Руси

     Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

( 14слайд.)   Так выглядел первый  славянский алфавит .

     Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

     Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

     «Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

     Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.

(  15  слайд.)   Памятники Кириллу и Мефодию в Москве (скульптор В. Клыков)

    В нашей стране праздник  славянской письменности стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

(  16  слайд.)   Памятник Кириллу и Мефодию   в Коломне.

(  17  слайд.)   Праздник славянской письменности.

     24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

     Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

 

( 18 слайд.)   Святые Кирилл и Мефодий

     Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

     (19 слайд – итог)

А записать и донести до нас «дела давно минувших дней» помогла славянская азбука, которую около двух тысячелетий назад придумали братья Кирилл и Мефодий из далёкого греческого городка Солоники.

Два брата, Кирилл и Мефодий, 
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб  научить нас читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-экспромт "В чем счастье человеческое"

Классный час-экспромт «В чем счастье человеческое» познакомит учащихся 5-6 классов с понятием «счастье». ...

Музыкальный экспромт

Внеурочная деятельность по музыке...

Викторина по русскому языку «Экспромт»

Викторина "Экспромт"  направлена на проверку качества полученных знаний, способстует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор уцчащихся....

КВН-экспромт "Наша большая и дружная семья"

Сценарий внеклассного мероприятия КВН-экспромт "Наша большая и дружная семья" для учащихся 9-11 классов....

Театр-экспромт

Литературная беседа-игра....

Дополнительная общеразвивающая программа вокально-хорового пения «Экспромт».

Дополнительная  общеразвивающая программа вокально-хорового пения «Экспромт» разработана в соответствии с основными положениями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29....