Методическая разработка программного раздела "Зарубежная Азия"
методическая разработка по теме

Солдатова Нина Николаевна

методическая разработка программного раздела

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_programmnogo_razdela.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики администрации

Арзамасского района

Методическая разработка

программного раздела по географии:

«Зарубежная Азия»

Разработала: учитель географии

МБОУ Новоселковская СОШ

Арзамасского района

Солдатова Нина Николаевна

Педагогический стаж - 20 лет

Стаж работы по предмету - 20 лет

2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка

Добро нести, добру учить,
Добиться цели через трудности
Любовью истине служить –
Я называю это мудростью.

Уже много лет, я работаю в школе учителем географии, имею достаточный педагогический опыт и убеждаюсь вновь и вновь, что работа и ученики – смысл моей жизни. Каждое утро я вхожу в класс, где меня ждут дети, поэтому я ставлю всегда перед собой цель – провести поучительный, запоминающийся урок. Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями».

Разрабатывая программный материал по Зарубежной Азии, и преподавая его своим ученикам много лет, я для себя выявила одну истину: «Люби и знай в совершенстве то, что преподаёшь и тех, кому преподаёшь».

За много лет преподавания выяснила для себя, что воспитательная цель на уроке самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Применительно к моей педагогической деятельности могу сказать так «Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки».

В ходе учебного процесса стараюсь развить способности учащегося и подготовить почву для того, чтобы эти способности он смог реализовать.

Цели и задачи моей  педагогической деятельности:

  1. расширение кругозора учащихся в области географических знаний;
  2. выявление одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;
  3. активное включение  учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
  4. совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции по географии;
  5. организация научно-исследовательской деятельности учащихся для совершенствования процесса обучения и профориентации;
  6. развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать.

Исходными документами для составления методической разработки раздела «Зарубежная Азия» явились:

  1. Проект стандартов второго поколения в общем образовании по географии. Постановление Минобрнауки от 24.02.2009 № 142 " Об утверждении Правил разработки   и   утверждения   федеральных   государственных   стандартов". Фундаментальное ядро содержания общего образования проект/ под. ред. В.В. Козлова, A.M. Кондакова- М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения);
  2. Региональный    базисный    учебный    план    общеобразовательных учреждений Нижегородской области, утвержденный  приказом Минобразования Нижегородской области № 57 от 04.03. 2005;
  3. Министерство образования Нижегородской области приказ №224 от 15.03.2010 г. «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период»
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год;
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ   от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ ww.vestnik.edu.ru).

Раздел разработан на основе авторской программы А.А. Литягина, И.В. Душиной, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (А.А. Литягин, И.В. Душина Программа курса географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений/Издательский центр «Вентана - Граф». - 2007).


Цели и задачи раздела

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.

И, конечно, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв на даче и т.д. Чтобы эффективно решать эти практикоориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.

Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Цель раздела:

Изучение Зарубежной Азии: территории, границы, положение, природные условия и ресурсы, население, промышленность, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, а также крупные государства Китай, Япония, Индия.

Задачи раздела:

Образовательные:

1. Уметь составлять комплексную географическую характеристику Зарубежной Азии.

2.        Закрепить знания учащихся по географической номенклатуре Зарубежной Азии.

3. Закрепить умения показывать государства и их столицы, называть международные объединения.

Развивающие:

  1. Анализировать, устанавливать связи и отношения (причина-следствие, целое-часть, общее-частное, большее - меньшее, предпочтительное - нежелательное и др).
  2. Сопоставлять, проводить сравнения и аналогии.
  3. Подбирать аргументы, строить доказательство, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключения.
  4. Проводить обобщение, классификацию, систематизацию объектов.
  5. Выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы.
  6. Переносить знание в новую ситуацию.
  7. Планировать свою деятельность.
  8. Подбирать средства деятельности, приборы, материалы, оборудование.
  9. Проводить наблюдения и эксперименты.

Реализация этих целей в уроке, как правило, переплетается с воплощением той или иной познавательной цели, меняя характер или последовательность деятельности по ее достижению.

Воспитательные:

  1. Формирование научного мировоззрения, ответственного отношения к труду, в том числе и учебному, активности жизненной позиции.
  2. Воспитание нравственно-этических принципов и привычек
  3. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
  4. Воспитание культуры мышления, культуры речи.
  5. Воспитание познавательного интереса к учебному предмету и окружающим явлениям, сознательной дисциплины общественно-приемлемого стиля поведения.
  6. Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, самоконтроль и взаимоконтроль, развитие коммуникативных навыков.
  7.  Воспитание способности критически, но объективно оценивать предметы и явления, поступки и действия (свои и чужие).
  8.  Выяснение роли географии в социально-экономических и политических вопросах.
  9. Воспитывать  потребности  в  знаниях  о  тех  государствах,  с  которыми  нам придется соприкасаться в жизни.
  10. Способствовать формированию системы ценностных ориентиров, развивать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине.

Психолого-педагогическое объяснение

при освоении учебного материала

Современная школа ориентирована на развитие личности каждого ученика. Именно поэтому приоритетными являются принципы личностно ориентированного обучения, которые способствуют саморазвитию, самореализации, самоопределению, социализации личности. Самодостаточная социально адаптированная личность сформируется только в том случае, если в процессе образования и воспитания педагоги будут учитывать ее психолого-педагогические особенности. В свою очередь, чтобы такую личность воспитать современному учителю в основу своих методов работы следует положить такие педагогические приемы как развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся, моделирование ситуации успеха, организация взаимосотрудничества учителя и ученика. Мне кажется, что одним из важнейших условий реализации личностно ориентированного подхода к ученику является активизация его познавательной деятельности. Только через интерес к воспринимаемой информации можно прийти к осознанию, усвоению и применению ее на практике. Формированию осознанной мотивации к усвоению предлагаемой информации способствует целый ряд приемов и методов. Особое внимание я хочу уделить активизации познавательной деятельности учащихся, а именно, моделированию ситуации успеха.

Моделирование ситуации успеха.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из актуальнейших проблем педагогики. Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально-психологическая атмосфера урока. На мой взгляд, эмоциональный комфорт во многом зависит от ситуации личного успеха каждого ученика на уроке. Трудно оспорить тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Ситуацию успеха нужно рассматривать с учетом многих факторов. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, который испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен смоделировать учитель. Несомненно, как позитивные моменты влияния переживания успеха на деятельность учащихся можно отметить следующее: переживание успеха внушает уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. Успех сугубо индивидуален. Следовательно, необходимо помнить о том, что одинаковое по трудности задание, успешно выполненное отличником и неуспевающим учеником, потребовало от последнего более напряженной мыслительной деятельности, большей интеллектуальной активности. А это значит, его достижения должны быть оценены как более значимые.

Этапы моделирования ситуации успеха на уроке

1. Мотивационный этап. На данном этапе я ставлю перед собой задачу сформировать у учащихся установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформировать мотив достижения. В данном случае интерес будет главным двигателем развития личности, социальной группы. Его материальная основа – потребность. Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов и эмоций.

Познавательный интерес выполняет три основные функции, он является:

 1) средством (стимулом) обучения;

 2) мотивом учебной деятельности;

 3) устойчивой чертой личности.

         Хочется выделить основные мотивы познавательного интереса, которые определяют процесс моделирования ситуации успеха на уроке: информационный мотив, который проявляется, как стремление выйти за рамки программы; мотив осознания собственного роста – главный двигатель развития личности ученика, показатель эффективности обучения и гарантия устойчивости интереса. В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса; мотив широкой любознательности; мотив интеллектуально–духовной радости – один из показателей глубины и устойчивости интереса, его яркой эмоциональной окрашенности; мотив престижа является важным условием формирования оценки и самооценки школьника. Его роль заметно возрастает в подростковом возрасте вместе с потребностью личности в социальном утверждении и самоутверждении. Он напрямую связан с высоким уровнем знаний, умений, успехов в учебе. Прежде всего, на данном этапе необходимо нейтрализовать память от эмоции неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой. Сделать это можно, например, с помощью сильного эмоционального подкрепления («Уверена, что у тебя сегодня все получится»), но, лучше, если эмоции будут иметь и деятельное основание. Формируя мотив достижения успеха, я предлагаю различные варианты мотивов: стремление самостоятельно решить интересные задачи; попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым; рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей и т.д.

2. Организационный этап. На этом этапе моя задача, как учителя, обеспечить учащемуся условия для успешного выполнения задания (с учетом его индивидуальных особенностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом. Здесь особенно необходима помощь учителя, а точнее, организованная им специальная ситуация, которая поможет ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения. На уроке конкретные обстоятельства обусловливают использование мною тех или иных приемов ситуации успеха. К ним относятся: эмоциональная разгрузка; смена задания; помощь класса; обращение к учителю; работа с учебником; индивидуальная работа и т.д.

Особенно уместно обратить внимание на используемый мною прием «Даю шанс» (сейчас нужно сдать работу, но после урока можно прийти и дописать, но учащиеся должны быть готовы к тому, что им могут предложить и дополнительное задание).

3. Итоговый этап. Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Я стараюсь оценить работу ученика так, чтобы обратить сегодняшние результаты в стимул для следующего учебного задания. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Это требует от учителя педагогической корректности и такта. В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становиться действенным средством активизации образовательного процесса, когда она: организуется на всех этапах учебного процесса; усложняет учебные и воспитательные задачи; реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что отражается в подборе приемов и средств.

Для себя эволюцию эффективности моделирования ситуации успеха на уроке я представляю в виде следующей схемы: положительные эмоции в деятельности; чувство успеха; эмоции радости, интеллектуального подъема; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей; осознание недостаточного уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании.

Моделирование ситуации успеха через творческую деятельность

С психолого-педагогической точки зрения в основе моделирования ситуации успеха как основного способа развития познавательной активности лежит творческая деятельность. Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить свое отношение к миру. Творческую деятельность определяют следующие основные моменты: творчество как процесс развлечения, игры; творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности; творчество как особая форма коммуникации.

Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые пробуждают у учащегося потребность в творческом самовыражении. Я хочу отметить используемые мною приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение: нестандартная формулировка проблемы, задачи; постановка к данной проблеме альтернативных вопросов («А что, если…?»); юмор – показатель развитости абстрактного мышления, поэтому не следует бояться детских шуточных импровизаций; не бояться самых различных (иногда абсурдных) аналогий; отказ от привычных стереотипов мышления; любую проблему рассматривать не менее, чем с четырех точек зрения:

1. Опираясь только на документы, цифры и факты.

2. Критически оценить ситуацию.

3. Оценка ситуации с точки зрения конструктивного подхода.

4. Дать выход полету фантазии.

При разработке программы учитывалась психолого-педагогическая характеристика класса. Акцент сделан на развитие личности обучающегося.

На мой взгляд, в старших классах одним из наиболее эффективных творческих методов активизации познавательной деятельности учащихся является метод творческих проектных исследований. В основе создания творческого проекта лежит процесс совместного творчества учителя и ученика.

Ожидаемые результаты освоения раздела.

                

В   результате   изучения   раздела «Зарубежная Азия» ученик должен:

Знать

  1. важнейшие географические понятия:

Религиозно-этнические основы, природно-ресурсный потенциал, «Азиатский» тип размещения и расселения населения, типы сельского хозяйства, интеграционные группировки, глобальные проблемы.

  1. основные законы географии:

особенности размещения минеральных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных ресурсов мирового океана.

Уметь

  1. давать характеристику Зарубежной Азии;
  2. использовать    приобретенные    знания    и    умения    в    практической деятельности и повседневной жизни

        


Образовательные технологии, методы и формы организации деятельности учащихся

        Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности  учеников.

Достичь этого возможно с помощью:

  1. использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  2. создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  3. использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  4. оценки деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  5. создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Развитию познавательной мыслительной активности  на уроках географии способствует  рациональная  организация самостоятельной работы.

Неслучайно древнекитайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

На уроках применяю различные виды самостоятельной работы:

  1. задания, направленные на формулировку темы и задач урока;
  2. работа с учебником;
  3. работа с картой;
  4. тестовые задания.

Урок строю  так, чтобы включить каждого  ученика в процесс активной мыслительной деятельности, а так же на способности применять и сохранять учебную цель и задачи в течение всего урока.

Для формирования познавательного интереса я использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием.

Например:  

1.Прием «Разминка».

Цель: актуализация знаний, развитие  быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии.

Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.

Пример: тема «Евразия» включает вопросы:

1.Назоваите крайние точки материка.

2. Назовите горы в Зарубежной Азии.

2. Прием “Эссе, сочинение, рассказ”

Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.

Пример: учащиеся получают задания:

описать один день, проведённый в тайге, пустыне, влажном экваториальном лесу

и т. д.; написать эссе по теме “Один день без географии”.

3. Прием «Причина-следствие»

Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Описание приема: учитель предлагает  найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)

Пример:

волны

землетрясения

океанические течения

Луна

цунами

ветер

приливы и отливы

постоянные ветра


Развивая способность обучающихся  осуществлять логические операции, сравнения, анализ, обобщения, я даю различные задания:

1)задания, рассчитанные на воспроизводство готовых знаний, т.е. в том виде, как они излагались учителем (первый уровень знаний).

Изучая Зарубежную Азию  в теме «воздушная масса» и влиянием ее на погоду можно организовать самостоятельную работу с учебником по изучению типов воздушных масс.

Задание 1. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст учебника и заполнить таблицу.

Типы воздушных масс

Их особенности

Температура воздуха

Влажность

2) Задание на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации (2 уровень)

На основе анализа и сопоставления различных карт составить характеристику природных условий стран Зарубежной Азии, затем сверить свой ответ с текстом учебника. Для самоконтроля можно дать задания-тесты. После выполнения заданий учитель пишет на доске ответы и нормы оценок. Учащиеся сами проверяют и ставят оценки в тетрадь.

3) Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности (третий уровень знаний)

1. Пользуясь картами (отобрать самим) составить таблицу, в левую колонку которой выписать названия платформ, затем поясов новой складчатости. В правой колонке указать какие формы поверхности земли соответствуют каждому из этих участков земной коры.

Платформы и области новой складчатости

Рельеф

2. Проанализировав выполненную работу, сделать вывод о том, какие равнины соответствуют платформам, какие горные системы – областям новой складчатости. Какая закономерность подтверждается этими примерами в размещении крупных форм поверхности на Земле.

        С целью развития логического мышления, использую самостоятельные работы по преобладанию того или иного приема умственной деятельности.

1) На проведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного.

При изучении климата Зарубежной Азии продолжается формирование общих понятий «субэкваториальных», «тропический», «субтропический климат». Можно выполнить задания по карте: пользуясь климатическими картами, сравнить субтропические климатические пояса Зарубежной Азии и Африки. Указать, по каким признакам будете сравнивать? В чем состоит сходство? Чем отличаются пояса? Каковы причины различий? Для самоконтроля и самопроверки можно дать диктант «Климатические пояса Зарубежной Азии»

2) На проведение анализа с последующими выводами по карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а также на юге Зарубежной Азии. По климатической карте определить направление ветров в январе и июле на этих территориях. Чем объясняется сезонное изменение ветров. Что общего в климате юга и востока (умеренного и субтропического пояса) Зарубежной Азии? В чем различие климата этих территорий?

3)  На раскрытие причинно-следственных связей определить черты (следствия) климата, вытекающие из этих особенностей (причин).

  1. Евразия имеет большую протяженность с севера на юг.
  2. Евразия имеет наибольшую протяженность с запада на восток.
  3. Гималаи и высокие горы преграждают путь муссонам внутрь материка.
  4. Зимой большая часть поверхности материка сильно охлаждается, а летом сильно нагревается.  
  5. Островная часть Зарубежной Азии находится близ экватора.

4) На формирование приемов обобщений с последующими выводами учащимся предлагается, например, дать характеристику двух рек по плану учебника.

5)На формирование приемов классификации

Из начального курса физической географии вы знаете, что горы делят на высокие, средние, низкие. По какому признаку проведено деление гор на группы? А еще, по какому признаку можно разделить горы?

Работы могут быть чрезвычайно разнообразны  и в отношении источников.

Самостоятельная работа с учебником обеспечивает умственное развитие учащихся, т.е. делает процесс обучения развивающим. Ученик уже не является пассивным объектом обучения, а становится активным субъектом образовательного процесса. Учебные рисунки, схемы, графики становятся источником новых знаний об изучаемых явлениях и объектах

Большое внимание на уроках уделяю поиску, сбору и выделению существенной информации из различных информационных источников.

1) Задачи по учебнику

  1. пересказ текста учебника по вопросам, усваиваются готовые знания.
  2. составление плана текста по параграфу
  3. заполнение таблиц
  4. выписывание из текста географических явлений
  5. чтение по цифровым показателям, диаграммам типа климата.
  6. поиски ответов, объяснений.
  7. сравнение различных географических объектов.
  8. выбор объектов, относящихся к той или иной группе явлений и процессов

2)Разнообразны задания по карте (характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий). Работа с картой способствует развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления. Карта – есть второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и более доступный восприятию учащихся, нежели текст.

3)Традиционные (обыкновенные задания) они требуют от учащихся связанных логических ответов, учат письменно или устно излагать свои мысли. Они предоставляют полную свободу ученику для ответа.

Задание. Что вы знаете об атмосфере?

  1. Из каких слоев состоит атмосфера?
  2. В каком слое атмосферы образуются облака, дождь, дуют ветра, часто меняется температура?
  3. Что такое атмосферное давление?
  4. От чего зависит сила ветра?

4)Задания тестового характера

Использую несколько видов:

  1. тесты на нахождение соответствия, они размещены в виде двух колонок или столбиков. Учащиеся с помощью цифр или букв должны обозначить соотношения между фактами или явлениями.
  2. тесты-альтернативы, когда дается один правильный, а другой неправильный ответ. Учащимся предлагается выбрать верный ответ.
  3. тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из нескольких предложенных вариантов.
  4. тесты по контурным картам.

5)Конструктивные задания. Это усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы. Они как бы определяют ход рассуждения ученика, направляют его на определенную последовательность использования приемов учебной работы и наполняют собой алгоритмическое предписание.

            Каждый из указанных видов заданий имеет свои преимущества и недостатки. Традиционные задания способствуют развитию речи, формированию представлений, образов. Тесты дают большую экономию времени, позволяют закрепить существенные признаки многих понятий, факты, освобождают учащихся от трудоемкой письменной работы. Ученики больше думают, сравнивают, облегчается труд учителя при проверке задания. Тесты и конструктивные задания следует сочетать с традиционными заданиями.

При составлении заданий надо их постепенно усложнять по линии всех навыков – и картографического, и статического, и навыка географического мышления. Нельзя топтаться на одном месте и тем более возвращаться вспять, но и нельзя делать слишком больших рывков вперёд. Поэтому необходима хорошо разработанная система упражнений и заданий.

Форма выполнения задания может быть или устной, или письменная. Важно разнообразить вид работы, а используемые методические приёмы зависят от уровня класса, от состояния оборудования, от навыков и способностей  учащихся, характера темы.

На уроках использую различные виды самостоятельной  работы,  совмещаю самостоятельную работу учащихся с их индивидуальной работой с учителем, применяю коллективную групповую работу, контроль и самоконтроль в группах.

Ученики работают в режиме индивидуальной и групповой работы (ученик-ученик), (ученик – ученик  – ученик), с использованием конспекта с адаптивными заданиями, что экономит время при изучении нового материала.

          В течение урока управляю самостоятельной работой учащихся, помогаю овладеть отдельными её приёмами, оказываю помощь в случае возникновения трудностей.

        В своей практике также использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности); словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность.

        Проверка знаний учащихся о Зарубежной Азии проводится по следующим основным направлениям:

  1. умение показывать государство Зарубежной Азии на карте;
  2. с развитием климата выделить отрасли сельского хозяйства;
  3. с добычей полезных ископаемых выделить отрасли промышленности;
  4. экологические проблемы Зарубежной Азии.

Данная работа помогает добиваться следующих результатов:

год

качество ЗУН

успеваемость

2008-2009

67%

100%

2009-2010

73%

100%

2010-2011

77%

100%

Результаты мониторинга качества знаний по географии за последние 3 года показывают, что качество знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии,  в среднем составляет 72%.

Ежегодно ребята выбирают экзамен по географии в форме ЕГЭ, показывая хорошие результаты.

Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, делать учебный процесс интересным, прогрессивным, современным.


Психолого-педагогическая характеристика класса

                

                В 11А классе обучается 14 человек, из них 11 девочек и 3 мальчика. Все учащиеся с одного года рождения, проживают в благополучных семьях, родители поддерживают связь со школой, и все проблемы решаются совместно с родителями. Класс работоспособный, хотят учиться все на «4» и «5», умеют работать в группах, подставить плечо друга, могут выступить в роли учителя-консультанта с более слабыми учениками, умеют делать мультимедийные презентации, работать с дополнительной литературой.

                Учитель в этом классе является помощником, консультантом, так как у всех практически высок базисный уровень знаний. Ученики могут ответить на вопросы «Чем для меня полезен изученный материал?», «Где я могу его применить?», «Чему я научился на уроке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", выступления на методич...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ "БАДМИНТОН" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ.

Данная методическая разработка направлена на решение образовательных , воспитательных и оздоровительных задач предмета «Физическая культура» на уроках модуля «Бадминтон» и разр...