Рабочая программа по анатомии и физиологии человека по специальности лечебное дело (фельдшер).
рабочая программа по теме
Образовательная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности лечебное дело 060101 (фельдшер) СПО
Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Образовательная программа учебной дисциплины может быть использована для повышения квалификации специалистов со средним специальным образованием и переподготовке специалистов по темам «Физиологические основы саморегуляции», «Топографическая анатомия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для преподавателей медицинских училищ. Программа по дисциплине анатомия и физиология человека. | 135.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования техникум – «Борское медицинское училище»
Рабочая программа
по анатомии физиологии человека
специальность: лечебное дело (фельдшер)
составил: преподаватель Иванова О.В.
Борское 2012 год
Содержание
Стр.
- Паспорт программы учебной
дисциплины. 2-5
- Структура и содержание учебной
дисциплины. 6-49
- Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины. 50-51
- Условия реализации примерной программы
учебной дисциплины _________________________________________ 52-53
- Паспорт образовательной программы учебной
дисциплины
«Анатомия и физиология человека».
- Область применения программы
Образовательная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности лечебное дело 010609.52 (фельдшер) СПО
Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Образовательная программа учебной дисциплины может быть использована для повышения квалификации специалистов со средним специальным образованием и переподготовке специалистов по темам «Физиологические основы саморегуляции», «Топографическая анатомия»
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина анатомия и физиология человека является частью цикла общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 060101.52. Лечебное дело.
Анатомия человека является одной из основных базовых дисциплин и, кроме
того, базируется на следующих дисциплинах:
1. Биология.
- Биологические основы жизнедеятельности человека. Уровни организации жизни.
- Человек в системе природы. Биология развития. Принципы эволюции органов.
- Антропогенез.
- Человек и биосфера.
- Биологические аспекты экологии человека. Медико-биологические аспекты био-географических и антропогенных характеристик среды.
2. Латинский язык.
- Необходим для полноценного усвоения анатомической терминологии.
3. Гистология.
- Общая гистология. Эпителиальные ткани, соединительные ткани, скелетные, соединительные ткани, мышечные ткани, нервные ткани.
- Основы эмбриологии человека.
Основные положения анатомии человека должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
1. Патологическая анатомия.
2. Терапия.
3. Хирургия.
4. Акушерство.
5. Гинекология.
6. Педиатрия.
7.Здоровый ребёнок, здоровая женщина.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью преподавания анатомии человека является
- приобретение каждым студентом глубоких знаний по анатомии в свете естественно-научных представлений о строении и функции органов и организма человека в целом,
- умение использовать полученные знания в практической деятельности и при последующем изучении других фундаментальных медицинских дисциплин, успешно усваивать клинические специальности.
Задачи дисциплины.
1. Изучить строение тела человека, составляющих его систем, органов и тканей, на основе современных достижений макро- и микроскопической анатомии, физиологии,
2. В процессе обучения анатомии человека рассмотреть индивидуальные, половые и возрастные особенности организма,
3. При изучении анатомии органов, систем органов и аппаратов привить студентам системный подход к пониманию строения организма в целом, всесторонне раскрыв взаимосвязь и взаимозависимость отдельных частей организма.
6. Одновременно с приобретением знаний о строении органов, систем органов и организма в целом необходимо привить студентам умение хорошо ориентироваться в сложном строении тела человека, свободно находить, определять положение и проекцию органов и их частей, то есть научиться владеть "анатомическим материалом".
По завершении изучения анатомии человека студент должен:
- Знать:
- методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские);
- анатомию органов, систем и аппаратов, детали их строения, их основные функции;
- взаимоотношение органов друг с другом; проекцию их на поверхности тела;
- основные этапы развития органов (органогенез);
- основные варианты строения и пороки развития органов.
- Уметь:
- находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения,
- правильно называть по-русски и по-латыни;
- пользоваться научной литературой.
1.4 Рекомендуемое количество часов на основе программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 270 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 180часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 90 час
- Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 270 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
Теоретические занятия | 70 |
Практические занятия | 104 |
Контрольная работа | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося | 90 |
В том числе | |
Работа с учебными тексами (чтение текста, составление плана изучения учебного материала, конспектирование, выписка из текста ответы на контрольные вопросы, работа со словарями, справочниками, создание презентаций). | 30 |
Выполнение учебно- исследовательской работы (подготовка рефератов, докладов, проектов) | 15 |
Заполнение рабочей тетради (зарисовка строения изучаемых структур, заполнение таблиц, схем, составление словаря медицинских терминов, выполнение заданий в тестовой форме, составление кроссвордов). | 30 |
Самостоятельная работа над проектом | 15 |
Итоговая аттестация по учебной дисциплине в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 «Анатомия и физиология человека».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел №1. | Анатомия и физиология как наука. Понятие об органах и системах органов. | ||
Тема 1.1 Введение в изучение анатомии и физиологии человека. Анатомо- физиологические особенности формирования потребностей человека. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 1 1 1 2 2 |
Практическое занятие №1 « Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле». Заполнение рабочей тетради, составление схем основных плоскостей, осей тела человека и условные линии. Выписка анатомических терминов. Демонстрация на торсах человека. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | ||
Раздел№2. . | Отдельные вопросы цитологии и гистологии | ||
Тема 2.1 Основы цитологии. Клетка. Строение и жизненный цикл. Учение о тканях. Эпителиальные, мышечные, соединительные и нервная ткани. | Содержание учебного материала.
| 2 | 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | ||
Практические занятия №2, №3 «Учение о тканях».
Микроскопия тканей. Работа с микропрепаратами, микроскопом. Заполнение рабочей тетради (зарисовка тканей: эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной, узлов, волокон), выписка терминов, составление глоссария, выполнение заданий в тестовой форме, заполнение схем, таблиц), изучение характеристики функциональных особенностей разных видов тканей. | 4 2 2 | ||
Раздел№3. | Остеология. Остеоартросидесмология. Миология. | ||
Тема 3.1 Введение в изучение костной системы. Артрология- учение о соединениях костей. костях. Виды соединения костей. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 3 |
Практическое занятие №4 «Строение кости. Типы соединения костей» Изучение строения, типов костей, их соединение. Демонстрация на плакатах, муляжах типы соединения костей с применением анатомической терминологии. Заполнение рабочей тетради, составление схем строения кости и типов соединения. Выполнение заданий различной формы. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Тема 3.2 Скелет головы. Кости и топография черепа. Виды соединения костей черепа. | Содержание учебного материала
череп: лобная, клиновидная, затылочная, теменная, решетчатая, височная.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 |
Практическое занятие №5, №6
Изучение костей черепа на костном препарате на скелете, зарисовка костей черепа, заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации); Демонстрация костей на скелете на костном препарате черепа с применением латинской терминологии; Характеристика височно-нижнечелюстного сустава; | 4 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | ||
Тема 3.3 Скелет туловища. Анатомо- функциональные особенности. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие №7 «Скелет туловища» Изучение костей туловища на скелете. Демонстрация костей туловища с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, зарисовка позвонков разных отделов позвоночного столба). Характеристика видов соединения костей туловища. Интерпретация предложенных рентгенограмм грудной клетки. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося
| 2 | ||
Тема 3.4 Скелет верхних и нижних конечностей. Анатомо – функциональные особенности скелета верхних и нижних конечностей. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 |
Практические занятия №8, №9:
Заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенных иллюстрациях, зарисовать кости конечностей). Изучение костей на скелете и их демонстрация с применением латинской терминологии. Характеристика суставов конечностей по плану. Сравнение нормального строения сустава с патологическим строением на предложенных рисунках, рентгеновских снимках. Демонстрация типичных мест переломов костей конечности. Характеристика строения мужского и женского таза. Измерения женского таза при помощи акушерского инструментария (тазомера). | 4 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 3 | ||
Тема 3.5 Общие вопросы миологии. Мышцы и фасции головы и шеи. Топография шеи. | Содержание учебного материала.
сухожилий, синовиальные сумки, блоки для сухожилий мышц, сухожильные дуги, костно-фиброзные каналы.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 |
Практические занятия №10 «Мышцы и фасции головы и шеи». Изучение мышц на муляжах и фантоме. Демонстрация мышц на муляжах и фантоме с применением латинской терминологии. Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации). Характеристика мышцы как органа, демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося
« Мышечная система».
| 3 | ||
Тема 3.6 Мышцы и фасции туловища (торса). | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие №11, №12
Изучение мышц на муляжах и фантомах. Демонстрация мышц на муляжах и фантоме с применением терминологии. Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Заполнение рабочей тетради , подписать название мышц (русский языки) на предложенной иллюстрации. | 4 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся.
| 2 | ||
Тема 3.7 Мышцы верхней и нижней конечностей. | Содержание учебного материала
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 |
Практические занятия№13, №14
Изучение мышц на муляжах и планшетах. Демонстрация мышц на муляжах и планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации). | 4 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося
| 2 | ||
Раздел № 4. | Учение о сосудах. Ангиология. Физиологические особенности систем органов кровообращения и лимфообращения. | ||
Тема 4.1 Анатомо- физиологические особенности сердечно- сосудистой системы. Анатомия сердца. | Содержание учебного материала
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практические занятия №15,№16
Изучение строения сосудов (артерий, вен, капилляров) и сердца на муляжах и планшетах. Демонстрация органов сердечно- сосудистой системы на муляжах, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции сердца на скелете, на поверхности тела. Заполнение рабочей тетради (подписать отделы, части органов (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц). Решение профессиональных ситуационных задач. | 4 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 4 | ||
Тема 4.2 Сосуды малого круга кровообращения. Артериальная система кровообращения головы, шеи, верхних конечностей. | Содержание учебного материала
отдельные части: луковица аорты, восходящая часть аорты, дуга аорты, нисходящая часть аорты. Венечные артерии сердца. Ветви дуги аорты.
различия в отхождении правой и левой подключичной артерий; отделы и ветви под- ключичной артерии. Анастомозы между артериями головы и шеи.
артерия, ее топография, отделы, ветви; плечевая, лучевая и локтевая артерии, их топография, ветви, проекция на наружные покровы.
их образующие, топография и проекция на поверхность ладони.
и другими артериями верхней конечности.
| 2 | 2 2 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 |
Практические занятия №17,№18.
Изучение в атласах, на муляжах, таблицах структур малого и большого кругов кровообращения . Демонстрация на таблицах и планшетах кровеносных сосудов. Демонстрация проекции крупных сосудов на поверхности разных частей тела. Заполнение рабочей тетради (подписать на предложенной иллюстрации части аорты, сосуды головы и шеи, туловища, конечностей), работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц, составление схем кровоснабжения органов, части тела. Решение ситуационных профессиональных задач. | 4 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 3 | ||
Тема 4.3 Артерии и вены большого круга кровообращения. | Содержание учебного материала
Поверхностные и глубокие вены нижней конечности.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практические занятия №19,№20,№21 1.(19) «Ветви грудной и брюшной части аорты. Артерии таза» 2.(20) «Система верхней полой вены». 3.(21) «Система нижней полой вены и система воротной вены печени». Изучение в атласах, на муляжах, таблицах структур большого круга кровообращения. Демонстрация на таблицах и планшетах кровеносных сосудов. Демонстрация проекции крупных сосудов на поверхности разных частей тела. Заполнение рабочей тетради (подписать на предложенной иллюстрации части аорты, сосуды головы и шеи, туловища, конечностей), работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц, составление схем кровоснабжения органов, части тела. Решение ситуационных профессиональных задач. | 6 2 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 4 | ||
Тема 4.4 Физиология сердца и кровообращения. Анатомо- физиологические особенности лимфатической системы. | Содержание учебного материала.
висцеральные.
| 2 | 1 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие №22 «Физиология сердца и кровообращения». Проецирование границ сердца и клапанного аппарата на поверхность сердца. Определение верхушечного толчка сердца. Определение и характеристика пульса на периферических артериях. Измерение артериального давления на плечевой артерии. Подсчёт числа сердечных сокращений при помощи фонендоскопа. Измерение АД. Практическое занятие №23 «Лимфатическая системы организма». Изучение в атласах, плакатах строение структур лимфатической системы. Демонстрация на таблицах лимфатических узлов, сосудов, протоков. Демонстрация проекции основных групп лимфатических узлов на поверхности разных частей тела. | 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 5 | ||
Раздел5. | Спланхнология. Анатомо- физиологические особенности системы органов дыхания | ||
Тема5.1 Анатомо- физиологические особенности дыхательных путей. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 |
Практическое занятие №24 «Морфология дыхательных путей». Изучение органов дыхания на муляжах и планшетах. Демонстрация органов дыхательной системы на муляжах, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов дыхания на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название дыхательных путей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, выполнение заданий в тестовой форме, выписать латинские наименования дыхательных путей, заполнение таблиц). Решение профессиональных ситуационных задач. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | ||
Тема 5.2 Анатомо- физиологические особенности лёгких. Плевра. Средостение. Физиология лёгких. | Содержание учебного материала
| 2 | 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 1 |
Практическое занятие №25 «Морфология лёгких. Плевра. Средостение». Изучение строения плевры, средостения, лёгкого на муляжах, планшетах. Демонстрация на муляжах, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции лёгкого, органов средостения на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название органов, частей органов (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации иллюстрации, работа с тестами, выписка терминов. Практическое занятие №26 «Физиология дыхания». Определение экскурсии грудной клетки при дыхании (измерение окружности грудной клетки на вдохе и на выдохе). Определение частоты, ритма дыхания. Пальпация, перкуссия органов дыхания. Решение профессиональных ситуационных задач. Подсчёт дыхательных движений. | 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся.
| 2 | ||
Раздел №6. | Спланхнология. Анатомо – физиологические особенности пищеварительной системы. | ||
Тема 6.1 Введение в изучение органов пищеварительной системы. Анатомо- физиологические особенности полости рта, глотки, пищевода, желудка, кишечника | Содержание учебного материала.
| 4 | 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся.
| 3 | ||
Практические занятия№28, №28
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строение изучаемых органов пищеварительной системы. Демонстрация на таблицах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация и определение проекции органов пищеварения на переднюю поверхность брюшной стенки. Заполнение рабочей тетради (подписать отделы, части органов пищеварительной системы (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц) , работа с тестами. Решение профессиональных ситуационных задач. | 4 2 2 | ||
Тема 6.2 Функциональная анатомия больших пищеварительных желёз. | Содержание учебного материала
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие№29 «Изучение функциональной анатомии пищеварительных желёз» Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения пищеварительных желёз. Демонстрация на таблицах, плакатах изучаемых пищеварительных желёз с применением латинской терминологии. Демонстрация и определение проекции желёз на переднюю поверхность брюшной стенки. Заполнение рабочей тетради (подписать отделы, части органов пищеварительной системы (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц) , работа с тестами. Решение профессиональных ситуационных задач. Составление рекомендаций по питанию пациентов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Тема 6.3. Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии. | Содержание изучаемого материала.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие №30 «Физиология пищеварения». Изучение процесса пищеварения в каждом отделе пищеварительного тракта. Значение ферментов, соков на переваривание питательных веществ. Изучение процесса всасывания. Заполнение таблицы. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 4 | ||
Практическое занятие № 31 по теме «Обмен веществ и энергии». Заполнение рабочей тетради. Составление рекомендаций по питанию пациентов. Измерение температуры разных участков тела. Решение профессиональных ситуационных задач. | 2 | ||
Раздел7 | Анатомо - физиологические системы органов мочеобразования и мочевыделения. | ||
Тема7.1 Введение в изучение мочевой системы Анатомо- физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. | Содержание учебного материала
| 2 | 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающегося.
| 4 | ||
Практическое занятие №32 «Анатомия органов мочевыделительной системы». Изучение на муляжах, плакатах, таблицах строение органов мочевыделительной системы. Демонстрация на планшетах, плакатах, изучаемых структур с применением латинской и русской терминологии. Демонстрация проекции органов на поверхность тела. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, зарисовка органов мочеобразования в тетради . Решение профессиональных ситуационных задач. | 2 | ||
Тема 7.2 Физиология органов мочеобразовательной системы. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 2 2 2 3 |
Практическое занятие №33 «Физиология органов мочеобразования». Заполнение в рабочей тетради таблицы «Этапы образования мочи», схем, выполнение заданий в тестовой форме, выписка терминов. Решение профессиональных ситуационных задач. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Раздел №8. | Анатомо- физиологические особенности репродуктивной системы человека. | ||
Тема 8.1 Анатомия и физиология женской и мужской половой системы. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие №34 «Анатомия и физиология женских половых органов». Изучение на таблицах, моделях строения органов женской репродуктивной системы. Демонстрация на планшетах, плакатах, изучаемых структур с применением латинской и русской терминологии. Демонстрация проекции органов на переднюю поверхность брюшной стенки тела. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме. Решение профессиональных ситуационных задач. | 2 | ||
Практическое занятие №35 «Анатомия и физиология мужских половых органов». Изучение на таблицах, моделях строения органов мужской репродуктивной системы. Демонстрация на планшетах, плакатах, изучаемых структур с применением латинской и русской терминологии.. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме. Решение профессиональных ситуационных задач. Выписка терминов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Раздел №9. | Внутренняя среда организма. Кровь. | ||
Тема 9.1 Состав, свойства и функции крови.Гомеостаз. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие № 36 «Физиология крови». Рассмотрение мазков крови (рисунки), нахождение всех форменный элементов крови на них. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий, зарисовка форменных элементов крови с обозначением структурных единиц, составление глоссария. Решение профессиональных ситуационных задач. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Раздел №10. | Процесс защиты организма от воздействий внешней и внутренней среды. | ||
Тема 10.1 Особенности иммунной системы. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие № 37 «Анатомия и физиология иммунной системы». Изучение на таблицах, муляжах строение органов иммунной системы. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий, составление глоссария, заполнение таблиц, схем. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Раздел № 11 | Неврология. Анатомо- физиологические особенности саморегуляции функций организма. | ||
Тема 11.1 Введение в изучение нервной системы. | Содержание учебного материала.
| 2 | 1 1 1 1 1 |
Самостоятельная работа обучающегося.
| 1 | ||
Тема 11.2 Анатомо- физиологические особенности спинного мозга. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 2 2 |
Практическое занятие № 38 «Анатомия и физиология спинного мозга». Изучение на плакатах, слайдах строения спинного мозга. Демонстрация на таблицах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради, заполнение «немых рисунков» с обозначением составных частей на русском и латинском языке. Выполнение тестовых заданий, составление глоссария. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Тема 11.3 Головной мозг. Ствол мозга: продолговатый, задний, средний и промежуточный мозг. | Содержание учебного материала.
| 4 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие 39, №40,№41.
Изучение на муляжах, таблицах строения головного мозга. Демонстрация на плакатах, слайдах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий различного вида, выписка терминов, составление схем, таблиц. | 6 2 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Тема 11.4 Конечный мозг | Содержание учебного материала.
| 2 | 1 1 1 2 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающегося
| 2 | ||
Практическое занятие №42. «Анатомия и физиология конечного мозга». Изучение на муляжах, таблицах строения головного мозга. Демонстрация на плакатах, слайдах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий различного вида, выписка терминов, составление схем, таблиц. | 2 | ||
Тема 11.5 Эндокринная система. Гуморальная регуляция организма человека. | Содержание учебного материала.
| 2 | 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие №43 «Анатомия и физиология эндокринной системы». Изучение на плактах и муляжах строение органов эндокринной системы. Демонстрация на таблицах изучаемых структур. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, выписка терминов, заполнение таблиц и схем. Решение профессиональных ситуационных задач. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Тема 11.6 Высшая нервная деятельность. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 2 1 1 1 2 2 |
Практическое занятие №44 «Высшая нервная деятельность». Работа с психологическими тестами на память, внимание, типы темперамента. Работа с тетрадью, заполнение таблиц, схем. Выписка терминов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Тема 11.7 Периферическая нервная система. | Содержание учебного материала
сплетения, их топография и области иннервации.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие №45, №46
«Шейное и плечевое сплетения.
Изучение на таблицах, расположение спинномозговых нервов, сплетений. Демонстрация на плакатах изучаемых структур. Заполнение рабочей тетради, составление схем иннервации частей тела., органов. Решение ситуационных задач. | 4 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Тема 11.8 Анатомо- физиологические особенности черепных нервов. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие №47, №48
Изучение на плакатах, муляжах место выхода черепномозговых нервов из | 4 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Тема 11.9 Вегетативная нервная система. | Содержание учебного материала.
| 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие №49 « Вегетативная нервная система» Заполнение выполнение заданий в тестовой форме, решение ситуационных задач, составление схем иннервации органов, заполнение таблиц. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Раздел № 12 | Эстезиология- учение об органах чувств. | ||
Тема 12.1 Органы чувств. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. | Содержание учебного материала.
| 2 | 1 1 1 2 2 |
Практическое занятие № 50 «Анатомия и физиологи органа зрения. Зрительный анализатор». Изучение на таблицах, муляжах строения изучаемого органа. Демонстрация на плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради. Работа с «немыми рисунками», обозначение изучаемых структур с применением русской и латинской терминологии. Выполнение заданий в тестовой форме. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Тема 12.2 Анатомия и физиология органа слуха, равновесия. Слуховой и вестибулярный анализаторы. Кожа и её производные. Орган вкуса и обоняния | Содержание учебного материала.
| 2 | 1 2 2 1 1 2 2 2 2 |
Практическое занятие № 51 «Анатомия и физиология органа слуха и вестибулярного аппарата». Изучение на таблицах, муляжах строения изучаемого органа. Демонстрация на плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради. Работа с «немыми рисунками», обозначение изучаемых структур с применением русской и латинской терминологии. Выполнение заданий в тестовой форме. Практическое занятие№52 «Кожа и её производные. Орган вкуса и обоняния». Изучение на таблицах, муляжах строения изучаемого органа. Демонстрация на плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради. Работа с «немыми рисунками», обозначение изучаемых структур с применением русской и латинской терминологии. Выполнение заданий в тестовой форме. | 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося.
| 2 | ||
Тема | Контрольные работы № 1 (итоговая за 1 семестр, №2 итоговая за 2 семестр). | 4 | |
Итого: Максимальной учебной нагрузки - 270 часов, в том числе:
теории – 72 часа; практики - 108 часов;
|
- Условия реализации программы учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Анатомии и физиологии человека. Он же может являться и лабораторией для выполнения практических занятий.
Оборудование учебного кабинета:
- Доска классная
- Стол и стул для преподавателя
- Столы и стулья для студентов
- Шкафы
Технические средства обучения:
- Мультимедийная установка
Оборудование лаборатории и рабочих мест:
- Фонендоскоп 1
- Тонометр
- Микроскоп с набором объективов
- Спирометр
- Динамометр
- Скелет туловища с тазом
- Набор костей черепа: лобная, затылочная, клиновидная, теменная, височная, решетчатая, скуловая, верхняя челюсть, нижняя челюсть, основание черепа, череп целый, череп с разрозненными костями
- Набор костей туловища: ребра, грудина, набор позвонков, крестец
- Набор костей верхней конечности: ключица, лопатка, плечевая, локтевая, лучевая, кисть, кисть комплект из 27 костей
- Набор костей нижней конечности: газ, бедренная, большеберцовая, малоберцовая, стопа
- Оси вращения суставов: плечевого, грудино-ключичного, локтевого, коленного
- Кости на планшете: скелет верхней конечности, скелет стопы, стелет кисти, позвоночный столб, скелет нижней конечности
- Мышцы (муляж – планшеты): мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы стопы, мышцы кисти, мышцы верхней и нижней конечности
- Нервная система: головной мозг (модель), головной мозг (планшет), головной мозг (сагитт. разрез), спинной мозг (планшет), солнечное сплетение (муляж)
- Железы (на планшете): поджелудочная, щитовидная, околощитовидная, яички, яичники, предстательная, вилочковая, шишковидная, надпочечники, придаток мозга - гипофиз
- Кровообращение: сердце (модель), фронтальный разрез сердца (на планшете), схема кровообращения человека (на план.)
- Система дыхания: легкие (модель), бронхиальное дерево (сегментарные бронхи), органы дыхания и средостения (муляж), органы средостения (муляж),гортань (модель)
- Органы пищеварения (на планшете): пищеварительная система, кишечник, ворсинки тонкой кишки, печень (муляж), пищеварительная система (модель)
- Мочевыделительная система: почки (на планшете), мочевыделительная система (на планшете)
- Органы грудной и брюшной полости: мужской таз (сагиттальный разрез), женский таз (сагиттальный разрез), торс человека (модель), сагиттальный разрез головы и шеи, топография кисти рук, топография головы и шеи.
- Лимфатическая система ( на планшете): сенсорные системы - кожа (на планшете), глаз (увеличенная модель), ухо (модель), полукружные каналы с улиткой и т.д.
- Таблицы (плакаты) по темам
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека.- М.: ООО «Издательство ОНИКС»: ООО «Мир и образование», 2008
- Самусев Р.П. , Селин Ю.М.Анатомия человека .– Москва «Медицина», 1995год., для учащихся медицинских училищ.
- Барышников С.Д. Практикум по анатомии и физиологии человека .- М; ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000год
Дополнительная литература:
- Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских колледжей – М.: «Геотир-Медиа», 2008
- Горелова Л.В. Анатомия в схемах и таблицах – Ростов н/Д: Феникс, 2006
- Кондрашов А.В.Нормальная анатомия человека в тестах.- М.: Эксмо, 2008год, (Медицинское образование)
Интернет – ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:
- www.e-anatomy.ru
- www.anatomus.ru
- www.spravochnic-anatomia.ru
- www.fiziologiyacheloveka.ru
- Мое тело. Анатомия и физиология человека. Интерактивная энциклопедия.
- Презентации и электронные лекции.
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения и знания) | Формы и методы контроля и оценки. |
Знания: | |
Основных анатомических терминов. Частей тела человека. Систем органов. Полостей тела Морфологических типов конституции. Многоуровневость организма. Строения клетки, её функций. Строения тканей, их функций, классификация, место положения в организме. |
|
Нормальной анатомии внутренних органов, их расположение в полости тела, границы, проекции на поверхность тела. |
|
Нормальной физиологии внутренних органов. |
|
Внешних проявлений функций внутренних органов. |
|
Критерии оценки функционирования системы органов |
|
Возрастные особенности анатомии и физиологии органов и систем органов. |
|
Умения: Использовать знания анатомии и физиологии человека для проведения профилактических здоровьесберегающих мероприятий, обследования пациентов, постановки предварительного диагноза, проведения лечебных мероприятий и оказания простых медицинских услуг. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по математике для специальности "Лечебное дело" по теме: "Математическая и медицинская статистика"
Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Математическая и медицинская статистика".В содержании представлены разноуровневые задания с элементами игр...
Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" для специальности Лечебное дело
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ «Тольяттинский медколледж» по специальности СПО Лечебное дело (углубленная подго...
Методическая разработка лекционного занятия "Локальные компьютерные сети", специальность Лечебное дело
Форма организации лекции: лекция подготовлена в монологическом варианте, с элементами беседы, с мультимедийной презентацией....
Комплект контрольно-оценочных средств специальность "Лечебное дело"
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОП.01. "Основы латинского языка с медицинской терминологией"...
Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл. Приложение 4 к ППССЗ по специальности Лечебное дело.2020
Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл является частью программы подготовки специалистов среднего звена(ППССЗ) в соотв...