Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
методическая разработка по теме

Адмайкина Елена Борисовна

 

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya_poznovat_deyat-ti.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках математики

Активность ребёнка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому её можно считать и предпосылкой и результатом его развития.

Активность может быть выражена через различные виды деятельности: трудовую, познавательную, общественную.

Активность школьника развивается, сопровождая весь процесс становления личности.

Психолого – педагогическими исследованиями зафиксированы следующие уровни активности:

репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образцов сопровождает человека всю жизнь, но уровень собственной активности личности здесь недостаточен;

поисково-исполнительная активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать средства её выполнения;

творческая или продуктивная активность являет собой высший уровень, поскольку сама задача ставиться школьником, а пути её решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Принято считать, что активизация познавательной деятельности – это сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками.

Познавательная активность учащихся включает:

а). мотивы и цели деятельности;

б). интерес к предмету;

в). внимание к изучаемому объекту;

г). волевые усилия;

д). положительные эмоции;

е). творческую самостоятельность;

ж). владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности;

з). оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающий полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

Для активизации познавательной деятельности учащихся нужно использовать проблемные и игровые ситуации, поощрять, стимулировать, эмоционально воздействовать, усиливать требовательность и контроль, внедрять оптимальный ритм и режим работы для каждого ученика. Учитель должен использовать приёмы снятия усталости, рассказывать о способах и приёмах запоминания и усвоения материала; об особенностях творчества учёных – математиков, о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний.

Реализуются данные задачи, т.е. обеспечивается продуктивный путь усвоения знаний посредством проблемного обучения, эвристического и исследовательского методов.

Проблемное обучение занимает одно из ведущих мест в процессе обучения математике.

Существенным условием проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы учащихся в процессе обучения. Урок не является эффективным, если на этом уроке учащиеся не работают активно и самостоятельно, не решают задач, требующих не только определённых знаний, но и определённой сообразительности, догадки.

Основой метода является создание проблемных ситуаций. Выделяют три основных способа постановки перед учащимися некоторой проблемной ситуации:

1) путём чёткой постановки проблемы учителем;

2) путём создания ситуации, в которой от учащегося требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы;

3) путём создания ситуации с более или менее чётко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения которой, ученик должен прийти к новой дополнительной проблеме, им самим выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации.

Анализируя проблемную ситуацию, поставленную учителем, учащийся как правило, должен не только найти способ решения заключённой в ней проблемы, но и провести определённое обобщение этой ситуации или сравнить с какой-либо другой ситуацией, т.е. видеть за данной проблемой новую проблему, которую можно и целесообразно было бы изучить.

Проблемное обучение включает в себя не только постановку вводной задачи, создания проблемной ситуации, но и, в отличие от традиционного преподавания, побуждает учащихся к самостоятельной, исследовательской работе над данной ситуацией, к открытию новых свойств, обоснованию всех своих рассуждений.

Например, благодатной для изучения методом проблемного обучения является тема «Выпуклые четырёхугольник», в курсе геометрии 8-го класса.

Надо, отметить, что проблемная ситуация должна вносить что-то новое, необычное, интересное в процесс деятельности. И поэтому на первом уроке была поставлена задача – создать «генеалогическое древо» выпуклого четырёхугольника.

Причём решались два класса проблем: проблема, решение которой осуществлялось на протяжении нескольких уроков (исследование различных видов четырёхугольников), и проблемы, решение которых выполнялось на протяжении урока или его определённой части (исследование свойств и признаков четырёхугольников, их построение с помощью циркуля и линейки).

Например, при введении понятий ромба предлагается следующее упражнение: «Постройте параллелограмм, две смежные стороны которого равны. Такой параллелограмм называется ромбом. Сформулируйте определение ромба». Время, затраченное на выполнение чертежа, сразу окупается, так как он тут же используется при доказательстве теоремы о свойствах ромба.

А на последнем уроке результаты исследований обобщаются и систематизируются с помощью построенного в ходе изучения данной темы

«генеалогического древа» выпуклого четырёхугольники.

Кроме того, особо выделяется такой случай в процессе обучения, когда решая некоторую задачу, ученик самостоятельно обнаруживает новую проблему, не предусмотренную учителем при конструировании учебной ситуации.

Вообще говоря, для детей, увлекающихся математикой или другими науками, особенно характерна «дерзость ума».

Задача учителя поддержать маленького первооткрывателя; поощрять в нём желание дойти до всего самостоятельно.

Например, после изучения трёх признаков равенства треугольников, один из учеников обнаруживает четвёртый признак равенства треугольников (по двум углам и стороне, лежащей против одного из углов).

Скептик скажет: «Очередная геометрическая задача». Но как блестели глаза этого юного «первооткрывателя», в каком восторге он был от своего открытия.

Результат самостоятельных исследований этого ученика был оформлен и вынесен на обсуждение всего класса, и даже неоднократно использовался.

Другим из основных методов, который позволяет учащимся проявлять инициативу и творчество в процессе обучения математике, является эвристический метод.

Метод состоит в том, что учитель ставит перед классом некоторую учебную проблему, а затем путём последовательно поставленных заданийт«наводит» учащихся на самостоятельное обнаружение того или иного математического факта. Учащиеся постепенно, шаг за шагом, преодолевают трудности в решении поставленной проблемы и «открывают» сами её решение.

В математике очень много учебных ситуаций, где эвристический метод наиболее приемлем:

  • во-первых, это различные экспериментальные открытия,инапример, числа π ;
  • во-вторых, открытие различных решений одной задачи, например, для простейшего уравнения cos x + sin x = 0 отыскать 10 способов решения;
  • в-третьих, открытие различных способов доказательства утверждений, например, теоремы Пифагора, и т.д.

Надо отметить, что активизация познавательной деятельности учащихся невозможна без творческой активности учителя, без его кропотливого поиска по подбору соответствующего материала.

А приёмов развития познавательной активности бесконечно много, одним из них является дидактическая игра.

Вообще говоря, игровой компонент, соревнование, дух творчества должны присутствовать на всех уроках в 5–6 классах, тогда урок вызовет интерес, желание знать предмет.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у учащихся навыка хорошего счёта. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес.

Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приёмов, направленных на отработку вычислительных навыков: всевозможные «лесенки» для устного счёта, круговые примеры; блок-схемы; задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок.

Оживляют урок задачи-шутки, задачи-сказки, задачи на смекалку; кроссворды, ребусы, анаграммы; всевозможные нестандартные уроки: уроки-путешествия, викторины; исторические экскурсы.

Таким образом, приёмы активизации познавательной деятельности учащихся ограничиваются только фантазией учителя.

Немаловажным является стимулирование учебной деятельности учащихся  во время урока.

Диапазон стимулов очень широк, но система поощрения, принятая в школе, ограничена – в основном, это оценка, словесное поощрение, запись благодарности в дневник.

Бывает используются и «псевдостимулы», не имеющие социально- педагогической значимости, такие как, обещание поставить оценку «5», отпустить до звонка, обещание наказать (вызвать родителей или поставить неудовлетворительную оценку).

Как же поощрять познавательную деятельность учащихся?

Как создать условия, при которых дети будут работать с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением?

Как реализовать принцип педагогической поддержки на уроке?

С этой целью разработана методика, по которой учитель может определить, какими стимулами пользуется он и какие стимулы приветствуются учениками. Выбрать наиболее эффективные для конкретного класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе

Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Эффективный урок. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики...