Применение проблемного обучения на уроках биологии
статья по теме

Обобщение опыта преподавания. Статья содержит информацию о применении логических задач на уроках биологии. Поддержкой для статьи является презентация, а также размещенные ранее уроки и презентации с использованием логических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №1

Применение проблемного  обучения  на уроках  биологии в старших классах с целью  овладения ключевыми компетентностями.

                                                             Подготовила учитель

                                                         высшей категории

                                             Деркач С.О.

Г.Тверь

2013 г.

Введение

 Современный и будущий работодатель заинтересован в таком работнике, который:

-умеет  думать самостоятельно  и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения)

-обладает критическим и творческим мышлением

-владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании знаний.

  Таким образом,  выпускник, который будет жить в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;

-четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;

-быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их,  выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;

- быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

-самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Постиндустриальному обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации, разумеется, на основе объективной самооценки.

 Отсюда очевидна главная задача учителя -   принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие  восприятию нового материала, на этой основе создать атмосферу, помогающему возникновению учения, значимого для ученика.

 Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов изначимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея проблемно-развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.

Сущность проблемно-развивающего обучения.

Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М.И. Махмутова  и ряда других авторов (Ю.К.Бабинский,  И.Я.Лернер,  Дж.Брунер  и др.)

Цель проблемного обучения –  усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), оно включает еще  формирование  и развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении  акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Проблемно-развивающее обучение – это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Как пишет Махмутов М.И.: «Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений.  Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения .Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением».

Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема».

Проблемная ситуация по А.М.Матюшкину включает:

А)познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности;

Б) неизвестное достигаемое знание;

В) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Проблемная ситуация  ставит человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения. Как пишет Рубинштейн С.Л.: «Начало мышления – в проблемной ситуации».

Учебная проблема – явление субъективное. Учебная проблема формируется в виде задачи, задания, вопросов. При каких условиях задача или вопрос являются учебной проблемой? При наличии противоречий между знанием и незнанием; когда содержание указывает направление поиска, при наличии достаточных опорных знаний для решения проблемы.

Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

-наблюдения (в том числе летнее);

-эксперимента, практических работ и лабораторных;

-решения логических задач;

-просмотр видеофильмов, таблиц. рисунков;

-сообщения учащихся;

-рефераты;
-участие в научно-исследовательской работе;

-спользование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, географии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Мною реализуется проблемное обучение на уроках биологии, например, через решение логических задач.

Чем интересны логические задачи?  Тем, что в задаче необходимо:

-умение анализировать, структурировать, сопоставлять;

-четкое знание терминов, какой они несут смысл;

-правильное решение задачи – это и есть полезный результат.

 Задача – это тренажер мыслительной деятельности.

В  качестве примера мною предложены презентации с логическими задачами для зачетов. Презентации также включают варианты возможных ответов.

  1. «Человек и его здоровье»  8 класс. Презентация к уроку, методическая  разработка урока.
  2. «Основы экологии»  11  класс. Презентация к уроку.

К  задачам ребята приступают  после выполнения тестовой части, на которую отводится 10-15 минут урока.  Далее используются задания из предложенных презентаций. В процессе решения задач не только оцениваю правильность ответа, его полноту. Если ответ не верен или не полон,  путем постановки вопросов  (т.е. в процессе создания учебной проблемы)  создается та цепочка причинно-следственных связей, по которой ученик может дойти до верного ответа, используя полученные знания. Это генерирует мыслительный процесс, тренирует  память, так как ученику приходится из обширных знаний выбрать те, которые имеют отношение к данному вопросу.

Логические задачи могут быть использованы не только на зачетах, но и при  изучении нового материала, главное, чтобы в структуре урока присутствовали этапы поисковой деятельности.  

Таким образом, через задачи можно определить, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает. Опираясь на них,  школьник может решать многочисленные задачи, которые ставит перед нами жизнь.

Список литературы:

Для подготовки данной работы были использованы материалы:

http://www.pedlib.ru

http://psylist.net/pedagogika/9.htm

http://do.gendocs.ru/docs/index-221393.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-445474.html

http://do.gendocs.ru/docs/index-94965.html



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №1

Применение проблемного  обучения  на уроках  биологии в старших классах с целью  овладения ключевыми компетентностями.

                                                             Подготовила учитель

                                                         высшей категории

                                             Деркач С.О.

Г.Тверь

2013 г.

Введение

 Современный и будущий работодатель заинтересован в таком работнике, который:

-умеет  думать самостоятельно  и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения)

-обладает критическим и творческим мышлением

-владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании знаний.

  Таким образом,  выпускник, который будет жить в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;

-четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;

-быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их,  выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;

- быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

-самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Постиндустриальному обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации, разумеется, на основе объективной самооценки.

 Отсюда очевидна главная задача учителя -   принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие  восприятию нового материала, на этой основе создать атмосферу, помогающему возникновению учения, значимого для ученика.

 Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов изначимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея проблемно-развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.

Сущность проблемно-развивающего обучения.

Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М.И. Махмутова  и ряда других авторов (Ю.К.Бабинский,  И.Я.Лернер,  Дж.Брунер  и др.)

Цель проблемного обучения –  усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), оно включает еще  формирование  и развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении  акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Проблемно-развивающее обучение – это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Как пишет Махмутов М.И.: «Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений.  Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения .Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением».

Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема».

Проблемная ситуация по А.М.Матюшкину включает:

А)познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности;

Б) неизвестное достигаемое знание;

В) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Проблемная ситуация  ставит человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения. Как пишет Рубинштейн С.Л.: «Начало мышления – в проблемной ситуации».

Учебная проблема – явление субъективное. Учебная проблема формируется в виде задачи, задания, вопросов. При каких условиях задача или вопрос являются учебной проблемой? При наличии противоречий между знанием и незнанием; когда содержание указывает направление поиска, при наличии достаточных опорных знаний для решения проблемы.

Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

-наблюдения (в том числе летнее);

-эксперимента, практических работ и лабораторных;

-решения логических задач;

-просмотр видеофильмов, таблиц. рисунков;

-сообщения учащихся;

-рефераты;
-участие в научно-исследовательской работе;

-спользование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, географии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Мною реализуется проблемное обучение на уроках биологии, например, через решение логических задач.

Чем интересны логические задачи?  Тем, что в задаче необходимо:

-умение анализировать, структурировать, сопоставлять;

-четкое знание терминов, какой они несут смысл;

-правильное решение задачи – это и есть полезный результат.

 Задача – это тренажер мыслительной деятельности.

В  качестве примера мною предложены презентации с логическими задачами для зачетов. Презентации также включают варианты возможных ответов.

  1. «Человек и его здоровье»  8 класс. Презентация к уроку, методическая  разработка урока.
  2. «Основы экологии»  11  класс. Презентация к уроку.

К  задачам ребята приступают  после выполнения тестовой части, на которую отводится 10-15 минут урока.  Далее используются задания из предложенных презентаций. В процессе решения задач не только оцениваю правильность ответа, его полноту. Если ответ не верен или не полон,  путем постановки вопросов  (т.е. в процессе создания учебной проблемы)  создается та цепочка причинно-следственных связей, по которой ученик может дойти до верного ответа, используя полученные знания. Это генерирует мыслительный процесс, тренирует  память, так как ученику приходится из обширных знаний выбрать те, которые имеют отношение к данному вопросу.

Логические задачи могут быть использованы не только на зачетах, но и при  изучении нового материала, главное, чтобы в структуре урока присутствовали этапы поисковой деятельности.  

Таким образом, через задачи можно определить, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает. Опираясь на них,  школьник может решать многочисленные задачи, которые ставит перед нами жизнь.

Список литературы:

Для подготовки данной работы были использованы материалы:

http://www.pedlib.ru

http://psylist.net/pedagogika/9.htm

http://do.gendocs.ru/docs/index-221393.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-445474.html

http://do.gendocs.ru/docs/index-94965.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проблемного обучения на уроках биологии

Обобщение опыта преподавания. Статья содержит информацию о применении логических задач на уроках биологии. Поддержкой для статьи является презентация, а также размещенные ранее уроки и презентации с и...

Применение проблемного обучения на уроках биологии

Обобщение опыта преподавания. Статья содержит информацию о применении логических задач на уроках биологии. Поддержкой для статьи является презентация, а также размещенные ранее уроки и презентации с и...