Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.
материал на тему

Егорова Альбина Анатольевна

Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_egorova_a.a.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО»

                                                                                                   Утверждаю

                                                                                                   Директор МБОУ СОШ №3

                                                                                                    г.Юрьев-Польского

                                                                                                    ___________/Е.С.Таскина/

                                                                                                    «__»____________ 2013г.

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

Егоровой Альбины Анатольевны

                                                              2013г.

                         

                            Егорова Альбина Анатольевна

                           

Что и когда окончила

         Владимирский государственный

         педагогический институт

         им. Лебедева - Полянского, 1982год

Полученная специальность

         Русский язык и литература

Квалификация по диплому

         Учитель русского языка и литературы

Трудовой стаж

         36 лет

Педагогический стаж

         32 года

Стаж работы в данном ОУ

         32 года

Дата предыдущей

 аттестации

                                 

         25.03.2010г. (Первая квалификационная

         категория)                                      

                                      Повышение квалификации

ВИПКРО   2010г. Курсы по программе «Intel.Обучение для будущего. Курс для начинающих» (72часа);

ВИПКРО   2011г.  Курсы по программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы (108 часов)              

                                     Награды и поощрения

                                 

  • Значок «Отличник народного просвещения» г.Москва. Решение №232 от 18.11.1993г.;
  • Почетная грамота администрации муниципального образования Юрьев-Польского района за достигнутые высокие результаты в предметной подготовке обучающихся  26.08.2009г.;
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (приказ №713/к-н от 25.04.2012г.);
  • Диплом Центра развития одаренности за активное участие во Всероссийском     «Молодежном филологическом чемпионате» апрель 2010 г.;
  • Благодарственное письмо Российского Детского Фонда октябрь 2010г.;
  • Благодарственное письмо управления образования администрации муниципального образования Юрьев-Польского района за подготовку победителя районного смотра-конкурса детских творческих работ на военно-патриотическую тематику январь 2013г.;
  • Диплом Центра развития одаренности за подготовку призера Всероссийского «Молодежного филологического чемпионата» апрель 2013г.;
  • Диплом за участие в общероссийском конкурсе «Через тернии...Лучший урок 1 полугодия 2012-2013 учебного года» МГИА КЛИиО апрель 2013г.

       Моё учительское кредо: «Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что ты преподаёшь, и любить тех, кому ты это преподаёшь».  (В.Ключевский)                                                                                                              

        Цель  деятельности каждого педагога регламентируется целью деятельности образовательного учреждения, в котором он работает, и которую,  в свою очередь,  определяет социальный заказ общества. Основной целью МБОУ СОШ №3 г.Юрьев-Польского  является повышение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей учащихся, родителей, общества путем обновления структуры и содержания образования и воспитания. Целью своей индивидуальной педагогической деятельности считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор,  создание условий для активизации познавательно - творческих способностей учащихся.                                                                                  

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
  • Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
  • Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
  • Создавать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;
  • Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
  • Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

 В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и  разных уровней подготовленности, в том числе с учащимися классов компенсирующего обучения. В 2013-2014 учебном году преподаю русский язык и литературу в 5,8 и 9 классах. В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации.  Русский язык веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской, а  литературу – по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Каждой программе соответствуют свои учебники.

С 2011 по 2013 гг. мною разработаны рабочие программы:

  1. «Рабочая программа по русскому языку для 5 (6,7,8,9)классов»;
  2. «Рабочая программа по литературе для 5(6,7,8,9) классов»;
  3. Программа элективного курса «Актуальные вопросы русского языка»;

      4.   Программа факультатива «Нормы  русского литературного языка».

      Чтобы максимально приблизиться к переходу  на ФГОС,   рабочие программы составлены  на основе примерных программ, соответсвующих ФГОС. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов. Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы. Я понимаю,  что  процесс обучения должен происходить по- иному; готовых знаний учитель не дает: они возникают в процессе  совместного сотрудничества. И на своих уроках я стараюсь «втягивать» детей не в упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в  размышление о том, что неизвестно. Такая деятельность развивает  у школьников способность к рефлексии,  позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного поднимать новые задачи.

    Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.  Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает   изучение и внедрение в образовательный процесс  передовых технологий обучения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии:

  • проблемное обучение;
  • технология уровневой дифференциации;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • групповые технологии;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • современные компьютерные технологии;
  • проектная технология

      Выбор образовательных технологий   зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.

      Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать  не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь  отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включаться в процесс межличностной коммуникации. Но современные дети разучились говорить. Им трудно отвечать у доски, они не умеют грамотно вести диалог, а монологическая речь превращается в сплошные заикания. Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому,  что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это и ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую  жизнь  входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.

На уроках большое внимание уделяю устному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это способствует развитию монологической речи учащихся. Поэтому для самообразования я взяла тему: « Активные формы работы на уроках русского языка и литературы  как фактор развития ключевых  компетенций учащихся». Обозначенная проблема требует определённых изменений в организации занятий – от традиционных, стандартных к активным формам обучения.

    Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. В мою практику прочно вошли уроки творчества: так в 5 классе после изучения темы «Устное народное творчество» дети сами придумывают сказки и издают свои книжки-малышки, во всех классах после экскурсии на природу пишем сочинение-эссе или стихи (в кабинете есть сменный стенд с детскими работами), учащиеся сами составляют тесты или контрольные работы для одноклассников, выпускаем детский журнал после изучения какой-либо темы по русскому языку или литературе. На таких уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.

    Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся. Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, в целях формирования положительной учебной мотивации  я придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:

1.    Определение и уточнение  целей обучения.

2.    Изучение исходного уровня мотивации.

3.    Определение ведущих мотивов учебной деятельности.

4.    Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.

5.    Анализ динамики мотивации и ее причин.

6.    Формирование положительных мотивов обучения.

7.    Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.

     Анализируя результаты исследования, стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление  кроссвордов, синквейнов,  инсценировки эпизодов, выполнение проектов. В классе, где я являюсь классным руководителем, мы выполняли коллективные проекты с привлечением родителей. Затем эти проекты («Школьные годы чудесные», «Юрьев-Польский – моя малая родина») были использованы в оформлении кабинета русского языка и литературы.

    После прохождения курсов в ВИПКРО в 2011году я сделала приоритетным в своей работе метод проблемного обучения. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия  для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы.                                                                                                                                                                                                                                При подготовке к проблемному объяснению материала на уроке важно учитывать несколько основных аспектов:

- что уже знают и умеют учащиеся;                                                                                                                                                                                           - что нового должны узнать и чему научиться;                                                                                                                                                                       - что из новых знаний и способов учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска.

    Таким образом, проблемные вопросы разрабатываются на основе соотношения между известным и неизвестным. На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие  ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.                                                                                                                                                                                                                                          

    Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость: оно позволяет превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.                                                                                                                                 Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.                                                                                                                                                                                

    Во время знакомства с замечательным рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем вопрос:                                                                                                                                                                                      - Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину?                                                                                                                                                                - Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья?  Почему?                                                                                                                                           - Как вы думаете, какие из  качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще? Такая постановка вопроса позволяет заставить ребят взглянуть на себя со стороны, учит самокритичности.                                                                                                                                                                

    После изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» отвечаем на вопрос: «Как Гринев выполнил наставление отца «беречь честь смолоду»?» Так от одной темы к другой, по крохам, по кусочкам, уроки литературы дают возможность  воспитать Человека, думающего, способного здраво оценивать ситуацию, способного сопереживать.

    Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого ребёнка разный. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно – ориентированного  подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует  качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт,  избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается  дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.  Моя система работы даёт положительные результаты. Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе свидетельствует о положительной динамике. За три последних года показатели успеваемости стабильны и составляют 100%, качество знаний представлено в следующей таблице:

                           

         

             Учебный год

                 

                             

                                   Качество знаний

                         

            Литература

            Русский язык

         2010-2011

              64%

                 48%

         2011-2012

              65%    

                 51%

         2012-2013

              65%

                 53%

Результаты промежуточной аттестации, ГИА и ЕГЭ подтверждают текущую и итоговую успеваемость.

Результаты ЕГЭ (2009г.) – успеваемость 100%, средний балл – 66 (1 ученица награждена золотой медалью, 3 – серебряной);

ГИА (2010г.) – успеваемость 100%, средний балл – 4,1                        

Осуществление учебного   процесса в современных условиях  требует от учителя постоянного повышения профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, изучение опыта работы коллег и представление своего опыта. Так темами выступлений на заседаниях педагогических советов, ШМО и РМО были:

  • Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся.      (ШМО 2011г.)
  • Формы работы с детьми, проявляющими повышенный интерес к урокам русского языка и литературы. ( Педсовет 2012г.)
  • Развитие монологической и диалогической речи на уроках русского языка и литературы. ( Педсовет 2013г.)
  • Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации учащихся.  (РМО 2013г)

     Имею свой персональный сайт в социальной сети работников образования.(Web-адрес сайта: http: //nsportal. ru/ egorova-albina-anatolevna) Публикую на нем свои методические разработки, а творческие работы  моих учащихся размещены на сайте для одаренных детей «Алые паруса».

    Постоянно провожу открытые уроки как для учителей, так и для родителей учащихся. Считаю такую форму работы с родителями очень эффективной. Они имеют возможность сопоставить знания и ответы своего ребенка с другими детьми, познакомиться с требованиями учителя, получить от него консультацию по предмету. Так в 2011-2012 учебном году проводила урок-зачет по теме « Причастие», в 2012-2013 учебном году провела читательскую конференцию «Чужой беды не бывает» (по рассказу Б.Васильева «Экспонат №…). Все ученики и родители 8б класса прочитали этот рассказ и активно участвовали в его обсуждении. Интересно было услышать мнения ребят и взрослых о героях рассказа и их поступках. Такие совместные мероприятия объединяют детей и родителей в один дружный класс.   Учебный и воспитательный процесс рассматриваю как целостную дидактическую систему, направленную на организацию, передачу знаний, позволяющую мне не столько учить, сколько помогать  школьнику  учиться.

    В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации.  Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания.  В нашей школе реализуется программа «Одаренные дети», целью которой является выявление таких учеников и создание условий для их развития. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя  со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься. Важно приучить его к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов, успешное поступление в вузы. За последние три года мои ученики приняли участие в следующих мероприятиях:

п/п

 Дата

      Фамилия, имя

           ученика

Класс

                    Мероприятие

Место

1      

2012г.

Емельянова  Татьяна

Районный конкурс «Лингвистический калейдоскоп»

3 место

2

2012г.

Семенов Артем

Районный  конкурс сочинений, посвященный 860-летию г.Юрьев-Польского (номинация «Портрет земляка»)

1 место

3

2012г.

Семенов Дмитрий

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

3место

4

2013г.

Прохорова Ирина

Зубакина Алина

Муниципальный этап областного конкурса творческих работ имени В.С.Высоцкого «Баллада о детстве» (номинация рисунок по произведениям В.С.Высоцкого)

Благодар-

ственные

письма

5

2013г.

Емельянова

Татьяна

Районная научно-практическая конференция. Тема работы «Образ

моего современника в произведениях современной художественной литературы»

6

2010г.

Семенов Артем

Областной конкурс «Спасем детей-спасем Россию», посвященный 65- летию Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию писателя  А.А.Лиханова.(номинация

сочинение-эссе)

Диплом

 2степени

7

8    

2010г.

2010г.

Семенова Арина

Потапова Мария

Областной конкурс «Спасем детей-спасем Россию», посвященный 65- летию Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию писателя А.А.Лиханова.

(номинация стихотворение)

Дипломы

и подпис

ка сочи

нений

Лиханова

(15томов)

9

2013г.

Павлова Наталья

Областной смотр-конкурс детских творческих работ на военно-патриотическую тему (номинация сочинение)

1место

в районе

10

2012г.

Семенов Артем

Успенская Дарья

Маркова Рита

Всероссийская VII заочная олимпиада ПСТГУ «Аксиос» по

русскому языку

Диплом

1степени

Грамота

Грамота

11

2013г.

Семенов Дмитрий

Горб Вероника

Семенов Артем

Всероссийский «Молодежный филологический чемпионат»

Диплом

2степени

Диплом

3степени

12

2013

Ерофеева Марина

Всероссийский конкурс детских творческих работ, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации (номинация рассказ «Мы – граждане Российской Федерации»)

1 место

в районе

 Лучшие работы моих учащихся неоднократно были напечатаны в газетах «Владимирские ведомости» (2.06.2010г.) и  «Вестник ополья» (5.10.2010г., 22.02.2011г., 12.03.2013г). Каждый год ученики всех классов, в которых я работаю, участвуют в игре-конкурсе «Русский медвежонок», в школьных предметных неделях русского языка и литературы, мальчики 7-8 классов в 2011-2012 учебном году выполнили с учителем технологии и русского языка коллективный проект «Накормите птиц». Участие в вышеназванных мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.

   Я являюсь заведующей кабинетом русского языка и литературы. Учебный кабинет – место для творческой работы учителя и его учеников. За многолетний стаж работы в кабинете собрана библиотека по предмету, создана достаточно полная дидактическая база: самостоятельные и контрольные работы, тесты, таблицы, разработки уроков и внеклассных занятий. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, проектором, принтером. Я много времени уделяю изучению компьютера, уже более свободно и качественно могу использовать его на различных этапах уроков русского языка и литературы и при проведении внеклассных мероприятий.

   С 2009 года являюсь членом предметной комиссии по проверке работ выпускников 9-ых  классов в форме ГИА и членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

   Таковы, пожалуй, основные составляющие моей  деятельности как учителя русского    языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо  регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которому занимаешь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и открытиями.

Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Троцюк Ольги Леонидовны...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Беловой Тамары Николаевны

Самоанализпедагогической деятельностиучителя русского языка и литературыБеловой Тамары Николаевны...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы.

Материал  содержит  информацию о работе учителя за год....

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за 2022 – 2023 учебный год(1 полугодие)МБОУ «Школа 18»Савлоховой Ирины Николаевны  Общие сведения...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы...