Портфолио учителя русского языка коррекционной школы
учебно-методический материал по теме

Бондаренко Елена Александровна

Портфолио учителя руского языка коррекционной школы VIII вида. В портфолио отражены достижения учителя не только в урочное время, но и во внеурочное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon portfolio.zip101.88 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационный материал

на высшую

квалификационную категорию

Бондаренко Елены Александровны

учителя русского языка

Государственного казённого образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

с. Константиновского Петровского района

Содержание

  1. Заявление
  2. Аттестационный лист
  3. Аттестационный лист – 2 экземпляра
  4. Диплом (копия)
  5. Трудовая книжка  (копия)
  6. Свидетельство о повышении квалификации
  7. Портфолио

Портфолио

учителя русского языка и чтения

Государственного казённого образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Бондаренко Елены Александровны

1.12.1977 г

Содержание

Пояснительная записка.

Общие сведения

Раздел  1. Качество предметной подготовки и здоровья детей.

  1. Оценка результатов повышения квалификации (за последние 5 лет)
  2. Позитивная динамика учебных достижений.
  3. Достижения детей по данным внешних аттестации различного типа.
  4. Достижения детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе.
  5. Диагностика, коррекция и прогнозирование характера и уровня развития ребёнка.

        

Раздел  2. Уровень профессиональной подготовки педагога.

  1. Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями)
  2. Результаты анализа текущей документации (в соответствии с функциональными обязанностями)

2.3.  Дифференцированная  работа учителя русского языка и чтения с            разными категориями обучающихся.

  1.   Работа с одарёнными детьми
  2.    Взаимодействие специалиста с педагогами школы-интерната.
  1.     Результаты участия в организационно-методической работе школы-  интерната.
  2.      Проведение коррекционных занятий.
  3. Наличие ИКТ - компетентности педагога.
  4. Организация собственной педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Раздел  3. Внеурочная деятельность педагога.

  1. Организация педагогом внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета.

         

Раздел  4. Научно-методическая деятельность  педагога.

  1. Участие в экспериментальной деятельности.
  2. Участие в методическом совете школы

1-6

5

6

6-8

9-10

11-12

13-19

20

21

22-23

23-24

25

27

28-37

38

-39

40

41-50

51-59

60-62

Пояснительная записка.

Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника для аттестации на высшую квалификационную категорию по должности «учитель» (приложение к письму от 27 декабря 2010 года № 01-54/10315 министерства образования Ставропольского края).

Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Бондаренко Елены Александровны, русского языка и чтения.

Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые  профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения,   оценить профессионализм учителя.  

Задачи портфолио:

  • показать умения учителя решать профессиональные задачи, обеспечивающие эффективное решение профессионально-педагогических проблем;
  • показать владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; охарактеризовать квалифицированную работу с различными информационными ресурсами;
  • проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения; умение вырабатывать технику взаимодействий с воспитанниками, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей;
  • оценить профессионализм учителя, использование в профессиональной деятельности законодательных и нормативных правовых документов.

Портфолио состоит из 4 разделов. 

В разделе «Общие сведения» дана полная информация об учителе: дата рождения, образование, стаж работы, повышение квалификации, дипломы, грамоты и другие документы различных конкурсов.

В разделе 1 «Качество предметной подготовки и здоровья детей»   представлены таблицы динамики показателей качества обученности, по которым прослеживается позитивная динамика учебных достижений. Затем следует аналитическая справка по итогам диагностических исследований качества знаний, в которой отмечены достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа: контрольные срезы, административные контрольные работы, контрольные работы по текстам отдела образования администрации Петровского муниципального района. В разделе представлены списки учащихся, копии дипломов, грамот за достижение детей в олимпиадах, конкурсах,  научно-исследовательских работах. Из аналитической справки по итогам диагностических исследований видно использование учителем здоровьесберегающих технологий, позволяющих решать проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса. В приложении представлены документы, подтверждающие качество предметной подготовки и здоровья детей.

Раздел 2 «Уровень профессиональной подготовки педагога» содержит аналитическую справку, которая показывает умение педагога ориентироваться в специальной и научно-популярной литературе, осуществлять индивидуальный  подход к творческой личности и ее развитию. Представлена разработка образовательной программы «Организация проектно-исследовательской деятельности в школе», позволяющей осуществить преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. В аналитической справке прослеживается дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся. Учителем разработана индивидуальная образовательная программа повышения квалификации и степень реализации программы. В приложении представлены документы, подтверждающие уровень профессиональной подготовки педагога.

В разделе 3 «Внеурочная деятельность педагога» отражается деятельность педагога, как организатора внеклассной работы школьников по преподаваемому предмету:

- организация деятельности обучающихся  в социально - значимом  проекте «Сохраним природу чистой»;

- организация  журналистского кружка общеинтеллектуальной направленности;

- организация воспитательной работы по предмету в рамках недель.

В качестве иллюстративных материалов представлены план кружковой работы, газета, разработка проекта.

Материалы отражают умения учителя, классного руководителя строить воспитательную работу с детским коллективом, организовывать и проводить внеклассные мероприятия по разным направлениям внеклассной деятельности, опираясь на новейшие достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик воспитания (представлены планы мероприятий, конспекты внеклассных занятий). Иллюстративные материалы позволяют увидеть как педагогом осуществляется связь обучения и воспитания по предмету с практикой, актуальными событиями современности, как оцениваются эффективность и результаты уровня воспитанности школьников, учитывая развитие опыта их творческой деятельности, познавательного интереса. На основе педагогики сотрудничества педагог осуществляет поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности детей со сложными дефектами, их самопознания и самоопределения, создает необходимые условия для социализации воспитанников. Активная заинтересованность и творческая деятельность воспитанников являются показателями эффективности каждого мероприятия и всей воспитательной   работы в целом, соблюдение этих условий помогает учителю,* классному руководителю регулировать весь ход   работы и находить оптимальные варианты внеурочной воспитательной деятельности.

В разделе 4 «Научно-методическая деятельность педагога» представлено участие в экспериментальной и научно-методической деятельности

- работа в методическом объединении школы (выступления на методическом совете школы);

-участие в экспериментальной работе школы;

- демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов;

В четвертом разделе так же представлены документы и материалы, отражающие приоритетные направления развития системы специального образования детей, раскрывающие уровень научно-методической деятельности учителя, владения ею основами научной организации труда, разработку и распространение педагогом памяток, рекомендаций, своего педагогического опыта, аналитическая справка о работе над собственным педагогическим (методическим) исследованием, описание обобщенного опыта работы, Предложенные материалы показывают, что учитель Бондаренко Е.А. достаточно свободно ориентируется в действующем образовательном законодательстве и может его использовать при решении своих профессиональных задач. При проведении психолого- педагогической диагностики активно использует ИКТ. В результате системной исследовательской (методической) работы Еленой Александровной создана и ведется база данных воспитанников, что позволяет определить динамику их индивидуального развития, отслеживать и вести мониторинг каждого ребенка данной категории в период его обучения в учреждении. Материалы педагога по теме исследования актуальны, раскрывают методику работы учителя по развитию речи и коммуникативных навыков общения у детей в период их обучения в среднем  звене. Представленные материалы носят ярко выраженную практическую направленность, раскрывают повышенное внимание учителя к речевой подготовке детей, предложены для трансляции педагогам учреждения. Елена Александровна  регулярно вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в коррекционном учреждении, участвует в деятельности школьных педагогического, методического советов, в деятельности методических объединений и разных формах методической работы в учреждении, выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

          В портфолио учителя представлены дополнительные сведения, иллюстрирующие связь с родительской общественностью, обеспеченность         образовательного          процесса         материалами          дидактического, психокоррекционного, реабилитационного, консультативного характера. Данные материалы помогают педагогу определить факторы, препятствующие развитию личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, принимать эффективные меры по оказанию различных видов психолого- педагогической помощи воспитанникам, родителям, коллегам по возникающим проблемам. Учителем собран богатый дидактический материал к каждому уроку. Особенное внимание уделено наглядности при обучении данной категории детей. В связи с задачей формирования коммуникативных навыков общения, развития речевой сферы широко используются специальные упражнения, обучающие воспитанников общению, ориентировке в окружающем мире. Елена Александровна  готова к ведению психологической диагностики и консультированию дистанционными методами, она осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими), принимает активное участие в разработке программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих различный уровень познавательной активности, психолого - педагогическая диагностика - это оценочная практика учителя Бондаренко Е.А направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей и социально- педагогических характеристик с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса

Взаимодействие в учебно - воспитательном процессе осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. Поэтому, если категорию детей со сложными дефектами готовить целенаправленно к жизни в социуме, дав им соответствующую их реальным возможностям образовательную и трудовую подготовку, они вполне успешно адаптируются в жизни, пусть даже длительное время им понадобится помощь родных в решении ряда вопросов. Тем не менее стереотипы правильного поведения, нравственное сознание, социальные аспекты, образовательная и трудовая подготовка, привычка и любовь к труду, - сделают жизнь детей со сложными дефектами максимально интегрированной к современному обществу.

В своей деятельности Бондаренко Е.А. руководствуется основными нормативно-правовыми документами российского, краевого, муниципального, внутришкольного уровней, регулирующими отношения в образовательной сфере, что позволяет ей серьезно готовить информационные и методические материалы, заниматься диагностикой, прогнозированием, планированием профессиональной деятельности, апробацией учебно-тематических планов и программ обучения детей со сложными дефектами. Она владеет приёмами аналитической деятельности: успешно анализирует состояние учебно- воспитательной деятельности в работе с детьми со сложными дефектами в Учреждении, даёт оценку качества их образования по предметам, умело обобщает результаты своей педагогической работы. Высокая требовательность к себе и глубокое понимание ответственности за судьбы детей с ограниченными возможностями здоровья, помогают ей найти активные формы обучения и готовить школьников к самостоятельной жизни и труду.

Материалы раскрывают высокий уровень профессионализма учителя в области дидактики, коррекционной педагогики, методики начального обучения, психологии. В настоящих условиях осуществления образовательной деятельности в коррекционном учреждении учителем  сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции развития системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Общие сведения

Дата рождения: 1 декабря  1977 года

Образование: высшее

  • Светлоградское  педагогическое училище, 1997 год, по специальности: учитель начальных классов.
  • Ставропольский Государственный  Университет, 2000 год, по специальности: учитель  начальных классов
  • Ставропольский Государственный  Университет, 2007 год, по специальности: Филолог. Преподаватель.

Стаж работы:

трудовой- 16 лет,

педагогический – 16 лет,

в данном общеобразовательном учреждении – 1 год.

Курсы повышения квалификации:

СКИПКРО,  г. Ставрополь

С 02 -27 апреля 2007 г,

72 часа

Педагогическое проектирование и ИКТ ( с модулем INTEL)

Ресурсный Центр Общественно-Активных Школ Омской области, г Светлоград

С 12-14 ноября 2008 г,

18 часов

Проект «Пока ты молод!», тема «Гражданские инициативы в местных сообществах»

СКИПКРО

С5-20 декабря 2011 г,

72 часа

Теоретические и практические аспекты психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта

Дипломы, грамоты:

  • Благодарность  за активное содействие в профессиональном развитии педагогических кадров, предоставлении возможности трансляции передового педагогического опыта – отдел образования администрации Петровского района – 29 апреля 2008 года по МОУ СОШ № 11
  • Благодарность за участие и подготовку к конкурсу «Лидер ученического самоуправления», приказ № 54\2 от 03.03.2008 г.по МОУ СОШ № 11
  • Благодарность за подготовку учащихся к конкурсу «Я –Петровчанин» приказ № 208 от 14 апреля 2011 года по МОУ СОШ № 11
  • Благодарность за подготовку призёра в районном конкурсе авторского стихотворения «Души прекрасные порывы», приказ Отдела образования  администрации Петровского муниципального района от 17.11.2010 г № 558.
  • Благодарность за подготовку призёра в районной научно-практической конференции школьников, посвящённой Дням славянской письменности на Ставрополье 2011, приказ Отдела образования администрации петровского района Ставропольского края от 20.05.2011 г № 295

Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей

  1. Оценка результатов повышения квалификации (за последние 5 лет)

Название структуры, где прослушаны курсы

Год

Название курсов

СКИПКРО,  г. Ставрополь

С 02 -27 апреля 2007 г,

72 часа

Педагогическое проектирование и ИКТ ( с модулем INTEL)

Ресурсный Центр Общественно-Активных Школ Омской области, г Светлоград

С 12-14 ноября 2008 г,

18 часов

Проект «Пока ты молод!», тема «Гражданские инициативы в местных сообществах»

СКИПКРО

С5-20 декабря 2011 г,

72 часа

Теоретические и практические аспекты психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта

 1.2. Позитивная динамика  учебных достижений учащихся.

                За последние два  года в педагогической  работе учителя Бондаренко Е.А. наблюдается  положительная  динамика  учебных  достижений  учащихся как в МОУ СОШ № 11 так и в коррекционной школе:  при  100%   успеваемости  качество  обучения  составляет от 65% до 75%.

 

                     Из сравнительного анализа уровня качества и обученности учащихся   за истекшие 2010 – 2011гг. по русскому языку, чтению видно, что качество знаний  по русскому языку и чтению  повысилось на 8%.

Уровень обученности и качества знаний  по предметам

Русский язык

2010-2011

 МОУ СОШ № 11

2011-2012

ГКОУ«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14 VIII вида»

обученность

качество

обученность

качество

100 %

61 %

100 %

64%

Чтение

2010-2011

МОУ СОШ № 11

2011-2012

ГКОУ«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14 VIII вида»

обучен

ность

качество

обучен

ность

качество

100 %

65 %

100 %

72%

За последние годы среди учащихся неуспевающих не имеется, что говорит о высокой профессиональной деятельности учителя.

1.3. Достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа.

Аналитическая справка по итогам диагностических исследований качества знаний Бондаренко Елены Александровны.

Анализ результатов административных контрольных работ   за последние 3 года свидетельствует о  позитивной динамике качества знаний учащихся.

По русскому языку:

2010-2011 учебный год – 65%,  

2011-2012 учебный год - 69%.

За последние три года наблюдается рост качества знаний  - по русскому языку – на 6%.

Итоги ГИА и ЕГЭ за 2008-2009 учебный год МОУ СОШ № 11

Кол-во человек

  Качество знаний  

Успеваемость

ГИА

9 класс

24 человека

48 %

100%

ЕГЭ

11 класс

20 человек

54 %

100%

Учащиеся общеобразовательной школы аттестацию прошли без неудовлетворительных оценок.

Итоги административных контрольных работ

Русский язык

2010-2011

МОУ СОШ № 11

2011-2012

ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14 VIII вида»

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

качество

обученность

качество

обученность

качество

обученность

качество

обученность

57%

100 %

63%

100 %

63%

100 %

65%

100 %

Итоги контрольных работ по текстам отдела образования администрации Петровского  муниципального района

предмет

2010-2011  (8 , 6  класс) ГОУ СОШ № 11

1 полугодие

2 полугодие

качество

обученность

качество

обученность

Русский язык

67%

100 %

73%

100 %

Итоги контрольных работ в ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14 VIII вида»

Сводная ведомость успеваемости

Год

Класс

Качество знаний

Обученность

2010-2011г

6 класс

 43 %

100 %

8класс

57 %

100%

9 класс МХК

80 %

100 %

2011-2012 г

5 класс

 45 %

100 %

6 класс

50%

100 %

10 класс

78%

100 %

Целенаправленная работа учителя позволяет добиваться высоких результатов. Всё это говорит о том, что Елена Александровна в совершенстве владеет методикой преподавания своих предметов. Её уроки отличает высокая плотность, темп, широкая реализация межпредметных связей. Она успешно внедряет новые технологии. Разнообразие различных форм работы:  коллективной, индивидуальной, самостоятельной, групповой, парно- групповой даёт возможность учителю включать воспитанников в активную познавательную деятельность.

Внедрение в практику работы проблемных, частично – поисковых, развивающих принципов обучения позволяет ей достигать высоких результатов в обучении.

Зам директора по УР                                                       Хорошилова И.А.

Со справкой ознакомлена                                              Бондаренко Е.А.

27.09.2012г.                              

 1.4. Достижения детей в олимпиадах,  конкурсах, исследовательской работе.

Аналитическая справка по результатам олимпиад, конкурсов, исследовательской работы с учащимися Бондаренко Елены Александровны

Результатом работы Елены Александровны  являются достижения учащихся в школьных  и районных олимпиадах .  За последние три года увеличилось число учащихся, принимающих участие в школьных предметных олимпиадах, дистанционных олимпиадах «Интеллект»  с 21% до 40%.

Её учащиеся являются постоянными участниками школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Ребята получают высокую оценку и отмечаются жюри в различных номинациях. Ниже представлены исследовательские работы учащихся, выполненные под руководством Бондаренко Е.А. и отмеченные на школьной и районной научно-практической конференции.

Творческие работы учащихся

№ п/п

Название работы

Год

Автор

Где отмечена

1

Исследовательская  работа « Золотой век русской литературы»

2010

Климова Ангелина

Диплом III степени  школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

2

Исследовательская  работа «Библеизмы в творчестве Булата Окуджавы»

2011

Осипова Юлия

Диплом III степени  школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

3

Исследовательская  работа «Библеизмы в произведениях »

2011

Смагина Галина

Грамота лауреата 3 степени  районной научно-практической конференции «Этнокультура славян и современность»»

4

Исследовательская  работа «Экология нашего села»

2011

Жердева анна

Грамота лауреата научно-практической конференции «Первые шаги в науку» за пропаганду бережного отношения к природе

5

Исследовательская работа «О моде, поясе и солнце»

2012

Смагина Галина МОУ СОШ № 11, Макарова Ксения , ГКОУ «С(К)Ш № 14»

Диплом I степени районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

        

Ученики принимают участие в конкурсах бесплатного школьного портала «ProШколу.ru»:«Конкурс научных проектов»,http://www.proshkolu.ru/user/elebondarenk/contests/ 

Учащиеся являются активными участниками общешкольных      и районных творческих конкурсов.

В 2008 – 2009 году Польская Евгения стала участницей третьего открытого фестиваля-конкурса детских и юношеских СМИ «На 45-ой параллели» в номинации «Лучшая публикация, лучший журналист». Информационный холдинг, образованный в рамках экспериментальной работы в МОУ СОШ № 11  занял 1 место в районном конкурсе «Газет СМИ и видеоматериалов» в номинации «Лучшая школьная газета» общественно-патриотическая.

В 2010– 2011 году Анисимова Ангелина стала победителем районного конкурса чтецов «Души прекрасные порывы»,  а Луценко Диана  стала призёром. В районном конкурсе «Я – Петровчанин» фотогазета, созданная под руководством Бондаренко Елены Александровны, заняла 1 место.

Таким образом, вышеизложенные данные говорят о том, что высокий познавательный интерес воспитанников определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников в различных мероприятиях, что способствует:

- формированию общей  культуры учащихся

- активизации мыслительной познавательной деятельности учащихся

- развитию творческих способностей воспитанников

- повышению качества образования.

Зам директора по УР                                                       Хорошилова И.А.

Со справкой ознакомлена                                              Бондаренко Е.А.

27.09.2012г.                                

 1.5. Диагностика, коррекция и прогнозирование характера и уровня развития ребёнка (личностного, социально-психологического в сочетании с данными медицинских работников о здоровье детей)

Аналитическая справка по итогам диагностических исследований  Бондаренко Елены Александровны

Дата проведения исследования: 2011 -2012 учебный год

Контингент: учащиеся 5, 6, 10   классы

Цель исследования: необходимость использования здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и чтения с учётом ограниченных возможностей здоровья учеников.

Процедура исследования: наблюдения на уроках русского языка  и чтения различных здоровьесберегающих технологий в сочетании с коррекционно-развивающими  методиками, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.

Анализ проведенных исследований:

Проведенные исследования показали, что  учителем выполняются основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей технологии: 

  • Уроки построены на основе закономерностей учебно-воспитательного  процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов  здоровьесбережения.
  • Принципы и методы  как общедидактические, так и специфические реализуются в оптимальном соотношении.
  • Обеспечиваются необходимые условия для  продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
  • Устанавливаются межпредметные связи, осознаваемые учащимися, осуществляются связи с ранее изученными знаниями и умениями.
  • Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта  не только объясняются орфограммы, пунктограммы, но и проводится  морфемный, фонетический, лексический разборы.
  • Во избежание усталости учащихся чередуются  виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
  • Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся  и способствует сохранению здоровья  детей.
  • Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.
  • Чтобы не было перегрузки учащихся, строго  соблюдается  объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводятся строго по календарно-тематическому планированию.
  • На каждом уроке в любом классе  в течение урока проводятся физкультминутки (2-3 раза), делаются игровые паузы, зрительная гимнастику .
  • Учитель  стремится вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
  • Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуется Бондаренко Елена Александровна, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. В процессе  уроков не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
  • При подготовке к урокам обращает внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использует следующие методы преподавания: словесный, наглядный, электронновизуальный, самостоятельную работу и другие.
  • На  уроке проводит динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
  • Также на уроках использует элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений).
  • Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.
  • На уроках русского языка для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ  использует тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
  • На урока применяется  технология дифференцированного обучения. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». На уроках русского языка и чтения, особенно русского языка, класс делится на 3 группы.

1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.

2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их  низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума. Им учитель дает  упражнения в связных высказываниях (по данному плану, по схеме, по опорным словам).

Критерии отбора учащихся в тот или иной уровень:

1.        Рекомендации врачей.

3.        Рекомендации психолога.

Поскольку тематически материал, изучающийся в разных группах, идентичен, возражений со стороны детей нет. Тем более, что переход из уровня в уровень возможен при желании самого учащегося и соответствующих четвертных оценок.

Возможность изучать материал на более сложном уровне явно повысила мотивацию к получению высоких оценок на зачетах, то есть к получению более твердых знаний на своем уровне.

Дифференциацию использует на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.

При работе в группах на уроках учитывает следующие особенности

 

1.Дифференцированный подход в целях оптимизации  при подборе домашних заданий 

 Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Домашние задания распределяет по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся  дает опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме..., составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)

2.Для  усвоения нового материала  использует подготовительные упражнения. Это и диктанты, и игры, и самостоятельная работа. При их выполнении и проверке повторяет то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы. Подготовительные упражнения чаще дифференцирую, а нужные выводы делает со всеми детьми класса.

На уроках предлагает  некоторым учащимся выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, проводит их в виде игр (например, в 5-6 классах - учащиеся получают письма, открытки с заданиями от литературных героев). Каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое он приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, а учеником. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это интересный прием сотрудничества учителя и ученика.

3.Объяснение нового проводит  для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях.  Ольга Николаевна отделяет группу детей, которые самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным учащимся еще раз повторяет правило более детализировано, выделяя главное, опираясь на наглядность, практическую деятельность ребят. Затем все учащиеся самостоятельно выполняют обязательные задания.

Выполнение  теоретических задач делает обучение проблемным. Особое значение здесь приобретает организация самостоятельной работы учащихся по извлечению необходимой теоретической информации. Самостоятельную работу предваряет различными предтекстовыми заданиями, а именно:

I группа (сильные учащиеся) – даю карточку с примерами предложений, иллюстрирующими все случаи (например, постановки тире в бессоюзном сложном предложении), предлагает самостоятельно вывести правило и подобрать собственный иллюстративный материал. Или проанализировать, сопоставить материал разных параграфов, чтобы сделать обобщение, составить таблицу (возможно в парах).

II группа (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают параграф и формируют вопросы к нему и подбирают примеры ко всем пунктам упражнения.

III группа (наиболее слабые учащиеся) – по плану, записанному на доске, работают над параграфом и готовят устные ответы к каждому пункту плана.

4.При закреплении первый пример рассматриваем все вместе, далее каждая группа выполняет свое задание.

              Для закрепления теоретического материала использует задания для самостоятельной работы,  дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся.

При работе использует разные приемы и методы дифференцированного обучения:

  1. учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями.
  2.  индивидуальные самостоятельные работы . Самостоятельные индивидуальные задания использует  не только при повторении, но и при объяснении нового материала.

Дифференцированные задания 

обязательные задания.

Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их  огромное количество, они  для каждого ученика.

дополнительные задания

Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности.

На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного использует  форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умение обобщать, анализировать и сопоставлять.

Обобщение и систематизацию по какой-либо теме проводит  или в форме урока-зачета или в форме смотра знаний. На такой учебной встрече не только проверяется уровень умений и навыков учащихся, но и расширяется кругозор ребят, так как в ходе подготовки к ней они изучают не только теоретический материал, но используют дополнительную литературу, словари. Класс для такого смотра разбивается на 3,4 группы, во главе которой стоит консультант. Каждой группе нужно пройти четыре станции: теоретическую, орфографическую, творческую и станцию тестирования (заключительную). Группы учащихся по своему составу неоднородные: каждый ученик, определенный в ту или иную группу, имеет значительные отличия от других учащихся, как по своим личным особенностям, так и по результатам учебной деятельности. Поэтому для такого смотра необходим к учащимся индивидуальный подход. На станциях проверять работу учащихся привлекает старшеклассников. На каждой станции  разноуровневые задания, как теоретического характера, так и практического. Каждый ученик имеет листок контроля, куда выставляются оценки или баллы за свою работу. В конце работы подводятся итоги, объявляются лучшие учащиеся, которые подготовились хорошо. Такая форма обобщения нравится учащимся, равнодушных и пассивных нет, она помогает лучше усвоить программный материал, расширяет лингвистический кругозор, развивает творческие возможности, повышает их общую культуру. В качестве психологической разгрузки во время смотра использует игры занимательного характера.

Вот некоторые примеры дифференцированного подхода.

Структурированные выводы:

Проанализировав проведенные исследования по  использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и чтения,   можно сделать следующие выводы: работа в данном направлении проводится систематически, используются различные виды здоровьесберегающих технологий, что позволяет добиваться достаточно высоких результатов: дети более активны во время учебного процесса, не так быстро устают и с радостью переходят к следующему виду работы на уроке, что позволяет говорить о необходимости использования здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка , литературы и во внеурочное время.

Субъективные мнения:

Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме учащихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком. Трудно себе представить уроки без привлечения в них здоровьесберегающих технологий. Постоянное их применение дает свои результаты. Рекомендуется и дальше продолжать использовать данные технологии для улучшения здоровья подрастающего поколения.

Результаты мониторинга 2008-2012 гг.

год

1 полугодие

2 полугодие

2008 – 2009 г

МОУ СОШ № 11

14чел.

11чел.

2010-2011 г

МОУ СОШ № 11

10чел.

8 чел.

2011-2012 г

ГКОУ «С(К) Ш №  14»

9 чел.

6 чел.

 

По результатам проведенного опроса для выявления жалоб учащихся на нарушение здоровья численность учащихся с неблагоприятной динамикой состояния здоровья уменьшается. Уменьшается количество случаев заболеваний. Заболеваний приобретенных, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса, отсутствием надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения, вызванных перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса, не наблюдается.

Зам директора по УР                                                       Хорошилова И.А.

Со справкой ознакомлена                                              Бондаренко Е.А.

27.09.2012г.                                

Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога

2.1 Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) воспитанников ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №14 VIII вида»

Аналитическая  справка о результатах взаимодействия с родителями Бондаренко Елены Александровны.

        

        Одним из важных направлений  в деятельности Елены Александровны как классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок рос  и воспитывался до изъятия. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, основными воспитателями являются родители, которых воспитанники лишены, а задача классного руководителя помочь и подсказать им как, находясь вдалеке от своих детей, не потерять их авторитет. Задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.

        Родители видят перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

        Елена Александровна  чётко сформулировала задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны. Каждый год родителям задаётся один и тот же вопрос: «Чего вы ждёте от школы?»  Ответы, как правило, повторяются:

Высокий уровень образования – 89 %

Сохранение психологического и физического здоровья детей -   76%

Повышение культуры – 43%

        Задачи Елены Александровны совпадают с желаниями родителей, поэтому идёт готовность к сотрудничеству: объединить усилия семьи и школы - интерната, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

        Направления в работе:

Повышение информационной и коммуникативной культуры родителей и учащихся

Пропаганда  здорового образа жизни

        Реализация поставленной цели и задач.

Рассылка родителям писем, воспитательных бесед от детей, воспитателей, классного руководителя.

        Проведения дней открытых дверей для родителей.

        Таким образом Елена Александровна оказывает благоприятное воздействие на взаимоотношения родителей с воспитанниками школы –интерната.

Директор  ГКОУ  «Специальная (коррекционная)

школа-интернат № 14 VIII вида»                                                                      Середняк В.Ю.

Со справкой ознакомлена                                              Бондаренко Е.А.

 

27.09.2012г.  

                           

  1.    Результаты анализа текущей документации (в соответствии с функциональными обязанностями)

Аналитическая справка о результатах анализа текущей документации ( в соответствии с функциональными обязанностями) Бондаренко Елены Александровны

Бондаренко Елена Александровна  – работает учителем  русского языка и литературы 16 лет. Образование высшее. Педагогический стаж работы составляет 16 лет. Имеет первую квалификационную категорию. Путь Елены Александровны от молодого специалиста до учителя первой  категории наполнен упорной работой над собой, любовью к детям и своей профессии. Учитель творчески подходит к процессу коррекционно – развивающего обучения детей, применяя в своей работе технологии личностно-ориентированного подхода к детям, имеющим нарушения устной и письменной речи.

При  проверки документации учителя: рабочих планов, календарно-тематических планов, контрольных и рабочих тетрадей, журнала сделаны выводы.

 Наличие КТП по предметам в соответствии с учебным планом, соответствие календарной  расчасовки учебному плану, указание сроков прохождения тем, указание сроков проведения контрольных работ, наличие списка методического материала, используемого для проведения занятий, разнообразие видов работ в соответствии с нормативными документами.

Наличие журнала, соответствие часам учебного плана, своевременная фиксация отсутствующих, указание темы и содержания учебных  занятий, наличие списка обучающихся.

Наличие рабочих тетрадей по русскому языку и контрольных тетрадей у обучающихся 5,6, 10 - х классов. Соблюдение единого орфографического режима, наличие творческих работ, система проведения письменных работ, объективность выставления четвертных оценок, система работы над ошибками

Наличие журналов инструктажей по технике безопасности учителей - предметников, своевременная запись инструктажа, систематичность проведения и разнообразие видов инструктажей, выполнение программы в соответствии с тематическим планированием.

Таким образом, документация ведётся в соответствии с нормативными требованиями.

Зам директора по УР                                                       Хорошилова И.А.

Со справкой ознакомлена                                              Бондаренко Е.А.

27.09.2012г.                                

2.3 Дифференцированная  работа учителя русского языка и чтения с разными категориями обучающихся.

Бондаренко Е.А.  преподает во 5, 6, 10  классах, в которых присутствуют разные категории учащихся:

  • Группы риска
  • С высоким уровнем болезненности
  • С низкой мотивацией на учебу

Задача учителя – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам умственной деятельности. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности. Для работы с сильными учащимися на уроках  учитель использует следующие формы и приемы:

1.        Держать учащихся в “рабочей форме”, то есть увеличивать объем работы по их возможностям, что обеспечивает занятость учащихся на уроке.

2.        Увеличивать объем работы за счет дополнительных заданий:

•        Давать задания в виде кроссвордов и ребусов, докладов и сообщений; применять задания повышенной трудности:

•        самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника;

•        самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий;

•        творческие задания: сочинения – миниатюры, изложения.

Проблема управления процессом обучения на уроках  особенно остро встает при работе со слабыми учащимися. Такие школьники не имеют достаточного объема знаний, не умеют применять их на практике, не владеют приемами необходимыми для учебной деятельности.

Формы и методы работы со слабыми учащимися; используемые учителем:

•        письмо по памяти;

•        составление памяток;

•        выполнение заданий с наличием образца;

•        выполнение заданий с вспомогательными вопросами.

Еленой Александровной   проводятся поддерживающие занятия для слабых учащихся в рамках выделенных расписанием дней.

Поддерживающие занятия учащиеся посещают по мере необходимости. Эти занятия проводятся:

  • с целью ликвидации пробелов в знаниях;
  • с целью оказания помощи в изучении учебного материала учащимся, пропустившим школьные занятия по болезни;

Из бесед с учениками, посещающими поддерживающие занятия, выявлено, что учащиеся не всегда любят заниматься на поддерживающих занятиях, но иногда ходят с удовольствием. На занятиях  дети разбирают проблемные ситуации, не выполненные учениками на уроке задания, составляют памятки и т.д.

Беседы с учителем  позволяют сделать вывод, что поддерживающие занятия наиболее эффективны тогда, когда работаешь с 3-4 учениками (не более). Так как на поддерживающих занятиях, как правило, остаются те ученики, которые лучше усваивают учебный материал в процессе индивидуальной работы.

Посещение уроков с целью контроля эффективности работы учителя по организации индивидуального подхода к детям, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, показало, что учитель по-возможности старается на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятное. Бондаренко Е.А. организует контроль знаний и умений на каждом этапе урока, сразу выявляя пробелы в знаниях учеников, создает ситуации успеха с целью развития положительной мотивации у такой группы учащихся.

2.4     Работы с одарёнными детьми.

Аналитическая справка о работе с одарёнными детьми Бондаренко Елены Александровны

Елена Александровна  большое внимание в своей работе уделяет одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми она начала с диагностик характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы (в 5 классе). Изучив результаты диагностики, учитель составила краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволило ей предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. 

На уроках чтения и русского языка преподаватель ведёт диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них Ольга Николаевна не называет ошибочным. Несовершенные (некультурные, натуральные) способы учебного поведения ребенка противопоставлены совершенным (культурным, социально значимым). Все детские версии учитель обсуждает не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.

                Потом обобщает все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

                Нравится её ученикам и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературы – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. На уроках Ольги Николаевны ребята учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во внеурочной деятельности просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть учителю есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, и педагог предлагает им сочинить свою сказку. Многие ученики сочиняют свои стихи. Ольга Николаевна координирует стремления детей, направляет их, помогает в выборе хорошей литературы. Они делятся с нею впечатлениями о прочитанных дома книгах, а она советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.

                На уроках русского языка учитель использует дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагает учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

                Как правило, дифференцированные задания во время урока учитель применяет на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

                                По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения. Учитель побуждает учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

                Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое  наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.

                Результатом работы педагога является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.

                Для раскрытия творческих способностей детей Ольга Николаевна применяет активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, литературные турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность.  

                Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, учитель предлагает составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.

                Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.

                Усидчивым ребятам учитель предлагает составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов учитель с учениками отрабатывают литературные термины, развивают устную и письменную речь. Детские кроссворды педагог редактирует и использует в своей работе как разноуровневый дидактический материал.

  Педагог добивается позитивных результатов  в работе с одаренными детьми по преподаваемым предметам. Она использует все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляет искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогает им успешно реализовать замыслы. Ольга Николаевна вовлекает одарённых детей в проектную деятельность. Она убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность.

   Под руководством учителя. учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, готовят рефераты, презентации.

Елена Александровна  проводит с одарёнными детьми стимулирующие занятия, которые имеют возможность посещать все желающие ученики. Из бесед с учениками можно сделать вывод, что высокомотивированным ученикам нравится посещать стимулирующие занятия, на которых готовят детей к школьным и районным конкурсам.

Однако, следует отметить, что работа с высокомотивированными детьми ведется, в основном, во внеурочное время. Рамки урока для таких учеников становятся «тесны». Чтобы заявить о себе, оценить свой уровень, пообщаться с единомышленниками учащиеся должны участвовать в конкурсах. Приобщить школьника к научно-исследовательской деятельности к олимпиадному движению должен учитель. А для этого педагог сам должен творчески относиться к любому виду своей профессиональной деятельности.

Директор  ГКОУ  «Специальная (коррекционная)

школа-интернат № 14 VIII вида»                                                                      Середняк В.Ю.

Со справкой ознакомлена                                              Бондаренко Е.А.

27.09.2012г.    

  1. Взаимодействие специалиста с педагогами школы-интерната.

Аналитическая справка, отражающая систематичность, формы и содержание работы Бондаренко Елены Александровны с педагогами школы.

         Бондаренко Елена Александровна проработала в данном учреждении 1год.  За время работы показала себя коммуникативным педагогом. Учитель владеет основными лингвистическими понятиями, умеет дать учащимся знания о языке в системе, полно, правильно, с учетом дифференцированного подхода к теоретическому материалу, понимает практическую значимость изучаемого языкового материала, может донести до воспитанников. Неоднократно посещала уроки, воспитательные мероприятия, самоподготовки с целью ознакомления с методами, приёмами педагогических технологий других педагогов. В течение года Елена Александровна сама давала открытые уроки с целью передачи педагогического опыта воспитателям и молодым педагогам.  

        В своей работе учитель использует интересные методики, обращаясь к когнитивной психологии. Образовательная технология (по В.В. Гузееву), система развития творческих способностей (по Торренсу и К.С. Станиславскому), используемые учителем в работе, позволяют добиться положительного результата.

        Елена Александровна  принимает активное участие в заседаниях педагогического совета школы,  делится опытом на методических объединениях школы, педагогических чтениях,  педагогических советах школы. Активно сама перенимает опыт других ведущих педагогов школы. Под руководством учителя положено начало организации научно – исследовательской работы учащихся по предмету русский язык и чтение. У педагога вошло в систему участвовать во взаимопроверке документации (тетрадей, рабочих программ, календарно-тематического планирования) других педагогов. Такая работа благоприятно влияет на качество знаний, умений и навыков не только воспитанников, но и педагогов – предметников.

Директор  ГКОУ  «Специальная (коррекционная)

школа-интернат № 14 VIII вида»                                                                      Середняк В.Ю.

 Со справкой ознакомлена                                              Бондаренко Е.А.

Перспективный план работы по взаимодействию с учителями –предметниками

на 2012-2013 учебный год

Мероприятия

Сроки

Организация посещений в 4 классе с целью преемственности образовательной программы:

  • уроков
  • внеклассных мероприятий

В течение года

В течение года

Поверка ЗУН по предмету за четверть, год.

Ознакомление с работой учителя в классе родителей, педагогов..

Работа учителя по самообразованию (выступления на педсоветах, педчтениях)

Ноябрь

Декабрь

В течение аттестации

Организация наставничества:

  • семинар-практикум по изучению программ
  • составление планов
  • учет ЗУН
  • самоанализ
  • посещение уроков
  • открытые уроки

Ноябрь

Сентябрь

Ноябрь

Январь

В течение года

 В течение года

Взаимодействие  с учителями -предметниками

  1. Состав, структура и конструирование уроков
  2. Практика по проектированию методической структуры интегрированного урока в зависимости от его типа и вида
  3. Изучение памятки «Самоанализ урока, типы урока, формы урока»
  4. Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока»
  5. Тренинг «Твое оригинальное завершение  урока»
  6.   Практикум «Организация дифференциального подхода к учащимся»
  7. Изучение методической разработки «Деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью»
  8. Консультация «Развитие творческого потенциала и самореализации личности»

Сентябрь

Ноябрь

В течение года с

учителем  математики, изо

декабрь  

В течение года

январь

февраль

В течение года

Директор  ГКОУ  «Специальная (коррекционная)

школа-интернат № 14 VIII вида»                                                                      Середняк В.Ю.

 30.08.2012г.                                

  1. Результаты участия в организационно-методической работе школы-интерната.

Аналитическая справка  о результатах участия Бондаренко Елены Александровны в организационно-методической работе школы.

               Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития не только учащихся, но педагогов.  Результативность выполнения программных задач по реализации учащимися действующих требований государственного образовательного стандарта зависит от каждого педагога, в том числе и от Бондаренко Елены Александровны, которая является учителем русского языка и чтения  с 2011 года.

     Елена Александровна принимает активное участие в работе методической службы школы.  Повышает эффективность обучения через учебно-исследовательскую деятельность воспитанников, что является инновационной педагогической технологией, и принимает участие в разработке и внедрению образовательно-воспитательных программ «Искусство самопрезентации», «Свет звезды».

         При участии педагога разрабатываются следующие образовательные компоненты:

- входящий контроль, диагностика уровня обученности и выбор перспектив развития;

- планирование учебно-исследовательской деятельности на основе «зоны ближайшего развития»;

- создание условий для исследования через систему уроков;

- дифференциация и индивидуализация домашних заданий;

- выстраивание индивидуальной образовательной траектории (учащихся и учителя);

- внеурочная индивидуальная работа с учащимися по написанию творческих и исследовательских работ, конкурсам, фестивалям  и научно-практическим конференциям;

- самооценка и анализ эффективности работы, перспективное планирование на основе данных о результативности.

- выступления по обобщению опыта работы на методических объединениях и  педсоветах.

        Уровень подготовки педагога соответствует типу образовательного учреждения, методикой преподавания предмета согласно типам уроков владеет, и применяет методы обучения с элементами новых технологий для создания банка передового педагогического опыта в коррекционной школе..

     

Директор  ГКОУ  «Специальная (коррекционная)

школа-интернат № 14 VIII вида»                                                                      Середняк В.Ю.

 Со справкой ознакомлена                                                                           Бондаренко Е.А.

29.09.2012г.                                

  1. Наличие ИКТ - компетентности педагога

Аналитическая справка о наличие ИКТ компетенции учителя русского языка и чтения Бондаренко Елены Александровны

        Бондаренко Елена Александровна давно владеет современными методами обучения. Под её руководством были созданы исследовательские работы не только для обычных уроков, но и для научно-практических конференций. Особую роль в процессе обучения русскому языку, чтению  и литературе,   и в воспитательной работе отводится  использованию компьютера на занятиях. Педагог  сам умеет  с ним работать и поэтому смело внедряет  компьютерные программы в систему обучения. Преимущества их использования на уроке неоспоримы:  

  • оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию времени при проверке контрольных и самостоятельных работ;
  •  элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению;
  •  создание условий для индивидуальной работы.

         Применение компьютеров позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности учащихся.Особенно эффективно применение компьютерных технологий при подготовке к проектам.

    Педагог различает типы проектов по их признакам:

1 Доминирующий  в проекте метод:

               а) исследовательский

               б) творческий

               в) ролево - игровой

               г) ознакомительно – ориетировочный

2. Предметно – содержательная область:

              а) монопроект (в рамках одной области знания)

              б) межпредметный проект

3. Характер координации проекта:

              а) непосредственный (жёсткий, гибкий)

              б) скрытый  (неявный, имитирующий участника проекта)

4. Характер контактов:

                Участники одной школы, класса, разновозрастные группы.

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта:

                        Краткосрочный, долгосрочный.

            Благодаря  использованию возможностей Интернета ученики Елены Александровны  включились в  проектную научно-исследовательскую работу по изучению региональных географических и топонимистических особенностей родного села.  Результатом такой работы  стало участие в районной научно -  практической  конференции «Первые шаги в науку». Работа «Топонимы села Константиновского вчера и сегодня» заняла 2 место.  Работа «Свадьба села Константиновского: предсвадебье, свадьба, послесвадебье», проводимая в рамках проекта «Этнокультура славян и современность» заняла 3 место. ( Примеры работ см в приложении 5) В своей работе использует  журнал «Исследовательская работа школьников», в котором находит много проектов,  апробирует  их на  уроках, учитывая особенности своих учеников,  стараюсь менять  доминирующие методы проекта.

              Многолетний опыт педагогической деятельности, в основе которого элементы технологии критического мышления,  личностно ориентированное обучение позволяет работать на уровне современных требований, учащиеся неизменно показывают высокую обученность  по предмету, участвуя в олимпиадах и конкурсах различных уровней, добиваются хороших результатов. Классные коллективы, в которых работает классным руководителем, отличаются инициативностью, боевитостью, умением сплотиться вокруг идеи.

Краткая аннотация работ  учащихся

Ф.И. ученика

Название работы

Краткая аннотация работы

Гончаров Максим

«Мой дедушка»

Работа выполнена учеником 5 класса. В результате исследования своей родословной, Гончаров Максим  подробно рассказал об интересных фактах из жизни своего дедушки. Очень приятно было узнать, что мальчик последовал по стопам своего дедушки и стал заниматься резьбой по дереву.

Калюжная Ксения

«Топонимы села Константиновского вчера и сегодня»

Работа выполнена ученицей 8 класса. В результате исследований ученица обнаружила интересные факты из истории названий улиц и переулков села начиная с момента его образования.

Калюжная Ксения

«Свадьба села Константиновского»

Работа выполнена ученицей 9 класса. В работе отражены традиции и обычаи празднования свадебного обряда.

Смагина галина

«Гимн России»

Работа выполнена ученицей 5 класса. Неотъемлемой частью всех современных государств является государственная символика. Одним из  символов России считается государственный гимн – торжественная песня, посвященная стране. Выполняя свою работу, ученица руководствовалась текстом нашего гимна, дословно исследуя каждую строку, делая соответствующие выводы и умозаключения.

Смагина Галина

«Библеизмы в творчестве Булата Окуджавы»

Работа выполнена ученицей 8 класса. В работе отражены исследования творчества поэта начиная с раннего периода. Было проанализировано около 320 стихотворений, отобрано для исследования только 28.

Смагина Галина, Макарова Ксения

«О моде, поясе и солнце»

Совместная исследовательская работа образовательной и коррекционной школы. Учащиеся исследовали культурологическую направленность произведений А.Пушкина, Н.Гоголя и былин. Нашли отражение  народных преданий о солнце, круге в  авторских произведениях.  

Директор  ГКОУ  «Специальная (коррекционная)

школа-интернат № 14 VIII вида»                                                                      Середняк В.Ю.

Со справкой ознакомлена                                                                           Бондаренко Е.А.

27.09.2012г.                                

                                                                       

  1. Организация собственной педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Аналитическая справка об организации собственно педагогической деятельности Бондаренко Елены Александровны

        Еленой Александровной  разработана образовательная программа

«Развитие творческих способностей школьников в процессе проектно - исследовательской деятельности с применением элементов технологии критического мышления» позволяющая осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.

         Исследовательскую работу она начинает, принимая детей в 5 класс. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей. Учитель не навязывала детям темы исследований. Сначала они вместе выполняли коллективные проекты: «Животные степной зоны», «Растения нашего района», а в 6 классе попробовали делать индивидуальные: «Русская берёза», «Откуда пришла книга?». Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер животных. Им были интересны темы космоса, декоративно-прикладного искусства, природные явления, многие хотят знать про динозавров. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя Елена Александровна старается научить их наблюдать, проводить исследования. Но все равно они - исследователи, первооткрыватели!

Целью своей работы она определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.

Использование метода проектов с использованием элементов технологии критического мышления позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Результаты деятельности педагога отражены в обобщении опыта работы, который  был представлен на заседании МО.  Обобщение опыта прилагается.

Проекты учеников очень интересные, содержательные, она с удовольствием делится опытом с другими учителями.

Директор  ГКОУ  «Специальная (коррекционная)

школа-интернат № 14 VIII вида»                                                                      Середняк В.Ю.

 

Со справкой ознакомлена                                                                           Бондаренко Е.А.

27.09.2012г.                                

Раздел  3. Внеурочная деятельность педагога.

  1. Организация педагогом внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета.

Аналитическая справка  о внеурочной деятельности учителя русского языка и чтения Бондаренко Елены Александровны.

Внеклассная работа по  русскому   языку  является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа – явление чисто стихийное. В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная  неделя  как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к  русскому   языку , делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.

Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки  русского   языка , внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации. Одной из форм внеурочной деятельности педагога является организация кружковой работы и социально значимой работы. Так в рамках проекта «Пока ты молод!» совместно с коррекционной школой была проведена экологическая акция «сохраним природу чистой!». Организовала кружок «Проба пера» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, который помогает  пройти социальную адаптацию предвыпускного класса. Результатом проведённых занятий является выпуск газеты «ПЕРЕМЕНА». Педагог ежегодно принимает участие в организации и проведении предметной недели.

Мероприятия внеурочной деятельности   направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников.  Неделя   Русского   языка  – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “ русский   язык ”. Это  неделя  творчества детей, своеобразный праздник.

При организации внеурочной деятельности  Еленой Александровной  учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к  русскому   языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции  школы  и т.д.

Содержание внеурочной работы определяется школьной программой по  русскому   языку  с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Директор  ГКОУ  «Специальная (коррекционная)

школа-интернат № 14 VIII вида»                                                                      Середняк В.Ю.

 Со справкой ознакомлена                                                                           Бондаренко Е.А.

27.09.2012г.                                

Раздел  4. Научно-методическая деятельность  педагога.

  1. Участие учителя в экспериментальной деятельности.

Аналитическая справка об участии учителя в экспериментальной деятельности МОУ СОШ № 11 села Константиновского.

Сегодняшняя система образования формирует калькулирующее и рассчитывающее мышление, сковывает творческий потенциал человека. В ней преобладают методы насильственного насаждения, механического запоминания различных формул, после чего у учащегося формируется фрагментарное, схематичное видение мира.  В ходе экспериментальной деятельности МОУ СОШ № 11 по теме «Синергетический  подход в преподавании учебных предметов»  педагогами школы была апробирована методика преподавания, используя элементы синергетики как педагогической методики. В ходе реализации эксперимента педагогом был разработан и проведён совместно с учителем информатики интегрированный урок русского языка и информатики в 5 классе по теме «Правописание приставок». Урок проходил на высоком методическом уровне. Педагог показал высокое мастерство в  подборе материала к уроку, разработке самого урока, владением компьютерных технологий, умением методически правильно организовывать урок. Учащиеся в ходе урока показали нестандартное мышление, умение совершать выбор в различных ситуациях, оценивать свой выбор и  анализировать предлагаемый учебный материал с практической точки зрения.

Директор  ГКОУ  «Специальная (коррекционная)

школа-интернат № 14 VIII вида»                                                                      Середняк В.Ю.

Со справкой ознакомлена                                                                           Бондаренко Е.А.

27.09.2012г.    

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личное портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературы, учителя высшей категории г.Краснодара Поповой И.В....

Портфолио учителя русского языка и литературы

Материал содержит сведения об образовании, результативности, достижениях....

Портфолио учителя русского языка и литературы

В портфолио представлены следующие разделы: Общие сведения об учителе Научно-методическая деятельность Результаты педагогической деятельности Внеучебные достижения обучающихся Использование совре...

Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины Николаевны

Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины НиколаевныМесто работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение  "Основная общеобразовательная  школа с.Ленинское" Энгельсс...

Портфолио учителя русского языка и литературы

портфолио учителя русского языка и литературы...

Портфолио учителя русского языка и литературы Акопова Э.В.

Портфолио учителя русского языка и литературы Акопова Э.В....