Представление собственного инновационного педагогического опыта.
статья на тему

Гришина Елена Михайловна

В статье рассматривается вопрос об этимологическом анализе как средстве развития интеллектуальной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_opyta.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Гришина Елена Михайловна.

Представление собственного инновационного педагогического опыта.

 «Развитие мышления учащихся на основе этимологического анализа» - проблема, над которой я работаю уже пять лет. Этимология, по моим наблюдениям, вызывает интерес в первую очередь у детей, потому что одна из особенностей этого возраста как раз и заключается в вечных попытках объяснить мир существующих вокруг нас явлений, в том числе и языковых. Дети часто задаются вопросом, почему тот или иной предмет назван так, а не иначе, почему в разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей или действий. Учащихся интересует происхождение названий, их история. Многие в прошлом производные слова стали непроизводными: они потеряли связь с родственными словами, их основа неразложима на отдельные морфемы, что дает основание считать ее немотивированной; первоначальный корень перестал в них выделяться, и мы уже не можем сказать, почему предметы, явления названы именно этими словами.
         Для установления старых родственных связей таких слов необходимы определенные научные розыски. Этим занимается специальная отрасль языкознания — этимология (от греческих etymon —«истина» и logos —«слово», «учение»). Цель этимологического исследования — выявить первоначальное значение и звучание слова, определить его первоначальный корень.

На основе достижений сравнительно-исторического языкознания можно проследить историю звукового и морфологического состава слова. Что касается смысловой эволюции, то её часто бывает очень трудно объяснить. Предметом этимологии как раздела языкознания является как нахождение, так и отслеживание источников и процесса формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава языка древнейшего периода (обычно дописьменного). В лексике каждого языка имеется значительный фонд слов, связь формы которых со значением непонятны носителям языка, поскольку структура слова не поддаётся объяснению на основе действующих в языке моделей образования слов. Этимология определяет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, на базе какого языкового материала, в какой форме и с каким значением возникло слово, а также какие исторические изменения его первичной формы и значения произошли. Этимология характеризуется комплексным характером методов исследования. Основой ее методики является сравнительно-исторический метод исследования различных единиц языка, который опирается на законы фонетических изменений, морфологической закономерности, закономерности морфологических изменений. Проведя подобные исследования, можно установить родственные связи между словами современного русского языка с непроизводной основой, гласные в корне которых являются непроверяемыми с точки зрения современных орфографических норм, и вышедшей из активного употребления лексикой, а также лексикой активного словарного состава, не воспринимаемой современным носителем языка как родственной вышеуказанным словам.

Этимологический анализ лексики современного русского языка углубляет представление о родственных связях между словами, не являющимися с точки  зрения современного языкознания однокоренными, что, несомненно, поднимает интерес к языку на новый, более высокий уровень, способствует развитию орфографической грамотности и образного мышления. Способность видеть в слове этимологический корень выявляет

производящую основу многих русских слов, воспринимаемых в современном русском языке как непроизводные, что углубляет восприятие лексического значения слова, облегчает процесс его запоминания, а также способствует предупреждению орфографических ошибок, связанных с его написанием.

Таким образом, мы должны прийти к выводу о необходимости постоянного обращения к этимологическому анализу как средству развития кругозора учащихся, их ассоциативного мышления и, как следствие, развития орфографической зоркости.

Не лишним будет упоминание о том, что в последние годы в заданиях олимпиадного уровня постоянно встречаются вопросы, связанные с этимологическим анализом, что, в свою очередь, поднимает актуальность данной работы на новый, более высокий уровень.

Поэтому, начиная с 2008 – 2009 учебного года, помимо постоянного обращения к этимологическому анализу на уроках русского языка и литературы, я решила попытаться разработать системный курс игровых мероприятий по этимологии.

Интеллектуальная игра – одна из самых распространенных форм проведения внеклассных мероприятий по русскому языку. В ней и преподаватели, и учащиеся видят в первую очередь нестандартный подход к процессу закрепления уже имеющихся знаний, возможность в увлекательной форме получить новые знания по предмету. Детей и подростков привлекает также возможность самовыражения, проявления своих способностей. И, конечно же, проведение любой интеллектуальной игры по этимологии направлено на развитие мыслительных способностей учащихся, на выявление так называемых скрытых знаний, предполагающих не столько воспроизведение полученной ранее информации, сколько мгновенное осознание новой, появившейся в результате озарения, умноженного на умственное усилие.

Таким образом, в работе по этимологическому анализу можно и нужно  использовать такие формы и методы работы, как эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, учебная дискуссия, познавательная игра, наблюдение и другие.

График проведения интеллектуальных игр устанавливается учителем; можно лишь порекомендовать заниматься этимологическим анализом регулярно, например, раз в четверть, и обязательно – на протяжении нескольких лет, начиная с младшего школьного возраста. В противном случае эта работа не выполнит основной своей задачи – развития устойчивого интереса к процессам, происходящим в языке, а останется лишь эпизодом, неспособным оказать существенного влияния ни на мышление учащихся, ни на их отношение к русскому языку как к учебной дисциплине.

Желательно проводить мероприятия по этимологическому анализу среди учащихся одной параллели, чтобы сохранить определенное равновесие сил. Охват всей параллели желателен потому, что в том случае, когда интеллектуальная игра проводится среди учащихся только одного класса, может возникнуть эффект замкнутой системы.

Для участия в подобном мероприятии из каждого класса параллели формируется команда, не более 5 – 7 участников.

Для первой игры должны подбираться вопросы с прозрачной этимологией (пробел, очки, окно, перстень, перчатка, горихвостка, огород и другие), иначе детей с самого начала может оттолкнуть сложность заданий. Учащиеся должны почувствовать уверенность в своих силах, научиться рассуждать и со временем запоминать возможные позиционные чередования гласных и согласных, которые помогут им найти путь к правильному решению. Постепенно вопросы усложняются, но для разминки, обязательной в начале каждой игры, предпочтительно оставлять легкие задания.

Как правило, желающих участвовать в игре всегда оказывается больше, чем требуется для формирования команды, поэтому целесообразно дать и остальным учащимся проявить себя, например, создать команду болельщиков, имеющую право один раз в продолжение игры помочь своей команде советом или идеей.

За каждый правильный ответ команда получает один балл, и в результате побеждает тот класс, представители которого набрали большее количество баллов.

За оригинальные, интересные, логически допустимые, но неправильные версии жюри (возможно его формирование из учителей, работающих в этих классах, членов администрации, старшеклассников) по своему усмотрению имеет право посчитать ответ достойным начисления балла.

Вопросы, предлагаемые для одного тура игры, могут быть разбиты на блоки: легкие – средние по степени трудности – представляющие особую трудность.

Для первого тура в 5 классе время, рассчитанное на подготовку ответа, не должно превышать одной минуты, а дальше – на усмотрение учителя: через год, когда учащиеся столкнутся с вопросами, требующими особенно вдумчивого анализа, время может быть увеличено до пяти минут.

В связи с вышесказанным надо отметить, что для подбора участников игры учитель не должен ориентироваться только на те отметки, которые учащиеся имеют по русскому языку, потому что определяющей из них будет отметка за грамотность, а не за логическое мышление. А в каждом классе, как правило, встречаются дети, не очень много внимания уделяющие орфографии, но с очень развитым логическим мышлением. Но все-таки более верным с психологической точки зрения будет решение предоставить возможность сформировать команду самим детям.

Со временем, когда у учащихся возникнет достаточно четкое представление об этимологическом анализе, целесообразно будет давать командам домашние задания по только что проведенной игре – для закрепления полученных результатов. Это могут быть те же вопросы, но представленные детьми в виде шифра: ребуса, шарады, палиндрома и т. д.

В следующем туре эти домашние задания будут оцениваться, исходя их оформления, оригинальности представления.

Итак, совершенствовать процесс проведения этимологического турнира можно до бесконечности, в том числе и используя компьютерные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...


 

Комментарии

Божко Ольга Ивановна

Умница!!!