Мастерство бердского педагога Надежды Бояровой
статья по теме

Надежда Анатольевна Боярова

Статья Н.Захаровой в газете "Бердские новости" о работе учителя русского языка и литературы Н.А.Бояровой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волшебное мастерство бердского педагога Надежды БОЯРОВОЙ.

Если вы хотите увидеть настоящего учителя – мастера, который в литературу виртуозно интегрирует психологию, а информационные технологии использует как опытный хирург самую современную операционную аппаратуру; если хотите познакомиться с литератором, у которого дети читали БУЛГАКОВА даже когда его запрещали, а сейчас открывают для себя АНДРЕЕВА; если надеетесь испытать очищающее состояние катарсиса, приходите на урок к Надежде Анатольевне БОЯРОВОЙ…

«Учитель – на стыке будущего с прошлым»

Накануне Дня Учителя я с большим трудом пыталась вывести ее на разговор о современной школе и роли Учителя. Когда я спросила, как поднять престиж педагогической профессии, привлечь молодежь в школу, она неожиданно задала вопрос мне: «А Вы сами почему ушли из школы? Представляете, сколько людей по земле ходят с педагогическим образованием? Вот если бы все они вышли к доске перед 28-ю парами глаз и попытались удержать детей в течение часа, сделать так, чтобы они захотели что-то узнать. Поняли, что это такое – быть Учителем…». А когда я рассказала, что недавно прочитала интервью  с одним новосибирским педагогом, которой стыдно признаваться, что она работает в школе, Надежда Анатольевна вообще разволновалась: «Ну, стыдно тебе, значит, уходи! Ведь это, каждый день через себя переступать. Как можно работать, если не строить планы на будущее, если не скучать летом по школе и ребятам, не возвращаться каждую минуту к своему любимому делу»…

- Я всегда с гордостью говорю о том, что работаю в школе. Я - патриот России и своей профессии и другой судьбы себе даже не представляла. И считаю, что Учителя сегодня – золотой запас и стратегический ресурс России, которые на фоне того, что все валится и рушится, стоят на самом нерве. Как в стихотворении Марии КАЛУЖСКОЙ, учителя всегда на передовой, на самом стыке будущего с прошлым, добра со злом, возвышенного - с пошлым. И школа сейчас - это единственное место, безопасное и чистое, где с детьми разговаривают, где их ждут и любят. И они это понимают. Мы недавно говорили о профессии учителя. И наши дети сказали, что педагог – это незримый луч добра и света, и именно с ним никогда не прервется эстафета знаний и идей, поскольку в слове «педагог» воплотилась та вековечная дорога, что и возвысила людей. И в этом плане у учителя русского языка и литературы – особая миссия: он носитель культуры, проносящий сквозь тьму, сквозь вереницу темных буден пространства чистого простор…

В литературе преломляется любовь, ложь, предательство…

- Надежда Анатольевна, в последнее время все говорят о том, что наши дети не читают,  ни к чему не стремятся…

- Я не согласна. Дети у нас нормальные: ершистые, задиристые, некоторые снобы, но это скоро пройдет, самостоятельные, с юношеским максимализмом… И читают они. Конечно, не могу сказать, что, к примеру, Л.ТОЛСТОГО читают все, 3-4 человека в классе «Войну и мир» одолеть не могут, но и раньше такое было. Им трудно читать, они практики, но в целом, хотя бы в обзоре, литературу у меня ребята знают, обсуждают, задумываются. Один мальчик недавно подошел: «Я, наконец, прочитал ТУРГЕНЕВА», «Молодец, садись, давай поговорим»… Вот недавно я давала «Иуду Искариота» Леонида АНДРЕЕВА, и в классе так спорили, что я думала, расхлещемся, на такое прочтение произведения вышли! А кто сказал, что Иуда – предатель? Да, он предал Христа, но он это сделал ради чего? А давайте составим психологический портрет предателя, проведем аналогии в истории. А как человек приходит к предательству? Так мы выстраиваем психологическую цепочку, вычерчиваем человеческие грехи. Вот что интересно ребятам сегодня: человеческие поступки и внутренний мир, внутренние копания. Нам всем сегодня не хватает времени поговорить, и они хватаются за эту возможность на литературе… Взять ту же «Бедную Лизу», знаете, как это произведение ученикам нравится, несмотря на то, что написано давно. Потому что они видят проблему, и весь сюжет для них очень актуален. Потому что я не читаю нравоучений, но параллельно даю другую, пушкинскую Лизу в «Барышне-крестьянке». И мы сравниваем: кто же счастливее? И девчонки начинают понимать: «Ой, и правда, а ведь он ей ничего не обещал» и за голову хватаются… Ребята с удовольствием сравнивают «Солнечный удар» И. БУНИНА и «Ночную фиалку» А. КУПРИНА. Читают стихи В. МАЯКОВСКОГО, С. ЕСЕНИНА – меньше, потому что творчество первого поэта жестче…

- Я поняла ваш секрет: литературу вы преломляете через психологию, человеческие отношения…

-  Вот именно. Я настаиваю на психологическом прочтении книг. Я считаю, что психология должна войти в наши школы. И она у нас в «восьмой» витает давно. И еще я убеждена, что к литературе надо относиться как к литературе, а не как к литературоведению. Почему мы вокруг текста кружева плетем, изучаем, кто что о нем написал, какую идею в него заложил. А вы в текст нырните, попробуйте понять, что автор хотел сказать, почему это произведение уже сто лет читают и еще будут столько же читать, чему оно учит, и зачем А. ГРИБОЕДОВА и Н. ГОГОЛЯ надо изучать в 21 веке? Детям нравится «Война и мир», когда мы рассматриваем понятия: патриотизм, добро и зло, истина, ложь, любовь. Они анализируют героев и характеризуют их честно, а не так, как рекомендуется в учебнике. К примеру, Андрея БОЛКОНСКОГО критикуют: мол, он эгоист бросил Наташу, уехал. Мальчишкам нравится Элен – потому что красивая, все, как в жизни, но потом мы начинаем рассуждать, почему ее ТОЛСТОЙ уводит со страниц романа… Изучаем тему любви, я им даю М. ГОРЬКОГО, А. КУПРИНА, И. БУНИНА, подтягиваю Ф.ТЮТЧЕВА. Мы смотрим: у одного любовь – это союз умов, у других -  союз чувств и союз тел. А когда попробуем вывести в общем формулу любви, то получается, что это союз ума, души и тела… А сегодня я начала урок опять со слов Льва ТОЛСТОГО. Ведь цитата «Всем миром», которую первый канал выбрал слоганом для благотворительной акции по оказанию помощи пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке, ключевая в романе «Война и мир» («Всем народом навалиться хотят»). Я поблагодарила ребят за то, что мы навалились всем миром, что не оказались в стороне, пусть это было 3 секунды, но был такой подъем! И когда слабо прозвучала фраза по поводу того, что неизвестно, куда пойдут деньги, большинство детей возразили: это уже второй вопрос, так можно все святое свести на нет, нельзя оставаться равнодушным, потому с молчаливого согласия равнодушных происходят все преступления… И это означает, что наши дети все правильно понимают. И что мы выполнили свою главную задачу: вложили в их души какие-то основные нравственные ценности, необходимые для того, чтобы они выходили в жизнь адаптированными. Потому что ТАМ, по сравнению со школой, страшно.

 

Пока мы хотим оставаться людьми…

- Что мы потеряем, если реформы лишат возможности изучать с детьми литературу, если мы совсем перестанем читать и говорить о том, что прочитали?

- Мы уже потеряли. Программу по литературе урезали, убрали, например, «Поднятую целину» М. ШОЛОХОВА и «Молодую гвардию» А. ФАДЕЕВА, хотя там такие тексты, такой юмор, патриотизм. Но мы тоже перестраиваемся, и я даю многое из того, что считаю нужным: даю концепцию автора, в обзоре, дополняю литературу живописью, презентацией… Например, включаю на «Маленьких трагедиях» А. ПУШКИНА сцену из фильма с Владимиром ВЫСОЦКИМ, картины Питера БРЕЙГЕЛЯ. И это для детей не пройдет бесследно. Одним словом, пока мы хотим оставаться людьми, мы будем читать литературу и учиться у настоящих мастеров слова.

                                                                                                 Наталья Захарова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профессиональное мастерство социального педагога

СОДЕРЖАНИЕ   ГЛАВА I.  Теоретические основы профессионального мастерства и ...

Чувство "мастерства" у педагога.

Современная школа подразумевает потребность педагога изменений в себе. Мастерство учителя неотделимо от собственного желания учиться. Всегда следует стремиться к к приобретению таких качеств, как проф...

Школа педагогического мастерства "Я - Педагог"

Название проекта и его аннотация. Проект направлен на формирование профессионального роста молодых учителей, повышение потенциала сельских учителей, на повышение престижа профессии педагога. В летней ...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педаг...

Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретных исполнителях – учителе и воспитателе. Именно педагог является основной фигурой при реали...

Диплом 1 степени. Участник V Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов, преподавателей, учителей библиотекарей «Сердце отдаю детям» .Номинация « Методическая копилка».

Диплом 1 степени. Участник V  Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов, преподавателей, учителей  библиотекарей  «Сердце отдаю детям» .Номинация ...

Диплом член жюри V Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов ,преподавателей, учителей, воспитателей , библиотекарей. «Сердце отдаю детям»

Диплом  член жюри V Всероссийского конкурса профессионального  мастерства среди педагогов ,преподавателей, учителей, воспитателей , библиотекарей. «Сердце отдаю детям»...