Здоровьесберегающие технологии на уроках с испльзованием компьютера
презентация к уроку по теме

Выступление на педсовете. Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках с испльзованием компьютера". Текст выступления и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii.rar2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках с использованием компьютера.

Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером - одна из самых напряженных и утомительных. В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья. Наибольшая частота функциональных изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания, костно-мышечной и нервно-психической систем. Отечественные и зарубежные исследования утверждают, что более 90% работающих за мониторами жалуются на утомляемость, боли в области затылка, шеи, слезотечение, жжение или боли в области глаз

Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени;
  • воздействие электромагнитного излучения монитора;
  • утомление глаз, нагрузка на зрение;
  • перегрузка суставов кистей;
  • стресс при потере информации.
  • аллергические реакции.

Сидячее положение.

 Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению, гипертонии и другим заболеваниям сердечнососудистой системы.

Электромагнитное излучение.

 Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение.

Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек - пикселей.

 Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей рук.

 Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации.

 Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Пыль и грязь: аллергия и кишечные инфекции.

 Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания - от аллергии до "болезней грязных рук".

Влияние компьютера на психику.

Представить современного человека без компьютера и интернета невозможно. Эти достижения техники существенно облегчили нашу жизнь, упорядочили работу, расширили возможности. Но одновременно принесли с собой и ряд новых, ранее неизвестных нам проблем, одна из которых - влияние компьютера, и особенно интернета, на нашу психику. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Начнем с отрицательных аспектов воздействия компьютера на психику человека. Всемирная паутина стала причиной появления нового вида зависимости – интернет-зависимости. Основные типы интернет-зависимости:

Игровая зависимость (игромания) – один из наиболее распространенных типов зависимости. При этом интерес к реальной жизни практически утрачивается.

 Навязчивый веб-серфинг (бесконечные путешествия) – проявляется данная зависимость в форме постоянного перехода с одной интернет-страницы на другую. Интригующие заголовки и шокирующие анонсы заставляют заходить на новые сайты, кликать по различным ссылкам. Множество ненужной информации перегружает мозг.

 Виртуальные знакомства и общение – популярные социальные сети, такие как «В контакте», «Одноклассники» и другие, чаты, форумы, аська и другие способы знакомства в интернете могут таить в себе угрозу. В виртуальном мире можно быть кем угодно – для этого нужно лишь подобрать себе подходящий ник, сделать красочный аватар (любая понравившаяся фотография – даже чужая), и можно предстать в любом образе.

 Финансовая зависимость – интернет-магазины, интернет-аукционы предлагают приобрести множество товаров с невероятной скидкой. Такая возможность затягивает, появляется желание покупать все новые и новые (в большинстве абсолютно бесполезные) вещи.

Но нельзя утверждать однозначно, что интернет – зло, ведь всемирная паутина также оказывает и положительное воздействие на психику человека:

 Неограниченный доступ к любому виду информации дает возможность интеллектуального развития, самосовершенствования. Если раньше для того чтобы изучить какой-либо аспект, необходимо было перечитать множество книг и журналов в библиотеке, теперь все это можно сделать, не выходя из дому. Притом ограничений нет никаких – любую книгу или журнал на любом языке можно найти в интернете.

 Чувство востребованности и самореализации. Интернет – кладезь вакансий. Большинство таких вакансий и разовых подработок доступны для людей, находящихся за сотни и тысячи километров

 Интернет - возможность общения. Благодаря скайпу, аське, различным сайтам мы можем реализовывать свою потребность в общении. Можно слышать, видеть человека, находящегося на другом континенте, а создается такое впечатление, что он сидит за соседним столом. Кроме общения с близкими людьми, можно также найти единомышленников, людей, которые дадут вам дельный совет, поймут, научат.

Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья обучающихся:

  • Рациональная организация труда учителя и учеников.
  • Создание комфортного психологического климата.
  • Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
  • Чередование различных видов деятельности на уроке.
  • Использование аудиовизуальных средств обучения.

Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке.

Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, иметь грамотно оформленный  кабинет, удобную мебель. Все это соблюдается у нас в училище: кабинет информатики расположен на втором этаже с северной стороны здания, оборудован жалюзи. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на человека. Электрооборудование заземлено.  Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физминутки.  За каждым РМУ лежат, кроме Правил техники безопасности при работе на компьютере, Комплекс упражнений для глаз и для снятия статического и общего утомления, а также Комплекс упражнений для снятия симптомов синдрома компьютерного стресса.

Во время работы за компьютером предлагаю на минутку прерваться и выполнить следующие действия:

 Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1.   Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

2.   Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз.

3.   Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

4.   Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

5.   В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

Комплекс упражнений для шеи.

  1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

  1. «Ленивые восьмёрки» :

Медленно нарисовать подбородком  в воздухе в «восьмёрки» сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной. Выполнять по 20 сек.

Элементы пальчиковой гимнастики.

Их можно включать как до непосредственного занятия с компьютером, так и после. Из большого многообразия упражнений, описанных в специальной литературе, учитель может выбрать наиболее подходящие к данному уроку.

1) Упражнения для кистей рук учат напрягать и расслаблять мышцы, переключаться с одного движения на другое развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время.

  • «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.
  • «Стряхиваем воду с рук»: пальцы сжать в кулак, затем с силой выпрямить пальцы, как бы стряхивая воду.
  • «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.
  • Две ладони одновременно сжать в кулаки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу. Повторить 3–5 раз.
  • «Приветствие»: ладони плотно прижаты друг к другу. Каждый палец левой руки «здоровается» со своим соседом на правой руке.

Если кто-то не хочет выполнять эти «детские», по их словам,  упражнения, предлагаю «обман зрения»:  пальцы в замок со скрещенными руками. Затем переплетенные руки вывернуть, не расцепляя замка. В таком положении прошу пошевелить указанным пальчиком. Как правило, с первого раза это не получается, т.к  руки «перепутались», правые пальцы оказались слева, а левые – справа.  Это тут же вызывает интерес и у соседей. Всем интересно разобраться с «заблудившимися» пальцами.  И посмеялись, и глаза отдохнули, и суставы подвигались!

Иногда приходится идти на хитрость. Привлекаю внимание  группы, обращаюсь ко всем, прошу повернуться и посмотреть на меня. Когда требование выполнено, делаю какое-то сообщение или объявление. Цель достигнута – взгляд отведен от экрана, глаза моргают, зрачок фокусируется на дальний объект, мышцы шеи заработали.

Здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь!
Берегите себя и своих учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама п...

Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии (доклад)

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейств...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Цель технологииОбеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к св...