проектная деятельность во второй младшей группе по теме "Моя СЕМЬЯ"
методическая разработка по теме

Коноплева Оксана Васильевна

Материал представляет собой паспорт проектной деятельности во второй младшей группе по лексической теме "Семья". Рекомендован воспитателям и логопедам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Паспорт ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО 2 МЛ.ГРУППЕ ПО ТЕМЕ:  «МОЯ СЕМЬЯ»

        

Тип проекта:  краткосрочный,  творческий.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги  группы.

Образовательные области: 
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»

Актуальность темы: 
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни.
Мы не предполагали, что такая близкая лексическая тема «Семья» вызовет большие затруднения. Начав ее изучение , выяснилось, что трудно работать с детьми на опосредованном иллюстративном материале. Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший.

Цель проекта:  Формирование у детей первоначальных представлений о семье.

Задачи проекта:

  • Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
  • Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
  • Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи;
  • Вызвать интерес к собственному имени;
  • Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им.

Предполагаемый результат: дети должны получить представления о членах семьи, научиться устанавливать родственные связи в своей семье.

Планирование по реализации проекта:
1 этап.  Накопительный (информационный, подготовительный)

Мероприятия

Ответственные

Постановка проблемы:

Что мы знаем?

  • Мы дети.
  • У нас есть родители.

Что хотим узнать?

  • Семья – что это?
  • Как о нас заботятся?
  • Почему меня так назвали?
  • Где работают мои родители?
  • Какая у меня семья?

воспитатели, логопед

Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья».

воспитатели

Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье;

Формировать обобщающее понятие «Семья».

воспитатели, логопед

Вовлечь родителей в работу над проектом:
Составление генеалогического дерево семьи.

воспитатели, логопед, родители

        

2 этап. Практический (организационный, реализация проекта)

«Познавательное развитие»

Мероприятия

Ответственные

Цикл бесед на темы:
«Кто живет в моей семье?»,
«Какая у меня мама?»,
«Что мама делает дома?»,
«Как мама заботится о нас?»,
«Как я могу заботиться о маме, папе?»

воспитатели

Рассматривание сюжетной картины «Семья»,
семейных фотографий.

воспитатели

Рассказ о каждом ребёнке, беседа о именах детей,  воспитывать интерес к собственному имени

воспитатели, логопед

Беседа о братьях и сёстрах (продолжать учить устанавливать родственные связи в семье;
формировать понимание таких категорий, как старший, младший)

логопед

Подбор художественного слова, пословиц  по теме проекта.

Информационная папка «Пословицы о семье»

воспитатели

Подбор стихотворений об имени ребенка.

Информационная папка «Хорошо там и тут, где по имени зовут»

логопед


«Социально-коммуникативное развитие»

Мероприятия

Ответственные

Беседа «Моя мама» (познакомить детей с трудом мамы;
активизация
 словаря глаголами и именами прилагательными) 

воспитатели, логопед

Беседа «Я и мой папа» (познакомить с профессией папы;
активизация словаря глаголами и именами прилагательными)

воспитатели, логопед

Беседа о братьях и сёстрах (продолжать учить устанавливать родственные связи в семье;
формировать понимание таких категорий, как старший, младший)

воспитатели, логопед

Беседа с детьми о бабушках и дедушках (расширять словарь прилагательных: молодой – старый, добрый, весёлый, красивая, добрая)

воспитатели, логопед

«Речевое развитие»

Мероприятия (чтение)

Ответственные

рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер»

воспитатели

стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

воспитатели

стихотворений А. Барто

воспитатели

стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»

воспитатели

рассказа Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка»

воспитатели

сказок: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»

воспитатели

«Поищем и найдем хорошие слова»
(активизация имен прилагательных)

логопед

Выполнение заданий по карточке «Моя семья» и генеалогическому дереву.

логопед

Д/и «Назови ласково»
(учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных)

логопед

Д/и «Как тебя зовут?»
(продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных)

логопед

Д/и «Отгадай, о ком я говорю»
(закреплять названия родственных отношений, расширять словарь прилагательных: молодой - старый, добрый, веселый, красивая, добрая.)

логопед

Д/и «Назови и покажи» »
(закреплять названия родственных отношений, расширять глагольный словарь: убирает, стирает, готовит, вяжет, чинит, печёт.)

логопед


«Социально-коммуникативное развитие»

Мероприятия

Ответственные

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мама варит обед», «Помощники»

воспитатели

Д/и «Моя семья»

воспитатели


«Художественно-эстетическое развитие»

Мероприятия

Ответственные

Лепка «Угощение для бабушки»

воспитатели

Аппликация «Укрась салфетку»

воспитатели

Рисование «Бусы для мамы»

воспитатели


«Физическое развитие»

Мероприятия

Ответственные

«Бусы для мамы»
(развитие мелкой моторики, нанизывание шариков на шнурок, упражнять детей в чередовании двухцветных шариков)

логопед

Пальчиковая игра «Моя семья»

воспитатели, логопед

«Поможем бабушке»
(развитие мелкой моторики рук, наматывание ниток в клубок).

воспитатели

Пальчиковая игра «Ладушки»

воспитатели, логопед


Коррекционная работа:

Мероприятия

Ответственные

Упр. Кто позвал?
(развитие слухового внимания)

логопед

Упр. «Вот так!»
(развитие зрительного внимания)

воспитатели, логопед

Упр. «Шумовые коробочки»
(развитие слухового внимания)

воспитатели

Упр. «Что делают члены семьи?»
(развитие зрительного внимания)

воспитатели, логопед

Упражнения на развитие общих речевых навыков

Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки»
(развитие артикуляционной моторики)

логопед

Упр. «Бабушка удивляется»
(закрепление правильного звукопроизношения звука О)

логопед

Упр. «Поймай звук О»
(развитие фонематического восприятия)

логопед

Упр. «Мамины духи»
(развитие глубокого вдоха и плавного выдоха)

логопед

Упр. «Ау, ау кричу в лесу»
(развитие силы голоса)

логопед

3 этап. Заключительный (завершающий, результативный)

Мероприятия

Ответственные

С/р игра «Семья»

воспитатели

Рассматривание генеалогического древа

логопед

Составление с детьми рассказов о членах семьи:  
«Моя семья»

воспитатели, логопед

Оформление стенда - выставки «Моя семья»

воспитатели

Чтение стихов о своей семье.

воспитатели

Приложения:

  • Генеалогические деревья каждой семьи
  • Рассказы детей «Моя семья»
  • Папка «Пословицы о семье»
  • Папка «Хорошо и там и тут, где по имени зовут!!!»
  • Папка «Стихи о семье»

Литература:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2–е изд., испр. и доп. – М., Мозаика – Синтез, 2005.

  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007

  • Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду. // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения Практический журнал – 2008 - № 8, с. 102

  • Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2007



Предварительный просмотр:

Хорошо там

К С Е Н И Я -

гостеприимство — греческое

Гости, гости будут к нам!

В доме трам и тарарам.

Подбегает к маме Ксюша:

Мама, милая, послушай,

Напеку я куличей,

Из песка и калачей,

Новый кукольный сервиз

Им поставим. И - сюрприз:

В каждом кукольном горшочке

Будут для гостей цветочки!

Мама улыбается,

К дочке наклоняется:

Да, конечно, мой малыш,

Правильно все говоришь,

Ты такая милая

И гостеприимная!

Только можно, я гостям

Тоже что-нибудь подам -

Угощенья и посуду?

Я тебе мешать не буду!

           

А Н А С Т А С И Я -

возрожденная, воскресшая -

древне-греческое

Каждый год в себе несет

Воскресение.

Заспанный цветочек

Спину разогнет -

Возрождение.

Настя к ручейку идет -

Улыбается,

Знает, в нем последний лед

Растворяется.

И птенец в скворечнике

Появляется -

К нам с тобой весна

Возвращается!

А Л Ё Н А -

солнечная - греческое

Там, где светит солнышко,

Чайки и песок,

Кто-то тащит ведрышко,

Лопатку и совок.

Там, где волны плещутся,

Теплы спозаранок,

Кто-то строит мельницу

И красивый замок.

Что это за девочка

В беленькой панамке,

Вся загаром светится,

На щеках две ямки?

Так сияет личико,

Что лучше вам зажмуриться,

Это — же Алёнушка

Солнышком красуется!


и тут, где

     

М И Х А И Л -

 кто как Бог —

 древне-еврейское

Мишенька-сыночек,

Словно огонечек,

Светлый и веселый,

Радует семью.

Утром просыпается -

Смехом заливается,

Вечером баюкает

Сестреночку свою.

Как мы любмим Мишеньку,

Нашего мальчишеньку,

Как его лелеем -

Нету таких слов.

Он для нас - как солнышко,

Он для нас - как месяц,

Он для нас как главный,

Самый главный бог!

           

 Д М И Т Р И Й -

относящийся к Деметре, богине земледелия и плодородия -

             древне-греческое.

Когда приходит Дима в парк

С друзьями поиграть,

То начинает старый парк

Внезапно расцветать.

Трава растет густая,

На клумбах - незабудки,

Деревья распрямляются

И прилетают утки.

Так каждый раз, за годом год,

Растет наш Дима - парк растет.

Он чародей? Да что вы, нет,

Но есть у Димы свой секрет:

Он листьев никогда не рвет,

Цветочки леечкой польет,

Гордится парком он своим,

А парк в ответ гордится им!

                 

Е Г О Р —

земледелец  — греческое

Затеял маленький Егор

С папой важный разговор:

"Ты купи-ка мне лопатку,

Во дворе устрою грядку,

Я цветы там посажу,

Всем ребятам покажу.

Будут там цветы расти,

Нам кивать, весной - цвести,

Буду я руководить,

Как нам садик посадить!"

Папа скажет для порядку:

"Я куплю тебе лопатку,

Только ты мне обещай:

Про цветы не забывай,

Правильно руководи,

За собой ребят веди.

Ведь ты, Егор, большой умелец,

Самый главный земледелец!"

     

 Т И М О Ф Е Й -

почитать бога — греческое

Очень интересно, как устроен мир?

Кто придумал сосны, маму и кефир?

Кто нас поливает проливным дождем,

Кто про завтра знает уже сегодня днем?

Тимочка-философ в облака глядит,

Сложные вопросы маме он твердит.

Мама отвечает: "Может, это Бог?

Он с тобою встретиться мне уже помог.

Помогает солнышку утром рано встать

И веселым лучиком впрыгнуть на  

                                                    кровать".

Улыбнулся Тима:  "Если б только знать,

Стал такого Бога я б очень уважать!"

по имени зовут!!!

К И Р И Л Л -

повелитель, владыка - древне-греческое

Кирилл - владыка детской,

Где есть большой комод,

В комоде том богатство:

Машины, пароход.

А на комоде -

Зайцы, медведи и слоны,

Солдаты и индейцы

Неведомой страны.

И всеми ими может

Кирилл повелевать,

Он аккуратно сложит

Игрушки, ляжет спать.

Проснется очень взрослым,

Ну а потом, потом,

Владеть он станет крупным

Заводом, кораблем!

Д Е М Ь Я Н  —

покоритель, усмиритель — древне - греческое

Демьян, о  добрая душа.
Всем руку помощи протянет;
Всегда быть рядом поспеша,
Хорошим верным другом станет.
Он избегает липших ссор,
Терпенья полон и вниманья;
Воспринимает с детских пор
Очарованье мирозданья.

           В А С И Л И С А -
царица, царственная — греческое

Мой рассказ про Василису,

Девочку трёх лет, - актрису.

Любит петь и танцевать,

Не придётся с ней скучать!

Любит песенки и сказки.

Как лисичка, щурит глазки

Музыку сама включает,

И за нами наблюдает:

Плавно движется, танцует,

Словно лебедь, очарует.

Улыбнётся, будто Фея,

Откровенно, не робея.

В зеркало глядит нередко,

Эта юная кокетка.

Словно хвостик, льнёт к бабуле,

ВАСИЛИСА - крохотуля.

Любит платья примерять,

И улыбки раздавать.

Любит папу, любит маму,

Хочет быть красивой самой.

                 

                                                                                   

                                                                        

                                                        По ресурсам ИНТЕРНЕТА =)



Предварительный просмотр:

Работа с генеалогическим деревом.

1. Отработайте с ребенком следующие вопросы, в скобках даны варианты ответов ребёнка:
- Кто это?
(Это мама Катя. Это папа Коля....)

- Кто старше бабушка или мама?
Кто старше дедушка или папа?
Кто младше (моложе) всех в семье?

2. Вопросы на установление родственных связей:

- Сколько детей у папы и мамы?
- Кто ты для папы и мамы? (
Сын.(Дочка).)
- Кто ты для бабушки и дедушки? (Внук.(Внучка.))
!
рассмотрите ветвь мамы!

- Кто мама для бабушки?(Дочка.)

- Кто бабушка для мамы? ( Мамы)
аналогично можно провести эту работу со всеми родственниками

***Если у ребенка есть брат или сестра, предложите ответить

на следующие вопросы:
У тебя есть сестра (брат)? Как её (его) зовут?

                                                (У меня есть сестра. Её зовут Катя.)
Кто старше ты или сестра (брат)?
(Катя - старшая сестра.)

Кто младше ты или сестра (брат)?(Я младше Кати.)

А ты для сестры (брата) кто? (Я для сестры брат (сестра).)

3. Проиграйте в игру «Назови, (позови) ласково»

мама — мамулечка
папа — папулечка

дочка — доченька.....
Андрей — Андрюшенька
Оля — Оленька ….

Примечание. Продолжайте работать с родословной по мере взросления Вашего ребёнка. Расскажите кто кем работает, чем увлекается, интересные события из жизни родственников.
Изучайте историю своей семьи и Вы узнаете историю своей страны!

Желаю УДАЧИ в изучении своей семьи!!! =)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по теме «Угощение для цыплят»

Знакомство детей с техникой рисования ватными палочками. Развитие эмоциональной и двигательной сфер ребенка средствами музыки и изобразительной деятельности....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий. Игровая технология. Тема:"Дикие животные"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий. Игровая технология. Тема:"Дикие животные"...

Проектная деятельность во второй младшей группе

Проектная деятельность во второй младшей группе на тему...

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Поможем бельчонку найти свой дом».

С детьми закрепляется  умение группировать животных в зависимости от места обитания (дикие или домашние); используя модели. Дети учатся логически мыслить, выделять свойства и признаки предметов....

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе ко дню Космонавтики. Тема: Детям о космосе!

Данное занятие проводится с группой детей второй младшей группы дошкольного возраста по теме "Космос"....

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе, общеразвивающей направленности

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе, общеразвивающей направленности...

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе, общеразвивающей направленности МАДОУ "Сказка "

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе, общеразвивающей направленности...