Формирование творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность
проект по теме

Сорокина Светлана Владимировна

Активизация творческих способностей школьников начинается на уроках и  продолжается во внеурочной деятельности. Коллективное   дело даёт учителю возможность задействовать большее количество учащихся, побудить их реализовать свои творческие возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otchyot.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

          Цель моей педагогической деятельности: развитие личности обучающегося, желающей и способной самостоятельно совершенствовать свой интеллект, свои познавательные приёмы и навыки, направленные на саморазвитие, самосовершенствование. 

          Задачи:

  • создать и обеспечить условия для повышения качества образования;
  • способствовать развитию  и продвижению ученика от минимального уровня к продвинутому.

          Как правило, деятельность педагога складывается из двух составляющих:

-работа  как учителя-предметника

-работа как классного руководителя.

         В качестве учителя русского языка и литературы я работаю над темой  «Формирование творческого потенциала обучающихся через внеклассную деятельность».

         Воспитательную работу  в классе я строю, исходя из темы «Коллективное творческое дело как одна из воспитательных технологий».

         Нетрудно заметить, что темы очень близки и предполагают коллективное  дело для формирования   творческого потенциала школьников.

         Деятельность учителя-словесника, на мой взгляд, не должна ограничиваться тем, чтобы  дать определённый «багаж» знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.  Роль учителя заключается в том, чтобы научить своих подопечных  грамотно говорить, сформировать  и закрепить презентационные и ораторские навыки, умение активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.  

      Достаточно часто в своей практике сталкивалась и сталкиваюсь с тем, что учащиеся, успешно занимающиеся по русскому языку и литературе, испытывают трудности при создании  текста в письменной форме или монологического высказывания, а ведь современные формы промежуточной и итоговой государственной аттестации требуют развёрнутых ответов на поставленные вопросы. Каким же образом через  внеклассную деятельность учитель, классный руководитель может способствовать совершенствованию устной и письменной речи обучающихся?

      Я попыталась решить эти проблемы через проблемную деятельность учащихся 8А класса.

      I этап. Совершенствование письменной речи обучающихся.

Проект «Экспресс-газета».

    Цель проекта   -  развитие личности подростков, их творческих способностей, навыка устных и письменных публицистических выступлений, формирование гражданской позиции учащихся.
  З
адачи:

образовательные  -  повысить познавательную активность учащихся, научить их вовремя реагировать на события, находить источники информации;


развивающие - организовать практическую, общественно и социально значимую коллективную деятельность;

воспитательные – совершенствование умений отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности, творческой свободы, инициативы, самостоятельности;


коммуникативные – развитие у учащихся коммуникативных качеств, готовности к сотрудничеству, стремления сообща решать возникающие проблемы и вопросы;

информационные - оперативно и достоверно освещать главные события и факты школьной жизни и события.

Актуальность проекта:

        Образовательное учреждение – это система, обеспечивающая обмен потоками информации между всеми участниками образовательного процесса внутри самой школы, а также обмен информацией с внешними организациями. Чтобы этот обмен был своевременный и достоверный, необходимо создание единого информационного пространства, в которое входит и издание школьной газеты.

        На современном этапе, когда общество вступило в информационную эпоху, на первое место выходят практические, творческие умения личности. Важно развить активную, критически мыслящую, креативную личность.
Во многом такая задача реализуется посредством проектной деятельности учащихся. При этом необходимо всеми силами стимулировать такую деятельность, повышать мотивацию.
        Школьная газета является одним из  средств развития творческих способностей учащихся, воспитания активной личности. И здесь крайне необходимо показать детям, что их работа имеет конкретный результат. Чем ярче, интереснее, красочнее конечный продукт деятельности учащихся, тем больше их интерес к этой деятельности. 
        Создание школьной газеты стимулирует познавательный интерес, способствует раскрытию творческого потенциала, формирует широкий спектр коммуникативных навыков, создает психологическую установку на активную жизненную позицию, расширяет кругозор и позволяет окунуться в мир "серьезной" журналистики.

.

Сроки реализации проекта:

        Реализация проекта начата 16.11.2012 и продолжается в настоящее время.

Новизна проекта:

        «Школьный  пульс» -  это экспресс-газета. Почему «экспресс»?  В широком  значении это слово обозначает быстрое, без задержек, обслуживание, оперативную информацию.

         Наша газета не является периодическим изданием, её выпуски приурочены к каким-либо  крупным событиям, происходящим в школе.  Газета издаётся в течение какого-либо мероприятия и готова к его окончанию.

Содержание проекта:

1 этап - создание команды единомышленников.

    Чтобы издавать  газету,  нужна крепкая команда.  В редакционную коллегию входят учащиеся  8А класса.

    Распределение редакционных обязанностей:

1. Педагогические кадры (руководитель  проекта школьной газеты, корректор  – Сорокина Светлана Владимировна).

2. Журналисты – Белоусов Александр, Быкина Елена, Воловик Максим, Ерёмина Татьяна, Кучерова Анастасия, Михалёва Татьяна, Мошкова Кристина, Салфетникова Мария, Яковлева Александра.

3. Фотокорреспондент – Тепляшина Анастасия.

4. Верстальщик  - Соловьёва Анастасия.

2 этап – подготовительный.

1.За день-два до мероприятия получаем программу, распределяем площадки, проговариваем и обсуждаем темы.

2.Корреспонденты  идут на собеседование с педагогами, занятия которых планируют посетить, чтобы конкретизировать тему, получить дополнительный материал.

3.Дома самостоятельно работают над темой, изучают  дополнительные источники, делают наброски будущей статьи.

3 этап –  основной.

1.Корреспонденты и фотограф расходятся по площадкам. Находясь на уроке (мастер-классе, круглом столе и т.д.) делают записи, добавляют материал к своей заготовке, по окончании урока берут интервью у участников занятия, гостей.

2. Затем они пишут статьи, набирают  их на компьютере.

3.Фотограф посещает все площадки, делает снимки, из которых выбираются самые удачные.

4.Статьи и фотографии по мере готовности распечатываются и передаются верстальщику, который распределяет их на газете.

4 этап – заключительный.

Презентация готовой газеты коллегам и гостям школы.

Материально-техническое обеспечение:

1.Компьютер (школьный)

2.Чёрно-белый принтер (классный)

3.Цветной принтер (школьный)

4.Ноутбуки (личные)

5.Цифровой фотоаппарат (личный)

Риски проекта

Риски

Пути решения

1.Недостаток информации по данной теме.

Самостоятельный поиск информации  в дополнительных источниках (библиотека, интернет).

2.Проблемы с оборудованием:

 - нехватка компьютеров для работы над статьями

 - выход из строя принтера

 - работа осуществляется с помощью личных ноутбуков учащихся

 - печать в ближайшем центре по оказанию полиграфических услуг

3.Болезнь членов ред. коллегии.

Передача материалов другому участнику проекта.

 Ожидаемые результаты реализации проекта  «Экспресс-газета»:
1.Повышение социальной активности учащихся. 
2.Развитие познавательной активности. 
3.Повышение интереса к знаниям. 
4.Развитие ценностной ориентации учащихся. 
5.Развитие эстетических вкусов учащихся. 

6.Высокая информированность учащихся.
7.Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя. 
8.Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании. 

Промежуточные результаты проекта  «Экспресс-газета»:

1.Сформировано умение  работать над публицистическими статьями, отбирать материал,  совершенствовать написанное  (100%).

2.Выработана активная гражданская позиция (25%).

3.Формируется умение работать в коллективе и знать, что от твоей работы зависит общий результат (55%).

4.Коллектив пресс-центра принял участие  в городском открытом конкурсе «Репортёр-2014».

II этап. Совершенствование устной речи обучающихся.

Проект «Литературное кафе».

Цель проекта – развитие  творческих способностей  школьников,  совершенствование   их устной  речи,  помощь  в самовыражении, стимулирование  интереса  к духовному богатству  русской литературы, развитие  эмоциональной  сферы учащихся  как основы формирования культуры чувств, приобщение  к миру искусства, воспитание  эстетического  вкуса.

Задачи проекта:

образовательные -  формировать культуру  речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека;  выработать навык осознанного,  правильного и выразительного чтения,   обогатить и активизировать словарный запас детей; 

развивающие - развивать познавательную активность, коммуникативные и сценические навыки учащихся;

 воспитательные - воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений, биографии писателя, исторической эпохи.

Актуальность проекта:

       В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется  пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.

     Отсюда следует необходимость приобщения школьников  к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.

     Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

     Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, проект же научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.

     Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.  Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся,   потребность в чтении, в книге.

      Русская классическая литература  обширна и многогранна, и два урока в неделю, отведённые на её изучение в 5-8 классах, не позволяют в полном объёме изучить биографии  писателей и поэтов,  прочитать произведения полностью, а не в отрывках,  совершенствовать  декламационно-ораторские способности обучающихся.  Литературные вечера дают возможность  погрузиться в творчество поэта, познакомиться с фактами его биографии, произведениями, продемонстрировать навыки владения устной речью.

Сроки реализации проекта:

    Январь – декабрь 2014 года.

Новизна проекта:

     Особенность проекта заключается в том, что его участниками являются учащиеся одного класса – 8А.  Независимо от артистических способностей, все вносят свой вклад в общее дело: читают прозу, стихотворения, поют романсы.

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный (осуществляется педагогами).

1.Написание сценария (Сорокина С.В.)

2.Подбор романсов (Терехова Т.В.)

3.Пошив костюмов (Вольхина И.П.)

2 этап – основной.

1.Распределение слов  (частично – учитель, частично – обучающиеся. Очень часто учащимся сложно запомнить последовательность выступлений, поэтому  девочки 8А класса  разработали  следующую систему, позволяющую чётко ориентироваться в репликах. Напротив каждого фрагмента текста указывается

- № текста

- фамилия чтеца

- фамилия предыдущего чтеца.

2. Отработка навыков выразительного чтения осуществляется в течение 2-3 недель во внеурочное время.

3. Разучивание романсов осуществляется в течение 2-3 недель во внеурочное время.

3 этап – заключительный.

       Презентация  литературно-музыкальной композиции  педагогам, родителям, обучающимся МБОУ СОШ №8.

Материально-техническое обеспечение

1.Компьютер (школьный)

2.Чёрно-белый принтер (классный)

3.Колонки (школьные)

Риски  проекта

Риски

Пути решения

1.Болезнь обучающихся.

Перераспределение материала между остальными участниками.

2.Большой объём текста, подлежащий заучиванию.

Своевременная выдача материала (за три недели) участникам проекта.

 Ожидаемые результаты реализации проекта «Литературное кафе»

1. Проект  формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.

2. Развивает коммуникативную активность, творческие способности учащихся.

3. Расширяет интерес к художественной, мемуарной, документальной литературе.

Промежуточные результаты проекта  «Литературное кафе»

1.Сформирован интерес к изучению литературы (100%).

2.Заучивание значительных по объёму отрывков способствует улучшению памяти (71%).

3.Развиваются творческие, сценические способности обучающихся (38)%.

      Формирование творческого потенциала школьников начинается на уроках  и органично продолжается во время внеурочной деятельности.  Различные конкурсы, конференции, предметные недели, тематические вечера  дают возможность учителю максимально задействовать обучающихся, создать условия, при которых стремление ребят высказаться становится мощным стимулом развития их речевых умений.

        «Главное не победа, главное – участие», -  именно этими словами мы часто утешаем других и утешаемся сами. Действительно, все не могут быть победителями и призёрами, но задача учителя заставить ребёнка поверить в себя, свои силы, убедить в желательности участия в мероприятии  не ради какого-либо места, а для реализации своих способностей и возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала обучающихся через использование искусства фотографии»

Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или праздник. Нажатие кнопки при на...

«Развитие творческого потенциала обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность».

Материал из опыта работы по проектной деятельности на уроках иобразительного искусства....

«Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС»

За время работы в школе я сформулировала тему своей методической работы: «Формирование  творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности на уроках и...

«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...

Формирование творческих способностей обучающихся через нетрадиционные техники рисования

Изобразительная деятельность в нетрадиционных (необычных) техниках  рисования приносит детям много положительных эмоций, одновременно развивая творческие способности, воображение, образное и прос...

«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в...

Педагогический проект «Формирование творческих способностей обучающихся через технологию проектного обучения».

Образование молодого поколения включает в себя не только освоения ЗУН, но и развитие творческих способностей, личностных качеств. В данной  работе  представлена апробация и внедрение п...