Анисимова В. В. "Методическая работа в школе"
методическая разработка на тему

Анисимова Вероника Васильевна

Статья посвящена вопросам организации  методической работы в средней общеобразовательной школе. В ней раскрывется понятие методической работы, ее цель, содержание, а также представлены разные формы ее организации в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anisimovavv_metodicheskaya_rabota_v_shkole.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Организация методической работы в средней школе

Анисимова В. В, 
учитель физики МБОУ «СОШ №3 с УИОП»
г. Котовска Тамбовской области


Методическая работа в средней школе

        Актуальность проблемы заключается в том, что методическая работа в школе является основой в развитии всей общеобразовательной системы  школы в целом.

Качество труда учителя определяется на основе комплексного изучения основных видов его профессиональной деятельности, в качестве которых принято считать:

  • подготовку к урокам;
  • учебную, воспитательную и исследовательскую деятельность;
  • деятельность, связанную с повышением квалификации и совершенствованием педагогического мастерства.

         Собственно методическая деятельность предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам творческой деятельности.

         Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.

        Цель методической работы: оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении  и внедрении передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.

         Содержание методической работы строится на основе мировоззренческой подготовки, дидактического, частнометодического,  воспитательного, психолого-физиологического  направлений, технической подготовки учителей, расширения их культурного кругозора.  

         Отдельные направления методической работы в лицее тесно связаны между собой, что способствует усилению целостности, системности ее воздействия на учителей, педагогический коллектив и в наибольшей степени влияет на конечные результаты всей методической работы.

        В школе функции методической работы  связаны с формированием, развитием, совершенствованием профессиональных и личностных качеств учителей и воспитателей. При этом можно выделить три функции методической работы:

  1. по отношению к конкретному учителю классному руководителю, воспитателю;
  2. по отношению к педагогическому коллективу;
  3. по отношению к государственной системе повышения квалификации.

 Методическая служба выполняет совместно со школой и по запросу школы следующие функции:

  • обеспечение профессиональной информацией;
  • поддержка экспериментальной работы педагогов в школе;
  • диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса;
  • помощь в подготовке школы к аттестации;
  • организация индивидуального консультирования и профессиональной поддержке педагогов;
  • поддержка в организации методической и научно- исследовательской работы школы;
  • организация повышения квалификации;
  • помощь в проведении профессиональных конкурсов;
  • помощь в повышении качества  и управлении образовательным процессом;
  • выявление, поддержка и распространение передового управленческого и педагогического опыта;
  • помощь в организации и проведении семинаров, конференций;
  • отбор и тиражирование педагогических материалов;
  • помощь в разработке и проведение экспертизы инновационных программ, методик, учебных планов, учебно-методических комплексов;
  • помощь в проведении открытых мероприятий.

В школе структура методической работы организована следующим образом:

1 уровень: методический совет во главе с заместителем директора по УВР;

2 уровень: методические объединения учителей-предметников, классных руководителей;

3уровень: педагоги.
Формы организации методической работы могут быть общешкольными, групповыми и индивидуальными.

         Стержневым направлением методической работы является работа над единой методической темой, которую определяет методический совет на основе диагностики педагогов. Правильный выбор единой методической темы и целеустремленная работа по избранной проблеме организует, делает целостным и другие формы работы по повышению мастерства учителей и воспитателей. Наличие единой методической темы, которая действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, выступает как важный фактор сплочения коллектива. Реализация единой методической темы осуществляется через различные виды  внутришкольной  методической работы.

        Предметные и межпредметные методические объединения учителей в школе являются одной из наиболее распространенных  форм повышения квалификации. В лицее создано несколько методических объединений. Их работа нацелена на освоение каждым учителем содержания, основных требований школьных учебных программ, на методическое совершенствование общедидактических принципов применительно к конкретным темам уроков; совершенствование приемов и средств  обучения в конкретных классах. Виды деятельности методических объединений: открытые уроки; организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий; практические методы активной работы: упражнения по планированию задач урока, отбору учебного материала, форм и методов обучения.  

         Творческие микрогруппы учителей возникают как результат творческих поисков учителями новых эффективных форм работы. Основой образования микрогрупп в 3-6 человек является общая педагогическая идея, психологическая совместимость, взаимная симпатия.

Цель создания: освоение передового педагогического опыта, новой методики, новой идеи.

         Школа профессионального мастерства возникает как  результат дифференциации педагогов по достижению ими уровня профессионального мастерства. Среди педагогических работников можно выделить три группы педагогов:

-те, кто хочет работать  творчески , трудится увлеченно и эффективно- мастера своего дела. Для них создается  « Школа педагогического мастерства».

-те, кто работает добросовестно, хочет работать творчески, но пока испытывает трудности в достижении высокого уровня труда. Для них создается « Школа совершенствования педагогического мастерства». 

-те, кто является молодыми специалистами, участвуют в работе    «Школы становления молодого педагога».

        Психолого-педагогические семинары   являются еще одной формой методической работы. Они проводятся один раз в четверть. Цель проведения: ознакомление педагогических работников с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. На занятиях семинара сочетаются теория и практика, например, лекция о путях активизации познавательной деятельности учащихся на уроках сопровождается сообщением учителя по данному вопросу из опыта работы. Психолого-педагогические приобщают учителей к творческой, научно-исследовательской деятельности; повышают общую и педагогическую культуру учителей.

 Отдельные формы методической работы связаны между собой и способствуют развитию творчества педагогических работников, их профессиональному совершенствованию и сплочению коллектива.

        Анализ эффективности методической работы в школе является составной частью  общего анализа результатов учебно-воспитательного процесса. При подведении итогов методической работы проводится сопоставление достигнутого с запланированными задачами и делается вывод о действенности предпринятых мер.

        При оценке эффективности методической работы в школе используется система показателей, позволяющих учесть:

-связь внутришкольной методической  работы с результатами учебно-воспитательного процесса;

-выполнение требований к системе методической работы;

-реальное снижение затруднений учителей и классных руководителей в основных видах деятельности;

-формирование новых профессиональных умений.

        Из анализа методической работы делаются конкретные выводы, которые ложатся в основу постановки новых задач методической работы.

        Таким образом, повышению эффективности функционирования системы методической работы в лицее  способствуют: требования практической направленности;

-научности;

-системности и систематичности;

-оптимальное сочетание общешкольных, групповых, индивидуальных форм и видов методической работы;

-самообразование;

-многообразие и сочетание методов и средств повышения квалификации и мастерства учителей;

-создание оптимальных условий для организации процесса повышения квалификации учителей и классных руководителей.

        Итак, методическая  работа, организованная с учетом научных рекомендаций, отражающая актуальные направления развития содержания образования, способствует росту профессионального мастерства и повышению качества учебно-воспитательного процесса.                                                                         

Информационные источники:

  • В.И.Зверева. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы:-М., Новая школа, 1997.
  • В.М.Лизинский. О методической работе в школе: - М. 2002.
  • П.И. Третьяков. Школа: управление по результатам: - М., 2001.
  • Деятельность руководителя при переводе школы в режим развития. Ч.I и Ч.II (Сост. А,И.Тебякина –Тамбов, 2000, 2001)
  • Диагностика успешности учителя (Сост. Т.В.Морозова. - М. 2001)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности методической работы в школе искусств

Данная работа является кратким обобщением опыта научно-методической работы Миньярской детской школы искусств, которая сформировалась в определенных условиях (кадровых, региональных). В 1 главе раскрыв...

Организация методической работы в школе

материалы районного семинара для заместителей директоров по УВР...

План методической работы начальной школы

План разработан с учетом городской методической темы. Включает в себя цели, задачи, мероприятия, методы работы....

Методическая работа в школе.

Длительное время являюсь руководителем школьного  методического объединения. Возможно, кому-то пригодятся мои материалы по организации работы ШМО....

теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»

Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...

Методическая работа в школе

Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся...