Как подготовить и провести современный урок? Как оценить? Рекомендации педагогам.
консультация на тему

Зубова  Наталья  Олеговна

В  условиях  новых  ФГОС  остро  встает  вопрос  об  изменении  подходов  к  структуре  урока,  выбираемым  технологиям,  формам  и  методам  работы,  к  оценке  результативности  урока.  В  материале  консультации  предлагаются  советы  и  рекомендации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как  подготовить  и  провести  современный  урок?  Как  оценить?  Рекомендации  педагогам.

Принципиальным  отличием новых  стандартов  является  усиление  их  ориентации  на  результаты  образования  как  системообразующий  компонент  конструкции  стандартов. Процесс  учения  понимается  не  просто  как усвоение  системы  знаний,  умений  и  навыков,  составляющих  инструментальную  основу  компетенций  учащегося,  но  и  как  процесс  развития  личности,  обретения  духовно-нравственного  опыта  и  социальной  компетентности.

Типология  уроков  в  дидактической  системе  деятельностного  метода:  уроки «открытия»  нового  знания; уроки  рефлексии; уроки  общеметодологической  направленности; уроки  развивающего  контроля.

Реализация  технологии  деятельностного метода  в  практическом  преподавании  обеспечивается  следующей  системой  дидактических  принципов:

1)         Принцип  деятельности – ученик,  получая  знания  не  в  готовом  виде,  а  добывая  их  сам,  осознает  при  этом  содержание и  формы  своей  учебной  деятельности,  понимает  и  принимает  систему  ее  норм,  активно  участвует  в  их  совершенствовании;

2)        Принцип  непрерывности - преемственность  между  всеми  ступенями  и  этапами  обучения  на  уровне  технологии,  содержания  и  методик  с  учетом  возрастных  психологических  особенностей  развития  детей;

3)        Принцип  целостности - формирование  учащимися обобщенного  системного представления  о  мире,  обществе,  самом  себе  и  т.д.

4)        Принцип  минимакса – школа  должна  предложить  ученику  возможность  освоения  содержания  образования  на  максимальном  для  него уровне (определяемого  зоной  ближайшего  развития  возрастной  группы) и  обеспечить  при  этом  усвоение  на  уровне социально  безопасного  минимума (государственного  стандарта  знаний)

5)        Принцип  психологической  комфортности –снятие  всех  стрессообразующих  факторов  учебного  процесса,  создание  в  школе  и  на  уроках  доброжелательной  атмосферы,  ориентированной  на  реализацию  идей  педагогики  сотрудничества,  развитие  диалоговых  форм  общения;

6)        Принцип  вариативности - формирование  учащимися  способностей  к  систематическому  перебору  вариантов  и  адекватному  принятию  решений  в  ситуациях  выбора;

7)        Принцип  творчества – максимальная  ориентация  на  творческое  начало  в  образовательном  процессе,  приобретение  учащимися  собственного  опыта  творческой  деятельности.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3.Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4.Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5.Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6.Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7.Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

КАК  ЖЕ  ПОСТРОИТЬ  ТАКОЙ  УРОК?

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– определить место урока в теме, а темы -  в годовом учебном курсе;

– выделить общую задачу урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам.

II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

– просмотреть учебную программу;

– перечитать пояснительную записку;

– прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– воспроизведение;

– применение знаний в знакомой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

IV.  Продумать «изюминку» урока.

V.  Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное, при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

VI.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

– что контролировать;

– как контролировать;

– как использовать результаты контроля.

V. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.

 Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ  КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ    

При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. Можно обсудить с ребенком вслух его собственную работу (он говорит, что у него получилось хорошо, что особенно хорошо, где он допустил ошибку, на что нужно обратить внимание).

После завершения письменной работы на уроке каждому ученику предлагается оценивать ее в баллах: если все сделано правильно - 3 балла; если допущены незначительные ошибки -2 балла; если допущены значительные ошибки, но задание написано - 1балл (ребенок его делал, прикладывал усилия, но у него не получилось - здесь работает принцип:- незнание не наказывается, стимулируется процесс познания);

если задание не выполнено, то есть ребенок к нему даже не приступал, баллы не ставятся, так как нулевой балл не может быть использован ради соблюдения педагогической этики.

Оценка должна фиксировать достижения ученика, отслеживать его продвижения в личностном развитии. В связи с этим хорошо работает система критериев при осуществлении текущего контроля: П - правильность, К - красота, Ст - старание, Тр - трудность и т.д. Дети сами оценивают работу (ставят горизонтальную черту (одну или несколько) на полях, с указанием критерия, в соответствии с которым хотели бы себя оценить). При проверке работы учитель оценивает работу ученика, и показатели сравниваются.

Текущая оценка учебных достижений. В начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Результаты такой оценки в начальной школе можно отметить с помощью «лесенки достижений», поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки.

Продвижение ребёнка в ряде случаев полезно отмечать оценкой в виде дроби, знаменатель которой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, а числитель – количество ошибок в данной работе.

Следует помнить, что при оценке письменной работы (например, домашней) необходимо отмечать не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места работы, делать поощрительные записи.

Одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и ее результатов является «Древо творчества». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце дня или урока дети прикрепляют их на дерево: плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок — получилось почти все, дело прошло неплохо; зеленый листик - не все получилось, но я старался; желтый листик - не смог справиться с заданием, еще нужно работать.

“Линия самооценки”. Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особой условной линии. Учитель планирует, на сколько этапов будет разбит весь урок. Чертится прямоугольник и делится на определённое количество квадратов (сколько  этапов, столько квадратов). После того, как этап урока прошёл, учащиеся оценивают самостоятельно свою работу, закрашивая квадрат красным (всё было понятно), жёлтым (возникали трудности при выполнении данного задания) или синим (не разобрался). Сверху над каждым квадратом рисуют своё настроение, с которым выполнялась данная работа.

Положительная сторона. Учитель видит возникшие трудности на уроке у каждого ученика и ищет пути их решения.

“Волшебные линеечки”.

Учитель объясняет первоклассникам, что на самом верху “линеечки” может поставить “крестик” тот ребёнок, который все слова в диктанте написал отдельно, в самом низу этой “линеечки”  - тот, кто все слова написал слитно. Т.о., ребёнок ставит “крестик” на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат его деятельности между самым лучшим и самым худшим по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой “крестик” на той же “линеечке”. Если оценка ученика совпала с оценкой учителя, на обложку тетради выносятся буквы М, О, Л, О, Д, Е, Ц. в итоге ребёнок получает поощрение в виде слова МОЛОДЕЦ. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся.

Положительная сторона. Благодаря своей исключительной условности, эта форма фиксации трудно переводима на стандартные отметки. Дети не сравниваются между собой. Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель.

“Лист индивидуальных достижений”.

Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формирования навыков, можно также заносить в специальный “Лист индивидуальных достижений”, который полезно завести на каждого ученика.

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нём с помощью каких-либо значков, слов или штриховки.

Положительная сторона.

В листе индивидуальных достижений можно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.

“Портфель достижений”.

Ещё одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является “Портфель достижений ученика”. Он представляет собой подборку личных работ ученика, в который могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой -  либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика - самостоятельно найденные информационно – справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления и т.д. Когда работа подойдет к концу, ученикам предлагается выставить себе оценку, оценить работу товарища. Затем преподаватель дает свой отзыв.

Положительная сторона. “Портфель достижений” предъявляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребёнка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. «Портфолио» – это не просто подборка работ, а заранее спланированное учеником индивидуальное собрание достижений.

“Карта передвижения”.

Оцениванию должны подлежать не только ЗУН учащихся, но и инициатива и творчество во всех сферах школьной жизни.

Этот приём оценивания проходит в 2 этапа На первом этапе учитель с помощью чётко описанных критериев формирует у ребёнка личность ученика ( “Я - ученик”). У каждого ученика появляется своего рода “паспорт школьника”, где описаны различные критерии. Учащиеся самостоятельно оценивают себя по этим параметрам по 5-бальной шкале в конце каждой недели. Затем суммируется общий балл. Это число очков указывает его собственный рост, сравнивая с предыдущем числом баллов.

На втором этапе оценивания учитель формирует умение работать в коллективе. Класс делится на команды. Каждая команда получает памятку “Как работать в группе”. На каждой неделе команда зарабатывает определённое количество очков  по тем критериям, которые заданы. Та группа, которая получила большее число баллов, продвигается по ”карте роста” на один шаг. Кто быстрее до неё доберётся, тот быстрее получает звание “Я – ученик 2 Б класса”. Положительная сторона. Ребёнок видит свои достижения, свой личностный рост, значимость в коллективе. Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителя и, самое главное, искренней веры в идею развития личности в каждом, кто рядом с нами.

Пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг), когда за отдельные этапы (либо виды работ) выставляется определенное количество промежуточных баллов (очков). Итог не выходит за рамки традиционной пятибалльной системы, зато ученик имеет шанс постепенно превратить «3» в «5». Пример:

        0 баллов – не пришел на урок,

        1 балл – пришел на урок.  

        2 балл – ответ на вопрос учителя по принципу «да»- «нет»;

        3 балла – правильное ведение тетради,

        4 балла – за пересказ фактического материала;

        5 баллов –  за выполнение творческих заданий;

        6 баллов – за составление таблиц, схем, выполнение работ по контурным картам, знание исторической карты, знание хронологии;

        7 баллов – за  выполнение домашнего задания (не менее 90 % правильно выполненной работы)

        8-9 баллов – за доклад, реферат;

        10 баллов – за реферат с защитой в школе

Когда тема изучена, все заработанные баллы суммируются и переводятся в обычные «3», «4», «5».

Можно заранее договориться с учениками, сколько баллов им нужно набрать для получения определенной оценки в триместре.  Если ученик не готов, с него можно снять баллы. На оценку «5», например, необходимо набрать 60 баллов, на «4» – 50 баллов и т.д. Преимуществом подобного подхода является учеба с увлечением, с хорошим азартом соревновательности. Ребенок думает не о наказании, а том, как лучше поработать.

Накопительная система оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки. Опишем её основные черты.

1) Целью новой системы является оценка продвижения ученика по линиям развития и его выход на определённый уровень образования в соответствии с принципом минимакса. В процессе изучения того или иного предмета фиксируется, во-первых, продвижение ученика по линиям развития личности, а во-вторых, продвижение ученика от уровня «мини» к уровню «макси» по каждой линии развития в соответствии с принципом минимакса. Необходимый уровень – ориентировка на общегосударственный минимум требований (стандарт). Базовый уровень – требования программы. Максимальный уровень – объём возможностей, который выходит за пределы общих требований программы.

2) Вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности: 1 – 2 балла – необходимый уровень; 3 – 4 балла – базовый уровень; 5 – 6 баллов – максимальный уровень. Как это реализуется на практике? Во время урока учитель может выдавать ученикам карточки с баллами, сумма которых потом переносится  в рабочий журнал учителя. Также баллы успешности могут быть получены учениками за выполнение самостоятельных и контрольных (проверочных) работ.

3) Баллы успешности легко переводятся в пятибалльные отметки официального журнала. Один балл успешности (частичное освоение необходимого уровня) соответствует тройке, но её рекомендуется избегать выставлять в официальный журнал. Два балла успешности (полное освоение необходимого уровня) соответствуют четвёрке. Три балла успешности (частичное освоение базового уровня) соответствуют четвёрке с плюсом, четыре балла успешности (полное освоение базового уровня) соответствуют пятёрке. Пять и шесть баллов успешности (выход на максимальный уровень) соответствуют пятёрке с плюсом.

4) По результатам изучения темы каждый ученик набирает определённое количество баллов успешности. Если число баллов равно числу уроков, то он получает зачёт на необходимом уровне по теме. Если число баллов превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на базовом уровне, то ученик получает зачёт на базовом уровне. Если число баллов существенно превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на максимальном уровне – ученик получает зачёт на максимальном уровне. Если сумма баллов не позволяет получить зачёт, ученик перед началом новой темы пишет пятиминутную работу по карточкам, представляющую собой выбор одного задания либо необходимого, либо базового уровня.

5) В течение года должны быть запланированы 3 – 5 обязательных для всех контрольных (проверочных) работ. В них ученики должны выполнить задания по всем линиям развития для данного предмета. В задании каждой линии должен быть выбор уровня сложности: необходимый (2 балла), базовый (4 балла) или максимальный (6 баллов).

Баллы ставятся за каждый вид задания отдельно, например, при решении задачи оценивается отдельно: умение делать чертеж, умение составлять алгоритм решения, умение правильно находить ответ и записывать его. По результатам выполненных заданий ученик набирает определенное количество баллов успешности. Таким образом, к концу года мы получаем, во-первых, график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам (отражённый в дневнике достижений учащегося), а во-вторых, рейтинг (по проверочным работам) по каждой линии развития.

Многобальная система (от10 и выше); каждое задание в зависимости от сложности, нестандартности и креативности- оценивается по определенной, пропорционально увеличивающейся шкале. Как правило, подобная система существует параллельно с пятибалльной и охватывает элективные и дополнительные курсы, а также проектно- исследовательские виды деятельности.

Лист «Самооценка надпредметного проекта»

И.Ф.________Название проекта___________ ______

1.В начале этого проекта у меня была цель 2. Особенно хорошо мне удалось 3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше 4.Какие возникли трудности

Аккуратность

Самостоятельность

Уверенность при защите проекта

(оцениваются по оценочной линейке)

5. Свой результат могу оценить так (на выбор)

Максимальный уровень: "Превосходно", "Необыкновенный результат, его будет сложно повторить";

Программный уровень: "Отлично", "Очень доволен, так как результат отличается от  обычного";

Необходимый уровень: "Хорошо", "Доволен, похоже на то, что делаю обычно", "Нормально", "Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе"