Как провести урок с использованием здоровьесберегающих технологий? Рекомендации педагогам.
консультация на тему

Зубова  Наталья  Олеговна

Даны  рекомендации  для  проведения  урока  с  использованием  здоровьесберегающих  технологий

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как  провести урок  с  использованием  здоровьесберегающих  технологий?  Рекомендации  педагогам.

Направления развития Петербургской Школы

«Дошкольник», «Доступность качества», «Неформальное образование», «Кадровый капитал», «Равные и разные», «Профессия и карьера». «Открытая школа», «Эффективная школа», «Здоровье в школе»

(Формирование философии «здоровая школа – здоровая нация – в здоровье каждого»)

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней и индивидуально фрустирующих (выводящих из состояния внутреннего спокойствия) недостатков

(по определению Всемирной организации здравоохранения).

Критерии  оценки  здоровья  человека:

отсутствие болезней; нормальная работа организма;

полное психическое, физическое и социальное благополучие; равновесие организма в системе «природа – человек»; способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды; способность полноценно трудиться и обращаться с людьми; стремление к творчеству.

Здоровьесозидающие технологии (ЗТ) – образовательные технологии, ориентированные на обеспечение здоровья учащихся (воспитанников): личностно-ориентированные, психологически безопасные, имеющие профилактический характер и направленность на формирование здорового образа жизни.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – осознанно реализуемый устойчивый способ жизнедеятельности человека, соответствующий его генетически обусловленным особенностям и конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное выполнение им социально-биологических функций и активное долголетие.

Классификация  здоровьесберегающих  технологий:

  • По характеру деятельности частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные)
  • По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (н-р,технологии профилактики заболеваний); образовательные, содействующие здоровью(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
    организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного   поведения);    психологические    (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К  комплексным здоровьесберегающим технологиям относят технологии       комплексной       профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья.

Функции  здоровьесберегающих технологий:

  • формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.
  • информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.
  • диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.
  • адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на здравотворчество.
  • рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.
  • интегративная: объединяет народный опыт.  

Факторы,  влияющие  на  здоровье  школьников:

  • 1 группа – это факторы, не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ – здорового образа жизни – в семье, медицинская помощь)
  • 2 группа – это управляемые факторы, которые подразумевают использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий

Принципы  здоровьесберегающих  технологий:

  • Возрастные особенности познавательной деятельности
  • Обучение на оптимальном уровне сложности
  • Вариативность методов и форм обучения
  • Оптимальное сочетание двигательных и статистических нагрузок
  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы

Оздоровительные моменты на уроке

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек

Наличие эмоциональных разрядок

  • поговорка,
  • высказывание,
  •  веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка
  • необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.

Требования  к  уроку  с  позиции  здоровьесбережения:

  • Обстановка и гигиенические условия в кабинете
  • Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7)
  • Количество видов преподавания (норма: не менее 3-х)
  • Чередование видов преподавания (норма: не позже через 10-15 минут)
  • Рациональное использование ТСО
  • Учёт позы учащихся
  • Наличие оздоровительных моментов на уроке
  • Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ
  • Наличие мотивации учащихся
  • Психологический климат на уроке
  • Использование эмоциональных разрядок
  • Время окончания урока (вовремя, без задержек)

Эффективность усвоения знаний в течение урока:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35-40-я минута — 10%.

Технология оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников:

Правило 1 – правильная организация урока

Правило 2 – использование каналов восприятия

Правило 3 – учёт зоны работоспособности учащихся

Правило 4 – распределение интенсивности умственной деятельности

Результат  здоровьесберегающих     технологий

  • Сохранение здоровья школьника в течение всего периода обучения в школе
  • Сформированность необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ
  • Умение использовать полученные знания в повседневной жизни