Представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему

Пьянзина Валентина Ивановна

Методическая проблема, над которой я работаю " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и внеклассных занятиях по математике в условиях личностно ориентированного образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_pyanzinoy_v.i.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя математики МБОУ « Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа» Пьянзиной Валентины Ивановны.

Методическая проблема, над которой работаю « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и внеклассных занятиях по математике в условиях личностно ориентированного образования».

 1. Актуальность и перспективность опыта.
             Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Согласно Конвенции о правах ребенка образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка. Системы поддержки талантливых детей в рамках Образовательной инициативы «Наша новая школа» предусматривает необходимость создания творческой среды для умственного, нравственного, эмоционального развития личности. Молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Необходимо быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию  нового,  умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, развитию креативного мышления, формированию их творческого потенциала.

2.Условия формирования опыта.

Педагогический поиск, работа с литературой по психологии и педагогике, убедили меня в том, что каждый  урок должен строиться так, чтобы усвоение  учебного материала  шло на трех уровнях: репродуктивном, конструктивном  и творческом. В условиях личностно ориентированного образования успешно решается задача активизации познавательной деятельности  учащихся, так как  эффективным современное образование может только при  максимальной активности  школьников, их интеллектуальных  уровнях способностей.   Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это  направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и собственного  «я».

  В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека,  креативно мыслящего и способного к непрерывному обучению.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

3.  Теоретическая  база опыта.

Теоретическая модель личностно-ориентированного образования включает в себя цели, задачи, назначение, особенности и дидактические принципы. В исследованиях И.С. Якиманской выделены три взаимодополняющие модели личностно-ориентированного обучения: социально-педагогическая, предметно-дидактическая и психологическая модель.

И.С. Якиманская считает, что  «реализация личностно -  ориентированной системы обучения требует смены «  векторов» в педагогике: от обучения  как нормально построенного процесса ( и в этом жестко регламентированного ) к учению как индивидуальной деятельности школьника,  её коррекции и педагогической поддержке. Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Его  задача не планировать общую  и обязательную для всех линию психического развития,  а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развивать как личность. «Вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

         Проектирование личностно ориентированной системы предполагает:

  • признание ученика   субъектом обучения;
  • .определение цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ученика;
  • определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления субъективного опыта ученика, его направленного развития  в процессе обучения.

Реализация личностного - ориентированного обучения требует разработки такого содержания  образования, в которое включает специальные формы взаимодействия участников  образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

В технологии личностно ориентированного обучения  ведется  такая организация учебной деятельности, при которой осуществляется сотрудничество учителя и учащихся,  создающее атмосферу взаимной симпатии, поддержки, саморазвития участников учебного процесса. Высоко это ценя, учащиеся отдают предпочтение  организации обучения  в соответствии со свободным выбором  способов и путей решения познавательных задач с опорой на самостоятельное изучение учебного материала. Изменения в личностном развитии сопровождаются повышением успеваемости, особенно учащихся с низким уровнем мотивации учения.

4. Технология опыта.

Приёмы  активизации познавательной  деятельности, используемые мной - это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют учащихся к активному и творческому мышлению.  С целью приобретения учащимися глубоких и прочных знаний  использую занятия-исследования, занятия – поиски, которые  помогают  активизировать процесс познания. Их построение, выбор темы, формулировка  основной проблемы исходят  из принципов концепции личностно- деятельностного подхода в обучении: максимально  активизировать  внутренний мир ребенка, его мыслительную деятельность, обратиться к его личностному опыту, пробудить мотив, а  также создаю проблемные ситуации, использую творческие задания.   С исследовательскими работами учащиеся  выступают на научно-практических конференциях

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По структуре он может быть  уроком изучения нового или повторения,  обобщения или комбинированным. Такие уроки появились как урок развития интереса, ликвидации пробелов в знании, как урок конкурс, урок защиты идей, презентаций. На таких уроках легко осуществляется личностно – ориентированный подход к учащимся. Бывают уроки, когда учащиеся сами определяют и формулируют новые понятия, а также цель урока. Также  появляется возможность эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Провожу уроки-лекции, семинары, зачетно- тематические, уроки с применением компьютера с мультимедийным проектором.                    На уроке применяю  игровые моменты: викторина,  найди ошибку, веселый счет и многие другие. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет удивляться. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить творчески, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что они учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с желанием.
 Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным. Я использую их на разных этапах урока. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, анализировать,  тренироваться в устном счете, решать нестандартные задачи. Длительное время наблюдаю и убеждаюсь в том, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм. Подбираю их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие свойства и качества школьников они воспитывают. В своей совокупности игры способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений, воспитанию  наблюдательности, обоснованности, привычки к самопроверке, доводить начатое дело до конца. Развивающие игры требуют и осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Поэтому следует соблюдать принцип от  простого  к сложному. Для более эффективного  развития математических способностей у учащихся  использую задачи на сообразительность,  нестандартные задачи и проблемные ситуации.

Уроки-соревнования основываются на групповой деятельности учащихся, что является средством воспитания коллективизма. Соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть и их роль в учебном процессе.

Провожу уроки  решения задач на готовых чертежах. Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные  выводы. При выполнении упражнений на готовых чертежах происходит активная мыслительная деятельность учащихся, которая приводит к непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур.  

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю задания такие, как: закончи предложение, задания на выбор ответа, истинности или ложности высказывания.

Мною разработаны поурочные конспекты, дидактические материалы,   проверочные и тестовые работы,  конспекты открытых уроков. На уроках использую ИКТ. Данной проблеме посвящен ряд моих выступлений на заседаниях  ШМО и районных семинарах учителей физики, математики и информатики: « Проектно – исследовательская деятельность и личностное самоопределение обучающихся при изучении математики»,  «Организация самостоятельной работы на уроках математики»,  «Развитие рефлексивных способностей личности на уроках математики», « Подготовка к ЕГЭ с помощью Интернет-ресурсов»                                                                                                                                            .Ведущая педагогическая идея моей работы  заключается в том, чтобы научить ученика  творчески мыслить,  овладевать фундаментальными знаниями. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы  развития мышления для решения логических, практических и нестандартных задач. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, конкурсах и т.п. А  участие в различных математических  олимпиадах, конкурсах, чемпионатах и на элективных занятиях  побуждают интерес к самой математике.

Веду активную подготовку к ЕГЭ  и ГИА  с применением компьютерной техники.

Технологии личностно ориентированного обучения.

Чтобы традиционный урок стал личностно ориентированным, важно помнить о следующих аспектах:

1) Учащиеся должны иметь возможность  быстрой перегруппировки рабочих мест.

2) Должен быть выбран оптимальный для данного урока стиль общения, организовано учебное сотрудничество.

3) Учитель должен уметь разъяснять  целевые ориентиры урока, сделав их личностно значимыми для каждого ученика; использовать  технику снятия напряженности; корректировать план урока с учетом конкретной учебной ситуации.

4)Должны использоваться  оптимальные формы введения  в новый материал, опирающийся на личный опыт действия, мышления, ощущения учащегося:

-блочная подача-погружение;

-организация самостоятельной работы по опорным и справочным материалам;

-введение нового материала через лидера группы;

-введение нового материала через создание проблемной ситуации.

5)Синегретика урока должна включать в себя различные формы работы  и способы получения и усвоения знаний; должны присутствовать элементы взаимо- и самообучения; само- и взаимоконтроля.

6) Этапы работы учащихся над учебной задачей (проблемой) могут варьироваться с учетом учебной ситуации:

-самостоятельная работа с учебной литературой;

-изучение материала внутри групп с использованием внутригруппового контроля (парного или с помощью сильных учеников);

-самоконтроль с помощью компьютера и др.

- способы усвоения знаний (через понятие - к практике или через практику к общему понятию) - каждая группа по желанию;

-акцентирование внимания на способах работы с материалом (закрепляется  и отрабатывается техника познавательной деятельности)

7) должно иметь место быстрое реагирование на непонимание и ошибку («скорая помощь» учителя, совместное обсуждение, опоры – подсказки, взаимоконсультации учащихся).

8) школьники должны иметь возможность обмениваться информацией; должна присутствовать свобода слова и мнения, свобода передвижения в классе во время проработки темы.

9) Учитель должен стимулировать само – и  взаимооценку, выступая при этом как партнер, его оценочно- аналитическая деятельность должна быть направлена на формирование положительной  «я-концепции».

10)  Учащиеся должны иметь возможность оценить урок, выбрать из него те моменты и формы, которые им понравились для дальнейшей работы.

11) Урок должен способствовать сохранению психического и, как следствие, соматического здоровья учащихся.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа детей паре или в группе. Такую технологию применяю при закреплении изученного и  при повторении материала. Практическая значимость вижу в том, что она позволяет в короткий срок опросить почти весь класс. При этом каждый ученик пробует себя  в роли учителя и в роли отвечающего.  В каждой группе появляется свой лидер, тот ученик, к которому больше всех обращаются за помощью. Это  создает благоприятную обстановку на уроке. Ведь повышается уровень Я:  "сильные" утверждаются в своих способностях,  "слабые" получают возможность испытывать учебный успех,  избавиться от комплекса неполноценности, а также можно отметить высокую взаимопомощь в классе. Взаимопроверку и самопроверку провожу с целью  развития у ученика ответственности, формирования адекватная оценка своих возможностей. Каждый  из учеников имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

 Здоровьесберегающие технологии обучения. Роль переключения внимания детей успешно выполняют физкультминутки. Они наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Упражнения для физкультминуток подбираются с учетом характера занятия. Я использую различные виды физкультминуток:  физкультурно-спортивные,  двигательно-речевые.

5.  Анализ  результативности опыта.

Каждый учитель по – своему,   в силу своих творческих возможностей,  создает личностно ориентированные ситуации,  участие в которых удовлетворяет   потребности ученика в самоутверждении, признании, одобрении другими. Я использую разнообразные методы и приемы исходя из концепции  личностно - деятельностного подхода: проблемно-поисковые, коммуникативные, диалоговые,  имитационно-игровые,  проектно-исследовательские и др. Моя работа направлена на развитие индивидуальности учащихся, формирование их способности  к самопознанию и самообразованию с учетом индивидуального темпа и стиля  учения.

При подготовке к уроку, добиваясь наилучшего результата обучения, использую следующие методы контроля знаний: - устный опрос учащихся у доски, контрольный устный счёт, практическая работа, обучающие и контролирующие самостоятельные работы, математический диктант,  контрольная работа, тестовые задания. В старших классах практикую:  зачеты, контрольные опросы, сообщения,  проектно- исследовательские работы.

В результате использования вышеописанных подходов повышается качество знаний учащихся,  формируется  способность к логическому мышлению, способность мыслить математическими символами

Основными параметрами результативности педагогической деятельности являются:

Результаты ГИА:        

  • Процент качества знаний за 2009 - 2010 год – 61 %.
  • Процент качества знаний за 2010-2011 год –100%.
  • Результаты ЕГЭ: 75%  детей от числа участвующих показали результаты  выше уровня среднереспубликанских результатов за 2012 -2013 год.
  • Процент качества знаний обучающихся по итогам муниципального  мониторинга за межаттестационный период – 75%.
  • Положительная динамика уровня обученности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Внешними результатами является успешное участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах. Ежегодно учащиеся участвуют в школьных, районных олимпиадах по математике,  « Молодежном математическом чемпионате»,  в республиканском конкурсе исследовательских и проектных работ, Межрегиональной  олимпиаде  школьников « Саммат».  

Результаты участия моих учеников  в предметных олимпиадах, заочных олимпиадах, конкурсах, конференциях в 2010-14 гг:    

  • Всероссийская  предметная  олимпиада школьников муниципального этапа по математике: Победители (  10 ), Призеры (  9)

   Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада – Диплом Победителя( 9 учащихся) , Призеры (9 учащихся), II Всероссийская олимпиада по математике ( г.Бийск)  - Диплом 3 степени и денежная премия( 1 ученик) ,                   II1 Всероссийская олимпиада по математике ( г. Бийск)  - Диплом 3 степени(2 ученика),  Всероссийский математический конкурс « Молодежный математический чемпионат»  - Диплом 1степени (3 ученика), Диплом 3  степени (3 ученика),  Республиканский  конкурс  исследовательских и проектных работ учащихся -

 --Диплом 3 степени(1 ученик), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ( отборочный тур) - Диплом 3 степени           (1 ученик) , Всероссийский дистанционный конкурс по математике проекта «Инфоурок» - Диплом 2 степени (1ученик), Диплом 3 степени ( 1 ученик), Всероссийский Интернет конкурс. Конкурс –МИФ – Диплом 1 степени ( 1 ученик).

6. Трудоемкость опыта.  Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к урокам.

  7. Адресность опыта.          В целях обмена опытом выступаю на  заседаниях МО и педсоветах. Принимала участие  на семинарах: «  Вопросы преподавания математики, физики, информатики в 2013- 14учебном году в условиях реализации ФГОС ОО»,

        «Современные методики  и технологии обучения»,

          «Преподавание математики и информатики на профильном уровне (проблемы и перспективы)»,

«Проектно-исследовательская деятельность и личностное самоопределение обучающихся при изучении математики»,                                                                       «Реализация межпредметных связей при преподавании математики, физики и информатики».

Провожу открытые уроки для коллег и учителей района. Стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал современным требованиям и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников. Мой инновационный  педагогический опыт представлен в сети «Интернет» на порталах:

http://www. vpianzina.edurm.ru

http://www.proshkol.ru/user/i-valentina28/letters/

http://planeta.tspu.ru/?ur =810&url=855&ur2=1694

http://festifal.1september.ru  компакт-диски и сборник тезисов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...