Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему

Авдеева Ирина Васильевна

Тема:" Современные образовательные технологии как средство формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавательного потенциала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

1.

Ф. И. О. автора опыта

Авдеева Ирина Васильевна

2.

Должность

Заместитель директора по УВР, учитель математики

3.

Стаж педагогической работы

17 лет

4.

Квалификационная категория

1 квалификационная категория

5.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. о. Саранск Республика Мордовия

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Современные образовательные технологии как средство формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавательного потенциала.

1.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность и перспективность опыта обусловлены существенными изменениями в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования.

В нашем динамичном, быстро меняющемся мире, общество все чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует цели и задачи школьного образования. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Таким образом, главной целью ставлю акцент на воспитании личности активной, творчески осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Значит, необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемных ситуаций.

Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и  на уроках математики. Реализация в России многих государственных программ активизировала интерес к применению в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, всеми участниками педагогического процесса.

Опыт работы показывает, что развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала учащихся на уроках математики будет эффективным, через решение следующих задач:

- осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными способностями ребенка;

-делать акцент не столько на формирование знаний, сколько на развитие навыков, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации;

- создавать условия для конкретного воплощения творческих идей, предоставлять ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели, уметь воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;

- на уроках уделять внимание развитию логического мышления, характеризующегося быстротой, гибкостью и точностью, охватом всех возможностей для создания ситуации успеха;

- помогать ребенку открывать и ценить в себе творческую личность.

Важнейшей целью, как учителя математики, считаю развитие интереса учащихся к изучению своего предмета, так как он является одним из опорных предметов школы.

Современные образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках математики, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении поставленных задач для достижения выбранной цели.

2.

Новизна опыта

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования. Математика как школьный предмет обладает колоссальным межпредметным потенциалом, она способна осуществлять связь знаний, получаемых учениками на разных уроках. Практическая значимость заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан.

3.

Наличие теоретической базы

Опыт моей работы основан на формировании информационной культуры учащихся, развитии логического мышления, творческого и познавательного потенциала. На своих уроках, наряду с традиционными, я применяю и современные образовательные технологии, что позволяет успешно реализовывать принципы личностно ориентированного обучения, когда во главу угла становится личность ребенка.

  1.               1. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках математики позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность. На уроках применяю компьютер в разных режимах (использование готовых программных продуктов; работа с Интернет-ресурсами; тесты; презентации учебного материала; самостоятельные работы).

Результаты: повышение интереса к предмету; развитие творческого потенциала; повышение степени наглядности; моделирование учебного процесса; снижение утомляемости.

  1.             2. Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях,  систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.

       Я активно использую технологию проблемного обучения  на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности  и т.п.

       Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно  решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

Результаты использования данной технологии:  совершенствуется умение учащихся обосновывать свою

  позицию; воспитывается уважение к чужой точке зрения; активизируется познавательная деятельность учащихся;

увеличивается количество творческих  работ.

          3. Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

       На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами стараются открывать новые для них факты.

        Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

         4. Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики,  коммуникативных способностей.

          Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся,  повышает  их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж  знаний за пределами материала учебника.

        5. Здоровьесберегающие технологии и их элементы применяю на уроках и во внеурочное время. Я всегда внимательно отношусь  к состоянию здоровья учащихся на уроке, систематически организую физкультурные паузы, в качестве релаксации на уроке активно использует музыку, создаю благоприятный психологический климат на уроке. Используя технические средства обучения, обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объёма заданий. Осуществляю чередование видов деятельности, предупреждающее переутомления учащихся.

        Наблюдения показывают, что грамотное использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

4.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных технологий с целью формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавательного потенциала.

Меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Таким образом, формируются потребности к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

5.

Оптимальность и эффективность средств

          Оптимизация указывает мне как учителю кратчайшие, менее трудоёмкие пути достижения более высоких учебно-воспитательных  результатов. При подготовке к каждому уроку я стараюсь опираться на закономерности и принципы обучения и творчески выбирать наилучший  вариант изучения новой темы, не допуская шаблона при построении уроков,  находя лучшее сочетание приёмов, методов.
Применяю следующие способы оптимизации:
1.    Обоснование соответствия содержания задачам обучения, с выделением в содержании урока главного, существенного.
2.    Выбор наиболее удачной структуры урока: последовательности опроса, изучения нового, закрепления домашнего задания.
3.    Выбор наиболее рациональных методов и средств обучения, использование современных технологий в обучении.
4.    Индивидуальный подход к ученикам, который предполагает оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения.
5.Реализация межпредметных связей.
6.    Создание благоприятных морально-психологических и учебно-материальных условий.
          Практика показывает, что суть оптимизации состоит не в применении того или иного метода, приема, формы обучения, технологии, а в умении найти им наилучшее, наиболее рациональное место в учебном процессе. Процесс оптимизации идет одновременно с учетом двух критериев - результативности и затратам времени на достижение цели.

           Ждать немедленно высокого результата на первых  этапах оптимизации не следует. Темпы нарастания эффективности обучения не всегда такие как нам бы хотелось.
Эффективный процесс обучения не может быть построен лишь на основе методов передачи информации, её запоминания, воспроизведения.
           Образовательные технологии позволяют реализовать задачи современного математического образования. Развивающее обучение, осуществляемое с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний в учебной деятельности.

         Например, в качестве примера технологии развития критического мышления назову один из приёмов работы  на уроке - «Переадресация». Родившийся у школьника в процессе учебной деятельности вопрос оставляю без ответа и «переадресую» его автору. 
        Другой плодотворный приём - столкновение различных точек зрения на одно и то же. Познакомьтесь (через сообщения своих одноклассников) с разными вариантами  и выскажите свою точку зрения. Аргументация обязательна.  В ходе обсуждения, дискуссии по заявленной проблеме учащийся открывает свои способности; в  этой ситуации  выявляются лидеры.  Создаётся ситуация успеха, а она, как  известно, закрепляется на всю жизнь.
        Эффективность урока – это степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учётом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств, и времени.
        Новая профессиональная компетенция учителя – переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию.
        Эффективность обучения оцениваю исходя из уровня успешности учащегося. Для будущей своей успешности учащиеся должны научиться ориентироваться в больших объёмах информации, анализировать её, принимать решения, осваивать новые области знаний. Учебный успех каждого ученика понимаю не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей.

6.

Результативность опыта

Современные образовательные технологии формируют информационную культуру учащихся, способствуют развитию их логического мышления, творческого и познавательного потенциала. Повышение качества математической подготовки обучающихся повлекло за собой положительную динамику уровня обученности по математике, зафиксирован рост активности обучающихся на уроках и во внеурочной познавательной деятельности, рост числа участников и призеров предметных олимпиад.

Диплом 1 степени во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике проекта «Инфоурок», 6 класс.

Диплом 1 степени во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике проекта «Инфоурок», 5 класс.

Сертификаты участников в 3 Всероссийском блиц-турнире по математике «Математические ступеньки», 5-6 классы.

Сертификаты участников Международных соревнований «Интернет-Карусель», 5-6 классы.

Свидетельства участников олимпиады «Умный слон» Международного конкурса IQ-Чемпион по математике, 6 класс.

          Конкурс «Кенгуру» – ежегодное участие.

Систематическое использование электронных учебных ресурсов на уроках математики привело к овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся.

Высокая результативность и эффективность педагогического опыта обеспечивает улучшение, преобразование существующей образовательной ситуации; повышение качества образовательного процесса и его результатов; положительную динамику развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями.

7.

Возможность тиражирования

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах.

Опыт своей работы размещаю на странице портала творческих учителей

http://nsportal.ru/avdeeva-irina-vasilevna

8.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

  1. 1. Тема самообразования: «Современные образовательные технологии как средство формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавательного потенциала».
  2. 2. Рабочие программы курсов математики, алгебры и геометрии, элективных курсов.
  3. 3. Разработки открытых уроков и мероприятий.
  4. 4.http://nsportal.ru/avdeeva-irina-vasilevna Конспект открытого урока по математике по теме: "Обыкновенные дроби»
  5. 5.http://nsportal.ru/avdeeva-irina-vasilevna Рабочая программа по математике (6 класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...