«Активизация научно-исследовательской работы студентов как формы адаптации их к будущей профессиональной деятельности»
методическая разработка по теме

 Алымова Ольга Николаевна

 

Задачи исследования:

Выявить педагогические условия, развивающие исследовательские компетенции студентов, способствующие эффективной познавательной активности в учебно-воспитательном процессе;

Способствовать дальнейшему формированию исследовательских умений и навыков у студентов;

Структурирование взаимоотношений ученика-исследователя и педагога – руководителя,

Цель исследования: обоснование модели процесса развития познавательной активности студентов техникума и педагогических условий ее эффективного функционирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ОО  СПО «Орловский технологический техникум»

«Активизация научно-исследовательской работы студентов как формы адаптации их к будущей профессиональной деятельности»

        

 

                                                                         Подготовил: преподаватель

        социально-экономических

                                                                                   дисциплин

                                                                                   Алымова О.Н.

Орел


Введение 

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

         Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения обучающимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому необходимо эффективное использование преподавателями методов, приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность студентов.

         Научно-исследовательская деятельность – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие познавательные компетенции обучающихся: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-исследовательской деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; описывать результаты, формулировать выводы; выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные средства и технологии (текстовые и графические редакторы, презентации).

Задачи исследования:

Выявить педагогические условия, развивающие исследовательские компетенции студентов, способствующие эффективной познавательной активности в учебно-воспитательном процессе;

Способствовать дальнейшему формированию исследовательских умений и навыков у студентов;

Структурирование взаимоотношений ученика-исследователя и педагога – руководителя,

          Цель исследования: обоснование модели процесса развития познавательной активности студентов техникума и педагогических условий ее эффективного функционирования.

Предметом исследования: является характеристика познавательной деятельности обучающихся, через учебно-исследовательскую работу.

Активизация научно-исследовательской работы студентов через познавательную деятельность как формы адаптации их к будущей профессиональной деятельности.

         У большинства студентов представления о научно-исследовательской деятельности достаточно общие и неполные, кроме того, умения, соответствующие научно-исследовательской деятельности, практически отсутствуют или присутствуют фрагментарно. Большинство студентов не осознает социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, 30 % студентов имеют низкий уровень сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности, 70 % - средний уровень.

         И так, научно-исследовательская деятельностью студентов - это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Структура научно-исследовательской деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов: мотив, цель, объект, предмет, процесс, продукт.

Задача внедрения научно-исследовательской работы студентов в учебный процесс является актуальной для техникума.

Участие студентов в научно-исследовательской работе начинает переходить на качественно новую ступень: из средства развития творческих способностей отдельных, наиболее одаренных студентов она стала важным моментом повышения качества подготовки всех специалистов. Это потребовало создания в техникуме такой системы организации научно-исследовательской работы студентов, при которой каждый студент за период обучения проходил бы необходимую школу научного творчества.

          Для системного решения проблем научно-исследовательской работы студентов в техникуме выделено три основных направления научно-исследовательской деятельности:

научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, основной задачей которой является активизация процесса обучения по принципу - чем выше ступень, тем больше самостоятельной работы. Содержание данного вида научной работы - изучение литературы, подготовка рефератов, докладов, курсовых работ и проектов, содержащих научно-исследовательские разделы, научные исследования, дополняющие учебный процесс.

Целью учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы. Она является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы.

         Основная задача УИРС состоит в том, чтобы привить студентам навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомить их с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, реальными условиями работы в научном и производственном коллективах.

          Учебно-исследовательская деятельность студентов – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако ее эффективность возможна лишь при выполнении определенных условий. Основными показателями научно-исследовательской работы являются результативность учебно - и научно-исследовательских работ студентов.

           Приобщение студентов и обучающихся к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия в пользу их профессионального выбора, самореализации, сформировать социально-активную жизненную позицию.

         Ежегодно в образовательном учреждении проводятся предметные недели на отделениях СПО и декада профессионального мастерства на отделении НПО. В эти дни для всех студентов и обучающихся проводятся внеаудиторные мероприятия по различным дисциплинам. Спектр их обширен: конкурсы профессионального мастерства, учебные конференции, предметные олимпиады, театров, музеев и лекториев, встречи с писателями, викторины, КВНы и игровые программы по предметам, праздники профессиональной направленности, концерты, конкурсы стенных газет и многое другое. Стало традицией проведение в   образовательном учреждении научно-практической конференции студентов и обучающихся. Направления исследовательских работ разнообразны: профессиональные технологии, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, социология, право, философия, человек и его среда обитания, предметные области. Большая часть выступлений сопровождается мультимедийной презентацией.         

Прохождение обучающегося через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса можно условно разделить на несколько уровней: 1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров; 2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.; 3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения обучающегося через систему спецкурсов, спецсеминаров; 4 уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

          Наши ребята постигли первые 2 уровня, к последующим, мы стремимся. О вполне осознанном выборе при определении важнейших ориентиров своей исследовательской деятельности, и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют следующие ответы студентов: на вопрос “что я ожидал и что получил от учебно-исследовательской деятельности” ребята ответили: 1)полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и, несомненно, повлияют на выбор профессии (52% респондентов); 2)работа над исследованием помогла моей самореализации (34%); 3)в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми–исследователями, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (13%); 4)в процессе исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (43%)

       Опыт нашей деятельности в этом направлении указывает на то, что: появился интерес к научно-исследовательской деятельности у тех учащихся, которые этой деятельностью ранее не интересовались, существенно возрос интерес, прежде всего, к предметам обществоведческого цикла. Это становится возможным из-за того, что в этом случае на позитивных примерах формируется не только фундаментальное научное мировоззрение, но и используются конкретные результаты ученических исследований. Теперь попытаемся показать, как мы стремимся достичь сознательного отношения к данному виду работы.

      В нашем техникуме разработана комплексная программа « Возвращение к истокам». Одним из направлений программы является изучение духовной истории Орловщины с целью воспитания гражданского самоопределения и приобщения молодёжи к духовным и историческим традициям Отечества. В 2012г для исследования был выбран  Свято - Введенский женский монастырь г. Орла.

     Для исследования  не случайно был выбран в 2013 г Троицкий некрополь города Орла, как значительная часть историко – культурного наследия нашего края. В новом учебном году мы продолжили изучение духовной истории родного края с целью дальнейшего воспитания гражданско - патриотического самоопределения и приобщения молодёжи к духовным ценностям Отечества, формирования навыков исследовательской деятельности. Участвуем в научно-исследовательской работе «Православные Святыни России» и работаем над темой «Лучезарный Светильник – Орловский храм Смоленской иконы Божьей Матери»

Цель нашего исследования - изучение истории и современного состояния выдающегося комплексного памятника истории и культуры Орла.

Разработана программа реализации проекта по основным направлениям :

- Работа с архивными документами.

- Составление и изучение библиографии по данной теме.

- Встреча и беседа с настоятелем церкви.

- Посещение воскресной школы и библиотеки.

- Организация выставок работ студентов по данной теме исследования.

- Анализ результатов работы над проектом.

      Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: доклад (т.е. текст для устного выступления), в этом случае обучающиеся выступают на обобщительно-повторительном уроке, на научно-практической конференции; стендовый материал (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций) для заседаний научного общества студентов; реферат проблемного характера; проект. Выполненные работы рецензируются учителем и представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на уроках, классных часах и конкурсах, выставках по истории и обществознанию, где обучающийся может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы, получая путевку для предоставления своей работы на краевых, региональных, общероссийских конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д. Мы имеем реальные результаты.

Заключение.

    На основе рассмотренного в данной работе можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская работа это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса. Результативность научной работы в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности во многом определяется своевременным стимулированием (моральным и материальным).

 Научная работа – важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста, поэтому она должна занимать ведущее место в условиях среднего образования.

Анализируя результативность работы студентов в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения; значительно расширяется у студентов в предметных областях; вооружает студентов универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке; формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Научно-исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал “мертвым” грузом, а активно использовался и самими студентами , и их преподавателями как во внеучебном, так в учебном процессе.

   Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.


Предварительный просмотр: