Главные вкладки

    Общеобразовательная программа дополнительного образования детей хореографической студии "Антураж" «Обучение основам хореографии детей с особенностями развития здоровья».
    рабочая программа по теме

    Финенко Кристина Сергеевна

    Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), методическим документом Департамента образования города Москвы (далее – Департамент) по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования (далее ФГОСН и ФГОСО), Московским базисным учебным (образовательным) планом начального общего и основного общего образования (МБУПН и МБУПО), который является методической основой для разработки учебных планов общеобразовательными учреждениями города Москвы, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в ГБОУ ЦЛПДО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_finenko_2014.doc157.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Общеобразовательная программа дополнительного образования детей

    хореографической студии "Антураж",

    имеет художественно-эстетическую  направленность.

     «Обучение основам хореографии детей с особенностями развития здоровья».

    Работа в объединении дополнительного образования «Антураж»                                                                                                                        разновозрастных групп  проходит по программе,                                                                                                                                                    составленной на основе типовой  «Хореографический кружок»                                                                                                                                 (автор: Боголюбская М.).

    Возраст детей 6-17 лет. Срок реализации 5 лет.

    Пояснительная записка

     Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), методическим документом Департамента образования города Москвы (далее – Департамент) по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования (далее ФГОСН и ФГОСО), Московским базисным учебным (образовательным) планом начального общего и основного общего образования (МБУПН и МБУПО), который является методической основой для разработки учебных планов общеобразовательными учреждениями города Москвы, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в ГБОУ ЦЛПДО.

     Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» обеспечивает жизнедеятельность, функционирование студии в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в  «Федеральном законе  об образовании»  № 273 ФЗ от 29.12.2012 года

    А именно:

    • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
    • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
    • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
    • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
    • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
    • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

    В соответствии с требованиями ФГОС  образовательная программа общего дополнительного образования  ГБОУ ЦЛПДО содержит следующие разделы:

    • пояснительная записка;
    • планируемые результаты освоения обучающимися направленностей общего дополнительного образования на основе  данной;
    • учебный план на основе  МБУПН и МБУПО.

    Данная программа формирует  у детей устойчивый интерес к культурно-историческому наследию, к бережному отношению к народным традициям, к промыслам, их видам.  Расширяется представление о возможностях искусства в самовыражении своих переживаний, языка пластики человеческого тела. Развивается координация, выносливость и внимательность. Воспитывается дисциплинированность, усидчивость, терпение и трудолюбие. В целях обеспечения индивидуальных программ развития обучающихся и включения в образовательный процесс деятельностных форм обучения учебный план (часть, формируемая участниками образовательного процесса) предусматривает время: на творческую и проектную деятельность (по выбору учащихся). Внеурочная деятельность осуществляется в первой и во второй половине дня,  организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

    Продолжительность уроков (занятий) в хореографической студии «Антураж» дополнительного образования: –  1 час  (по решению общеобразовательного учреждения). Продолжительность учебного года — 38 учебные недели.    

    Занятия проводятся индивидуально - групповые,   учитывая  психофизические  особенности детей  (3-5 человек).

             Режим занятий:

     1-ый год обучения  - 2 раза в неделю по 1 часу.

     2-ой год обучения  - 2 раза в неделю по 1 часу.

     3-ий год обучения  - 2 раза в неделю по 1 часу.

     4-ый год обучения  - 2 раза в неделю по 1 часу.

     5-ый год обучения  - 2 раза в неделю по 1 часу.

               Возраст учащихся:

    От 6 до 17 лет.

    Актуальность программы:

    - целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время;

    - особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания образцах мировой хореографической культуры.

          Программа составлена с учетом прогнозирования конечных результатов деятельности педагога и ребенка: развитием способностей детей, повышением престижа хореографического коллектива у родителей и коллег; повышения социальной адаптации обучающихся.

    Главная линия программы заключается в творческой самореализации ребенка. Она дает воспитанникам и педагогу возможность избрать свободный путь познания хореографического искусства. Активизация и развитие творческих   способностей   детей   являются   неотъемлемой   частью образовательного процесса. По каждому году обучения для воспитанников предусмотрены творческие задания, это развивает инициативу, творчество, способствует самоактуализации личности. Программа направлена на бесконечный творческий поиск, позволяя одномоментно осуществлять три части педагогического воздействия - воспитание, обучение, оздоровление. Образовательное и воспитательное  значение  занятий хореографией огромно.                   Занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.  Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия народными танцами дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые движения в хореографии, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия формируют правильную осанку, прививают основы этикета и  грамотной манере поведения в обществе.                                                                                                  

      Работа по  хореографическому воспитанию отличается большим многообразием форм, которые требуют от воспитанников проявления  организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует  воспитанию  организационных  навыков, активности, находчивости. Осуществляемое  в  тесной  связи с умственным, нравственным, эстетическим  воспитанием  хореографическое воспитание  содействует всестороннему  развитию  детей. Основные  средства хореографического  воспитания – физические  упражнения. Они  формируют  двигательные  умения и навыки, способствуют развитию двигательного  аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Занятия хореографией не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.  Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.

              На занятиях в центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения, подход к каждому ребёнку индивидуальный и с каждым ребёнком выстраиваются свои отношения. Творческий подход для достижения желаемого результата, не уходя и не уклоняясь от основных педагогических правил общения и поведения с учеником и обучающего процесса. Данная программа сориентирует  на работу с детьми, учитывая  психофизические  особенности  детей, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков  в искусстве танца.

         Акцент в работе делается:

    • на воспитание у детей любви к народному творчеству;
    • обучение детей танцевальным традициям;
    • пропаганду здорового образа жизни;
    • организацию досуга детей.

    Контингент центра отличается  слабым уровнем развития эмоциональной сферы, инфантилизмом, психоэмоциональной неустойчивостью. Их можно разделить на категории:

    1.Это дети, у которых, эмоционально-волевая сфера находиться на более ранней ступени развития. Эмоции непосредственные и яркие, повышенный фон настроения, наличие творчества и инициативы в игре;

    2.Снижен общий и психический тонус, неуверенность, робость, астеничность, капризность.

    3.Отсутствие чувства долга, ответственности, неумение тормозить свои эмоции, импульсивность, повышенная внушаемость. При гиперопеке – эгоизм, эгоцентризм, слабая воля, отсутствие трудолюбия, самостоятельности. При травме – робость, боязливость, отсутствие инициативы, активности, уверенности в себе.

    4.Замедленное развитие ходьбы, речи, опрятности, игры, эмоционального развития. Дети не заинтересованы в общении, в оценке, у них бедное воображение. Снижен тонус, истощаемы, темп психической деятельности падает. Низкая работоспособность, медлительны, плохо переключаются, страдает двигательная координация.

    ЦЕЛЬ:

    • создание условий, способствующих раскрытию природных задатков и творческого потенциала, развития и воспитания  ребёнка с особенностями развития,  в процессе обучения хореографии,  достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного образования.

    ЗАДАЧИ:

    Задачи реализации образовательной программы:

    • Сформировать интерес к искусству  танца, раскрыв его многообразие и красоту.
    • Познакомить с танцами разных народов мира.
    • Преподать умение передать характер, манеру и стиль исполнения  танца.
    • Ознакомить с основами классической хореографии. 
    • Укрепить костно-мышечный аппарат и физические способности, учитывая психофизические  особенности детей.
    • Формировать художественно-образное восприятие и мышление.
    • Научить правилам и особенностям выступления на сцене.
    • Развить силу, выносливость, координацию движений, терпение и трудолюбие.

    Достижение личностных результатов учащихся:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
    • сформированность мотивации  к обучению и познанию;
    • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

    Планируемые результаты:

                              Планируемые результаты освоения обучающимися  образовательной программы общего  дополнительного образования, являются одним из важнейших механизмов реализации требований   к результатам обучающихся, освоивших  образовательную программу общего  дополнительного образования. Они представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

    Планируемые результаты:

    • Обеспечить связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения образовательной программы общего  дополнительного образования.
    • Определить динамику картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка.
    •         Определить возможности овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития.

    Невыполнение обучающимися заданий, являющихся инструментарием, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от педагога требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

    • В результате изучения хореографического курса  данной направленности у обучающихся будут сформированы основы музыкальной, художественной, театральной и хореографической культуры через эмоциональное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к хореографическому искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового  музыкального, художественного  и хореографического искусства; уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной, художественной, танцевальной  культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух,  учебно-творческие способности в различных видах творческой  деятельности.
    • Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.
    • У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
    • Обучающиеся смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя свои знания и представления о танцевально-музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
    • Выпускник получит возможность научиться понимать роль музыки и пластики танца в жизни человека, применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.
    • Выпускник научится воспринимать танец, музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности. 

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ «АНТУРАЖ» ГБОУ ЦЛПДО

    На каждом этапе обучения дается материал по основным четырем разделам:

         1) азбука музыкального движения;

         2) элементы классического танца;

         3) элементы народного танца;

         4) элементы историко-бытового танца.

    Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий в хореографической студии границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, историко-бытового и народного танца, исполняться задания на импровизацию. Работа строится таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.

    1-й   год обучения          (2 раза в неделю по 1 часу)×38 недель = 76 часа

    2-й   год обучения          (2 раза в неделю по 1 часу)×38 недель = 76 часа

    3-й   год обучения          (2 раза в неделю по 1 часу)×38 недель = 76 часа

    4-й   год обучения          (2 раза в неделю по 1 часу)×38 недель = 76 часа

    5-й   год обучения          (2 раза в неделю по 1 часу)×38 недель = 76 часа

    Тематическое планирование

    №    п /п

    Название темы

    1 год обучения

    2 год обучения

    3 год обучения

    Теория

    практика

    теория

    практика

    теория

    практика

    1.

    Организационное занятие

    2

    -

    1

    -

    1

    -

    2.

    Азбука музыкального движения

    2

    11

    1

    11

    -

    11

    3.

    Элементы классического танца

    2

    14

    3

    15

    1

    17

    4.

    Элементы народно-сценического танца

    3

    14

    3

    14

    1

    16

    5.

    Элементы историко-бытового танца

    4

    11

    1

    11

    1

    12

    6.

    Постановочная и репетиционная работа

    -

    12

    -

    15

    -

    15

    7.

    Итоговое занятие

    -

    1

    -

    1

    -

    1

    Итого:

    13

    63

    9

    67

    4

    72

    76

    76

    76

    №    п /п

    Название темы

    4 год обучения

    5 год обучения

    всего

    Теория

    практика

    теория

    практика

    теория

    практика

    1.

    Организационное занятие

    1

    -

    1

    -

    6

    -

    2.

    Азбука музыкального движения

    -

    10

    -

    9

    3

    52

    3.

    Элементы классического танца

    1

    17

    1

    16

    8

    79

    4.

    Элементы народно-сценического танца

    1

    16

    1

    16

    9

    76

    5.

    Элементы историко-бытового танца

    1

    11

    1

    11

    8

    56

    6.

    Постановочная и репетиционная работа

    -

    16

    -

    18

    -

    76

    7.

    Итоговое занятие

    -

    2

    -

    2

    -

    7

    Итого:

    4

    72

    4

    72

    34

    326

    76

    76

    380

    Содержание учебных тем

    1 год обучения

    Организационное занятие

     Инструктаж по технике безопасности.  Правила поведения на занятиях. Цели и задачи, содержание и форма занятий в студии. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Внешний вид и форма одежды для занятий для девочек и мальчиков (обувь, репетиционный костюм, прически). Беседа с родителями о целях и задачах, перспективный план.

    Азбука музыкального движения

    Теория

            Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры. Контрастная музыка: быстрая – медленная, весёлая – грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Такт и затакт.

    Практические занятия

             Музыкальная структура движения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из колонны в шеренгу и обратно; из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка, конверт (по 5-6 человек на углах и в центре круга в шеренгу). Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой. Танцевальные шаги в образах, например: пингвина, мышки, журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птички и др. Выделение сильной доли. Игровые танцы: «Весёлая зарядка», «Я - чайник», «Крокодил Гена», «Пингвин», «Лошадки», «Кик-марш»,«Смени пару».

    Элементы классического танца

    Теория

        Знакомство с классической хореографией. Понятие  классический танец. Специфика танцевального шага и бега. Понятие выворотность, осанка, равновесие. Понятие анфас. Схема-рисунок зала.

    Практические занятия

         Партер. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук.

    Элементы народно – сценического танца

     Теория

         Особенности народных  движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов. Знакомство с русскими народными ансамблями: Моисеевский, Берёзка.

    Практические занятия

         Русский танец. Позиции рук. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Припадание на месте с продвижением в сторону; поднявшись на полупальцы поставленной назад ногой. «Ковырялочка». Подготовка к присядке (мужск.). Хлопушки.

         Элементы белорусского народного танца. Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими переступаниями на месте, с передвижением вперед, назад с поворотом. Притопы в полуприседании. Присядка мальчика. 

    Элементы историко-бытового танца

    Теория

         Особенности старинного танца 18 века – гавота, полонеза.  Поклоны, позы, шаги. Старинные костюмы и прически, манера движений персонажей в сказочных спектаклях-балетах.

    Практические занятия

         Поклоны и реверансы 18 века (показ учителя). Простейшая композиция гавота (падеграс). Поклоны – для девочек, шаг с приставкой и наклон головы – для мальчиков. Па галопа (боковые) по 6-й позиции. Па галопа по 3-й открытой позиции, шаг полонеза. Полонез.

    Постановочная деятельность

    Исследование творческих запросов и возможностей исполнителей. Посещение концертов, конкурсов, фестивалей с последующим анализом просмотренного; использование видеоматериалов для детального разбора. Привлечение старших ребят для показа хореографических элементов данного танцевального направления.

    Репетиционная деятельность

    Упражнения на перестроения в соответствии с установленным постановкой рисунком, свободные перемещения на заданные рисунки (круг, линия, колонна, полукруг). Соблюдение интервалов и ровности. Поэтапное разучивание комбинаций в методической раскладке по элементам. Последующее соединение выученного воедино. Понятие чистоты исполнения. Умение  ребят слышать замечания педагога - репетитора. Прослушивание и разбор музыкального материала используемого в номерах. Разъяснение необходимой связи движения с музыкальным оформлением. Беседы о роли костюма в хореографической постановке, о внешнем облике, как одной из составляющих цельного художественного образа. Первоначальное формирование навыков выразительности, эмоциональная подготовка к первому выходу на сцену. Выявление учащихся с природной выразительностью. Просмотр и разбор видеоматериалов.

    Итоговое занятие

         Открытое занятие для родителей.

    Прогнозируемый результат

    После освоения программного материала 1 года обучения воспитанники должны          

    Знать:

    - основное и сходное положение;

    - правила исполнения поклона;

    - направление движений;

    - последовательность исполнения движения;

    - понятие о трех жанрах музыки (песня— танец— марш)

    - правила поведения при работе друг с другом и в группе.

    Уметь:

    - согласовать свои движения с музыкой;

    - ходить легко, ритмично, бегать быстро с высоким подъемом ног, скакать с

    ноги на ногу, выполнять движения различного характера, пружинить на ногах;

    - передавать игровые образы различного характера;

    - строить совместно с группой ровный круг;

    - расходится из пар в разные стороны;

    - сидя на коврике держать спину ровно;

    - реагировать на замечания, менять исходные положения по необходимости;

    - начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки.

    2 год обучения

    Организационное занятие

         Инструктаж по технике безопасности.   Цели и задачи второго года обучения, перспективы занятий, постановочной и репетиционной работы. Праздничные даты и подготовка к ним. Реорганизация групп, расписание занятий. Знакомство с новыми учащимися, построение по росту, маршировка под музыку с целью ознакомления с ритмичностью учащихся. 

    Азбука музыкального движения

    Теория

           Включается весь материал, указанный в программе для первого года обучения. Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы (быстрые и медленные). Медленные хороводные и быстрые плясовые русские, белорусские и украинские танцы.

    Практические занятия

          Изучается и исполняется весь материал, указанный для первого года обучения, затем новый. Акцентировка на сильную долю такта в шагах. Музыкальная структура движения: половинный каданс – полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Прослушивание народных мелодий в исполнении оркестров народных инструментов. Игровые танцы.

    Элементы классического танца

    Теория  

    Знакомство с мировыми балетами и  просмотр видео, («Золушка», «Щелкунчик», «Спящая красавица»).

    Практические занятия

    Повторяются  в более ускоренном темпе упражнения, пройденные за год первый обучения. Дополнительно изучается уровень подъема ног. Подготовительное движение руки. Закрывание руки в подготовительное положение. Координация ног, рук и головы в движении – тан релеве пар тер. Прыжки – с двух ног на две. Постановка корпуса. Перегибы корпуса. Позиции ног – 1, 2, 3. Позиции рук – подготовительная 1, 2, 3; вначале изучается на середине, при неполной выворотности ног. К концу года обучения изучается деми плие в 1 позиции (лицом к станку).

    Элементы народно – сценического танца

    Теория     

    Понятия каблучные движения. Контрастность стиля  русских, белорусских, украинских и молдавских танцев. Источники народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народов. Сказки, былины, игры детей разных национальностей, общее в них и разное. Правила народных движений, основные координации и характерные рисунки и ходы, русских, белорусских и таджикских танцев. Музыкальные характеристики танцев. Традиции прибалтийских народов.

    Практические занятия

          Подготовительные движения рук. Полуприседания и полное приседание по  2 и 3 невыворотными позициям, плавные и резкие приседания. Скольжение стопой по полу, переступание на полупальцах, подготовка к каблучным движениям.

         

          Упражнения на середине. Повторение и закрепление элементов русского и белорусского танцев. Положение рук, положение ног. Положение в групповых танцах в фигурах.  Поклоны – на месте и с движением вперед и назад.

         Ходы. Притоп. «Гармошка», «Ковырялочка», «Веревочка».

         Элементы белорусского народного танца.

         Элементы латышского народного танца. 

    Элементы историко-бытового танца

    Теория

         Особенности старинного танца 19 века – полонеза, экоссэза. Музыка, стиль, манеры, костюмы.

    Практические занятия

          Композиция из пройденных элементов историко-бытовых танцев. Положение рук, корпуса и головы. Дополнительно: па балансе, па шассе, па польки. Вальс.

    Репетиционная деятельность

       Понятие художественного образа и его составляющих в произведениях хореографии. Осмысление задач по воплощению содержания композиции танца. Работа над техническим совершенствованием движений. Знакомство с чувством ансамбля, точностью и слаженностью действий. Развитие мимики, жестов, общения друг с другом. Понятие качества исполнительских навыков. Развитие танцевальности, пластики, легкости исполнения, силы и грации. Воспитание чувства ответственности и положительного отношения к репетиционному процессу. Подготовка ребят к собранности на сводных репетициях. Концертные выступления - как итог подготовительной репетиционной работы. Просмотр снятых на видео постановок с последующим детальным анализом, как достижений, так и недочетов. 

    Итоговое занятие

         Открытое занятие для родителей.

    Прогнозируемый результат

        После 2 года обучения воспитанники должны

    Знать:

    - основные и сходные положения для корпуса, рук, ног, головы.

    - основные и сходные положения для корпуса, рук, ног, головы,

    - основные положения народного танца.

    Уметь:

    - исполнять движение свободно, естественно без напряжения;

    - правильно занять исходное положение, следить за осанкой и координацией движений руки ног;

    - поочередно выбрасывать ноги вперед на прыжке;

    - делать шаг на всю ступню на месте и при кружении;

    - приставной шаг с приседанием;

     - изобразить в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца.

    - плавно поднимать и опускать руки вперед и в стороны, двигаться в парах,

    отходить спиной от своей пары;

    - двигаться с правой и левой ноги вперед, в сторону, делать по ворот в правую

    и левую сторону;

    - выразить образ в разном эмоциональном состоянии веселья, грусти.

    3 год обучения

    Организационное занятие

         Инструктаж по технике безопасности.   Подведение итогов прошедшего года. Цели и задачи третьего года обучения; перспективный план работы группы. Расписание занятий и репетиций. Беседа руководителя с коллективом и родителями. 

    Азбука музыкального движения

    Теория

         Динамические оттенки в музыке. Форте-меццо, форте-фортиссимо, пиано-меццо, пиано - пианиссимо. Крещендо-усиление, диминуендо-ослабление. Сочетание синкопированных и несинкопированных ритмов. Ритмические рисунки в движении.

    Практические занятия

     Игровые танцы, (задача: обогатить детей ресурсом-репертуаром танцевальных движений, под конкретный ритм, темп, оттенок в музыке).

    Элементы классического танца

    Теория

         Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах. Закономерности координации движений рук и головы в пор де бра. Понятие апломб. Понятие опорная и работающая нога. Знакомство с мировыми балетами: «Жизель», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта»

    Практические занятия

          Повторяется весь материал, пройденный на втором году обучения, но несколько ускоряется темп и упражнения исполняются в несложных танцевальных композициях. Станок: позиции ног: 1-2 выворотно и 3. Знакомство с релеве и гранд плие. Первое и второе пор де бра. 

    Элементы народно – сценического танца

    Теория

         Основные технические навыки. Открытие и закрытие, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца, настроение и характер (задорный, озорной дух соревнования т.д.) Хороводы и кадрили.

    Практические занятия

        Повторяются упражнения второго года обучения. Новые движения.

        Русский танец. Движения рук: переводы в различные положения, навыки обращения с платочком.

        Ходы. «Девичий шаг», «Дробь с подскоком», «Ключ» - дробный.

        Упражнения на середине. Повторяются элементы движений в комбинациях, на  шестнадцать и тридцать два такта. Вращение по диагонали на подскоках.

         Элементы украинского народного танца.

         Элементы польского народного танца. 

    Элементы историко-бытового танца

    Теория

         Танцы XYIII – XIX веков. Стиль и манеры. Движения, костюмы.

    Практические занятия

    Повторение пройденного материала за второй год обучения. Котильон.

    Итоговое занятие

         Тестирование. Знание основных позиций.

       Открытое занятие для родителей.

    Прогнозируемый результат

      После 3 года обучения обучающиеся должны

    Знать:

    - основные движения;

    - основные позиции ног и рук классического и народного танца;

    - правила постановки рук, группировки пальцев классического танца;

    - основные термины;

    - характерные движения рук в русском танце;

    - правила постановки ног;

    - понятие опорной и работающей ноги;

    - разницу между круговыми и прямым движением.

    Уметь:

    - правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку;

    - правильно использовать простые движения в русском и народном характере;

    - координировать свои движения;

    - исполнять небольшую импровизацию на свободную тему;

    - благородно, вежливо обращаться к партнёру.

    4 год обучения

    Организационное занятие

         Техника безопасности. Подведение итогов года. Перспективный план обновления репертуара. Подготовка к праздничным и знаменательным датам. Расписание занятий и репетиций. Беседа руководителя с коллективом и родителями. 

    Азбука музыкального движения

         Темповые обозначения: адажио – медленно, виво – живо,  ленто – протяжно, ларго – широко, анданте – неспеша, аллегро – скоро, бодро – применительно к практическому материалу по классическому, народному и историко-бытовому танцу. Игровые тануы.

    Элементы классического танца

    Теория

          Обобщение полученных практических навыков и знаний. Типы координации движения по степени трудности – однонаправленные, разнонаправленные, одновременные (ног, рук), разновременные. Рисунок положений, уровней ног и рук, большие и маленькие позиции рук, позы классического танца. Последовательность и расклад движений на элементы. Типы прыжков. Знакомство с мировыми балетами: «Кармен», «Сон в летнюю ночь», «Весна священная».

    Практические занятия

           Исполняются все пройденные элементы движений в различных комбинациях, в более быстром темпе. Упражнения на середине. Партер. Исполняются упражнения, изученные у станка, батман тандю, (лицом к станку). Перегибы корпуса. Пор де бра.

    Элементы народно – сценического танца

    Теория

    Происхождение некоторых украинских народных движений. Народные костюмы и музыка.  Поэзия и бытовые краски в армянских танцах. Народные костюмы, музыка и ритмы.                                                                                                                            

    Практические занятия

    Характерный тренаж. Упражнения у станка. Повторение изученных элементов в более быстром темпе и в несколько более сложном ритмическом рисунке.Упражнения на середине. Повторяются элементы движений в комбинациях.

     Русский танец. Украинский танец.  Элементы армянского танца. 

    Элементы историко-бытового танца

    Теория

          Живой, веселый, быстрый характер польки. Содержание полонеза. Композиция из раннее пройденных элементов.

    Практические занятия

           Па польки в парах (положение рук), па вальса соло. Вальс в паре (положение рук). Композиции из ранее пройденных элементов. Полонез, вальс в усложненном рисунке.

    Репетиционная деятельность

          Осваивание новых темпов, ритмов, техники движений в более сложных постановках. Дальнейшее совершенствование технических возможностей исполнительства. Формирование навыков актерского мастерства и выразительности Выработка навыков концентрации духовных и физических сил. Уметь видеть и исправлять ошибки, неточности, просчеты друг друга. Воспитание у учащихся чувства долга и серьезного отношения к репетиционному процессу. Развитие трудолюбия, терпения, организованности, целеустремленности. 

    Итоговое занятие

     Зачёт. Знание терминологии движений классического танца.  Открытое занятие  для родителей.

    Прогнозируемый результат

       После  4 года обучения учащиеся должны

    Знать:

    - правила исполнения выученных движений экзерсиса у станка и на середине;

    - рисунок положений уровней рук и ног;

    - термины основных движений:

    - подготовительные движения рук.

    Уметь:

    - четко фиксировать все позиции руки ног классического и народного танца;

    - открыть и закрыть руку, заканчивая движение в русском и народном танце;

    - освоить положения "стоя боком" к станку, держась одной рукой за станок.

    5 год обучения

    Организационное занятие

    Техника безопасности. Подведение итогов. Цели и задачи пятого года обучения. Перспективный план постановочной работы, (конкурсы, фестивали, концерты). Расписание занятий и репетиций. Беседа руководителя с коллективом и родителями.

    Азбука музыкального движения

    Теория

         Выразительные средства музыки и танца. Легато, стаккато, акчелерандо, диминуендо.

    Практические занятия

         Прослушивание аудиозаписи. Просмотры балетов и выступлений национальных ансамблей танца. Тематические-игровые танцы.

    Элементы классического танца

    Теория

          Культура движения рук – выразительность. Понятие форс. Эстетика рисунка и закономерности переходов рук из одного положения в другое. Закономерность правильной и быстрой смены поворотов корпуса в различные ракурсы. Законы общей координации движений тела, ног, корпуса, головы и рук. Законы равновесия - эстетика и техника. Знакомство с мировыми балетами: «Дон Кихот», «Баядерка».

    Практические занятия

           Повторяется весь пройденный материал, но исполняется в более быстром темпе, с более разнообразными комбинациями. В упражнения вводятся маленькие позы еффасе, круазе вперед и назад, повороты на двух ногах на 180º , подготовка к вращению. Середина становится более танцевальной. Изучение третьего пор де бра.

    Элементы народно – сценического танца

    Теория

           Источник яркости и живости молдавских танцев. Соединение темы радости и печали («Дойна»). Костюмы, народные инструменты, сопровождающие праздники и танцы.

            Грузинские танцы. Характерные образы грузинской хореографии.  

            Польские танцы – как пример народно-сценических танцев, вырабатывающих осанку, легкость и благородную манеру исполнения.

    Практические занятия

            Повторяются все пройденные элементы с более усложненными комбинациями в быстром темпе.

           Молдавский танец. Положение ног, рук. Ходы.

           Грузинский танец. Позиции рук. Корпус. Ходы и движения на месте.

           Венгерский народный танец. Положение ног, рук. Ходы чардаша. Движения рук.

    Элементы историко-бытового танца

    Теория

          Современный бальный танец.

    Практические занятия   

          Композиция танцев из пройденных движений.

          Современная пластика и ритмы.

          Современный бальный танец.

    Итоговое занятие

        Тестирование. Исполнение танцевальных элементов.

         Открытое занятие для родителей.

    Прогнозируемый результат

    После 5 года обучения учащиеся должны

    Знать:

    - правила исполнения основных движений экзерсиса у станка и на середине зала;

    - все аrаbesgue в классическом танце;

    - терминологию движений классического и народного танца;

    - положение стопы, колена, бедра - открытое, закрытое.

    Уметь:

    - исполнять движения на мелодию с затактом;

    - устойчиво стоять на полупальцах;

    - исполнить "дроби" русского танца;

    - запомнить и станцевать простейший русский и народный этюд;

    - исполнить элементы русского танеца;

    - исполнить элементы украинского танеца.

                   Ученики за эти годы должны приобрести не только музыкально-танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, приобрести навыки нравственного поведения и отношения к товарищам, подчинять свои личные интересы деятельности коллектива, знать о правилах поведениях на сцене и за кулисами.

    Методы работы

    Обучение танцевальным pas происходит путём практического показа и словесных объяснений. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятиях. В тоже время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

    Совместное исполнение движений поэтапно, от простого исполнения  к более сложному. Исполнение элементов в медленном темпе, без музыкального сопровождения, с музыкальным сопровождением в быстром темпе. Исправление ошибок в исполнении.

    Беседа применяется довольно часто, позволяя настроить детей на работу, помогая им понять смысл и характер того или иного движения, позволяет освоить не только практические, но и теоретические знания в народном танце.

    Для достижений цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

    - постепенность в развитии природных способностей детей;

    - строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами;

    - систематичность и регулярность занятий.

    Следующий важный принцип работы – принцип многократного повторения изучаемого материала.

    Поощрение. Необходимым в процессе обучения является поддержка учащихся педагогом. (В виде устной похвалы, вручении грамоты, участие в концерте).

    На теоретической части занятий большое внимание отводиться ознакомлению историческим факторам образования тех или иных танцев.

           Значимым моментом для работы по данной образовательной программе является:

    разработкой методических пособий;

    планирование и анализ педагогической деятельности;

    организация и проведение открытых занятий;

    участие в мастер - классах, стажерских площадках, семинарах, конференциях, праздниках, конкурсах и фестивалях разных уровней;

    участием в творческих встречах по обмену опытом с коллективами области и России;

    совершенствование профессионального мастерства (курсы повышения квалификации, участие в городских и областных методических совещаниях по обобщению опыта, выступления на научно-практических конференциях);

    организация и проведение открытых занятий для коллег и родителей.

    Материальное обеспечение

    Уроки хореографии  могут проводиться в танцевальном или спортивном классе, (зале). Наличие специальных станков необязательно, но желательно.  Хорошо, что бы одна стена зала была оборудована зеркалами.

    Форма одежда на занятиях:  для девочек – балетки - туфли с каблучком, ласины, купальник, юбочка; для мальчиков – балетки - туфли, брюки и майка.

    Для реализации программы необходимо наличие аудиоаппаратуры.

    Для выступлений на концертах должны быть  костюмы, в соответствии с характером, сюжетом или народностью.

    Особое внимание уделяется гигиеническим нормам (влажной уборке зала и проветриванию).

    Список литературы

    1. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать.      М.,2003.
    2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. М.,2003.
    3.   Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л.,1980.
    4. Зацепина К., Климова А., Толстая Н., Фампанянц Е. Народно-сценический танец. М.,   1996.
    5. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
    6.  Ткаченко Т. Народный танец. М., 1975.
    7.  Устинова Т. Избранные русские народные танцы. М., 1996.
    8. Богата Л. Хоровод друзей. М., 1957.
    9. Климов А. Основы русского народного танца. М.,1994.
    10.  Издательский дом  «Один из лучших». М., 2003.
    11.  Михайлова М. А., Воронина Н.В. Упражнения для красивого движения. Ярославль, 2001.
    12.    Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;
    13.  Закон РФ  «Федеральный закон  об образовании»  № 273 ФЗ от 29.12.2012 года;

    Список литературы для детей и родителей

     

    1. Андреева Л.Д. Мир Терпсихоры.- М.: Музыкальная литература, 1980 .

    2. Ваганова А.Я. Классический танец.- М.: Музыкальная литература, 1973.

    3. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Труд, игры, творчество, праздники года. – С.-Пб: «Дамаск» 1999. – 176с., н.

    4. Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. - М.: изд. ЭКСМО, 2005.

    5. Захаров Р.С. Композиция, постановка танца.- М.: Музыкальная литература, 1989.

    6. Климов А.А.Русский народный танец.  Выпуск  1.  Учебное пособие. Изд. При участии ТООО «Либерея». 1996.

    7. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ. - М.: Мнемозина, 1996.

    8. Ордакулис А. А. В мире стэпа.- М.: Музыкальная литература, 1999.

    9. Праздники народов России. Энциклопедия /Бронштейн М. М. , Жуковская Н.Л. и др. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.

    10. Резникова З.П. Приглашение к танцу.- М.: Музыкальная литература,1996.

    Страница  из


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общеобразовательная программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями "Юный столяр"

    Трудовое воспитание подрастающего  поколения  в педагогики рассматривается -как действенное средство всестороннего развития личности. В соответствии с требованиями жизни трудовая подготовка ...

    Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

    Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

    Программа дополнительного образования по физической культуре "Обучение основам здоровья ".

    Программа дополнительного образования «Обучение основам здоровья» базируется на Государственной комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11х  классов общеобразовательной школы. Про...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Задачи прикладной направленности»

    Данная программа рассчитана для учащихся в возрасте 14-15 лет, интересующихся предметом математики и желающих достичь более высоких результатов в основной учёбе.Программа направлена на формирование на...

    Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"

    В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...

    Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Баскетбол» Срок реализации программs 2 года

    Программа дополнительного образования "Баскетбол", рсчитанная на два года,В представленном материале расписан первый год обучения....

    Программа дополнительного образования детей хореографической студии

    Фундаментальным отличием данной  образовательной   программы  хореографической студии “Блюминг” от других  образовательных   программ, направленных на во...