Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
материал по теме

Платонова Марина Константиновна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predst_innovats_ped_opyta.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

                          Публичное представление собственного

                          инновационного педагогического опыта.

Методическая проблема: Формирование учебно – познавательной компетенции учащихся на уроке.

Актуальность опыта:

  • формируется личностно ориентированная среда для обучения учащихся с учётом возрастных особенностей в каждом классе, уровнем развития, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  • без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека;
  • способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ;
  • способствует формированию личных качеств: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли;

Перспективность опыта:

  • формирование у учащихся современного научного мировоззрения;
  • выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов;
  • повышение интереса к овладению знаниями;
  • организация и стимулирование самостоятельной работы учащихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;
  • формирование новой информационной культуры школьника и его поведения в обществе XXI века;
  • формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.

Концептуальность:

  1. Изменение общей парадигмы образования:
  • От определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования учиться;
  • От «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
  • От стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации; от ориентации на учебно – предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);
  • От индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
  1. Использование новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
  2. Использование универсальных видов учебной деятельности, основанных на системно - деятельностном подходе и направленных на формирование универсальных (метапредметных) умений.
  3. Опора на новые социальные запросы, отражающие переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Наличие теоретической базы опыта:

В своей работе опираюсь на следующие разработки:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Г.И. Щукина.
  • Педагогические прблемы формирования познавательных интересов учащихся Г.И.Щукина.
  • Педагогика Ю.К. Бабанский.
  • Современная дидактика А.В. Хуторский.
  • Современные образовательные технологии Г.К. Селевко.
  • Детская психология Л.С.  Выготский.
  • Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования А.В. Хуторский
  • Познавательная самостоятельность учащихся и возможности её проявления в образовательной технологии В.В. Гузеев
  • Активизация учения школьников Т.И. Шамова
  • Методы активизации познавательной деятельности В.Н.Кругликов
  • Теория и методика обучения химии Г.М. Чернобельская
  • Современные технологии в процессе преподавания химии. Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии С.В. Дендебер, О.В. Ключников.

Ведущая педагогическая идея:

  • Вызвать у учащихся желание постоянно пополнять свои знания, поддерживать интерес к химии и биологии, показывая применение знаний в области химии и биологии на практике;
  • Формировать теоретические знания по химии и биологии путём активизации познавательного интереса учащихся к предмету;
  • Формировать и развивать знания и умения посредством использования разнообразных методик проведения урока;
  • Создать в процессе обучения условия для возникновения устойчивого познавательного интереса учащихся к учебной работе.

Оптимальность и эффективность средств

Методы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности
  • Методы контроля

Приёмы:

  • Приём комментированного решения учащимися задач.
  • Приём эвристических вопросов.
  • Приём намеренных ошибок.
  • Приём развития культуры речи учащихся (умение грамотно пользоваться научной терминологией, обосновывать этапы решения задачи и т.п)
  • Приём развития навыка составления, решения проблемного вопроса, навыка выдвижения рабочих гипотез.
  • Приём конструирования, моделирования. Используется при разрешении проблемной ситуации или в исследовательской деятельности.

Формы:

  • Уроки (урок – исследование, урок – лекция, урок- диспут, урок- конференция, урок – соревнование, урок – путешествие, урок интегрированного обучения, видеоурок, урок – зачёт, лабораторная и практическая работа, контрольная работа).
  • Консультации (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде, ЕГЭ).
  • Олимпиады по химии (в том числе Интернет-олимпиады).
  • Недели науки в школе
  • Конкурсы исследовательских работ, рефератов, проектов по химии и биологии.
  • Внеклассные мероприятия.

Результативность опыта

  • Повышение познавательного интереса
  • Готовность учащихся к самостоятельной продуктивной, практической деятельности.
  • Овладение школьниками способами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности.
  • Выработка стратегии формирования учебно-познавательных компетенций с использованием проблемной технологии.
  • Положительная динамика сформированности  учебно- познавательных компетенций.