Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
материал по теме
Опубликовано 18.11.2014 - 20:20 - Платонова Марина Константиновна
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predst_innovats_ped_opyta.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного
инновационного педагогического опыта.
Методическая проблема: Формирование учебно – познавательной компетенции учащихся на уроке.
Актуальность опыта:
- формируется личностно ориентированная среда для обучения учащихся с учётом возрастных особенностей в каждом классе, уровнем развития, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека;
- способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ;
- способствует формированию личных качеств: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли;
Перспективность опыта:
- формирование у учащихся современного научного мировоззрения;
- выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов;
- повышение интереса к овладению знаниями;
- организация и стимулирование самостоятельной работы учащихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;
- формирование новой информационной культуры школьника и его поведения в обществе XXI века;
- формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.
Концептуальность:
- Изменение общей парадигмы образования:
- От определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования учиться;
- От «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
- От стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации; от ориентации на учебно – предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);
- От индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
- Использование новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
- Использование универсальных видов учебной деятельности, основанных на системно - деятельностном подходе и направленных на формирование универсальных (метапредметных) умений.
- Опора на новые социальные запросы, отражающие переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Наличие теоретической базы опыта:
В своей работе опираюсь на следующие разработки:
- Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Г.И. Щукина.
- Педагогические прблемы формирования познавательных интересов учащихся Г.И.Щукина.
- Педагогика Ю.К. Бабанский.
- Современная дидактика А.В. Хуторский.
- Современные образовательные технологии Г.К. Селевко.
- Детская психология Л.С. Выготский.
- Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования А.В. Хуторский
- Познавательная самостоятельность учащихся и возможности её проявления в образовательной технологии В.В. Гузеев
- Активизация учения школьников Т.И. Шамова
- Методы активизации познавательной деятельности В.Н.Кругликов
- Теория и методика обучения химии Г.М. Чернобельская
- Современные технологии в процессе преподавания химии. Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии С.В. Дендебер, О.В. Ключников.
Ведущая педагогическая идея:
- Вызвать у учащихся желание постоянно пополнять свои знания, поддерживать интерес к химии и биологии, показывая применение знаний в области химии и биологии на практике;
- Формировать теоретические знания по химии и биологии путём активизации познавательного интереса учащихся к предмету;
- Формировать и развивать знания и умения посредством использования разнообразных методик проведения урока;
- Создать в процессе обучения условия для возникновения устойчивого познавательного интереса учащихся к учебной работе.
Оптимальность и эффективность средств
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности
- Методы контроля
Приёмы:
- Приём комментированного решения учащимися задач.
- Приём эвристических вопросов.
- Приём намеренных ошибок.
- Приём развития культуры речи учащихся (умение грамотно пользоваться научной терминологией, обосновывать этапы решения задачи и т.п)
- Приём развития навыка составления, решения проблемного вопроса, навыка выдвижения рабочих гипотез.
- Приём конструирования, моделирования. Используется при разрешении проблемной ситуации или в исследовательской деятельности.
Формы:
- Уроки (урок – исследование, урок – лекция, урок- диспут, урок- конференция, урок – соревнование, урок – путешествие, урок интегрированного обучения, видеоурок, урок – зачёт, лабораторная и практическая работа, контрольная работа).
- Консультации (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде, ЕГЭ).
- Олимпиады по химии (в том числе Интернет-олимпиады).
- Недели науки в школе
- Конкурсы исследовательских работ, рефератов, проектов по химии и биологии.
- Внеклассные мероприятия.
Результативность опыта
- Повышение познавательного интереса
- Готовность учащихся к самостоятельной продуктивной, практической деятельности.
- Овладение школьниками способами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности.
- Выработка стратегии формирования учебно-познавательных компетенций с использованием проблемной технологии.
- Положительная динамика сформированности учебно- познавательных компетенций.