Мы учим видеть руками
статья на тему

Николаева Ирина Ивановна

Николаева И.И. Мы учим " видеть" руками.

В статье говорится о системе подготовки массажистов, прошедших путь от школы-интерната  , до становления специалистами по массажу в нашем техникуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon defektologiya._obuchenie_massazhu_2.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Заголовок: Мы учим видеть руками

И.И.Николаева

На сегодняшний день обучение массажу организовано в большинстве российских специальных (коррекционных) школ III-IV вида. Занятия проходят два раза в неделю в течение трёх лет, с десятого по двенадцатый класс. Хотя этот школьный предмет и носит название «Основы медицинского массажа», не стоит ожидать, что выпускники вместе с аттестатом о среднем образовании обретут профессию и смогут сразу же после окончания школы работать массажистами.

Медицинский массаж – трудная специальность, которой можно овладеть только в учреждениях среднего профессионального образования. Задача базового школьного курса состоит в том, чтобы помочь парням и девушкам определиться, хотят ли они в будущем стать массажистами, готовы ли связать жизнь с этой профессиональной стезёй.

Как известно, у инвалидов по зрению выбор возможных специальностей более ограничен, чем у выпускников школ, не имеющих проблем со здоровьем. Наибольшие трудности возникают у молодых людей с полной потерей зрения. Поэтому профессия массажиста приобретает особое значение. Массажем могут успешно заниматься и те, кто полностью лишён возможности зрительно воспринимать окружающий мир.

Иногда приходится слышать утверждение, что «слепые являются прирождёнными массажистами». Отсутствие зрения может на самом деле увеличить чувствительность пальцев, особенно если человек активно использует рельефно-точечный (брайлевский) шрифт. Однако, в целом незрячим или слабовидящим студентам медицинских училищ и техникумов для овладения профессией массажиста необходимо приложить не меньше энергии и трудолюбия, чем их ровесникам с нормальным зрением.

Нередко учащихся и выпускников специальных (коррекционных) школ III-IV вида родители и учителя убеждают овладеть профессией массажиста, аргументируя это тем, что данная сфера деятельности даёт возможность инвалидам по зрению сравнительно легко найти работу и достойно зарабатывать.

Это действительно так. Более восьмидесяти процентов выпускников специализированного отделения медицинского массажа для инвалидов по зрению Медицинского техникума № 2 успешно трудоустраиваются. Многие профессиональные массажисты в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России по совместительству работают сразу в двух медицинских учреждениях, например, муниципальной поликлинике или городской больнице и частной клинике. Работа в государственных или муниципальных структурах обеспечивает стабильность и высокий уровень социальной защиты. С другой стороны, частные медицинские учреждения нередко могут обеспечить более высокий заработок и лучшие условия труда.

Вместе с тем, авторы статьи хотели бы подчеркнуть, что медицинский массаж – это тяжёлый труд. Нельзя идти в эту профессию только из-за материальных или других прагматических соображений. Принципиально важно, чтобы выбор специальности произошёл по зову сердца.

Профессия массажиста связана со значительными физическими и психологическими нагрузками. К сожалению, в последние годы в специальных (коррекционных) школах III

-IV вида появляется всё больше учащихся с сочетанной патологией. В ряде случаев общее состояние здоровья не позволяет парням и девушкам в будущем стать профессиональными массажистами.

Например, препятствием для работы массажистом может стать контрактура (тугоподвижность) суставов и другие физические недостатки. Как это ни прискорбно осознавать, закрыт путь в профессию и для учащихся с ментальными нарушениями, обучающимися в так называемых классах «восьмого вида». Серьёзные нарушения умственного и психического развития служат препятствием для работы в системе здравоохранения.

Все эти обстоятельства не означают, что учащиеся, которые по объективным причинам не смогут в будущем стать массажистами, не должны посещать школьные занятия по массажу. В любом случае, обучение основам массажа в рамках школьной программы расширяет кругозор, служит прекрасной физической нагрузкой (в дополнение к урокам физкультуры), позволяет приобрести дополнительный навык, востребованный в повседневной жизни.

На школьных уроках мы показываем детям приёмы классического массажа. Программа курса также состоит из изучения строения тела человека, работы опорно-двигательного аппарата, мышечной системы.

Классический массаж носит оздоровительный, общеукрепляющий характер. Овладев навыками классического массажа, выпускники школы, которые захотят стать массажистами, смогут углубить и расширить свои знания во время последующей учёбы в  среднем специальном медицинском учебном заведении.

Школьная программа включает в себя простейшие методики массажа при некоторых заболеваниях. Таким образом, хотя учащиеся и не проводят массаж у реальных пациентов, а тренируются исключительно друг на друге, они уже в школьные годы получают представление о медицинском массаже и его роли в укреплении и восстановлении здоровья.

Отношение учащихся к данному предмету, во многом, зависит от позиции родителей. В некоторых семьях почему-то считается, что проявлять старание необходимо только в тех школьных дисциплинах, которые помогут в дальнейшем получить высшее образование.

Как известно, медицинский массаж изучается в учреждениях среднего профессионального образования.

В специальных (коррекционных) школах для слепых и слабовидящих детей преподавателям нередко приходится сталкиваться с драматическими жизненными ситуациями. В наиболее сложном положении находятся учащиеся, пережившие резкую потерю зрения.

Слепота, неожиданно обрушившаяся на маленького человека, приводит к глубокому душевному потрясению. Нередко возникают депрессивные явления. Существует угроза суицида. В этой ситуации основная задача родителей и преподавателей состоит в том, чтобы предпринять все меры для стабилизации психического состояния ребёнка или подростка, а уже потом обращать внимание на его успехи и неудачи в учёбе.

Хотелось бы упомянуть одного из бывших учащихся школы-интерната им. К.К.Грота Володю Портнова.. Сначала он был нашим учеником на школьных уроках массажа. Потом он стал студентом нашего техникума.

Володя в одно мгновение потерял зрение в возрасте двенадцати лет в результате неудачного химического опыта, который он проводил с другом. Процесс реабилитации проходил долго и сложно.

Во время школьных уроков массажа мы обратили внимание, что парень проявляет большой интерес к занятиям. Он сообщил нам, что хочет стать массажистом. Эта профессия не была для него «работой мечты». Скорее речь шла о вынужденном решении, обусловленным потерей зрения.

Но во время школьных занятий и последующей учёбы в техникуме парень стал увлекаться массажем всё больше, и больше. Он радовался и гордился своими успехами, стремился к совершенствованию профессиональных навыков. В настоящее время Владимир успешно работает массажистом и очень востребован в Санкт-Петербурге. Этот пример наглядно показывает, что профессию массажиста инвалид по зрению может выбрать под влиянием обстоятельств, но в дальнейшем работа станет любимой.

До 1991 года обучение профессии массажиста инвалидов по зрению осуществлялось в нашей стране исключительно в Кисловодском медицинском училище в Ставропольском крае. В это учебное заведение абитуриенты съезжались со всей страны. Разумеется, поступить удавалось далеко не всем. Многие люди разных возрастов вынуждены были расстаться с мечтой о профессии.

С 1991 года специальные отделения медицинского массажа для инвалидов по зрению стали создаваться в целом ряде российских учреждений среднего профессионального образования. Санкт-Петербургский Медицинский техникум №2 – единственное учебное заведение в Северо-Западном федеральном округе, дающее возможность незрячим и слабовидящим людям получить профессию массажиста (медицинской сестры /медицинского брата по массажу).

Разумеется, программа обучения в техникуме существенно отличается от школьной. Если в школе учащиеся изучают массаж для общего развития и первоначального знакомства с профессией, то в техникуме целью обучения является получение профессиональных навыков, конкурентоспособных на современном рынке труда.

Обучение в техникуме на специализированном отделении медицинского массажа для инвалидов по зрению продолжается три года. В рамках небольшой статьи невозможно представить всю программу обучения, рассказать обо всех знаниях и навыках, которыми должен обладать квалифицированный массажист. Поэтому хотелось бы остановиться на главном.

Особое значение в работе массажиста придаётся психологической подготовке. Сеанс медицинского массажа может продолжаться до сорока минут. Столько времени обычно не длится ни один приём врача, ни одна другая медицинская процедура. Таким образом, массажист проводит с отдельным пациентом больше времени, чем любой другой медицинский работник.

Поэтому массажист должен уметь устанавливать психологический контакт с пациентами. Он должен уметь нравиться, но при этом сохранять чувство собственного достоинства.

Массажист должен стать надёжным помощником врачей и среднего медицинского персонала. Он не имеет право публично высказывать свою точку зрения о назначенном лечении и других действиях медицинского персонала. Задача массажиста состоит в том, чтобы успокоить пациента, создать у него хорошее настроение, вселить уверенность в успехе лечения.

Частью учебной программы является техника безопасности и охрана здоровья при проведении массажа. Основополагающий медицинский принцип «Не навреди!» в полной мере относится и к работе массажиста. Для людей этой профессии важно не нанести вред не только пациенту, но и себе. К профессиональным болезням массажистов относятся артриты, артрозы, плоскостопие, сколиоз, варикозное расширение вен. Но этих болезней можно избежать, если изначально правильно поставить руки, научиться распределять нагрузку на позвоночник и суставы и соблюдать ряд других правил.

В настоящее время на специализированном отделении массажа для инвалидов по зрению нашего техникума учится около ста студентов. Самому младшему из них – 18 лет, самому старшему – 57 лет. У нас нет ограничений по возрасту. Нуждающиеся студенты за символическую плату обеспечиваются общежитием.

В работе массажиста невозможно разделить профессиональные навыки и личностные качества. Принципиально важно, чтобы массажист – в том числе и тотально незрячий – всегда поддерживал опрятный, а ещё лучше элегантный внешний вид.

Необходимо выработать уверенность в себе. Это касается и выполнения массажа, и общения с людьми. При выполнении массажа нельзя позволять себе останавливаться, запинаться. Движения рук должны быть буквально доведены до автоматизма. При приёме на работу главные врачи часто предлагают массажистам продемонстрировать своё искусство на ком-либо из сотрудников учреждения.

Такие проверки вполне оправданы и разумны. Кандидату на вакансию необходимо показать, что он является профессионалом. Только в этом случае он может рассчитывать на получение работы.

Программа обучения на специализированном отделении, в основном, соответствует программе других отделений медицинского техникума. Студенты изучают специальные дисциплины: анатомию, фармакологию, латинский язык, геронтологию, здоровье мужчины и женщины. Также в программе обучения представлены клинические дисциплины: терапия, хирургия, неврология, педиатрия, инфекционные болезни.

В отличие от зрячих студентов инвалиды по зрению освобождены от изучения ряда процедур, которыми должны владеть обычные медсёстры и медбратья. Это совершенно естественно. Ограничения по зрению не позволяют, за редким исключением, использовать труд массажистов при проведении других процедур, кроме массажа. Впрочем, массаж – настолько разносторонняя сфера деятельности, что скучать массажистам не приходится!

Разумеется, основное внимание в процессе обучения уделяется практическим занятиям по массажу. В течение всего первого курса мы занимаемся классическим массажем. Как уже было сказано выше, классический массаж изучается и в рамках школьной программы. Но программа техникума – более обширная и фундаментальная.

Классический массаж – это основа основ профессии массажиста. Не овладев им, невозможно понять и освоить медицинский массаж. Таким образом, на первом курсе

студенты учатся массировать здоровых людей. А уже потом их научат использовать искусство массажа в лечебном процессе.

Также на первом курсе изучается спортивный массаж, который по своей сути близок к классическому. Начинающие массажисты учатся учитывать потребности спортсменов, занимающихся различными видами физической активности: от гимнастики до тяжёлой атлетики.

На втором курсе начинается освоение медицинского массажа. Студенты подробно изучают методики массажа при различных заболеваниях. Авторы хотели бы подчеркнуть, что массаж применяется в медицине при лечении самых тяжёлых заболеваний, в том числе инсультов. Поэтому будущие профессиональные массажисты должны быть готовы к встречам с людьми, которые находятся в очень тяжёлом физическом и психическом состоянии.

Как известно, при инсультах возможен паралич конечностей. Часто у пациентов, перенесших инсульт, возникает паралич одной половины тела (гемиплегия), а в дальнейшем развивается контрактура (тугоподвижность суставов). С этими явлениями может помочь справиться дифференцированный массаж.

Суть дифференцированного массажа заключается в том, что массажист тонизирует одни мышцы и расслабляет другие. Таким образом,  всей мышечной системе организма возвращаются её естественные функции. Разумеется, с помощью массажа обычно невозможно полностью преодолеть последствия инсульта, но процесс реабилитации становится гораздо более быстрым и эффективным.

Очевидно, что при проведении массажа с такими трудными больными ответственность массажиста особенно велика. Если он будет расслаблять (или, наоборот, тонизировать) «неправильные» мышцы, то состояние пациента, перенесшего инсульт, может ухудшиться. Наши студенты, как правило, в полной мере осознают груз ответственности, которая ложится на их плечи.

Также на втором курсе изучается рефлекторно-сегментарный массаж. Он предполагает воздействие на рефлекторные зоны поверхности кожи, а через них - на сегменты спинного мозга. Рефлекторно-сегментарный массаж не только снимает стресс и служит одним из способов расслабления, но и применяется при болях в спине, проблемах с пищеварением, мигренях и т.д.

Программа обучения массажу предполагает подробный анализ проблем, с которыми будущий  массажист столкнётся в своей работе. Например, часто массажистам приходится иметь дело с пациентами, пережившими переломы конечностей. Им назначается массаж после снятия гипса.

У таких пациентов образуются отёки, наблюдается слабость мышц. У них затруднены функции суставов. Часто они жалуются на боли в месте травмы. Для того, чтобы оказать квалифицированную помощь массажист должен хорошо понимать специфику каждой травмы. Например, он должен знать, чем внутрисуставный перелом отличается от перелома трубчатой кости.

На третьем курсе большое внимание уделяется детскому, в том числе грудничковому массажу. В первый год жизни с помощью массажа можно эффективно лечить кривошею, дисплазию тазобедренных суставов, рахит и многие другие заболевания.

В процессе обучения мы также рассматриваем решение различных организационных вопросов. Массажисты, в том числе и люди полностью лишённые зрения, должны

разбираться в медицинской документации. Необходимо уметь провести качественный массаж в отведённый лимит времени.

Ежегодно в техникуме проходят научно-практические конференции. В качестве гостей них участвуют не только студенты техникума, но и учащиеся школы-интерната им. К.К.Грота, изучающие массаж в своём учебном заведении. Докладчиками на конференции обычно становятся студенты-третьекурсники.

Им предоставляется возможность обобщить и проанализировать практические и теоретические знания, приобретённые во время учёбы. На конференциях последних лет мы обсуждали эффективность массажа при бронхо-лёгочной патологии, особенности массажа при переломе шейки бедра, сочетание массажа и лечебной физкультуры при лечении остеохондроза и целый ряд других тем.

Ещё один незаменимый навык, который мы стремимся передать своим студентам – умение самостоятельно найти работу. Как известно, в современной России отсутствует система гарантированного трудоустройства выпускников системы высшего и среднего специального образования. Инвалиды по зрению не являются исключением. Работу надо искать самим.

Конечно, преподаватели техникума помогают студентам найти работу, но чем более самостоятельным будет человек, тем лучше для него самого. Многие наши студенты находят работу благодаря учебной практике в медицинских учреждениях, которую в обязательном порядке необходимо пройти в летнее время после окончания второго и третьего курса. Если студент хорошо проявил себя во время практики, то велики шансы, что после окончания учёбы он сможет работать в этом медицинском учреждении.

Как известно в России, также как и во всех других цивилизованных странах, запрещена дискриминация по принципу инвалидности, хотя этот принцип и не всегда соблюдается. Незрячие и слабовидящие люди, ищущие работу, могут рассчитывать на равноправное отношение к себе. Равноправное, но не привилегированное! Наивно ожидать, что можно найти хорошую работу, разжалобив работодателя…

Незрячие и слабовидящие массажисты востребованы на рынке труда, если они обладают хорошей теоретической и практической подготовкой в сфере массажа, успешно освоили учебную программу техникума, а также владеют коммуникативными навыками, необходимыми для прохождения собеседования и  работы в медицинском учреждении.

В этой связи хотелось бы привести пример, иллюстрирующий поиски работы одним из наших недавних выпускников. Этот молодой человек, полностью лишённый зрения, на все собеседования приходил со своей мамой и собакой-проводником. Очевидно, что присутствие мамы и любимой собаки помогали ему справиться со стрессом…

Мама не только сопровождала сына, но и пыталась активно участвовать в переговорах с работодателями… Нетрудно догадаться, что работу молодой человек не нашёл. И дело здесь не в бессердечии работодателей!

Необходимо уяснить, что к человеку с инвалидностью обычно предъявляются такие же требования, что и к любому другому соискателю. Если бы на собеседование пришёл совершенно здоровый человек со своей мамой, то ему бы тоже отказали под каким-нибудь благовидным предлогом. Работа по найму предполагает высокую степень самостоятельности. Нельзя всю жизнь оставаться ребёнком, которого мамочка везде водит за ручку!

Сотням незрячих и слабовидящих выпускников нашего техникума массаж помог найти своё место в жизни и приносить пользу людям. В качестве одно из ярких примеров хотелось бы упомянуть выпускника 1997 года Владимира Панченко. По профессии он – шахтёр. Полностью потерял зрение из-за взрыва в шахте.

Во время учёбы Владимир отличался большим прилежанием и дисциплинированностью. Он показал себя реабилитированным человеком, свободно перемещался по городу с белой

тростью. И преподаватели, и сокурсники обратили внимание, что этого мужчину всегда отличал аккуратный, ухоженный внешний вид и спокойное, доброжелательное расположение духа.

Панченко успешно освоил рельефно-точечный (брайлевский) шрифт, что для поздно ослепших людей является сложной задачей. Неудивительно, что после окончания техникума он легко нашёл работу и в настоящее время трудится в одной из районных поликлиник Санкт-Петербурга.

Помогая другим, инвалиды по зрению забывают о собственной боли, о собственной инвалидности. Систему здравоохранения нашей страны уже невозможно себе представить без опытных, ответственных и доброжелательных массажистов, которых готовит наш техникум и другие учреждения среднего специального образования. Добро пожаловать на учёбу!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учись видеть прекрасное в человеке

УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ» Задачи:дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетиче...

Учимся видеть красоту. Классный час.

Разработка классного часа для младших школьников специальных (коррекционных) классов vIII вида...

План-конспект урока изо (1 класс) на тему: «Мастер изображения учит видеть»

Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; учить видеть красоту и разнообразие окружающего мира природы....

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

презентация к занятию "Учимся видеть красоту"

Презентация направлена на развитие умения видеть красоту окружающего мира...

Учимся видеть метафору

В ряду изобразительных средств языка, с которыми учащиеся знако­мятся в школе, метафора занимает особое место. На уроках русского языка дети должны уловить перенос­ное значение в самых простых слово­с...

Учимся видеть метафору

В ряду изобразительных средств языка, с которыми учащиеся знакомятся в школе, метафора занимает особое место. На уроках русского языка дети должны уловить переносное значение в самых простых словосоче...