Протокол заседания педагогического совета СОШ №1 Г.Белоярский ХМАО-Югра
материал на тему

Выступление на педсовете, повестка: Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе как необходимое условие  внедрения ФГОС ООО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное  образовательное  учреждение Белоярского района

«Общеобразовательная средняя (полная) школа

№ 1 г. Белоярский»

(МОСШ № 1 г. Белоярский)

(МОСШ № 1 г. Белоярский)

     

 

       21.02.2014

№  

2

г. Белоярский

Заседания педагогического совета

Председатель  Е.А.Пакулев

Секретарь       О.Н. Костюк

Присутствовали:  Пакулев Е.А., Ефименко Т.Г., Плешкова О.Н., Леонтьева Е.Г., Лобанова И.Н., Бардышева О.Ф., Прокофьева Е.И., Соловьева М.П., Рябова Т.П., Каширо Н.А., Никитина С.М., Воронова Н.А., Козлова М.И., Любимова В.Ю., Куценко О.А., Краснянский М.А., Лопатенко Г.А., Пастухова С.А., Бармина О.В., Борзенко Н.В., Басюл М.М., Осколова Л.П., Пакулева Н.Л., Домрачев Ю.В., Ермолина Н.Ю., Киселёва Н.А. Цекот С.А., Тольева А.В., Шайхулова З.Ф., Малозёмова А.В., Ширбанова В.Ф., Кудашова Н.А., Воронова Т.Н., Костюк О.Н., Попова Г.А., Черепанова Е.А., Васильева И.А., Береснева Г.Б., Терехова Ж.Т.

Отсутствовали:  Осколова А.П.,  Молтянер А.В., Ступаченко Н.В., Синькова Н.В., Неронская Г.М., Камилова К.М.,

Повестка дня 

Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе как необходимое условие  внедрения ФГОС ООО.

   

           Слушали  Т.Г.Ефименко, заместителя директора, учителя математики. Она представила информацию о роли системно-деятельностного подхода в образовательном процессе как необходимом условии  внедрения ФГОС ООО

Новая парадигма образования 21 века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать ЗУН и УУД – универсальные способы деятельности:

  • Предметные (основы системы научных знаний).
  • Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД).
  • Личностные (внутренняя позиция школьников, самооценка, мотивация,  способность к решению моральных проблем и т.д.).

На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.

Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировывать» ученика в выполнении каких-то приемов, операций – эти операции должны быть осмыслены и приняты учеником, в идеале, он должен находить свои способы действий.

Что значит "деятельность"?  

Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.

Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация).

В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Именно это идея становится ключевым  ядром всей образовательной программы.

Системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.

Термин универсальные учебные действия – главная составляющая системно-деятельностного подхода в обучении. 
УУД:                  
- личностные;
- коммуникативные;
- познавательные;
- регулятивные.

В широком смысле системно-деятельностный подход означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.

В узком смысле – психологическом значении – это совокупность действий учащихся, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Каждый раз мы, учителя, составляя проект очередного урока, задаем себе одни и те же вопросы:                   
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умения организовать «поиски» на уроке, умения управлять, а не натаскивать. И этому надо учиться.

Выступили: 

Попова Г.А., председатель методического объединения учителей гуманитарного цикла. Она представила вниманию коллектива выступление на тему «Использование приёмов технологии критического мышления для работы с текстом».  Попова Г.А. ознакомила присутствующих с использованием некоторых приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках в общеобразовательной школе, а именно:

- Инсерт

- Кластер (гроздь)

- Синквейн (пятистишие)

- Фишбоун (рыбный скелет)

- Сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ)

- Прием «РАФТ» (по К.Санте).

Подводя итоги своего выступления, Попова Г.А. остановилась на главных выводах:

  1. технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма,
  2.  критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю,
  3. алгоритм урока в режиме данной технологии состоит из трёх основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия,
  4.  главная роль отводится тексту, его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют,
  5. приёмы ТРКМ применимы ко всем типам и стилям.

Ермолина Н.Ю., учитель русского языка и литературы, представила вниманию педколлектива разработку урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО на тему «Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных, оканчивающихся на –ИЯ, -ИЙ, -ИЕ», (5 класс).

Береснева Г.Б. сообщила, что на первом заседании МО учителей физико-математического цикла обсуждали  сущность системно-деятельностного подхода в обучении, который положен в основу разработки новых стандартов.

«Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения, ориентированного на управление учителем познавательной деятельностью школьников. К концу обучения в школе процесс должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации – освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Напомнила присутствующим основные принципы системно-деятельностного подхода: 1) принцип деятельности, 2) принцип непрерывности,  3) принцип целостности, 4) принцип минимакса,  5) принцип психологической комфортности,  6) принцип вариативности, 7) принцип творчества.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и разработать программу развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся, формирования их компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основной задачей учителя становится организация учебной деятельности таким образом, чтобы у школьников сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Поэтому для формирования у учащихся любых УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик: формирование у учащегося первичного опыта выполнения УУД и мотивации к его самостоятельному выполнению – освоение знаний об общем способе выполнения этого УУД – включение в практику на уроке изученного УУД - организация контроля уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.» 

Далее Береснева Г.Б. представила приемы формирования познавательных, коммуникативных,  регулятивных, личностных УУД на уроках математики в 5-6 классах.

Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия 

Виды УУД

Виды заданий (для уч-ся 5-6 классов)

Личностные

участие в проектах;

подведение итогов урока;

 творческие задания;

 мысленное воспроизведение картины, ситуации;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений.

Познавательные

«Найди отличия» (можно задать их количество);

 «Поиск лишнего»;

 «Лабиринты»;

 «Цепочки»;

хитроумные решения;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами, графиками;

составление и распознавание диаграмм;

работа со словарями.

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках;

самоконтроль и взаимоконтроль;

взаимный диктант;

 диспут;

 заучивание материала наизусть в классе;

«Ищу ошибки»;

контрольный опрос на определенную проблему

Коммуникативные

составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по выполнению заданий;

парный опрос;

ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» … 

Даны конкретные рекомендации по развитию универсальных учебных действий.

Овладение универсальными учебными действиями ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры школьников, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, использованию знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности; создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Киселёва Н.А., руководитель методического объединения учителей естественно-научного цикла, учитель биологии и экологии, поделилась опытом составления и применения технологических карт уроков в свете требований ФГОС ООО.

Сообщила присутствующим, что технологическая карта урока – новый вид методической продукции, способ графического проектирования урока; таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Дала конкретные рекомендации по составлению технологических карт урока, а также представила присутствующим несколько вариантов карт урока.

Киселева Н.А. сказала, что видов ТКУ достаточно много, поэтому каждый учитель вправе выбрать ту, которая по его мнению, лучше всего подходит для применения на конкретном предмете.

        Решение     

1.Продолжить методическое просвещение педагогического коллектива по теории и практике системно-деятельностного подхода в обучении через группы профессионального мастерства, педсоветы, заседаний МО, семинары (постоянно, отв. зам.директора Ефименко Т.Г.).

2.Подготовить и провести семинар по теме: «Обеспечение преемственности при введении ФГОС НОО и  ООО» ( в течение 2014 года, отв. заместители директора Басюл М.М., Леонтьева Е.Г., Ефименко Т.Г.).

3. На заседаниях школьных методических объединений изучить методические материалы, сопровождающие процесс введения ФГОС ООО (до декабря 2014 года, отв. - руководители ШМО).

4. Активизировать работу по повышению      профессионального уровня учителей  для реализации ФГОС ООО через самообразование, взаимное посещение уроков, курсовую подготовку (постоянно, отв.- заместители директора, руководители ШМО).

5. Разместить материалы педсовета о системно-деятельностном подходе в обучении на  школьном сайте (до 25.02.14г., отв. заместители директора Ефименко Т.Г., Плешкова О.Н.).

 Председатель                                                                             Е.А.Пакулев

      Секретарь                                                                              О.Н.Костюк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выписка из Протокола заседания педагогического совета МКОУ Бугаевской СОШ № 2 от «7» декабря 2015 г.

Выписка из Протокола заседания педагогического  совета МКОУ Бугаевской СОШ № 2 от «7» декабря 2015 г....

Выписка из протокола заседания педагогического совета школы

Выступление на педагогическом совете школы...

Выписка из протокола заседания педагогического совета .

Выступление на педагогическом совете....

Выписки из протоколов заседания педагогического совета школы

Выступления на педагогических советах школы...

Протоколы заседания педагогического совета Форма 17

Протоколы заседания педагогического совета Форма 17...

Протокол заседания педагогического совета МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма ФГОС СОО «Анализ работы школы за 2019-2020 учебный год: итоги и перспект

Протокол заседания  педагогического совета МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма №18 от 26.09.20 ФГОС СОО  «Анализ работы школы за 2019-2020 учебный год: итоги и перспективы. Принятие упр...

Протокол заседания педагогического совета

Выступление на заседании педагогического совета...