Лекторий для родителей: "Социальная адаптация детей"
рабочая программа на тему

Лекторий для родителей: "Социальная адаптация детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektoriy_-_adaptatsiya_detey_lkz_cfqnf.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекторий для родителей: «Социальная адаптация детей»

      Автор -составитель:

 социальный педагог Маханькова К.В.

Актуальность: Одной из основных функций родителей является воспитание и развитие детей. Однако не все родители обладают необходимыми знаниями о возрастных особенностях детей и, как правило, семейное воспитание  осуществляется методом проб и ошибок. Поэтому необходима просветительская образовательная работа с семьей, направленная на осознание родителями особенностей и потребностей детей, особенно в периоды адаптации к детскому саду, школе и  при переходе в среднее звено школы.

Цель: социально-педагогическое просвещение родителей

Целевая аудитория: родители детей, посещающих  ДОУ и СОШ

Режим работы: лекция  - 1 раз в месяц, продолжительность 1ч.30 мин.

Контроль за эффективностью социально-педагогического лектория: лист с подписью администрации ДОУ, СОШ и печатью ОУ; дополнительно: отзывы администрации и специалистов ОУ, отзывы родителей.

Особые условия лектория: темы лекций повторяются в течение учебного года на базе  нескольких ДОУ и СОШ.

Учебно-тематический план лектория

п/п

Содержание мероприятия

Целевая

аудитория

Кол-во

часов

Раздаточный материал

1

Особенности адаптации детей к ДОУ

Родители ДОУ

1ч 30 м

Памятка: «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду »

2

«Первый раз, в первый класс»

Родители ДОУ и СОШ (1 кл.)

1ч 30 м

Памятка: «Первый раз, в первый класс»

3

Особенности и проблемы адаптации младших  школьников к обучению в среднем звене

Родители СОШ

1ч 30 м

Памятка: «Особенности адаптации к 5 классу»

4

Роль общения в жизни дошкольника

Родители ДОУ

1ч 30 м

Памятка: «Такая важная наука – общение!»

Список литературы:

Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983.

 Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. – 3-е изд., перераб. И допол. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2002.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004.

 Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001.

Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. – СПб: Союз, 1997.

Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. 1984, N 4.

Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1978.

Коломинский Я.Л. Психология общения. – М.: Знание, 1974.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988.

Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд. – М.: Смысл, 1997.

Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие/ М.: Айрис-пресс, 2006.

Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет./ Н.И. Ганошенко, Л.Н. Галагузова, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.

Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984.

Образование родителей и школа: Учеб-метод. пособие/ Под ред. Л.Г. Петряевской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте: Дисс. д-ра псих. наук. - М.: Институт развития личности РАО, 1996.

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л.Венгера.-М.,1988.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004.

Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Учебное пособие // Под ред. А. Б. Фоминой. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника //Начальная школа, 1998 №1.

Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М.: Просвещение, 1966.

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

Смирнова Е. О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманит. изд.  центрВЛАДОС,2003.
Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды.– М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

 Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4-х томах – М.: Генезис, 2003.

Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. — М.: ТЦ «Сфера», 1999.

Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Учебное пособие. Красноярск, РИО КГПУ, 2002.

Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Психология чувств мотивации. – М. – Воронеж, 1998.

Расширенный план лекций

  1. Лекция для родителей. Тема: «Особенности адаптации детей к ДОУ»

Цель: Профилактика социальной  дезадаптации детей в ДОУ.  

План:

  1. Введение
  2. Особенности адаптационного периода (функциональные возможности системы адаптационных механизмов)
  3. Факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к ДОУ
  4. Особенности поведения и проявление эмоций у ребенка в период  адаптации к коллективу
  5. Как подготовить ребенка к детскому саду и помочь ему быстрее адаптироваться
  6. Вопросы родителей

Памятка для родителей.  Тема: «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»

  1. Лекция для родителей. Тема: «Первый раз, в первый класс»

Цель: Профилактика социальной  дезадаптации детей в начальной школе

  1. Особенности взаимодействия с социальной средой детей  6-8 лет
  2. Домашние дети
  3. Виды адаптации. Сроки адаптации.
  4. Особенности поведения и проявление эмоций у ребенка в период  адаптации к школе
  5. Причины дезадаптации
  6. Как помочь первокласснику адаптироваться. Что необходимо знать родителям.
  7. Взаимодействие с учителем и с одноклассниками: конфликтные ситуации.
  8. Вопросы родителей

Памятка для родителей.  Тема: «Первый раз, в первый класс»

  1. Особенности и проблемы адаптации младших  школьников к обучению в среднем звене

Цель: Профилактика социальной дезадаптации  детей при переходе в пятый класс.

  1. Понятие «адаптация». Сроки адаптации.
  2. Физиологические изменения.
  3. Особенности адаптации к  средней школе  (позитивные и негативные стороны начала обучения в средней школе).
  4. Условия, способствующие успешному прохождению адаптационного периода.
  5. Вопросы родителей.
  1. Роль общения в жизни дошкольника
  1. Роль общения в социальном развитии дошкольника.
  2. Сферы общения дошкольников.
  3. Этапы развития общения у дошкольников.
  4. Роль   родителей  в формировании общения у детей (умение общаться важная составляющая социализации).
  5. Ошибки родителей.
  6.  Как   общаться  с ребенком (активное слушание)
  7. Вопросы родителей.

Памятка для родителей.  Тема: «Права детей-инвалидов»

Памятка для родителей.  Тема: «Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе: за и против»

Лекция для родителей. Тема: «Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе: за и против»

Цель: Профилактика дезадаптации детей «с особыми потребностями» в общеобразовательной школе

  1. Социализация детей-инвалидов
  2. Интегрированное образование (раскрыть понятие)
  3. Мнение специалистов, научные исследования по поводу инклюзии.
  4. Особенности различных групп детей
  5. Существующие барьеры
  6. Советы родителям по адаптации детей-инвалидов в общеобразовательной школе

  1. Лекция для родителей. Тема: «Социальная адаптация детей с нарушениями зрения»

  1. Понятие адаптация, дезадаптация
  2. Особенности восприятия детей с нарушениями зрения
  3. Эмоционально-личностные особенности детей с нарушениями зрения
  4. Рекомендации родителям детей с нарушениями зрения по адаптации в ДОУ, СОШ
  5. Вопросы родителей

  1. Памятка для родителей.  Тема: «Социальная адаптация детей с нарушениями зрения»

Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этой категории детей проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

У детей с проблемами в развитии имеются физические и(или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонению в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некоторые – компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

К детям-инвалидам в семьях, как правило, предъявляется заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т. д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.

С 3-х лет детский коллектив становится важнейшим фактором социализации ребенка. Если ребенок, вследствие своего дефекта, не может не может войти по-настоящему в детский коллектив, у него рождается неуверенность в себе, тревоги, чувство неполноценности.

Нависает угроза здоровому развитию личности, сознанию собственного “Я”, своей общественной значимости.

Кроме того, в средней школьном возрасте, примерно с 8 до 11-12 лет, формируется сознание принадлежности к определенному полу. Если в этот период ребенок лишен контактов с другими детьми, такая принадлежность может быть им до конца не осознана.

) Психологически наиболее тяжёлыми считаются поражения лица, затем следует дефект рук и шеи, потом остальных частей тела.

Психологические исследования показали, что у детей-инвалидов обычная психика развивается по тем же психологическим законам, что и у детей, которых мы называем нормальными. У инвалидов те же духовные потребности, но их жизненная ситуация совершенно иная.

Ранний дефект создает угрозу, прежде всего, интеллектуальному развитию, а более поздний – осложняет духовное и социальное становление.

Однако, несмотря на то, что детям с ограниченными возможностями постоянно необходимо заниматься по программам, действительно улучшающим их двигательную активность, не так просто создать условия, при которых они занимались бы плаванием и другими видами хотя бы раз в неделю.

Термин    «умственная     неполноценность»    включает     в    себя     два    значимых    компонента,  которые    «должны    рассматриваться    в    соответствии    с    биологическим    возрастом    и    соответствующим    культурным    фоном: интеллектуальная     отсталость, находящаяся     ниже    среднего    уровня    и    присутствующая    с     раннего    возроста; значительное     ослабление     способности    приспособиться     к    социальным  требованиям      общества» [ 30 ].

У    детей-инвалидов    этой    категории    очень    часто    наблюдаются    грубые    нарушения    всех    сторон    психической     деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной    сферы . Однако, после    специальных    упражнений    и    занятий     они    могут    достигнуть    неплохих результатов. Круг проблем таких  детей требует, в основном,  вмешательства специалистов в области педагогики и абилитации (соответственно    педагогов    и    социальных     работников)   в    тесном    контакте    с    семьей.

Термин     «психическая    неполноценность»    употребляется    для    обозначения    многочисленных    сдвигов, которые    оказывают     влияние    на    эмоциональные    функции    и    поведение . Оно    харктеризуется    неуравновешиваемостью    эмоций    различных    видов    и    степеней    сложности,  нарушенным   (а    не    отсутствующим )   пониманием    и    коммуникацией , а    так    же    скорее    ошибочно     направленной, а    не    только    несоответствующей    приспособляемостью . Чаще    всего    такие    заболевания    возникают    внезапно    и    принимают     форму    острого    сдвига,  являясь    иногда    результатом    биохимических    изменений    или    употребления    наркотиков,  переживания     тяжолого    или    длительного    стресса,  психологических    конфликтов,  а    так   же    в    результате     других    причин .

В    детстве    чаще    возникают     сдвиги     в    области     эмоций      или     поведения . Симптомам    болезней     могут    предшествовать    воспитательные ,  социальные    или    личные    трудности .  

Душевные    болезни    могут    принимать    форму    острых, хро-нических    или    протекающих    толчками    заболеваний,  в    зависимости    от    нее    и    от    специфики    проявления    болезни    назначается    лечение . При    этом    обязательно    вмешательство    специалистов    из    области    медицины    и    психиатрии .

Однако, бывает    сочетание    умственной    отсталости    с    пси-хической    недостаточностью    и     другими    осложнениями.  Это    создает    определенные    сложности    при    диагностике    заболеваний    и    работе    с    такими     детьми    и    требует    от    специалистов    хорошей    подготовленности, обученности. Осложнения    могут    появиться    при    рождении     или     позже . Можно    выделить     следующие    причины    их    появления: плохой    уход    за    детьми     с    умственной    отсталостью, восприимчивость    такого    ребенка    к    нагрузкам ,  стрессам ,  невниманию    со    стороны    лиц , к    которым    они    особенно    привязаны     и    т.п.

2. Заболевания     внутренних     органов. В     настоящее     время    они    занимают    лидирующее    положение    в    струтуре    детской    инвалидности, что    вызвано    переходом    заболеваний    в    хроническую    форму    с    тяжелыми    функциональными    нарушениями . Часто    это    связано    с    поздней    выявляемостью    нарушений    и    недостаточными    мерами    реабилитации .

В     эту    группу    заболеваний    входят    различные    заболевания   , паталогические    состояния    и    пороки    развития  органов     дыхания  ( в   том    числе   и     хронический      туберкулез      легких ) , почек    и     органов   мочевыделения , желудочно-кишечного   тракта , печени    и    желчевыводящих    путей    (циррозы    печени , хронический    агрессивный    гепатит , непрерывно-рецидивирующий    язвенный     процесс    и    т.п. )  ,  сердечно-сосудистой    системы  (в    том    числе    пороки     сердца    и    крупных     сосудов)  , системы    кроветворения  ( лейкозы , болезнь    Верьегофа , лимфогранулематоз    и    т.п. ) ,  опорно-двигательного    аппарата  (полиартриты    и    т.п.  ) .

Часто    в    силу    своих    заболеваний    такие    дети    не    могут  вести    активный    образ    жизни, сверстники    могут    избегать    общения   с    ними    и    включения    их    в    свои    игры .  Возникает     ситуация    рассогласованности    между    необходимостью    осуществления    нормальной    жизнедеятельности    ребенка    и    невозможностью    ее    полноценной    реализации . Социальная    депривация     углубляется    за    счет    длительного    пребывания    ребенка    в    специальных    стационарах, санаториях , где    ограничен    социальный     опыт    и    общение    осуществляется    между    такими    же    детьми . Следствием    этого    является    задержка    развития    социальных    и     коммуникативных    навыков, формируются     недостаточно адекватное      представление    об    окружающем    мире    у    больного   ребенка  [ 26 , 151 ] .

3. Поражение    и    заболевания    глаз , сопровождающиеся    стойким    снижением    остроты    зрения    до    0,08   в    лучшем   видящем     глазу     до 15  от  точки фиксации  во  всех  направлениях. На    1.01.1997г.    дети     с    заболеваниями     этой    группы    в    Республике    Беларусь    составляли    20% от общего   числа    детей-инвалидов .

Психическое     развитие    детей  с  дефектами    зрения  в  значительной    степени    зависит    от    времени    возникновения    патологии   и  от    времени    начала    специальной    коррекционной работы, а это ( психического  развития )   дефекты     могут     быть    компенсированы    за   счет    раннего    и    широкого    использования     функций    сохранных    анализаторов.

Мастюкова  Е .М .     и     Московина  А .Г .   характеризуют    такого    ребенка    как    боязливого, малоконтактного . Поэтому     они     предлагают    обогащать    чувственный    и    практический    опыт    этих    детей, постепенно    включая    его    в     круг    здоровых    сверстников. В    работе    с    данной    категорией    детей    рекомендуется    так    же    использовать    их    особую    чувствительность     к     музыке .

5. Поражения    и    заболевания    органа    слуха . По    степени    снижения    слуха    различают    глухих    и    слабослышащих . Среди    глухих    можно    выделить    так    же    две    группы     в    зависимости    от    наличия    или    отсутствия    у    них    речи . Число    детей    с    этим    заболеванием    относительно    невелико , они    составляют    около    2%    всех    детей-инвалидов .

 Особенности    поведения    ребенка    с    нарушенным    слухом    разнообразны . Обычно    они    зависят    от    причин    нарушения . Например , у    детей    с    ранним    ограниченным    повреждением    мозга     дефект    слуха    сочетается    с    повышенной    психической    истощаемостью    и    раздражительностью. Среди    глухих    встречаются    замкнутые , «странные» , как    бы    «пребывающие    в    своем    мире»   дети. У    оглохших , наоборот , наблюдается    импульсивность , двигательная    расторможенность , иногда    даже    агрессивность [ 17 , 100 ].

6.Хирургические    заболевания    и    анатомические     дефекты    и    деформации .

7. Эндокринные     заболевания .

Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению:

I. До родов (антенатальные факторы).

Токсикозы I и II половины беременности.
Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности.
Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.
Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.
Стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
Профессиональные вредности матери в период беременности.
Употребление матерью алкоголя во время беременности.
Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.
Курение матери в период беременности.

II. Во время родов (интранатальные факторы).

Осложнения в родах.
Наличие асфиксии разной степени тяжести. Родовая травма.
Хирургические вмешательства во время родов. Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.

III. После родов (постнатальные факторы).

Недоношенность или переношенность ребенка.
Крупная масса тела (вес больше 4 кг).
Заболеваемость на первом месяце жизни.
Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.
Курение матери во время вскармливания грудью.
Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).
Искусственное вскармливание ребенка.
Фоновые заболевания у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия).
Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет.
Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, врожденный порок сердца и
т. д.).
Задержка нервно-психического развития.
Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.
Отсутствие закаливающих мероприятий.
Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении.
Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.
Конфликтные взаимоотношения в семье.
Отсутствие отца или матери в семье ребенка.
Первый или единственный ребенок в семье.
Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека, гипоопека и т. д.

Адаптация к обычному организованному коллективу

Итак, по-видимому, вы уже, наверно, поняли, что адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его.

Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую вам прогнозировали у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. Вам надо знать, и вы уже, по-видимому, знаете, что в это время ваш малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, этого не видим или, по крайней мере, не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

Вам надо помнить, что возможность неблагоприятной адаптации у малыша обычно резко возрастает, когда в анамнезе (воспоминание о жизни) у вашего ребенка имеется ряд неблагоприятных факторов развития, обычно называемых врачами "факторами риска"

Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант, напоминающий собою перешеек, соединяющий обычно "северный" и "южный" полюс адаптации ребенка. В подобных случаях мы говорим о средней тяжести течения периода различных адаптационных изменений в детском организме.

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

 особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу

Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент ЭП, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.

Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.

В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре.

Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг". Навряд ли вам удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится
в нем самом. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой... Малыш боится... Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.

III. Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.

IV. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

V. Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". На смену этой "гордой бесконтактности" приходит "компромиссная контактность", означающая то, что ваш ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми

Как только ваш малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребенка.

VI. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что
происходит рядом с ним. Ваш "почемучка" словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется, или, в конце концов, вы все-таки "разбудите" его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

VII. Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что ваш малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать,
как младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессомс активностью, присущей темпераменту ребенка.

X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать

XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

На фоне стресса ваш ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

Кому-то может показаться, что все это имеет мало отношения к детскому саду, куда ребенок пойдет через год, а то и два. На самом же деле такое последовательное, спокойное приучение малыша к посторонним взрослым имеет огромное значение для благополучной адаптации его и в детском саду, и в школе, и в обществе в целом!

После того как вы убедитесь, что в вашем присутствии ребенок спокойно общается с другими взрослыми, можно попробовать оставлять его с кем-то из знакомых уже без вас. На роль временной "няни" лучше всего подойдет даже не бабушка, с которой малыш и так, наверное, проводит немало времени, а какая-нибудь ваша подруга. Для начала достаточно оставить ребенка на час-другой, постепенно время можно увеличивать. Главное, всегда говорите малышу, когда вы вернетесь - каким-то загадочным образом даже совсем маленькие дети очень хорошо чувствуют время, - и, конечно, сдерживайте свое обещание. Таким образом, малыш будет понимать, что ваше временное отсутствие - совсем не катастрофа и что вы всегда возвращаетесь к нему.
Если у вас есть такая возможность, уже в два года (и даже раньше) вы можете походить с малышом в какой-нибудь игровой центр, группу раннего развития и т. п. Сейчас подобных "заведений" очень много, но совсем не следует отводить маленького ребенка туда, где он должен оставаться один. Малышу не требуется никакого такого "развития", ради которого приходилось бы отрывать его от мамы, когда он к этому не готов.

А вот занятия, которые карапузы посещают вместе с мамами, - это то, что нужно. Причем основной целью должно быть не интеллектуальное развитие крохи, а именно постепенная адаптация к социуму. Понемногу малыш знакомится с педагогом, ведущим занятия, привыкает к тому, что в определенных условиях "главным" взрослым может быть не мама, а кто-то другой, - и при этом совсем не испытывает тревоги, поскольку мама все-таки остается рядом. Возможно, вы будете приятно удивлены тем, как быстро ваш еще недавно очень застенчивый ребенок приобретает уверенность и самостоятельность

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ:

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия

с предметами

Двжения

Навыки

1год 1мес. –

1год 3мес.

Запас понимаемых слов быстро расте

Пользуется лепетом и от-дельными облегч.енными словами в момент двига-тельной активности, удив-ления, радости.

Ориентируется в двух контрастных величинах предме-тов (типа кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит в игре ранее разученные дей-ствия с предметами (кормит куклу, нани-зывет кольца на стер--жень)

Ходит длительно, не присаживаясь, меняе положение (приседает, на-клоняется)

Самостоятельно ест густую пи-щу ложкой

1год 4мес. –

1год 6мес.

Обобщает предметы по существенным признакам в пони-маемой речи (в конф-ликтной ситуации)

Пользуется облегченными словами (“би-би”) и про-износит правильно (“ма-шина”), называет предме-ты и действия в моме-сильной заинтересован-носпи

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает в игре от-дельные, часто наблю-даемые действия

Перешагивает че-рез препятствия (брусочки) при-ставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пи-щу ложкой

1год 7мес.-

1год 9мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос взрослого “где?”

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предло-жениями

Ориентируется в 3 контрастных величи-нах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Воспроизводит не-сложные сюжетные постройки: перекры-тия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”

Ходит по ограни-ченной поверх-ности (шир.15-20 см.), приподнятой над полом (15-20см.)

Частично разде-вается с неболь-шой помощью взрослого (сни-мает ботинки, шапку)

1год 10мес. –

2года

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыпе ре-бенка

При общении со взрослы-ми пользуется трехслов-ными предложениями, употребляя прилагатель-ные и местоимения

Подбирает по образ-цу и слову взрослого 3 контрастных цвета

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сю-жетной игры)

Перешагивает че-рез препятствия чередующимся шагом

Частично наде-вает одежду (ботинки, шап-ку)

Разработаны Н.М.Аксариной, Г.В.Пантюхиной.


ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ:

Возраст

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструктивная

деятельность

Изобразительная деятельность

Навыки

Движения

грамматика

вопросы

воспроизве-дение формы

Воспроизве-дение цвета

одевания

кормления

2 года-

2 года

6 мес.

Говорит мно гословнымипредложени-ями (более 3 слов)

Появляются вопросы «где?», «куда?»

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов

Игра носит сюжетный характер.Ре- бенок отра-жает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность дей-ствий (2 –3)

Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки

Ест аккуратно

Перешагивает через пал или веревку, горизонтальн приподнятую над полом на 20-28 см

2 года 6 мес.- 3 года

Начинает употреблять сложные придаточны предложения

Появляют-ся вопросы «почему?», «когда?»

В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению

Называет 4 основных цвета

Появляются элементы ролевой игры

Появляются сложные сюжетные постройки

С помощью пластилина карандаша изображает простые предметы и называет их

Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завя-зывать шнурки с небольшой помощью взрослого

Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30 – 35 см

Разработаны Н.М.Аксариной, Г.В.Пантюхиной.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

лекторий для родителей: "Агрессивное поведение детей и подростков"".

Данный материал предназначен, в большей степени, для педагогического просвещения родителей, в семьях которых имеются нарушения детско-родительских отношений и, где преимущественным методом воспитатель...

Родительский лекторий "Наши ошибки в воспитании детей"

Да, Воспитать человека очень сложно. Детей воспитываем мы, родители. И очень часто при воспитании детей мы нехотя совершаем ошибки. В этой разработке разобранысамые распространённые, типичные ошибки, ...

Информация для родителей "Социальный аспект адаптации пятиклассников"

Адаптация пятиклассников в школе процесс длительный и далеко не всегда простой. Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. От протекания процесса социальной адаптации на данн...