«Дополнительное образование детей с ООП: трудности и особенности, нормативно-правовое обеспечение»
статья на тему

Павлюхина Юлия Владимировна

статья в рамках методической темы «Дополнительное образование детей как путь интеграции детей с особыми образовательными потребностями в окружающее общество»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема: «Дополнительное образование детей как путь интеграции детей с особыми образовательными потребностями в окружающее общество»

«Дополнительное образование детей с ООП: трудности и особенности, нормативно-правовое обеспечение»

Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка. К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

  • с нарушением слуха;
  • с нарушением зрения;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением интеллекта;
  • а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

В России существует несколько вариантов обучения детей с особыми образовательными потребностями:

Инклюзивное обучение. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов.
Спецшколы и интернаты.
Домашнее обучение
Дистанционное обучение. Данный вид образования также ведет в дальнейшем к трудностям социальной адаптации и интеграции ребенка в общество
        В своем докладе на Съезде Уполномоченных по правам ребенка Павел Астахов обратил внимание на тот факт, «что во многом именно допущенные ранее просчеты и пробелы государственной политики в области воспитания подрастающего поколения привели к росту в детско-подростковой и молодежной среде социального  инфантилизма, правового нигилизма, безответственности, проявлений агрессивности и жестокости, к возникновению межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии и другим асоциальным проявлениям, создающим угрозу будущему России.

Именно поэтому особенно важной представляется роль дополнительного образования детей. Не стоит забывать о том, что рядом с нами живут те, кто ежедневно борется с каким-либо недугом, ограничен в своих физических возможностях и как никто другой нуждается во внимании, поддержке и помощи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов – это особая категория детей, которая требует повышенного внимания, поддержки и помощи как со стороны государства, так и со стороны общества в целом.

Сведения о количестве детей-инвалидов в РФ По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации

Наименова-ние

2009

2010

2011

2012

2013

Число детей-инвалидов (0-17 лет)

495 378

495 330

505 247

510 977

521 648

В Тульской области проживают около 179 тысяч инвалидов,
в том числе
4,7 тысячи детей-инвалидов – это каждый 8 житель области (по России - каждый 12).

Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, поэтому необходимо назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование:

Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка

Конституция Российской Федерации – высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43);

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5);

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Что касается системы дополнительного образования, то следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 2012 г. начал действовать новый Федеральный закон № 273-ФЗ 
«Об образовании в Российской Федерации». Закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ. В законе дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования – это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75).

Принятый закон «Об образовании в Российской Федерации» заложил не только правовые гарантии, но и указание в дефиниции «дополнительного образования» на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в духовно-нравственном совершенствовании.

В отношении детей с ОВЗ "не надо ставить диагноз "необучаем", надо учиться с ними работать. Безнадежных ребят нет, есть безнадежно равнодушные взрослые" (П.А. Астахов)

Говоря об исключительной важности дополнительного образования в части реализации права ребенка на гармоничное образование в целом, нельзя не отметить тот факт, что сегодня, к сожалению, по прежнему остро стоят вопросы создания необходимых условий для организации культурного досуга несовершеннолетних, обеспечения их доступа к учреждениям культуры и культурным ценностям, обеспечения информационной и духовно-нравственной безопасности детей и подростков Незанятость детей и подростков позитивными видами деятельности, отсутствие у них возможности для культурного проведения досуга способствуют безнадзорности несовершеннолетних, их вовлечению в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

К сожалению наблюдается

  • увеличение доли малолетних от общего числа лиц, состоявших на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (в 2008 г. - 23,2%, в 2013 г. - 25,7 %);
  • возрастает доля несовершеннолетних девочек, состоявших на учете в органах внутренних дел за совершение правонарушений (в 2008 г. - 19,9%, в 2013 г. - 23,5%);
  • в том числе малолетних девочек (в 2008 г. - 3,8%, в 2013 г. - 4,7 %).

В связи с этим вызывает тревогу существенное - на 11,1 % снижение за последнее пятилетие числа учреждений дополнительного образования, и сокращение почти на 407,1 тыс. численности занимающихся в них детей. Так, с 2009 по 2013 годы сократилось число:

Имеются и другие проблемы с удовлетворением потребностей детей в доступе к учреждениям культуры - это:

•        сокращение сети муниципальных учреждений культуры клубного типа;

•        слабая материально-техническая база муниципальных клубных учреждений, музеев, отсутствие компьютерной, звуко-, видеотехники, доступа в Интернет;

•        отсутствие в ряде муниципальных образований специалистов по работе с детьми и руководителей детских коллективов, сокращение ставок педагогов-организаторов детского досуга;

Тем самым должным образом не реализуются права несовершеннолетних граждан России в области культуры, установленные статьей 44 Конституции Российской Федерации, в том числе связанные с удовлетворением духовных потребностей, приобщением к культурно-историческим ценностям, обеспечением свободного доступа к культурным ценностям и участию в культурной жизни.

Имеются и положительные примеры. Так, в Республике Бурятия в рамках формирования безбарьерной среды для детей-инвалидов с 2008 г. Республиканской детско-юношеской библиотекой началась реализация долгосрочного проекта «Библиотека без барьеров», направленного на предоставление информационно-библиотечных услуг молодежи и детям с ограничениями жизнедеятельности (в том числе «колясочникам»).

В Алтайском крае с 2011 года в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Культура Алтайского края» на 2011-2015 годы реализуется проект эстетического воспитания детей и молодежи средствами искусства с организацией бесплатного посещения концертных и театральных мероприятий, музеев, выставочных залов учащимися общеобразовательных учебных учреждений края.

В Брянской области доступ несовершеннолетних в культурно-досуговые учреждения для занятий в творческих коллективах или в клубах по интересам осуществляется на бесплатной основе.

В Ивановской области с 2012 года действует Губернаторский проект нравственно-эстетического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из многодетных семей, в рамках которого реализуется система абонементов на посещение театров и филармонии.

В Тульской области в 2013 году в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в ГОУ ДОД ТО «Областной Центр развития творчества детей и юношества» установили подъемник, который помогает колясочникам подниматься на второй этаж, лестницу оборудовали тактильной плиткой для детей с дефектом зрения. Эти два немаловажных фактора помогают в проведении областных мероприятий с участием детей с особыми образовательными потребностями, способствуют наиболее успешной социализации детей в общественной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарт как средство обеспечения, стабилизации и развития качества дополнительного образования детей.

      Тема стандартов в дополнительном образовании имеет два противоположных направления обсуждения. Одни утверждают необходимость разработки стандартов как средства упорядочения...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Доклад по теме «Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей» на городском семинаре в рамках инновационного проекта «Условия эффективного формирования...

Образовательная программа дополнительного образования детей «В мире чувств. Я – особенный».

Программа предназначена для знакомства пятиклассников с элементарными знаниями и практическими навыками в области психологии чувств и эмоций и психологии человека....

Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»

Предлагаемый материал информирует о последних изменениях в основных документах нормативно-правовой базы в системе дополнительного образования детей и рекомендован педагогам дополнительного образования...

Презентация к выступлению на методическом объединении по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»

В презентации содержится материал о последних изменениях в нормативно-правовой базе дополнительного образования детей...

Тесты для педагогов дополнительного образования по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»

Предлагаемые тесты разработаны с целью осуществления обратной связи с педагогами дополнительного образования детей в рамках методического объединения по теме: "Нормативно-правовая база дополнител...

Изменения в НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ дополнительного образования детей (доклад)

Доклад на методическое совещание кафедры ДО "Об изменениях в НПБ дополнительного образования детей"...