Эссе "Я-учитель"
учебно-методический материал на тему
Изложение моих педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ya_-uchitel.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я- учитель»
«Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.
Оно сделает вас духовно богаче.
Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы.
Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
Шостакович Д.
В жизни каждого подростка наступает момент принятия важного решения, которое определяет его дальнейший путь – выбор профессии. Все мои мысли, по выбору моей профессии шли постепенно, начиная с возраста детского сада, я была влюблена в своего воспитателя. В школе у меня были «лучшие» учителя, которых я до сих пор считаю своими кумирами по жизни.
И вот я - учитель музыки в школе. Среди учителей, учащихся и родителей часто бытует мнение, что музыка – предмет второстепенный, в некотором роде развлекательный, где дети могут отдохнуть: песню спел, пятерку получил – и никаких забот. Но мало кто задумывается, что урок музыки помимо воспитания музыкального вкуса и развития музыкальных способностей, может решать огромные по своему значению, сложнейшие задачи – формирование мировоззрения человека, его убеждений, взглядов.
Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания подрастающего поколения. Сегодня для развития музыкального образования в нашем районе делается многое: музыкальные школы, различные музыкальные кружки в школах, при Дворцах культуры, Домах детского творчества и т.п. Однако при этом разнообразие форм внешкольных занятий не может заменить систематического музыкального воспитания. Только в общеобразовательной школе на уроках музыки может осуществляться целенаправленное, планомерное, последовательное музыкальное воспитание всех детей без исключения.
Дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить их к высокому музыкальному искусству, сформировать эстетические вкусы на лучших образцах народной, классической зарубежной и русской музыки, воспитать активных участников художественной самодеятельности школы и района, способствовать нравственному совершенствованию подрастающего поколения – таковы основные направления работы учителя музыки в школе.
Ушинский писал: «Учение – это серьезный труд, требующий волевых усилий. Но, тем не менее, этот труд должен быть интересным, привлекательным». Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развиваются музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, усиливаются непроизвольное внимание, сосредоточенность.
Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и не сухое вдалбливание песенного материала. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумывать, прочувствовать, освоить.
Для того чтобы дать яркий, эмоциональный, занимательный урок, я веду постоянный поиск. Работа на уроке предусматривает развитие практических навыков, усвоение информации об истории музыкальной культуры, о музыкальных инструментах, сведений о композиторах, музыкальных терминов, исполнение песен, слушание музыки.
В пятых классах – это смена различных видов деятельности: игры, пение, физминутки, слушание музыки. Дети очень любят играть в игры-загадки: узнать, какой звучит инструмент, что изображает музыка и т.д. Ребята очень любят рисовать. Но, мы не просто рисуем, а играем в художников, которые прослушали музыкальное произведение и хотят красками и линиями передать его настроение и характер.
При разучивании песен большое внимание уделяю жестам, мимике. Так легче запоминаются слова, и детям исполнять песню становится интереснее. В этом возрасте дети с удовольствием поют, поэтому я разучиваю большое количество песен, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
В шестых и седьмых классах материал усложняется, увеличивается количество информации. Я стараюсь преподносить материал так, чтобы дети воспринимали его как часть истории своей страны и мировой истории. Чтобы новое запоминалось легче, использую различные схемы, таблицы, опорные сигналы. Не требую обязательного запоминания отдельных фактов, дат. Стараюсь научить мыслить.
Слушание музыки – один из важнейших этапов урока. Как правило, проблема состоит в том, что дети не могут ясно выражать свои мысли из-за нехватки словарного запаса. Характер музыки часто определяется несколькими словами: весело-грустно, быстро-медленно. Здесь нам на помощь приходит «Словарь эмоций», который всегда находится у детей перед глазами, над доской. Слушая произведение, дети выбирают из словаря два-три слова, которые, по их мнению, четко определяют характер прозвучавшей музыки. Постепенно они учатся говорить о музыке развернуто, не ограничиваясь двумя словами.
Одной из главных задач, как на уроке, так и во внеклассной работе остается воспитание духовно-нравственной личности, воспитание чувства патриотизма через слушание и исполнение произведений великих российских композиторов, через обычаи и традиции, культурное наследие многонациональной страны.
“Великий вопрос жизни – как жить среди людей”, поставленный Альбером Камю, актуален и по сей день. Я хочу, чтобы дети жили с музыкой в душе, чтобы они были добры и искренни. Я учу их удивляться и удивлять, радоваться и дарить радость другим.
Именно работа учителем музыки помогла мне раскрыться. Здесь я себя чувствую учителем настройщиком, учителем-дирижёром, учителем-композитором и вдохновителем.
Я учитель-настройщик. Мне необходимо изучить каждого ребенка, особенности его характера, темперамента, мыслительных процессов, его возможности и способности и уметь их «настраивать», то есть развивать, приводить в состояние совершенства; понимать сложные законы Детства; понимать противоречивый мир мыслей, чувств, переживаний, то есть быть на одной волне с учениками. Так, чтобы ни одна «струна» в дальнейшем не фальшивила. Моя задача заключается в предоставлении круга задач, которые позволят ученикам включиться в активную умственную деятельность, «разбудить в них спящий инструмент».
Учитель-дирижер - это хорошо, это прекрасно. А если еще это дирижер-виртуоз, то он знает возможности и способности своих воспитанников. Своей мыслью, как дирижерской палочкой, он ведет за собой ученика, развивает его мышление, волю, мир чувств. Он видит и слышит того, кто сбился с общего ритма, кто не овладел общим темпом, и тогда задача учителя – направить и помочь.
Учитель-композитор. Их мало, это гении, они пишут свою мелодию. Они воспитывают не математиков, не химиков, не физиков. Они воспитывают Человека мыслящего, творческого, высоконравственного!..
Выбор своего пути, нахождение своих методик работы, форм, педагогических технологий – определяют, каким образом развивается учитель и учащиеся.
Приоритетные направления моей работы - проблемное обучение, интеграция уроков музыки с различными образовательными областями, творческие мастерские, проектная деятельность.
Эти направления я реализую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Проблемное обучение базируется на метапредметных связях, способствует воспитанию гуманитарной культуры личности и стимулирует процесс самообразования.
Творческая мастерская – одна из технологий развивающего обучения, позволяет ребятам в игровой форме создать некий художественный образ и выступить с защитой своего творения. Так возникает ситуация успеха, повышающая уважение и оценку окружающих, а так же самооценку школьника. Ребята учатся дискутировать, уважать мнение всех членов коллектива, осознают, что существуют различные взгляды на одно и то же явление в жизни и искусстве.
Особенно интересна учащимся проектная деятельность, позволяющая добывать новые знания и презентовать их. Более того, конечный продукт включается в образовательную базу школы. Я не перестаю удивляться многообразию взглядов и способов самовыражения школьников, а самые пассивные ученики удивительным образом раскрывают свой богатый внутренний мир.
Неугасающий интерес к музыке и творчеству позволяют создавать театрализованные проекты. Технология коллективных творческих дел сближает участников педагогического процесса и способствует созданию единой детско-взрослой общности.
Результаты совместной творческой работы реализуются на классных и общешкольных мероприятиях. Учащиеся активные участники художественной самодеятельности села. Свое творчество и мастерство ребята показывают, являясь призерами и победителями на районных и региональных конкурсах.
Привлекая школьников к участию в фестивалях, конференциях, конкурсах, поддерживая все их начинания, я открываю ребятам окно в большой мир, даю почувствовать свой потенциал.
Поэтому каждый имеет возможность развить талант, проявить инициативу, включиться в общественную жизнь школы, села, района.
Оглядываясь назад и, подводя итог своей профессиональной деятельности, думаю о том, что я очень счастливый человек, потому что, взяв ребенка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир искусства. Я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Потому что каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние.
Мое пожелание всем, кто выбрал для себя путь педагога: не жалейте тепла своего сердца, света своего разума в работе с детьми, и они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее.