Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького. Ницше и Горький. (из опыта работы преподавателя) статья
статья (11 класс) по теме

Бобрышева Наталья Ивановна

У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопросы: что есть Человек, каково его предназначение, что есть правда, вопросы веры. 

Пьеса «На дне» отражает извечные для русского человека философские вопросы о смысле жизни. Горький сумел запечатлеть характерные черты типично русского менталитета – жажду познания, размышления о сущности человеческого бытия. И не важно на какой социальной ступени общества стоит человек, потому что эти вопросы исходят из глубинных корней русского сознания. Они испокон века стояли и, наверное, будут стоять во главе угла русской духовности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Бобрышева Наталья Ивановна –

 Воронежский музыкальный

колледж им. Ростроповичей г. Воронежа

Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького.

Ницше и Горький.

(из опыта работы преподавателя)

        У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопросы: что есть Человек, каково его предназначение, что есть правда, вопросы веры.

        После серии романтических произведений 90-х годов, полных бунтарских идей, в 1902 году Горький приступает к работе над пьесой «На дне», ставшей наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя. В период работы над драмой менялся сюжет, названия: «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни», «На дне». Каждый вариант подвергался тщательной правке. При этом Горький делился своими замыслами со Станиславским, читал пьесу Л.Н. Толстому, А.П. Чехову, актерам МХАТа. Пятницкий, которому была посвящена пьеса, правил текст и обсуждал с автором проблематику пьесы и её название.

        Работа, начатая в Нижнем Новгороде в 1900 году, продолжалась до самого отъезда писателя из Крыма (23 апреля 1902 г.). Интересны записи Горького этого периода: «Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого – не очень яркого, но любящего все, все обнимающего. Эх, кабы удалось!...» (2 стр. 465) В 1902 г. в письме актеру И.А. Тихомирову Горький впервые намечает контуры основной идеи пьесы. Это «ложь из жалости к людям», «правда – молот, удары эти люди не выдержат» (2 стр.467). Посылая пьесу Пятницкому, Горький дает ей первую скромную оценку: «В пьесе много лишних людей и нет некоторых – необходимых – мыслей, а речь Сатина о человеке – правде бледна. Однако – кроме Сатина – её некому сказать, и лучше, ярче сказать - он не может. Уже и так эта речь чуждо звучит его языку» (1 стр. 5-6). В этих словах слышится безысходность, тоска по идеалу, которого на тот момент Горький найти не мог.

Таким образом, драма «На дне» возникла в результате широких жизненных наблюдений и философских исканий писателя. Важно отметить и то, что Горький не случайно сделал героями пьесы босяков. Босячество, изображенное в пьесе, было крупным на тот момент социальным явлением XIX – н. XX века. Только в Нижнем Новгороде в 1901 году было зарегистрировано 4 тысячи босяков. Прототипов героев пьесы, как указывал писатель, он наблюдал в Нижнем, на Миллионной, среди «золотой роты». Там он познакомился с Сатиным, босяком, пострадавшим «из-за самоотверженной любви к сестре»; Барона списал с живого человека, барона Бухгольца, спившегося и попавшего в нижегородскую ночлежку. Актер был списан с фотографии пьяницы – актера Соколовского, которого Горький сравнивал с Шаляпиным в роли мельника из оперы «Русалка» Даргомыжского. В Нижнем он нашел и прообраз Луки.

Многие герои пьесы чем-то схожи с героями рассказа Горького «Бывшие люди», напечатанного в 1897 году. Колоритная фигура Кувалды напоминает нам по красноречию Сатина, а скромный Тяпа – Луку. Рассказ написан в Казанский период. Горький так говорит о своих героях: «Странные это были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало, что они не жаловались на жизнь, говорили, что лучше тех, кто живет «хорошо» (1 стр. 15-16). Он увидел в босяках гордость и независимость, презрение к благам жизни, стремление к свободе, полной независимости, способность критически оценивать окружающую жизнь. Но он не скрывал и то, что «страшен этот человек невозмутимым отчаяньем своим, что себя сам отрицает, низвергает из жизни». Вот главный вопрос, который ставит Горький в пьесе «На дне».

Эти же вопросы волновали молодого Максима Горького, в раннем творчестве которого наиболее ярко видно влияние идей преобразования человеческого духа, его свободы и воли, выдвинутые Ницше.

Трудно назвать философа, чье имя не вызывало бы столь противоречивые оценки и споры, как имя Фридриха Ницше. Как ни странно, наибольший отклик его идеи нашли в философии и художественной среде России конца XIX – н. XX века. Его личная судьба и его личная трагедия нашли отражение в его философии. К числу значительных его философских работ следует отнести «Человеческое, чересчур человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин». В своих работах Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. А по сути, это призыв Ницше к саморазрушению «твари» в человеке для самосозидания в нем «творца».  «Мы должны произвести опыт с истиной, - отвечал Заратустра. – А если истина должна уничтожить человечество, ну, что ж, пускай!» (4 стр. 35). Ницше хотел в «Заратустре» показать человечество, пробужденное от бессилия таинством евхаристии, нечистая, грешная кровь человечества очищается в вечно проливаемой Крови Христа, т.е. человечество, пробужденное к новой жизни прославлением своего собственного существа, добродетелями добровольно избранного меньшинства очищает и обновляет свою кровь. Он мечтал, что его произведения затмят собою поэмы Вагнера, что его евангелие заставит забыть Евангелие Христа. В жизни он был мягким и любезным человеком, благородным и добрым. В идеях непреклонным и беспощадным. Эта борьба за недостижимое, возвышенная до героизма, привела его к гибели. После разрыва с Рихардом Вагнером, великим немецким композитором, творчество которого повлияло на идеи Ницше, он заболел страшным недугом, и одиннадцать лет его жизни – это кошмар одиночества, без друзей и семьи, без связей, в бедности.

Чем он привлек русскую интеллигенцию и Горького? Причина кроется в той политической, культурной и социальной среде, которая сложилась в то время в России. Это время поиска пути развития, новых идей, пробуждение самостоятельной философской мысли, широкого революционного движения.

Был ли Горький ницшеанцем? Сам писатель открещивался от этого и не любил, когда его считали таковым. Однако в дневниках К.Чуковского мы находим свидетельство того, что в кабинете Горького рядом с посмертной маской Пушкина висел и портрет Ницше. В раннем творчестве Горького перекличка с Ницше очевидна. Для романтических героев писателя характерны: независимость, стремление к абсолютной свободе, гордость, отсутствие мук совести, близость к природе, где нет морали, жажда борьбы, действия, руководство инстинктами. Романтический герой задуман как спаситель людей от их слабости, прозябания. В письме А.П. Чехову Горький писал: «Право же – настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее. Обязательно надо, чтобы теперешняя литература немножко начала приукрашивать жизнь, и люди заживут быстрее, ярче» (1 стр. 10-11).

Бытие не устраивало писателя и представлялось чем-то несправедливым, навязанным воле Человека. Между тем всё прекрасное создано именно волей Человека. Он - символ бытия. «Он создал даже Бога», - писал Горький. Горького и Ницше сближает общий взгляд на культуру как на процесс бесконечной борьбы между человеком и его внутренней сущностью (5 стр 629).

Но не все так просто у Горького. В пьесе «На дне» - конфликт между правдой Сатина, которой явно импонировал ранний Горький, и ложью Луки, которой следовал он всю свою жизнь, не преемля ни общество насилия, ни слабого человека. Лишь «мерзостной правды» Бубнова ненавидел художник. В этой правде он не видел ни мечты, ни будущего, ни Человека: «...все люди на земле -  лишние». Но сильных расхождений в правде Луки и Сатина нет. И тот, и другой призывают уважать Человека. Расходятся они только в одном – как нести эту правду. Ложь во спасение нужна слабым. Это вера в человека. Она дает надежду на спасение. Правда Сатина зажигает сильных: «Что такое - правда! Человек – вот правда! Правда – бог свободного человека!»

Но грандиозный миф о Человеке рождается на фоне духовной пустоты всего человечества. Никто никого не слушает, не понимает: человечество на пороге катастрофы. В чем же видит спасение Горький? Ответ мы находим в  IV акте пьесы. Сатин, вспоминая свой спор с Лукой, говорит: «Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди?» «А – для лучшего люди-то живут, милачок! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может, ...может, он родился-то на счастье нам... для большой пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» Вот вам и ответ Горького великому Ницше: «...человек вместилище Бога живого. Бога же я понимаю как неукротимое стремление к совершенствованию, к истине и справедливости. Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все. Он – создал даже Бога» (2 стр. 469).  

Пьеса «На дне» отражает извечные для русского человека философские вопросы о смысле жизни. Горький сумел запечатлеть характерные черты типично русского менталитета – жажду познания, размышления о сущности человеческого бытия. И не важно на какой социальной ступени общества стоит человек, потому что эти вопросы исходят из глубинных корней русского сознания. Они испокон века стояли и, наверное, будут стоять во главе угла русской духовности.

СНОСКИ:

1. Басинский П. Неизвестный Горький / П. Басинский // М. Горький Детство. Рассказы и очерки. - М: Слово / SLOVO, 2000. - С 5-17.

2. Горький М. Правила и изречения. Афоризмы и максимы / М. Горький // Полн. собр. соч. в 30-ти тт. - М: 1950. Т.5. - С 465-469.

3. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. / Д. Галеви – Рига: 1991. - С 49-145, 170-209.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. / Ф. Ницше - М: МГУ, 1990. – С.

5. Сапронов П.А. Русская культура XIX-XX вв. Опыт осмысления / П.А. Сапронов. - СПб: «Паритет», 2005. - С 627-644.

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы преподавателя физики "ПЛ-45" Блохиной Н. В.

В работе поднимается и анализируется автором актуальная при изучении физики в учебных заведениях начального профессионального образования проблема - профилирование предмета. Профилирование предмета ре...

Из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ Забудько И. В.

«Пути  повышения  эффективности  системы  обучения  оказания  первой помощи, по разделу « Основы медицинских знаний"....

Обобщение опыта работы преподавателя общественных дисциплин ГБОУ СПОУ "ТАТ" Сафроновой С.В. на тему :"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

В работе я делюсь опытом применения на уроках и истории и обществознания современных технологий, таких как: технология проблемного обучения, групповая технология и коллективное творческое дело, технол...

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» методические рекомендации для преподавателей из опыта работы преподавателя математики БУ «Лангепасский профессиональной колледж» Т.В. Политовой

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене...

Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"

Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Статья "О важности развития навыков аккомпанирования в фортепианном классе" (из опыта работы преподавателя и концертмейстера)

Предлагаемая статья адресована преподавателям предметов «Концертмейстерский класс» и «Аккомпанемент» детских музыкальных школ и школ искусств.  Содержание статьи раскрывае...