мое портфолио на высшую квалификационную категорию
материал на тему

Белова Инна Леонидовна

В электронном виде основные данные из моего портфолио на высшую квалификационную категорию.  Была аттестована в 2010 году на высшую категорию  по данным этого портфолио. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Резюме:

  • Год рождения – 1966г.

  • Образование – высшее,  окончила  Государственное  общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования « Благовещенский государственный педагогический университет»  в  2010 г. по  специальности  «География»,  квалификация  - учитель географии.

  • Предыдущие квалификационные категории, сроки их действия -24 апреля 2008 году присвоена I квалификационная категория сроком  на 5 лет (приказ отдела образования администрации Зейского района № 7-А от 24.04 2008г.).

  • Общий трудовой стаж -24 года.

  • Стаж работы в должности, по которой проходит аттестацию -11 лет, назначение на должность – 10.11.1999г.   Приказ № 24  от  10.11.1999г.  

  • Стаж работы в данном учреждении – 22 года.

  • Учебная нагрузка по должности на момент аттестации:  
  1. природоведение 5 класс -  2 часа;
  2. география 6-11 классы - 9 часов;
  3.  биология 6-11 классы - 11 часов;
  4. элективный предмет «Практическая география» 11 класс – 1час;
  5. элективный предмет «Биология в задачах» 10 – 11 класс -2 часа;
  6. элективный курс  «Мой край родной» 8 класс –34 часа;
  7. элективный курс «Профессии, связанные с биологией» -18 часов.

  • Прохождение курсов:

Тема, проблема курсов

Кол-во

часов

Сроки

Название структуры, где пройдены курсы

  1. Олимпиады школьников и ЕГЭ как механизм управления качеством образования

20

07.10-08.10

2008г.

Амурский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

  1. Роль школьных лесничеств в системе экологического образования

24

17.03-

19.03

2010 г.

ГОАУ ДПО  Амурский областной  институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

  1. Фестиваль проектов «Успешный учитель - успешный ученик»

36

04.02-

05.02

2010г.

ГОАУ ДПО  Амурский областной  институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

  1. Технология аттестации работников сферы образования на высшую квалификационную категорию

72

23.09-

2.10

2010 г.

ГОАУ ДПО  Амурский областной  институт повышения квалификации и переподготовки  педагогических кадров

Заверяю: Директор школы _____________/О.В.Бахтина/

  • Награды,  грамоты,  благодарственные письма, дипломы:

№ п/п

Документы

Номинация

Год место получения

1.

Диплом

Призер  в номинации «Образовательная программа» областного  этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост»

Благовещенск, 2010 г.

2.

Диплом

Призер областного фестиваля проектов «Успешный учитель - успешный ученик»

Благовещенск, 2010 г.

3.

Диплом

Победитель областного заочного конкурса профессионального  мастерства педагогических работников дополнительного образования  детей эколого-биологической направленности в номинации «Педагог – воспитатель»

Благовещенск,

2010г.

4.

Почетная грамота Министерства образования и науки Амурской области

За многолетний и  добросовестный труд в системе образования Амурской области,  значительные успехи в организации    и совершенствовании  учебного и воспитательных процессов, высокий профессионализм.

Благовещенск, 2010г.

5.

Диплом

За представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»

Москва, 2010 г.

6.

Диплом

За руководство учениками, представившими работу на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Москва , 2010г.

7.

Диплом

Призер  районного  конкурса педагогического мастерства «Современный классный руководитель»

г. Зея, 2009г.

8.

сертификат

Участник  II областной научно-практической конференции «С чего начинается Родина»

с. Ивановка, Ивановский район,

2010г.

9.

сертификат

Участник II региональной конференции «Естественно-географическое образование на Дальнем Востоке»

Благовещенск, БГПУ,

2010г.

10.

благодарность

За участие и подготовку победителей в районных, областных, всероссийских конкурсах

г. Зея, ЦДОД Зейского РОО, 2010 г.

Заверяю: Директор школы _____________/О.В.Бахтина/

Общественная активность педагогических работников:

  1. Руководитель школьного  методического объединения  учителей естественно- математического цикла;
  2. Член Управляющего Совета школы;                              
  3. Член Управляющего Совета  отдела образования при администрации Зейского района;
  • Телефон рабочий – 84165854130;

                  домашний – 84165854176;

                    сотовый – 89638038563;

Электронный адрес –belovainna2@yandex.ru; belova53@gmail.com.

Заверяю: Директор школы _____________/О.В.Бахтина

Моя педагогическая  философия:

« Развитие активной познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географии»

«На земле интерес есть великий волшебник,

изменяющий в глазах всех существ

вид всякого предмета»

                                                                                                                 Гельвеций

                 Современное общество предъявляет к образованию серьезные и важные требования: школа должна  не только давать учащимся прочные знания, вооружать необходимыми в жизни умениями и навыками, но и воспитывать в каждом ребенке человека, гражданина, патриота. У каждого педагога, разумеется, свои средства и приемы. Каждый учитель изо дня в день совершенствует урок, находит нестандартные решения стандартных задач. Правильное представление о содержании образования является важным ориентиром в работе учителя. Вопреки давно сложившимся традиционным взглядам, содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижение всех целей обучения. Понятия «компетенция» и «компетентностный подход» постепенно входят в жизнь нашего образования, но происходит это медленнее, чем того требует ситуация в школе и обществе.

    Меня сегодня, как современного учителя, это волнует.    Я считаю, что проблема компетентности универсальная, и ее можно сформулировать так: каков идеальный тип человека нынешнего времени и ближайшего будущего? Ответ будет следующим: самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, умеющий сам видеть и решать проблемы, постоянно осваивающий новое, эффективно работающий в команде. Эти качества необходимы каждому из нас в любой профессиональной деятельности. Обучение им и есть, по существу, ответ образования на вызовы современного общества, для которого характерны все возрастающая сложность и динамизм.

 Моей ведущей  педагогической идеей сегодня является формирование и развитие исследовательских навыков и умений.

Я  ставлю  перед собой следующие задачи:

  • Создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету;
  • Формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающего себя индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;
  • Создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки, развитии навыков общения через интерактивны методы преподавания.

            Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.

    Принципы, которые я хотела бы реализовать в своей работе, можно выразить следующей формулой: традиционность – новаторство – мастерство.

    А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих: любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.

    Но главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить в результате проведенной работы, в глазах обучающихся, родителей, коллег, окружающих.

      Хорошо известно, что школьники, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы (в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся), далеко не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Кроме того, даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное или даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности.

       Важной причиной приведенных выше фактов часто является неправильное понимание содержания образования, что приводит к неверному выбору методов обучения и в конечном итоге – к иллюзорным представлениям об обучении и воспитании.

     Основываясь на высказанной в этих работах точке зрения, в содержании образования можно выделить следующие компоненты, подлежащие усвоению учащимися:

  1. знания о мире;
  2. способы деятельности (умения и навыки);
  3. опыт творческой деятельности;
  4. опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Отсюда следует, что на уроках биологии и географии учитель должен организовать познавательную работу учащихся, нацеленную на комплексное, совместное усвоение всех перечисленных выше компонентов содержания образования.

 В своей работе на уроках и во внеурочной деятельности использую методику «исследование», которая позволяет моему ученику встать на позицию «исследователя», изучать, делать выводы, открытия. Мною разработана схема этой деятельности:

 1. Организация рабочего места ученика на уроке биологии и географии, на занятиях кружка школьного лесничества;

2.Набор лабораторного инструментария: оборудование, набор дидактического материала;

3. Выбор объекта, постановка цели и задач;

4. Реализация цели и задач - действие;

5. Анализ исследования;

6. Открытие нового;

7. Создание проекта, программы, отчета;

8. Вывод и прогноз;

Для того, чтобы вести такую работу,  особое внимание уделяю организации рабочего места ученика. У всех учащихся на уроках биологии имеется  УМК единой  линии  под редакцией Николая Ивановича Сонина:

5кл.- «Природоведение» Плешаков А.А., Сонин Н.И

6кл.- «Биология. Живой организм»  Сонин Н.И.

7кл.- «Биология. Многообразие живых организмов»  Захаров В.Б., Сонин Н.И.

8кл.- «Биология. Человек»  Сонин Н. И., Сапин М. Р.

9кл  - «Биология. Общие закономерности» Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И., Агафонова И.Б

10-11кл. - «Общая биология» Захаров В. Б., Мамонтов С. Г. ,Сонин Н. И.,

 соответствующий новому государственному стандарту и концепции биологического образования, в который входят: учебник, рабочая  печатная тетрадь, альбом-задачник (для природоведения в 5 классе), тематическое планирование. Дополнительно я себе приобрела задачники и сборники контрольных и проверочных работ, методические пособия (книга для учителя) к этим учебникам.

На уроках географии ученики имеют учебники, тетради, дневники наблюдения за погодой (география 6 класса), атласы, комплект контурных карт, рабочие печатные  тетради. Для каждого класса  по предмету имею дидактический материал, методические пособия, сборники контрольных и проверочных работ. Четко организованное рабочее место ребенка – это залог более продуктивной работы на уроке и экономия времени.

  Все занятия проходят в  кабинете  биологии-географии. За три года он   превращен в кабинет- лабораторию.  По линии КПМО наша школа получила кабинет естествознания за   активное  участие в эколого-биологических мероприятиях.  В кабинет естествознания входит учебно-методическое и лабораторное оборудование, современные технические средства: интерактивная доска, компьютер с веб – камерой,  лабораторные наборы на каждого ученика со световым микроскопом. Кабинет подключен к локальной сети школы и имеет выход в интернет. Все это позволяет не заканчивать исследовательскую работу на уроке, а продолжать ее во внеурочное время

 В лаборатории кабинета географии и биологии имеется все необходимое оборудование:  печатные таблицы, муляжи, жидкие препараты.   Для уроков биологии используются  микроскопы  обыкновенные, лупы, коллекции семян,  насекомых и гербарии по всем разделам биологии, а также к урокам географии - богатую коллекцию горных пород, географические и экономические карты и  глобусы,  таблицы по географии, справочники, определители,  как в электронном, так и в печатном издании, компас.    

    Первый компонент  содержания образования – это знания.

Он,  как правило, отражаются во всех учебных программах:

По биологии :

Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс (авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин)

Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы (авторы: Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова)

Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень (авторы: И.Б.Агафонов, В. И. Сивоглазов)

Все программы имеют гриф «допущено Министерством образования и науки РФ»

По географии:

Программа по географии для общеобразовательных учреждений. Под редакцией И. В. Душиной .

Начальный курс географии. 6 класс.

Материки, океаны, народы и страны. 7 класс

География России. 8-9 класс.

Программа по географии для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Авторы: А. И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В. Николина.

Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Формируя у школьников систему общебиологических и общегеографических знаний, необходимо помнить, что обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, невольно тормозит развитие творческих способностей школьников. Вероятно,  получение  знаний не должно стать самоцелью. Наличие знаний является основой для дальнейшего развития личности. Кроме того, знания необходимы для осуществления интеллектуальной и практической деятельности, что ставит перед педагогом проблему развития умений и навыков.

Второй компонент содержания образования – умения и навыки (способы деятельности).

Учителю важно понимать, что развитие умений у школьников не должно приводить только к их автоматизации, то есть превращению в навыки. Если все умения будут «переведены» в навыки, то в практической и интеллектуальной деятельности не останется места творчеству. Поэтому третий компонент содержания образования - это опыт творческой деятельности.

Совершенно очевидно, что всему этому нужно научить школьников, если мы хотим воспитать их творческими, думающими, ищущими. Это возможно в процессе организации познавательной деятельности учащихся (в том числе – на уроках общей биологии в 11-м классе средней школы). Я использую три основных уровня деятельности учащихся, направленные на усвоение компонентов содержания образования.

   1.Репродуктивный (характеризуется выполнением действий по прямому указанию и предписанию учителя).

   2.Частично поисковый (осуществление частично самостоятельного поиска решения проблемы; выполнение заданий на основе частичной перестройки ранее известных способов деятельности).

   3.Творческий уровень (характеризуется применением знаний, которые до сих пор не были известны ученикам; проявлением умения самому видеть проблему, формулировать её, разрабатывать и применять оригинальные способы её решения). Ели привести примеры  творческих задач из курса Экономическая и социальная география мира 11 класс тема «Население мира»

  • Знаете ли Вы? (учитель)

Традиции многодетности существовали в России до начала 20 века.

Знаменитый врач А.И. Пирогов был 13 ребенком в семье

Великий химик Д.И. Менделеев был 17 ребенком

У Льва Толстого было 13 детей

Самой многодетной матерью была жена Федора Васильева крестьянина из Шуйского уезда и эта героическая женщина произвела на свет 69 детей – 16 пар близнецов, 7 троен, и 4 раза по 4 близнеца в младенчестве умерло всего 2 ребенка.  Какие факторы повлияли на низкую рождаемость сегодня?

  • Поговорим о качестве жизни, что на это влияет.

Ответ: на качество жизни населения оказывает влияние средняя продолжительность жизни, зависящая от следующих факторов: Экономических; социальных (уровень здравоохранения, безопасность граждан); культурных (уровень грамотности, обеспечение культурными учреждениями); экологических (состояние окружающей среды).

  • Средняя продолжительность жизни в мире составляет 66 лет

(63 – мужчины, 68 лет женщины). Максимальная средняя продолжительность жизни в Японии – 80 лет, Швеции 79 лет,

Минимальная – в Гвинее-Биссау 38 лет в Руанде 39 лет

В России 69 лет. Чем это можно объяснить? Какие выходы из создавшейся проблемы вы предлагаете?

     Основной формой передачи учащимся третьего компонента содержания биологического образования – являются используемые педагогом на уроке творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска способов решения проблемы.

  При этом оказывается, что незначительная часть знаний усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде (из уст учителя), а как продукт самостоятельного творческого поиска, сопровождающего процесс «штурмования» проблемы. Приведём примеры творческих задач по биологии    в теме «Цитология» (10-11-й класс).

  1. Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий её содержимое от внешней среды. Какие преимущества и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие? Почему?
  2. Есть мнение, что автотрофное питание более выгодно, чем гетеротрофное. На чём может быть основано это мнение? Приведите возможные аргументы. Если эта точка зрения является истиной, то почему же все ныне живущие организмы не являются автотрофными?
  3. Известно, что биосинтез белка происходит в цитоплазме, а не в ядре, где находится необходимая для этого ДНК. Как можно объяснить этот «странный» факт?
  4. Как можно объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды клетки её не имеют?

Как правило, поиск ответов на проблемные вопросы и решение творческих задач вызывает у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции. Поэтому не случайно четвёртым компонентом содержания биологического образования является опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, человеку и процессу изучения биологии и географии.

Накопление школьниками опыта эмоционального - ценностного отношения к процессу познания непосредственно связано с четким определением личностью потребностей и мотивов учебной деятельности.

Следовательно, без накопления школьниками опыта эмоционально - ценностного отношения к изучению  предмета учебно-воспитательный процесс по этому предмету не может быть признан полноценным. Способ усвоения данного компонента содержания биологического образования состоит в переживании, в деятельности чувств при восприятии учебного материала.

 Условиями успешного накопления у учащихся опыта эмоционально – ценностного отношения к изучению биологии  и географии являются следующие.

1. Учитель сам должен быть исследователем.

   2. Целенаправленный отбор педагогом эмоционально воздействующего на школьников материала.

3. Яркость изложения материала учителем, высокая речевая культура педагога.

 4. Творческая самоотдача учителя на занятиях.

 5. Умелое использование разнообразных средств наглядности и методов обучения.

 6. Включение в учебно-воспитательный процесс проблемных вопросов и заданий для школьников.

 7. Учёт педагогом потребностей, интересов и мотивов деятельности учащихся.

8. Разнообразие видов познавательной работы школьников на конкретном уроке.

Программные знания по биологии и географии  в школьных учебниках часто выражаются в виде понятий.  Анализ учебного материала разделов предмета «Биология» позволяет выделить несколько основных групп понятий:

 систематические (вид, род, семейство, отряд и др.); морфологические (окраска, форма тела, длина шерстного покрова, форма листовой пластинки и др.); анатомические (внутреннее строение, система органов); экологические (биогеоценоз, экологический фактор, симбиоз, продуцент); эмбриологические (зигота, эмбриогенез, дробление, бластула); генетические (ген, аллель, гомозигота, доминирование); медицинские (наследственная болезнь, патология, лечение); эволюционные (естественный отбор, водообразование, филогенез, приспособление).

 В курсе географии  есть вои термины и понятия, которые отрабатываются на занятиях и включаются в уроки-зачеты по темам.

   В своей  педагогической работе использую  также критерии успешности усвоения понятий школьниками. Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если учащийся:

  • Дает правильные определения понятий, воспроизводя их по памяти;
  • Приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие;
  • Демонстрирует знание всех элементов данного понятия;
  • Видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;

Способен применять усвоенные знания в известной (привычной) ситуации, а также переносить их в новые условия.

В своей работе использую следующие основные методические правила и условия обеспечивающие эффективное развитие   понятий.

  1. При раскрытии перед учащимися содержания понятия на уроке и необходимо сочетать разнообразные средства наглядности с точным и образным словом учителя.
  2. Изложение материала учителем (при характеристике тех или иных понятий) должно быть логичным.
  3. Успешному усвоению понятий способствует развитие приемов мышления у школьников, которое осуществляется на уроке. Целесообразно при этом использовать проблемный подход.
  4. Важно научить школьников обобщать факты; расчленять материал на смысловые фрагменты; приводить примеры, иллюстрирующие содержание данного понятия; выявлять связь между понятиями; самостоятельно составлять определения новых понятий (на основе изученных элементов).
  5. Повышает эффективность процесса развития понятий использование на уроках приёмов систематизации знаний (построение логических схем,  диаграмм, графиков, выполнение сравнительных и обобщающих таблиц).

Учитель обязан:

  1. Увидеть перспективу обучения школьников (при переходе их из класса в класс).
  2. Сознательно руководить процессом усвоения понятий.
  3. Правильно отбирать материал для конкретных уроков.
  4. Осуществлять адекватный ситуации методический отбор методов и приёмов обучения.

В целях повышения уровня обучения и воспитания учащихся регулярно анализирую свою педагогическую деятельность, выделяю её сильные и слабые стороны, ставлю новые педагогические задачи.
При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.
Использую в своей работе различные нетрадиционные типы урока: уроки-путешествия,  зачёты, семинары, диспуты и др. Урок- зачет  по географии «Население России» в 9 классе проходит как  игра,  по станциям, чтобы получить зачет, нужно набрать достаточное количество баллов на каждой станции. Чаще всего на станциях находятся ученики, которые успешно сдали все работы по этой теме и являются сейчас в роли проверяющих сами
Урок  географии  по изучению  нового материала «Как осваивали и изучали территорию России» в 8 класс проходит с помощью блок-схемы, которую я предлагаю ученикам. В ней помещаются проблемные вопросы, решение которых можно найти, прочитав внимательно параграф учебника. Я считаю, что такая форма работы  помогает детям самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, т.е. проводить маленькое исследование в рамках этой темы, а также дети читают и запоминают текст, где помещено много исторических дат и имен, которые они выписывают в свой  словарик. Что удивительно, ученики на один и тот же вопрос отвечают по-  разному и в результате обсуждения вопроса, доказывают свою точку зрения.

Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы

Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher и др., использую мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), с помощью этих программ создаю собственные  презентации и  электронные карты со спутника GLONASS  с помощью учащихся, буклеты, схемы и таблицы,  электронные тесты,  дидактические материалы, выполненные к урокам.   При создании презентации можно пользоваться как программным материалом учебника, так и внепрограммным, рассчитанным на углубленное изучение географии или на творчески работающих учащихся. Презентация может использоваться на уроках географии как наглядный видеоряд, позволяющий оживить ход урока и организовать обсуждение тех или иных ее проблем. Учитель может использовать как весь материал, так и отдельные его части (в зависимости от уровня подготовленности школьников). Как форму контроля использую  компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование значительно расширяет возможности применения данного вида учебной деятельности, позволяет учитывать особенности класса в целом и личностные особенности отдельного ученика, а, следовательно, быстро и грамотно корректировать задания с учетом этих особенностей.   В процессе обучения географии с помощью информационных технологий можно использовать многие виды картографических изображений: планы местности, географические карты, картограммы, картосхемы, аэрофотоснимки, космические снимки,  диаграммы, картины. Наиболее интересными считаю презентации для проведения уроков в форме путешествия: «Путешествие по Вселенной», «Путешествие в клетку»  на уроках  природоведения в  5 классе,   уроки – исследования: «Внутренние воды Северной Америки», «Рельеф материка Северная Америка»  на уроках географии в 7 классе, урок – конференция «Глобальные проблемы человечества»  на уроках географии в 11 классе,  которые можно использовать для уроков повторения и обобщения по разным темам, меняя содержание. Для оптимизации образовательного процесса применяю игровые технологии, технологию проблемного обучения, много внимания уделяю здоровьесберегающие  технологиям, т.к. это приоритетное направление в работе нашей школы, дифференцированное обучение, КСО, групповые технологии, индивидуальные, классно-урочные технологии, творческие, объяснительно-иллюстративные технологии, а также классная, групповая, индивидуальная и коллективная формы организации обучения и воспитания. 

Урок биологии 9 класс по теме « Моногибридное скрещивание».

Этап опроса домашнего задания:

Давайте вспомним основные понятия, которые мы ввели на прошлом уроке, и дадим им определения (раздается тест – установи соответствие).

Проверяем работу с компьютером (по цепочки выходят и на электронном носителе устанавливают соответствие).

Признаки гороха, наследование которых изучено Г.Менделем имеют варианты проявлений – таблицы на партах.

 Открываем рабочую тетрадь стр.86 зад.4.

Одновременно работу проверяем на диске «Биология» зад.2.

Этап объяснения нового материала:

-Давайте продолжим опыты над горохом, который очень любил Г. Мендель.

Получили (F),гибриды первого поколения, может, продолжим эксперимент, скрестим эти гибриды и получим гибриды второго поколения (F)?

Работаем с диском «Биология» и по таблице на доске.

Р         Аа            х             Аа

Г        А  а                         А  а

F        АА         Аа   Аа              аа             по генотипу-1 :2 :1   , по фенотипу-3:1

желтый     желтый       зеленый

Гомозигота.      Гетерозигота.     Гомозигота.

Доминантный.        Рецессивный.

Решаем задачу на II закон Менделя – у доски, на диске «Биология».

Берем признак гороха  - цвет цветка: доминантный – красный (В),

Рецессивный – белый (в)

Р               Вв                х              Вв

Г               В в                              В в

F                 ВВ              Вв                 Вв                      вв

        Красный.          Красный.     Красный.      Белый            фенотип-3:1

        Гомозигота.        Гетерозигота.       Гомозигота.     Генотип-1:2:1

Этап закрепления изученного материала:

Вопросы итоговые на диске «Биология» - каждый  выходит и отвечает.

При изучении тем « Митоз» и «Мейоз» в 6 и 9 классах, используем диск, что способствует более высокому проценту усвоения материала.

Пример (видеофрагмент).

Создание компьютерных презентаций: эту форму практической работы можно использовать как на уроках (пример), так и на занятиях при проведении предметной недели.

Пример презентации предмета « Биология».

При использовании ИКТ процент успешности урока более высокий, и как показывает тестирование- усвоение материала 80-90%, т. к. срабатывает целый комплекс анализаторов. Интерес к предмету повышается, а как следствие и качество знаний.

Урок по теме: «Внутренние воды Северной Америки»

Цель и задачи урока:

-Сформировать у  учащихся представление о внутренних водах материка: распределение по материку, особенности течения, характер режима питания.

-Познакомить учащихся с крупнейшими реками, озерами и водопадами.

-Учить называть и показывать реки и озера.

- Продолжить формирование умения составлять характеристику рек, озер.

Оборудование: карта Северной Америки, справочные таблицы, диск электронного пособия по географии 7 класса , презентации к уроку, сделанные учителем и учениками

  1. Изучение нового материала.

Мы продолжаем знакомиться с природными  особенностями  материка Северная Америка. Давайте вспомним географические объекты, характеризующие географическое положение материка. Диск - практика задание 1.

-в Северной Америке находится озеро с одним из самых длинных названий. В этом названии 42 буквы (На слайде).ЧаргоггагоггманчауггоггчаубунагунгамауггВ переводе с индейского означает «нейтральная территория для ловли рыбы и проведения общих собраний индейских племен»

-Названия рек оригинальны и интересны, например,

 «Отец вод», «Грязная толстуха», «Лошадь, которая не устает»  и много других.

Какая же тема  может быть  нашего уроке?

Правильно – «Внутренние воды Северной Америки».

Число и тема урока  вывод по уроку  делаем сами - презентация

 Схема - бассейны океанов -  презентация

примеры записываем на доске – проверяем – презентация

 Презентация - графики

 Интерактивная карта   -  сообщение  о реке Миссисипи  

Интерактивный комплекс:  сообщение  о каньоне  реки Колорадо.

 Видеофрагмент на диске – каньон

Физкультурная  минутка (в электронном варианте)

Ниагарский водопад. Сообщение  с использованием интерактивной  доски.

Современное оледенение на материке показано на диске  

Домашнее задание на слайде.

Для того, чтобы достичь основной цели современного образования – развития личности ребенка, необходимо, чтобы в процессе обучения школьник был включен в активную познавательную деятельность. Такая активизация создает общий положительный фон для появления интереса к учению.

 На уроке должно быть большое внимание уделено индивидуализации процесса обучения и воспитания. При составлении заданий необходимо учитывать интересы, уровень учебных успехов, психические особенности учащихся.

 При работе с одаренными учащимися целесообразно предложить задания повышенной  сложности. Эта система включает в себя:

-задания на моделирование географических ситуаций и явлений;

(покажите на карте, как располагались бы природные зоны в Южной Америке, если бы  она пересекалась экватором посередине)

-задания на группировку объектов;

(разбейте данные географические объекты на группы по  признакам)

-задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно – следственных цепочек;

-задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам (работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями, схемами);

-задания проверочного характера на развитие памяти, умение представлять карту;

(для того чтобы совершить трансафриканское путешествие с запада на восток, вам придется пересечь Чад, Мали, Мавританию, Сомали, Эфиопию, и Нигер. Напишите названия этих стран в том порядке, в каком они действительно располагаются в Африке)

-задания на составление, сравнение изученных объектов;

(где, в Австралии или в Южной Америке,  большую площадь занимают пустыни. Где  - меньшую и почему?)

-задание на прогнозирование экологических и географических ситуаций (подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста или дамбы)

Также позволяет осуществить индивидуальный подход в обучении применение карточек с заданиями, отличающимися по степени сложности.

 Развитие познавательных интересов сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном  итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребенка.  Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обуславливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами  и так далее, обеспечивает формирование активной жизненной позиции.

Заверяю: Директор школы _____________/О.В.Бахтина/

Продуктивность педагогической деятельности:

 Сведения о результатах сформированности у учащихся ключевых компетентностей:

  1. По географии:

Учебный год

Обученность

%

Качество знаний

%

2007-2008

100

73,4

2008-2009

100

79

2009-2010

100

84

Качество знаний увеличилось  за последние 3 года на 5%, так как были добавлены часы в учебном плане школы на изучение географии: «Практическая  география» в 6 классе – 1час, «Краеведение» в 8классе -1 час, «Практическая география» в 10-11 классе по 1 часу. В кабинете увеличился запас электронных пособий по предмету. Решена проблема  использования УМК в каждом классе всеми учениками по географии.

Заверяю: Директор школы _____________/О.В.Бахтина/

  1. По биологии

Учебный год

Обученность

%

Качество знаний

%

2007-2008

100

73

2008-2009

100

75,7

2009-2010

100

84

 

 По биологии рост качества знаний на 8% произошел, так как школа получила по КПМО современное компьютерное оборудование для кабинета биологии с полным учебно-методическим и лабораторным оборудованием для работы на каждом уроке. Кабинет подключен к сети Интернет.

Заверяю: Директор школы _____________/О.В.Бахтина/

  • Результаты экзаменов по выбору предметов биологии и географии:

1.Сведения о результатах экзаменов по географии выпускников основной школы:

год

Форма экзамена

Результаты экзаменов выпускников основной школы (% от числа выпускников) по выбору

5

4

3

2

2007-2008

традиционная

17%

2008-2009

традиционная

20%

Два последних года выпускники этих классов имели низкий познавательный уровень и уровень обучаемости, большая часть учащихся этих классов осваивали только базовый уровень учебного материала. Самостоятельно работать не могут, осваивали учебный материал только при сопровождении учителя. Экзамен выбрали сдавать учащиеся, которые в течение года имели удовлетворительные знания по географии.

2 .Сведения о результатах экзаменов по географии выпускников

средней школы:

год

Форма экзамена

Результаты экзаменов выпускников основной школы (% от числа выпускников) по выбору

5

4

3

2

2008-2009

ЕГЭ

14%

3.Сведения о результатах экзаменов по биологии выпускников  

 основной школы:

год

Форма экзамена

Результаты экзаменов выпускников основной школы (% от числа выпускников)

5

4

3

2

2007-2008

традиционная

34%

17%

2008-2009

традиционная

20%

20%

2009-2010

традиционная

25%

2009-2010

ГИА

50%

4.Сведения о результатах экзаменов по биологии выпускников  

 средней школы:

год

Форма экзамена

Результаты экзаменов выпускников основной школы (% от числа выпускников)

5

4

3

2

2008-2009

ЕГЭ

28%

14%

Предмет биология для сдачи экзамена был выбран мотивированными учащимися, участника школьного лесничества «Лесные Берендеи», которые после окончания школы обучаются в профильных учебных заведениях Амурской области.

Заверяю: Директор школы _____________/О.В.Бахтина/

  • Результаты участия в предметных олимпиадах, конкурсах:

Учебный год

Название мероприятия

Уровень

Результат

2008-2009

Олимпиада по биологии

Районный тур

Победитель

2008-2009

Олимпиада по биологии

Областной тур

Участник,

 II место в теоретическом туре

2009-2010

Олимпиада по биологии

Районный тур

Призер

 (диплом РОО)

2007-2008

 «Юннат - 2007»

Областной конкурс

Сертификат участника

2008-2009

«Юннат - 2009»

Областной конкурс

Сертификат участника

Заверяю: Директор школы _____________/О.В.Бахтина/

  • Эффективность творческой деятельности (научной, проектной и др.) учащихся по предмету:

Учебный год

Название мероприятия

Уровень

Результат

2007-2008

Детский экологический конкурс «Зеленая планета »  в номинации «Природа – бесценный дар, один на всех»

районный

Победитель,  

 грамота РОО,

г. Зея

Научно-исследовательская конференция школьников «Искатели»

районный

Сертификат участника,

г. Зея

Конкурс электронных проектов «Амурской области -150 лет»

районный

Призер,

грамота РОО, г. Зея

IV слет школьных лесничеств

областной

Призер в номинации «Юный ботаник»

(сертификат на льготное поступление в ДальГАУ);

Призер в номинации «Юные исследователи»,

С. Широкий Лог

2008-2009

Юниорский  лесной конкурс

 «Подрост-2009»

областной

Победитель,

 грамота,

г.Благовещенск

Юниорский  лесной конкурс

«Подрост-2009»

Всероссийский

Участник, диплом департамента лесного хозяйства России,

г. Барнаул

2009-2010

II  научно-практическая конференция

«С чего начинается Родина»

областной

Призеры,

 грамоты и сертификаты,

с. Ивановка

XXI Научно-практическая конференция школьников по исследовательской работе

Областная

Свидетельство,

Г.Благовещенск

Конкурс презентаций «Юный путешественник»

межрегиональный

Сертификат, Республика Бурятия

Эколого-биологическая смена «Вместе у Байкала»

Межрегиональный

Свидетельство, (именная путевка на оз. Байкал) Республика Бурятия

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»  издательского дома «Первое сентября»

Всероссийский

Диплом,

г. Москва

Эколого-туристическая смена

«Бекельдиуль-2010»

Профильные дисциплины:

- Основы исследовательской работы;

- Краеведение;

-Туризм.

районный

Сертификаты 3 участникам,

с. Гулик

Заверяю: Директор школы _____________/О.В.Бахтина/

  •  Посещаемость кружков, секций, объединений, элективных курсов:

Учебный год

Название кружка

Численность участников (% от числа учеников)

Сохранность контингента (% от числа учеников)

2006-2010

Школьное лесничество

«Лесные Берендеи» 5-11 классы

100%

100%

2008-2009

 Кружок «Практическая география» 6 класс

30%

30%

2008-2009

Элективный курс «Основы  валеологии»

9 класс

100%

100%

2009-2010

Элективный курс «Основы валеологии»

 9 класс

100%

100%

2010-2011

Элективный курс

«Профессии, связанные с биологией»  9 класс

100%

100%

 

Заверяю: Директор школы _____________/О.В.Бахтина/

  • Степень реализации профессиональных намерений учащихся:

Учебный год

Поступили и продолжают обучение (% от выпускников)

ВУЗы

Сузы

ПУ и малая сельскохозяйственная академия при ДальГАУ

2007-2008

ДальГАУ,

 Институт леса – 10%

Мед. Академию- 10%

-

ПТУ 28  г. Зея

Лесное хозяйство – 10%

ПУ№6 г.Благовещенск -10%

Малая сельскохозяйственная  академия при ДальГАУ -10%

2008-2009

Даль ГАУ,

 Институт леса-10%

Сельхоз техникум -10%

Малая сельхоз академия при ДальГАУ -30%

2009-2010

-

Сельхоз техникум -10%

Малая сельхоз академия при ДальГАУ -75%

Заверяю: Директор школы _____________/О.В.Бахтина/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя русского языка и литературы на высшую квалификационную категорию

Портфолио содержит материал о работе за последние три года....

Портфолио учителя русского языка и литературы на высшую квалификационную категорию

Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника д...

Портфолио учителя математики Шишкановой С.Г. на высшую квалификационную категорию

Портфолио (презентация) учителя математики Шишкановой С.Г. на высшую квалификационную категорию 2018 год...

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категорию...