Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
опыты и эксперименты на тему

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя математики  МБОУ «Булдыгинская СОШ» Андреевой Галины Петровны. 
Педагогическая проблема: «Применение новых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя математики  МБОУ «Булдыгинская СОШ»

Андреевой Галины Петровны

Педагогическая проблема: «Применение новых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики».

1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».  Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть  творческим, самостоятельным, ответственным  коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.    Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.  В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии.  Применение этих технологий объясняется  необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. 

  Информационные технологии позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе обучения независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы. Без математического образования современный человек обойтись не может в силу следующих причин:

– математическое образование – это единственное прошедшее испытание временем средство интеллектуального развития в условиях неизбежного массового обучения;

– элементы математики – неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире. Практически каждому человеку приходится постоянно проводить элементарные подсчеты, делать оценки, прикидки, читать графики, осмысливать статистические данные и т.д.;

– математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.  

    Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы  научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

  Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией. Смещение приоритетов в сторону современных информационно – коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эти изменения связаны:
• с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения;
• с достижением новых учебных результатов;
• с формированием в массовом порядке ИКТ – компетентности учителей предметников;
• с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов.
 

Использование современных информационных технологий в образовании – это уже не новшество, а реальность сегодняшнего дня для всего цивилизованного мира. В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению.

 

 Своеобразие: 

Во-первых, применение компьютерных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. 

Во-вторых, использование компьютерных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. 

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). 

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. 

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. 

Новизна опыта: В процессе преподавания математики  цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы в различных формах:    мультимедийные сценарии уроков (презентации); готовые учебные и демонстрационные программы;  проектная деятельность; исследовательская деятельность;  внеурочная деятельность.

   В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: 

  принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы.   На своих уроках стараюсь удовлетворить потребности и запросы учащихся, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. С такими учениками работаю индивидуально, привлекаю к участию в математических олимпиадах, конкурсах, рекомендую им дополнительную литературу

3. Теоретической базой опыта явились работы  Т.П.Луниной, Л.Н.Горбуновой и др., представленных   в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них:

1. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической крнференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.

2. Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина,  С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

3. Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

 4.Технология опыта.

   Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на  уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное  обучение.

    На современном этапе  перед методикой математики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий  с традиционными.  Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрирован-ного обучения, личностно-ориентированного обучения,  коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные,  учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на  уровне отдельных элементов и в системе.

      Средства достижения   этой цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

-использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату ( « правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность в способах работы;

- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.  

   В своей работе активно использую   такое направление технологии как проектная деятельность, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности учеников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения. Исследовательские  проекты по математике  практикуются  на всех ступенях обучения, учитывая особенности и методику исследования.  В итоге, в каждом классе выделяется группа увлеченных ребят. Далее они вовлекаются  в работу в составе творческих  групп.  С ними проводится дополнительные  занятия, на которых обсуждается методика   исследования.  Это способствует сохранению у ребенка интереса к предмету на протяжении всего школьного обучения. И как результат,  в старших классах учащиеся обладают навыками проектной и   исследовательской работы, у них возникает желание продолжить дальнейшее  изучение предмета в ВУЗе.  

5. Результативность

  Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде) я формирую у ребят основные «информационные» компетенции. Качество знаний учащихся при применении ИКТ для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии выше, чем при традиционных методах.

  Использование компьютера позволило каждому учащемуся:  работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

 Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

  Результативность применения данной проблемы проявляется:  в результатах итоговой аттестации   в форме ГИА и ЕГЭ;  в участии детей в  заочных олимпиадах, конкурсах и проектах.

  Результаты ГИА:

  2012-2013 учебный год – процент качества знаний – 90%,   средний балл – 4,2

  2013-2014 учебный год- процент качества знаний  80%, средний балл – 3,8

   Результаты ЕГЭ:

  2012-2013 учебный год  - средний балл 55.

 Муниципальный этап предметной олимпиады по математике 2012-2013 учебный год: Сазанов Иван (3 место)

  Международный математический конкурс «Кенгуру»: 2011-2012 учебный год-14 человек; 2012-2013 учебный год- 13 человек; 2013-2014- 15 человек.

 6.Трудности и проблемы при использовании опыта  При использовании информационных технологий в преподавании математики у меня как у учителя возникли некоторые проблемы:
1. Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего.
2. Иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий
.

 Сегодня учебная программа построена так, что преподается, как правило, только «свой» предмет. Необходимо строить весь образовательный процесс так, чтобы на уроке, в каждом задании учащиеся использовали знания различных научных областей. Широкое распространение информационных технологий создало ряд проблем, в частности, проблему информационной перегруженности учащихся, необходимости ориентироваться в избыточном количестве информации. Ребенок не успевает... Как же быть, как помочь ребёнку сориентироваться в огромном потоке информации, не захлебнуться в нем, а научиться плавать? Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.  

7. Возможность тиражирования. 

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях,  выступлениях на семинарах. По распространению опыта проводятся семинары районного, и республиканского уровней, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы, общение с коллегами в сети Интернет.   На районном семинаре учителей математики   выступила с докладами « Технология деятельностного обучения»,  «Актуальные проблемы преподавания математики и пути их преодоления».

С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на сайте : http://nsportal.ru/andreeva-galina-petrovana

 Личные кабинеты на сайтах : www.zavuch.ru

                                                   www.proshlolu.ru

                                                 

 8. Приложения.

- Тема самообразования: «Использование элементов компьютерной технологии в процессе преподавания математики как средство развития познавательной активности учащихся». 

-Урок математики в 6 классе: «Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Презентация к уроку «Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками ».

- Урок математики в 5 классе: «Упрощение выражений». Презентация к уроку «Упрощение выражений».

-Урок-презентация в 5 классе: «Задачи на дроби и «путешествие» по солнечной системе»

-Урок  математики в 5 классе: «Путешествие в страну Дроби». Презентация к уроку «Путешествие в страну Дроби»

-Урок-экскурсия  в 8 классе: «Формулы сокращенного умножения»

 

       Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.

                                                            Учитель                                       ________________ /АндрееваГ.П./

                                                           Заместитель директора по УР    _______________ /Лящина Н.Н./

                                                            Директор ОУ                              _______________ /Семина В.В./

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...