Интегрированный подход к преподаванию истории как средство оптимизации учебного процесса
статья по теме

Климова Наталья Владимировна

Выступление на методическом совете по итогам работы над исследованием влияния интегрированного подхода на оптимизацию учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный подход к преподаванию истории как средство оптимизации учебного процесса

Интегрированный подход к преподаванию истории и обществознания выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Он органически вписывается в Государственный стандарт образования и отвечает его целям и задачам.

При изучении школьных курсов существует необходимость включения в них задач практической направленности, таким образом, повышается эффективность учебного процесса. Потребность в использовании практических материалов при обучении школьников определяется тем, что возникновение, формирование и развитие понятий имеют своим источником чисто человеческие ощущения и восприятия, а также и тем, что в познавательной деятельности имеет место тесная связь логических процессов мышления и чувственного восприятия. Всё это способствует более глубокому усвоению теоретических положений, формированию умения применять исторические знания на практике, способствует сохранению устойчивого мотива к учению и в какой-то мере влияет на интересы учащихся, их ценностные ориентации, познавательные потребности и самообразование.

Объектом исследования является повышение продуктивности учебного процесса. Предметом – педагогические условия, обеспечивающие эффективное обучение и воспитание ребёнка с помощью интегрированного подхода к образованию. Мной была выдвинута гипотеза о том, что эффективное обучение может быть достигнуто путём постоянного и целенаправленного мотивирования учебной деятельности учащихся через межпредметные и внутрипредметные связи и интегрированный подход; включение элементов личностно-ориентированной технологии, использование компьютерных технологий на этапе оценки и контроля; осуществление различных видов деятельности детей по самовыражению и саморазвитию.

Для проверки гипотезы мною были сформулированы следующие задачи:

1. Изучение методической, психолого-педагогической литературы.

2. Применение современных образовательных технологий.

3. Обоснование   условий,   обеспечивающих   наибольшую  эффективность прочного усвоения знаний.

Для эффективного решения данных задач были разработаны этапы реализации проекта.

1. Поисково-творческий этап. Анализ литературы, совместная работа с педагогами школы, разработка дидактического материала интегрированного характера.

Результат: сообщения на заседании школьного методического объединения, проведение открытых интегрированных уроков и мероприятий.

2. Этап апробирования и наблюдения. Применение разработанных материалов, проведение контрольных срезов и мониторинговых исследований.

Результат: получение материалов для проведения анализа образовательной деятельности.

3. Итоговый этап. Обработка полученных данных с их последующим анализом.

Результат: аналитический отчёт.

Проводя анализ своей дидактической системы, наряду с позитивными моментами (стабильный уровень согласованности системы, достижение третьего этапа эпизодичности), я зафиксировала несогласованность в группе оценивания и контроля. Решение данной проблемы я вижу в освоении и применении компьютерных технологий в образовательном процессе.

В следующий межаттестационный период я продолжу работу над проектом по основным направлениям:

– совместное сотрудничество с педагогами школы по проблеме использования интегрированного подхода в образовании;

– изучение технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала;

– поиск выхода на уровень системности посредством разработки интегрированного курса.

Актуальность выбранной мною темы исследования подтверждается новыми тенденциями в образовательной системе.

При изменении содержания курсов истории и обществознания были изменены основные приоритеты этих гуманитарных курсов. На современном этапе важно раскрывать многоплановость, многомерность исторического процесса, роль человека общественном развитии, показывать возможность альтернативных путей в выборе путей развития.

Отказываясь от простого заучивания фактов, необходимо формировать у учащихся целостные знания о научной картине мира, о приоритете общечеловеческих ценностей, о единой мировой культуре, о глобальных проблемах современности, закреплять общеучебные умения и навыки.

Интеграция позволяет освободиться от неоправданного дублирования материала с другими курсами и сосредоточить внимание педагога на основных проблемах предмета. Уже несколько лет городские олимпиады школьников и контрольные работы содержат задания интегрированного характера, то есть требуют от учащихся применения синтезированных знаний.

Следовательно, задача школы и учителя состоит в том, чтобы снабдить учащихся методами овладения и использования этих знаний п умений.

Интегрированный подход к преподаванию предполагает осознанную учебную деятельность учащихся, как следствие повышается эффективность обучения, улучшается качество знаний, устанавливается стабильный интерес детей к изучаемому предмету.

Данный подход к преподаванию предполагает формирование общеучебных умений и навыков, применение внутри- и межпредметных связей, использование заданий практического содержания, интегрированных уроков. Таким образом, перед педагогом лежит огромное поле деятельности, требующее длительного срока разработки и внедрения данного проекта.

Характер гуманитарных курсов, в особенности обществознания, создаёт известную трудность для учителя. При изучении определённого материала недостаточно обращения к какому-либо изданию, излагающему основы одной науки (например, философии); необходимо знакомиться с трудами, представляющими другие науки. Учитель должен знать содержание и требования программ по смежным дисциплинам. Частью данной проблемы является и отсутствие наглядных пособий, кино и диафильмов, слайдов и других пособий, которые учитель мог бы привлекать для иллюстрации материала из интегрируемых дисциплин. Не хватает и дидактического межпредметного материала.

Следующий ряд проблем связан с организацией интегрированных уроков и мероприятий. Несмотря на высокую продуктивность данной формы уроков, необходимо отметить, что их подготовка требует длительного времени, поэтому такие уроки не могут проводиться часто.

Когда урок готовят два учителя, довольно сложно выстроить единую линию поведения. Каждый педагог обладает индивидуальной, особенной манерой преподавания, как человек, он имеет собственные неповторимые черты характера. Учитывая эти особенности, педагоги должны проявлять свою коммуникабельность и готовность к сотрудничеству.

За межаттестационный период я выполнила лишь часть работы, итогом которой является разработанная система интегрированных уроков и формирование технологии их проведения.

Пересматривая работу, я хочу отметить, что профессия учителя как никакая другая требует от педагога постоянного стремления к самообразованию, самосовершенствованию, открывает возможности к неограниченному проявлению творчества, реализации ранее неосуществлённых потребностей, склонностей и интересов.

Н. В. Климова, учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 9 Нижнего Тагила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в преподавании географии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени....

Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»

Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Сборник коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления. А так жепомощь воспитаннику в выполнении домашнего задания,комплекс упражнений физкультурных  мин...

Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса

Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса

Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса....

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса

Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса...