Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
опыты и эксперименты на тему

Нуварьева Олеся Кузьминична

Здесь представлен собственный иновационный опыт по русскому языку и литературе: «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie.docx62.45 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» Рузаевского муниципального района

Нуварьевой Олеси Кузьминичны

       Деятельность учителя сложна и многогранна, требует разносторонних и глубоких научных знаний, высокого педагогического мастерства, идейной закалки, гуманности и такта. Педагогическая профессия требует особого призвания и любви к своему делу. Именно эти два главных слова в работе учителя помогают найти путь к детским сердцам. Любовь к детям - самое благородное чувство, а научить их читать и писать, помочь стать честными гражданами своего государства и выбрать профессию по душе, поможет только учитель, обладающий высокими нравственными качествами.

В условиях современной образовательной парадигмы стало модно оперировать такими понятиями как компетенция и компетентность, где «компетенция» подразумевает знания, умения и навыки, которыми обладает определенное лицо в конкретной области знаний. Наряду с этим термином в педагогической литературе употребляются смежные с ними понятия – «профессионализм», «квалификация», «педагогическая культура», «педагогическая образованность», которые сопровождают учителя на всем протяжении его жизни. Поэтому стать высококвалифицированным, достойным и лучшим учителем – вот главная задача каждого из нас.

       Мечта стать учителем у меня зародилась с детства. Обучаясь сначала в начальных классах, потом в среднем звене я все время помогала друзьям и одноклассникам с учебой. Возможно, это и сыграло большую роль в выборе профессии. Окончив в 2013 году филологический факультет МордГПИ им.М.Е.Евсевьева по специальности  «Русский язык и литература, история», пришла работать в МБОУ "СОШ №17" в качестве учителя русского языка и литературы. Каждый день, прожитый в школе, я считаю потраченным не зря.  Ведь начинается он с ожидания встречи с моими любимыми учениками, а оканчивается доброй улыбкой и словами благодарности в свой адрес. Поэтому профессия учителя для меня не работа, а жизнь.

Самым основным принципом своей работы считаю раскрытие и дальнейшее развитие творческого потенциала ученика, умение передать им свои знания и умения, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов общества и интересов самих учащихся. Ведь как говорил Конфуций: «Лучше зажечь одну маленькую звезду, чем клясть темноту».

       Я считаю, что уникальность каждого учителя, заключается в том, что он одновременно преподает и воспитывает. Ведь сейчас, в период развития инноваций, от учителя зависит многое. На своих уроках я стараюсь импровизировать, использую нестандартные подходы к различным видам деятельности, тем самым вызывая познавательный интерес у учащихся.

       Педагогическая проблема, над которой я работаю с 2013 года - «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования». 

1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена тем, что урок в современной школе претерпевает существенные изменения, которые зависят от ряда факторов: появились образовательные стандарты и на их основе - обновленные программы и учебники, утвержден новый Федеральный Базисный учебный план, внедряются информационные технологии. Эти и другие факторы обусловливают необходимость совершенствования урока, при этом важно учитывать основные приоритеты модернизации образования.  

       Моя задача, как и задача любого педагога – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Проведение уроков разных типов мне в этом помогает.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

       Русский язык, сочетающий в себе, по словам М.В.Ломоносова, «Великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского <…> богатство и сильную в изображениях краткость», для многих учеников навсегда остается лишь скучной школьной дисциплиной.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

2. Наличие теоретической базы опыта.

       Мой педагогический опыт составляет 2 года. За это время у меня накопился необходимый теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам.      

        Задачи, которые я ставлю перед собой сегодня – привить детям любовь к русскому языку и литературе, пробудить желание взять в руки не  планшет, а самую обычную книгу, заставить их размышлять, переживать и сочувствовать. Задача, которую я поставила перед собой - воспитать грамотных, образованных людей, достойных граждан своего Отечества.

        Для достижения максимального успеха на пути поставленных задач, я использую опыт и теоретическую базу ведущих отечественных и зарубежных методистов, языковедов, литературоведов.

        Являясь молодым педагогом, черпаю опыт не только у старших коллег, но также и у своих ровесников. Совместными усилиями было собрано методическое пособие Министерства образования РМ «Моя образовательная инициатива», которое включает в себя конспекты уроков, внеклассных мероприятий, статей молодых педагогов Республики Мордовия, в том числе мой мастер-класс «Использование инновационного подхода (технологии критического мышления) для раскрытия концепции современного образования».

3. Технология опыта.

        Над проблемой «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования» я работаю с 2013 года. Из всего многообразия современных типов и видов урока предпочтение  отдаю таким как:

- урок изучения нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- комбинированный урок;

- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

- урок-лекция;

- урок-семинар;

-урок-диспут;

-урок-игра;

- урок-защита проекта;

- зачетный урок.

Уроки изучения нового материала наиболее применимы в работе со школьниками среднего и старшего звена, так как именно в этих классах изучается довольно объемный материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений,  самостоятельная работа с учебником, другими источниками. Отсюда и виды уроков, которые я применяю в рамках этого типа уроков: урок-лекция, урок-семинар, видеоурок, комбинированный урок (сочетание различных видов урока на одном уроке) и другие.

       Урок объяснения нового материала в средних классах провожу методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в старших - в форме лекции, включающей в себя элементы беседы.

Этот урок имеет свои особенности. Цель урока - общий разбор темы.  Обычно на таком уроке трижды объясняю материал. Сначала очень кратко знакомлю учащихся с простым планом содержания темы, основным набором вопросов, что поднимает мотивацию учащихся к ее изучению, даю учащимся советы, как конспектировать, выделять главное, фиксировать возникающие у них вопросы по ходу изложения темы. Затем следует подробное объяснение-изложение, нередко сопровождаемое наглядным материалом, яркими фактами и примерами (в этом приходят на помощь средства ИКТ), побуждением учащихся приводить свои факты и примеры в подтверждение услышанного, участвовать в беседе по их анализу. Придавая своему изложению проблемный характер,  стремлюсь привлечь внимание учащихся к учебной литературе, учебнику, даю общую ориентировку в печатных источниках, в тексте соответствующих параграфов учебника, связываю новое с ранее усвоенным, т.е. актуализирую опорные, ранее усвоенные знания и сформированные умения, умственные действия.

       В старших классах после изучения некоторых тем провожу уроки – семинары. В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную проработку материала.

        Главным источником знаний на таких уроках являются  учебники и учебная литература, научная, справочная литература, а также лекционные конспекты, которые составляются учащимися в ходе объяснения учителем.  Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками знания приучает школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, письменно оформлять свои мысли, суждения, дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать потребность в знаниях и самообразовании.

Обязанность учителя в таких условиях заключается в том, чтобы составить задания, ответы на которые в учебнике не содержатся в готовом виде. И в то же время именно в учебнике и в той дополнительной литературе, которой учитель снабжает учащихся на уроке, должен полностью содержаться материал, осмысление которого позволяет ученику выполнять задания. Но для такого выполнения требуется не простое чтение учебника, а именно изучение его, свободная ориентировка ученика в тексте учебника и учебной литературы, обобщение информации, которая содержится в них, школьник учится сравнивать и выделять существенные признаки наблюдаемых и изучаемых явлений, процессов.

       На таких уроках организуется проблемное обсуждение: учащиеся излагают свои точки зрения, ставят вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя.

В заключительном слове мной подводятся итоги работы класса, расставляются акценты на обсуждаемых вопросах, оцениваются работы отдельных учащихся, выставляются оценки. Значительное место в работе учащихся на таких семинарах отводится их выступлениям с сообщениями и рефератами, докладами, подготовленными под моим руководством. Часть этих сообщений, рефератов или докладов могут быть посвящены новой проблеме и предназначаются они для введения класса в новую тему, с которой ему предстоит встретиться на предстоящей лекции.

       Основными  дидактическими задачами уроков совершенствования знаний, умений и навыков являются:

а) систематизация и обобщение новых знаний;

б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

г) формирование умений и навыков;

д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

       Этот тип урока можно разбить на несколько видов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков.

Отмечу, однако, что уроки «чистого» повторения или формирования умений и навыков, менее эффективны и поэтому они входят в состав уроков совершенствования знаний, умений и навыков. Видами этого типа уроков являются:

а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений);

б) урок практических работ;

в) урок-экскурсия;

г) урок-семинар;

д) урок-защита проекта;

е) урок-игра.

       Уроки  типа обобщения и систематизации нацелены на решение двух дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по ключевым вопросам программы, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия, учебного года.

       Такие типы уроков стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала. Каждый раз при проведении уроков этого типа заранее обозначаю вопросы - проблемы для повторения, указываю источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться при подготовке к уроку, провожу при необходимости обзорные лекции, определяю задания для группового выполнения вне урока, провожу консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, даю рекомендации по самостоятельной работе.

В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, а также уроки-защиты проектов, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом.

       Комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в моей практике. Основными элементами такого урока  являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности изученного на предыдущих занятиях, актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;

в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

д)  домашнее задание и инструктаж по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением отметок и оценок за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

        При подготовке к комбинированному уроку  определяю целевые установки  урока:  чему должна  научить школьников, как использовать занятия для разумной организации их деятельности.

       Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков  предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса. В своей практике провожу такие виды уроков контроля и коррекции: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, сочинения, тесты; зачет; зачетная практическая  работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа. Все эти и другие виды уроков провожу после изучения целых разделов, крупных тем.  На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

       После проведения уроков контроля провожу специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вношу необходимую коррекцию  в деятельность учащихся.

       Зачетный урок  провожу по завершении работы над крупной темой или разделом курса.  Делю урок-зачет на две части: обучающую (примерно до 15 минут) и контролирующую (до 30 минут). Первая часть урока-зачета проводится как индивидуальный опрос-беседа с учащимися по теме в сочетании с самостоятельной работой всех учащихся класса. В этой части урока школьники вновь разбирают основные вопросы пройденной темы.

Вторая часть урока посвящается выполнению письменного задания по теме. Ученики письменно отвечают на серию вопросов, работают над тестовыми заданиями, проводят различные виды разборов. Каждый ученик работает самостоятельно, за что ему выставляется зачетная оценка по пройденной теме.

Контроль, осуществляемый в ходе проведения урока-зачета, весьма специфичен. Он выполняет не столько функцию «накопления оценок», а сколько коррекцию добытых учащимися знаний, умений и навыков, стимулирует активность и самостоятельность учащихся в обучении. Контроль нужен учителю и учащемуся не ради самого контроля, а как средство повышения эффективности обучения. Такой контроль помогает учителю и учащимся определить, насколько прочно усвоился изучаемый материал и позволяет ли достигнутый уровень теоретической и практической подготовленности учащихся двигаться в обучении дальше, приступить к работе по новой теме или разделу программы. 

       Разумеется, в моей практике используются и другие типы  уроков: пресс-конференции, уроки-диалоги, уроки-аукционы, межпредметные уроки, уроки взаимного обучения учащихся, уроки - творческие отчеты, уроки-конкурсы и многие другие. Их главная цель - возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, достижение которой обычно связывается с той или иной степенью импровизации учителя на уроке.

Для достижения поставленных целей обучения русскому языку и литературе в средней школе предусмотрено использование разнообразных средств обучения. Современная материально-техническая база и ИКТ играют значительную роль в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Эффективное использование каждого из средств возможно лишь в том случае, когда учитель знает что, где, когда целесообразно использовать и какие результаты можно получить.

       Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы помогли мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

       Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

4) Анализ результативности

       Проводимая мною работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на муниципальных и региональных предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами  различных конкурсов.

Победители и призеры предметных олимпиад по литературе.

Муниципальный уровень

2013-2014 учебный год

Сонина Юлия (9 класс, призер)

2014-2015 учебный год

Сонина Юлия (10 класс, призер)

Республиканский уровень

2013-2014 учебный год

Сонина Юлия (9 класс, призер)

Наличие учащихся – победителей и призеров конференций, конкурсов различных уровней

       

Муниципальный уровень:

2013 - Пакалин Илья (5 кл.) – победитель в номинации «Моя Родина» муниципального конкурса стихов «Дорожные мотивы»

2014 – Сонина Юлия (9 кл.) – призер (3 место) в муниципальном конкурсе «Причастники Божественного света»

2015 – Гурьянова Екатерина (6 кл.) – призер в номинации «Стихотворение на русском языке» в муниципальном конкурсе чтецов «Живое слово»

2015 – Сонина Юлия (10 кл.) – победитель в номинации «Подвиг» муниципального конкурса сочинений «В книжной памяти мгновения войны»

2015 – Раду Никита (10 кл.) – призер (3 место) в муниципальном туре республиканского конкурса сочинений «Сделай выбор!»

2015 – Сонина Юлия (10 кл.) – победитель в номинации «Мир поэзии» муниципальных Андриановских литературных чтений «Литературный салон»

2015 – Белякова Екатерина (11 кл.) – призер (2 место) в муниципальном этапе республиканского конкурса сочинений «Вдохновляющий Эрмитаж»

2015 – Андреева Карина (6 кл.) – 2 место в муниципальном районе в игровом конкурсе по литературе «Пегас»

2015 – Сонина Юлия (10 кл.) – победитель в муниципальном конкурсе стихов, посвященном празднованию 384-летия города Рузаевки

региональный уровень:

2015 - Сонина Юлия (10 кл.) – участие в республиканском конкурсе литературно-художественного творчества «Золотое перо»

2015 – Абаева Ирина (6 «А») – победитель (1 место) в регионе среди учащихся 6 классов в игровом конкурсе по литературе «Пегас»

2015 – Сонина Юлия (10 кл.) – участие в межрегиональном конкурсе творческих работ учащихся «Война в истории моей семьи»

российский уровень:

2013 – Кузнецова Екатерина (5 кл.)  - победитель во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку «Знатоки русского языка»

2013 – Кузнецова Екатерина (5 кл.) – победитель (2 место) во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 5-11 классов на дистанционном образовательном портале «Продленка»

2014 – Калимулин Александр (5 кл.) –  победитель (1 место) Всероссийского открытого заочного конкурса «Интеллект-экспресс» по русскому языку «Грамотей 5-6 кл.»

2014 – Пакалин Илья (5 кл.) – победитель (1 место) Всероссийского открытого заочного конкурса «Интеллект-экспресс» по русскому языку «Грамотей 5-6 кл.»

2014- Кузнецова Екатерина (6 кл.) - победитель (1 место) во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 5-11 классов на дистанционном образовательном портале «Продленка»

2014 – Кузнецова Екатерина (6 кл.) - победитель (3 место) во Всероссийской дистанционной олимпиаде по литературе  для 5-11 классов на дистанционном образовательном портале «Продленка»

2015 – Кузнецова Екатерина (6 кл.) – победитель II степени VII дистанционной Всероссийской олимпиады по русскому языку для 6 класса «Вот задачка»

2015 – Малышев Сергей (6 кл.) - лауреат (3 место) Всероссийского открытого заочного конкурса «Интеллект-экспресс» по русскому языку «Слово за слово»

международный уровень:

2014 – Сонина Юлия (9 кл.) – лауреат международного конкурса «Юридический дебют-2014» в номинации «Поэзия»

 2015 – Сонина Юлия (10 кл.) – призер (2 место) международного конкурса «Юридический дебют – 2015» в номинации «Поэзия»

Мои публикации:

республиканский уровень

2015 год

Моя образовательная инициатива. Из опыта работы молодых педагогов Республики Мордовия: методическое пособие / сост.: Шарахова Л.Н., Пискайкина А.Е.; Мин-во образования РМ, МРИО. – Саранск, 2015.

российский уровень

2015 год

Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: Урок «Анализ отрывка поэмы «Полтава» А.С.Пушкина»

Образовательный портал «УчисьУчись.рф»: Игра для 5-х классов «Имя существительное»

5. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Анализируя  результаты своей профессиональной деятельности, я столкнулась с определенными трудностями и проблемами в использовании своего педагогического опыта.

Проблема использования ИКТ актуальна на данном этапе развития Российского образования. Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. Решение проблемы возможно за счет применения современных педтехнологий, в т. ч. ИКТ. Я использую ИКТ на различных этапах урока, на различных типах урока (от урока изучения нового материала до урока проверки знаний), а также и во внеклассной работе. Учащиеся с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Но главной проблемой является неимение компьютера у части обучающихся (отсюда невыполнение части проектов, творческих заданий). Такие учащиеся сложнее воспринимают материал, долго активизируют свою деятельность на уроках (при защите презентаций, прохождении онлайн-тестов и др.).  

Зачастую урок русского языка или литературы построен на групповой работе учащихся. При проведении таких уроков я столкнулась со следующей проблемой: групповая работа предполагает сотрудничество, когда сильные ученики помогают овладеть материалом слабым. Но влияние средств мобильной связи (смс-сообщения), интернет-ресурсов, СМИ меняет языковую культуру общения школьников между собой, не дает учащимся выйти из вакуума, пообщаться «вживую», тем более сотрудничать с кем-то.

Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формируют умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.

6. Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, предметов гуманитарного цикла. Примерами обмена моего педагогического опыта являются урок изучения нового материала «Одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого" (А.С. Пушкин "Полтава"); литературный вечер с привлечением учителей иностранного языка «Нам дороги его творенья…», посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, мастер-класс «Использование инновационного подхода (технологии критического мышления) для раскрытия концепции современного образования» и др.

Анализируя свой педагогический опыт, считаю, что для достижения поставленных целей обучения русскому языку и литературе в средней школе учителям нужно стать «наглядным пособием» для своих учеников.

С публикациями о представленном собственном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте учителя

http://nsportal.ru/nuvareva-o-k  и сайте МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/sc17ruz/

Приложение 1

Открытый урок литературы в 7-м классе

«Одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого" (А.С. Пушкин "Полтава")

Полтавская битва была не просто сраженье,
замечательное по огромности военных 
сил: нет, это была битва за существование
целого народа, за будущность целого государства.
В.Г. Белинский

Цели: показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе «маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомиться с поэмой А. С. Пушкина «Полтава».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

· коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методические приемы: аналитическая беседа, чтение произведений, ролевая игра.

Ход урока

I. Орг.момент

II. Вступительное слово учителя.

Полтавская битва, взятие Белогорской крепости, предательство Мазепы, бегство Гришки Отрепьева, метания Годунова, противоречивость Пугачёва - всё это лишь песчинки в истории Отечества Российского. Но если это так, то почему мы о них знаем? Почему помним? Думаю, что не последнюю роль в этой памяти сыграло перо Пушкина. Не только "прелестью стиха", но и своим жгучим стремлением быть любезным народу за пробуждение добрых чувств поэт обессмертил время, ведь ему очень хотелось, чтобы мы ощущали ту же духовную жажду, что и он сам, чтобы мы оценили её как самое дорогое, чем может быть славен человек.

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно", - писал А.С.Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращается к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего нашего урока одно из них - поэма "Полтава". Ребята, откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока. 

Сегодня мы познакомимся с историей создания поэмы А. С. Пушкина «Полтава», повторим знания о Петре и его сподвижниках, о ходе Северной войны, попытаемся понять сложность содержания поэмы и попробуем увидеть прелесть Пушкинского гения в ней. 

IV. Изучение нового материала.

Учитель: У нас на уроке присутствуют историки, литературоведы, текстологи и искусствоведы.

Давайте послушаем, что интересного они могут нам рассказать про А.С.Пушкина и личность Петра I.

1) А. С. Пушкин всегда интересовался историей. Он писал: «История народа принадлежит поэту». Современность для Пушкина всегда связана с прошлым.

"Видел я трёх царей", - писал Пушкин в одном из писем жене. В нем он вспоминал Николая I, Александра I, Павла I. Пушкин встречался со многими замечательными людьми, которые вписали свои имена на страницы Российской истории.

2) Сама же история рода Пушкиных из XVIII и XIX веков уходила в глубь столетий. Поэта, всегда гордившегося своим шестисотлетним дворянством, волновали семейные легенды. Он знал о том, что его предок Ратша служил "мышцей бранной" Александру Невскому, что Пушкины, военачальники, наместники, послы, участвовали в государственной жизни России.

1) Особенный его интерес вызывали предки - бунтари: Гаврила Пушкин, дерзнувший низвергать законного царя Бориса Годунова, Фёдор Пушкин, покусившийся на жизнь Петра I и казнённый императором. "Род Пушкиных мятежный" - по линии отца.

2) Мать же поэта была внучкой негра Ганнибала, ставшего в России сподвижником Петра I.

Учитель: И легенды, и жизнь, кипевшие вокруг, подсказывали пушкинской музе исторические темы, к которым он обратился ещё лицеистом. Первый его поэтический триумф - стихотворение "Воспоминания в Царском Селе", написанное им в 15 лет.

Текстологи

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны, 
Восстал и стар и млад, летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены. 
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья 
За Русь, за святость алтаря.

Учитель: Вспоминал Пушкин в этом стихотворении и победоносные сражения русских воинов XVIII века. Мысль Пушкина - поэта обращалась не только к русской, но и всемирной истории.

Литературоведы:

1) Исторические интересы Пушкина пробуждались под влиянием искусства. Так, например, памятник Петру I работы французского скульптора Фальконе стал героем поэмы "Медный всадник".

А "Истории государства Российского" Николая Михайловича Карамзина принадлежит особая роль в формировании исторических и нравственных воззрений Пушкина. "Древняя Россия, казалась, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом", - писал он. Влияние "Истории государства Российского" чувствуется на многих произведениях поэта: трагедии "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка" и др.

2) Интерес Пушкина к личности Петра I и его эпохе возник в начале 20-х годов XIX в. Известны написанные им в 1822 г. заметки по русской истории XVIII в. В них Пушкин показывает Петра I, "северного исполина", "гения". В стихотворении "Стансы" (1826г) он создаёт портрет Петра I, который должен был стать для Николая I, только что вступившего на престол, образцом для подражания.

Текстологи

Стансы

В надежде славы и добра 
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
 
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлёк сердца, 
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
 
Пред ним отличен Долгорукий.

Самодержавною рукой 
Он смело сеял просвещенье,
 
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.

То академик, то герой, 
То мореплаватель, то плотник,
 
Он всеобъемлющей душой
 
На троне вечный был работник.

2)  Личность Петра привлекала Пушкина своей неоднозначностью. Ведь он был и «мореплавателем, и плотником», и вместе с тем, жестоко расправился со стрельцами, отправил на казнь собственного сына. Петру I посвящены такие произведения поэта, как «Арап Петра Великого», «Стансы», «Медный всадник». Пушкин погиб, не закончив свой исторический труд «История Петра 1».

Учитель: "Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны," - писал А.С. Пушкин.

Исторический комментарий (видео) 6 мин.

Учитель: Ребята, давайте запишем, что такое поэма.

ПОЭМА- Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Как вы понимаете сочетание «лиро-эпический жанр»?

Лиро-эпический жанр- жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение - сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме.

V. Работа с текстом художественного произведения.

Дома вы должны были прочитать поэму «Полтава» и проработать отрывок «Полтавский бой». Какие слова оказали вам незнакомы, новы?

Лексическая работа:

Ретив (ретивый) (в словаре!)

1. Усердный, старательный, прилежный. Ретивый работник. Мужик ретивый был работник. Крылов. Ретиво (нареч.) работать. || Бойкий, живой. Что ты ржешь, мой конь ретивый? Пушкин. Вот ретивая песнь несется вдалеке. Вяземский.

2. в знач. сущ. ретивое, ого, мн. нет, ср. Сердце (нар.-поэт.). Забилось ретивое.

Гацевать (в словаре!)

  1. красуясь, искусно и молодцевато ехать верхом на скакуне или на чем-либо, имитирующем скакуна 
  2. перен., о коне: вытанцовывать, делать пируэты, высоко выбрасывать вверх передние ноги 
  3. перен. нетерпеливо перетаптыватьсяпританцовывать перен.разг. красоваться, передвигаться, красуясь, стараться произвести впечатление 

БА́ЛОВЕНЬ (в словаре!)

1. Человек, к-рого балуют, к-рому во всём потворствуют (разг.).Этот ребёнок общий б. Б. судьбы (перен.: о том, кому во всём сопутствует удача).

ВЗОР. То же, что взгляд (в 1 и 2 знач.). Устремить в. куда-н. Обратить в. на кого-н. Ласковый в.

СУЛИТ

  1. книжн. обещать дать или сделать что-либо ◆ Это не трудно было сделать: Левчинский, по приезде домой, тотчас отправил своего Власа в шинок еврея, чтобы позвать Ицку в хутор и сулить ему хорошее награждение. О. М. Сомов, «Сказки о кладах», 1829 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы
  2.  подавать какие-либо надежды; обещать 
  3. предсказыватьпророчить 

Поэт очень точно описал битву.

Скажите, пожалуйста, а чем отличается пушкинское описание боя от того, которое вы можете прочитать в учебнике по истории, то есть от научного?

Обратимся к 1-ой части отрывка.

  • Автор образно и ярко представляет нам картины боя. Какие средства выразительности использует автор, описывая следующее: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье... служить... начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Падают на землю ядра, свистят пули, солдаты готовы ринуться в штыковую атаку: «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое»

Работа со словарем (в словаре!)

РОК - Устар. срок, урочное время, пора, Ныне: судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое. 
Роковой — срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьба решает участь  либо важное событие. Судьба — совокупность событий и обстоятельств, влияющих на бытие; предопределённость событий, поступков; высшая сила  (рок– судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны. Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника: «Уходит...», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)

  • Почему шведы названы «сыны любимые победы»?
  • Объясните слова: «Как пахарь, битва отдыхает». аступает затишье перед боем, солдаты готовятся к главному сражению, как пахарь, отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки; «голодный рев» – требование жертв.)
  • Как вы поняли выражение: «Тесним мы шведов рать за ратью, темнеет слава их знамён»?
  • Какие строчки, подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)

Прочитаем вторую часть отрывка.

  • Какое впечатление производит на читателя образ Петра?
  • Какие художественные средства помогают Пушкину передать величие и мощь Петра, вызвать восхищение и гордость за него?
  • Как вы понимаете слово «лик»? 

Словарная работа (в словаре!)
ЛИК
Лик — внешний вид, образ человека
Лик — образ святого в православии
Лик — то же, что икона
Лик — изображение лица святого на иконе
Лик — имя ряда мифологических персонажей

Лик святости — разряд категории православных святых, объединённых общими заслугами
Лик святых или лик ангелов — сонм (собрание) всех святых или всех ангелов Божиих
Лики (множественное число) — радостные крики, пение, ликование.

  • Почему Пушкин употребил это слово вместо современного «лицо»?

Обратимся к  3-й части отрывка.

  • Какие слова выбирает поэт, чтобы показать состояние царя, подчеркнуть его энергию, жажду действия?

Прочтём 4-ую часть.

  • Как появляется Карл на поле боя?
  • С помощью каких эпитетов рисует Пушкин шведского короля?
  • О каких чертах характера говорит этот портрет?
  • Сравните, как два полководца обращаются к войскам, призывая солдат к бою.
  • Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли, рубят, «бросая груду тел на груду» – новых погибших на уже погибших. Горячие ядра падают на погибших, шипят в крови. Жестокость боя и его стремительность усиливаются употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)

Учитель: Уроки истории, особенно военной истории, - это всегда очень горькие уроки, потому что за ними - смерть. И, тем не менее, Полтавская битва в изображении Пушкина - дань величайшего торжества Петра и той молодой России, которая "в боренья силы напрягая, мужала с гением Петра". Полтавский бой подтвердил правильность реформаторской деятельности царя.

Русский критик В.Г. Белинский сказал: "Полтавская битва была не просто сраженье, замечательное по огромности военных сил: нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства". Наверное, поэтому Полтавская битва интересовала и художников. Слово искусствоведам.

Искусствоведы рассказывают о произведениях искусства, на которых изображена Полтавская битва: мозаичная картина М.В. Ломоносова "Полтавский баталия" (стр.98) , репродукция картины В.А. Серова "Петр I в Полтавском бою" - и описывают их.

VI. Рефлексия

Учитель: Ребята, скажите, что нового вы узнали из урока? Достигли ли вы тех целей, которые ставили себе в начале урока?

Оценки

VII. Заключительное слово учителя

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, "России определено было высокое предназначение".

Творчество Пушкина "продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее", т.е. к нам. Давайте помнить о том, что настоящего гражданина своей Родины, по мнению Александра Сергеевича, характеризует бережное отношение к прошлому родины, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", и следовать его совету - узнавать как можно больше историю своей Родины.

Да ведают потомки православных 
Земли родной минувшую судьбу.

VII. Домашнее задание

1. Выучить отрывок "И грянул бой…" наизусть

2. Составить цитатный план поэмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...