КОС по учебной дисциплине «Автоматизация производства»
рабочая программа по теме

Абдусемедова Венера Музовудиновна

Комплект контрольно-оценочных средств

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kos_osnovy_avtomotizatsii_proizvodstva.doc891.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Бюджетного учреждения профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 «ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Комплект контрольно-оценочных средств

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета

по учебной дисциплине  «Автоматизация производства»

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по профессии:

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Покачи

 2013 г.

     

РАССМОТРЕН

на заседании МО

общепрофессионального и профессионального циклов

Протокол №___

от «____»___________201__г.

Председатель

_____________ А.Р.Фахриева

УТВЕРЖДЕН

Зам. директора по УПР

____________Ваделов А.С.

ПРИНЯТ

на заседании методического

        совета

        протокол №      от 

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины разработан на основе  ФГОС по профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и рабочей программы по   учебной дисциплине «Автоматизация производства»        

Организация-разработчик:

Бюджетное учреждение СПО ХМАО-Югры «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи

Автор-составитель:

Абдусемедова В.М., преподаватель первой квалификационной категории


                                   I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1. 1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств

        Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной  аттестации в форме дифференцированного зачета

  1. Освоение, знаний умений соответствующих виду деятельности, и общих компетенций (ОК):

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке:

Умения:

У1

анализировать показания контрольно-измерительных приборов

У2

делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности.

Знания:

З1

назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве

З2

элементы организации автоматического построения производства и управление им;

З3

общий состав и структуру ЭВМ, технические и программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизированной обработки информации, локальные и глобальные сети

Профессиональные компетенции

ПК 1.1.

диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2.

выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3.

разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ПК 1.4.

оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

ПК 2.1.

управлять автомобилями категорий "b" и "c".

ПК 2.2.

выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.3.

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 2.4.

устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.5.

работать с документацией установленной формы.

ПК 2.6.

проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

ПК 3.1.

производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.

ПК 3.2.

проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций.

ПК 3.3.

вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.

Общие компетенции:

ОК 1

понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.12.  Матрица логических связей между видами аттестации, формами и объектами  контроля

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания;

№ задания

Форма аттестации

Умения

анализировать показания контрольно-измерительных приборов

точность определения показаний контрольно-измерительных приборов

Практическая работа №1

Текущий контроль, дифференцированный зачет

делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности.

соответствие выбора оборудования, средств механизации и автоматизации заданным параметрам

Практическая работа №2

Текущий контроль, дифференцированный зачет

Знания

назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве

Перечисляет виды, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики (датчиков, исполнительных механизмов и устройств управления)

Тест №2, №3

Контрольная работа №1,

Текущий контроль, дифференцированный зачет

элементы организации автоматического построения производства и управление им;

называет виды автоматизированных систем в зависимости от видов производства;

называет виды управления.

Тест №1

Контрольная работа №1,

Текущий контроль, дифференцированный зачет

общий состав и структуру ЭВМ, технические и программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизированной обработки информации, локальные и глобальные сети

идентифицирует основные компоненты  аппаратного обеспечения.

соотносит устройства к виду аппаратного обеспечения.

называет разновидности вычислительных сетей, принципы их работы.

называет и описывает назначение и функциональные возможности редакторов для обработки текстовой и числовой информации, баз данных.

Практические работы №3-№22

Текущий контроль, дифференцированный зачет

1.13.  Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний

Содержание учебного материала по программе учебной дисциплины

Типы контрольного задания, номер

Практическая работа

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Раздел 1. Автоматизация производства

Тема 1. Автоматизация. Роботизация. Электронизация производства (2)

-

-

-

-

Тема 2. Понятие о системах управления производством с применением ЭВМ (2)

-

№1

-

-

Тема 3. Датчики в системах автоматики (2)

№1

№2

-

-

Тема 4.Электронные приборы и устройства. Электрические и электронные аппараты (4)

-

-

-

-

Тема 5. Основные технические средства автоматизации (5)

№2

№3

-

-

Тема 5. Основы применения ЭВМ для автоматизации производственных процессов (5)

-

-

-

№1

Раздел 2. Применение ЭВТ для нужд профессии (30)

№№ 3-22

-

-

-


II. Комплект оценочных средств

2.1. Критерии оценивания

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90÷100

5

отлично

80÷89

4

хорошо

70÷79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

2.2. Задания для проведения текущего контроля

Тест №1 по темам «Введение» и «Понятие САУ»

Вариант 1

Автоматизация это:

А) замена человека роботом;

Б) применение комплекса средств, позволяющих осуществлять

производственные процессы без непосредственного участия человека;

В) подключение к станку компьютера;

Г) создание автоматических систем.

Отметьте, где участие человека необходимо?

А) системы слежения;

Б) системы аварийной защиты;

В) системы автоматического управления;

Г) автоматизированные системы управления.

Что имеет объект с точки зрения управления?

А) параметры;

Б) данные для управления;

В) вход и выход;

Г) свойства.

Что такое обратная связь?

А) цепочка от входа объекта до выхода;

Б) связь управляющего устройства с объектом;

В) связь со знаком минус;

Г) связь выхода объекта со входом.

Откуда устройство управления знает что делать?

А) из программы;

Б) от датчика;

В) от исполнительного механизма;

Г) от оператора.

Вариант 2

Отметьте области автоматизации:

А) производственные процессы;

Б) финансовые операции;

В) умственный труд;

Г) управление транспортными средствами;

Д) обучение.

Что дает автоматизация?

А) повышает производительность труда;

Б) сокращает рабочее время;

В) увеличивает прибыль;

Г) повышает стоимость продукции;

Д) снижает брак.

Что такое объект управления?

А) станок;

Б) устройство;

В) то, чем управляют;

Г) то, что можно автоматизировать;

Д) то, что нуждается в управлении.

Чего можно добиться, воздействуя на вход объекта?

А) включить объект;

Б) изменить вход;

В) изменить выход;

Г) получить ответное воздействие.

Как устройство управления воздействует на вход объекта?

А) непосредственно;

Б) с помощью датчика;

В) с помощью исполнительного механизма;

Г) с помощью оператора.

Вариант 3        

На какие виды делятся системы автоматизации?

А) автоматизированные системы управления;

Б) автоматизация производственных (технологических) процессов;

В) автоматизация умственного труда человека;

Г) системы автоматического управления.

Отметьте, что необходимо в системе автоматического управления?

А) регулятор;

Б) электродвигатель;

В) датчик;

Г) реле;

Д) исполнительный механизм;

Е) командный механизм;

Ж) программа (алгоритм) управления.

Механизация это:

А) подключение к станку компьютера;

Б) применение комплекса средств, позволяющих осуществлять  

      производственные процессы без непосредственного участия человека;

В) замена ручного труда машинами и механизмами;

Г) Замена человека роботом;

Какие устройства используются для построения систем автоматического управления?

А) микросхема;

Б) большая интегральная схема;

В) микропроцессор;

Г) микроЭВМ.

Откуда устройство управления знает о состоянии выхода объекта?

А) из программы;

Б) от датчика;

В) от исполнительного механизма;

Г) от оператора.

Вопрос

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

Б

А, В

А, Г

2

Г

А, В, Д

А, В, Д, Ж

3

В

Д

В

4

Г

В

Г

5

А

В

Б

Тест №2  по автоматизации по темам  «Виды САУ», «Требования к САУ», «Многоуровневые САУ»

Вариант 1

Отметьте системы, относящиеся к системам автоматического управления (САУ):

А) операционные;

Б) регулирующие;

В) экспертные;

Г) следящие;

Д) аварийной защиты;

Е) контроля и сигнализации;

Ж) САПР.

Системы аварийной защиты:

А) повышают безопасность труда;

Б) выключают питание;

В) приводят объект в безопасное состояние;

Г) отключают систему управления;

Д) блокируют управление;

Е) подают сигнал тревоги.

Что из перечисленного относится к точности управления?

А) величина регулируемого параметра;

Б) разброс значений параметра;

В) соответствие параметра заданному значению;

Г) величина отклонения фактического значения параметра от заданного.

Что относится к удобству в эксплуатации?

А) красивый дизайн;

Б) удобная мебель у персонала;

В) легкость в обучении персонала;

Г) простота системы;

Д) большое быстродействие

Е) удобство считывания информации;

Ж) малая усталость персонала за смену;

З) легкость ремонта.

На верхнем уровне многоуровневой системы управления обычно находятся:

А) оператор;

Б) компьютер;

В) диспетчер;

Г) контроллер.

Вариант 2

Многоуровневые системы могут:

А) собирать информацию о состоянии параметров объектов;

Б) менять программы управления;

В) следить за работой операторов объектов;

Г) отвечать на запросы диспетчера.

Регулирующие системы:

А) приводят состояние объекта к норме;

Б) регулируют выход объекта;

В) поддерживают значение параметра на заданном уровне;

Г) воздействуют на объект.

Что понимается под надежностью?

А) величина гарантийного строка;

Б) безопасная работа системы;

В) время работы до первого отказа;

Г) время безотказной работы в гарантийный период.

 Многоуровневая система управления состоит:

А) из нескольких компьютеров;

Б) из двух уровней управления;

В) из локальной сети;

Г) из нескольких этажей.

Какой принцип используется в системах автоматического управления?

А) программного управления;

Б) положительной обратной связи;

В) отрицательной обратной связи;

Г) дискретного управления.

Вариант3

Что на ваш взгляд относится к требованиям к САУ:

А) непрерывность работы;

Б) точность управления;

В) качество работы;

Г) безопасность;

Д) комфортность в работе

Е) удобство в эксплуатации;

Ж) большой срок службы;

З) надежность.

Системы автоматического контроля и сигнализации выполняют:

А) охранные функции;

Б) подают сигнал тревоги;

В) показывают параметры объекта;

Г) порядок действий;

Д) оценку качества выполнения операций;

Е) останавливают процесс;

Ж) показывают положение или состояние объекта.

Что означает безопасность системы управления?

А) отсутствие травм у персонала;

Б)  условия труда безопасные;

В) при отказе системы управления объект не приходит в аварийное состояние;

Г) к управлению не допускаются посторонние люди.

Многоуровневые системы управления строятся для:

А) управления сложными процессами;

Б) удобства управления большим количеством объектов;

В) для связи элементов системы управления, расположенных на разных этажах;

Г) возможности централизованного изменения программ управления объектов;

Д) возможности сбора информации о состоянии объектов.

При автоматизированный виде управления САУ приём и обработку информации осуществляет:

А) программное управление;

Б) человек;

В) следящие системы;

Г) ЭВМ и измерительные приборы.

Вопрос

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

Б, Г, Д, Е

А, Б

Б, Г, Е, З

2

В, Е

В

Б, В, Ж

3

Г

В

В

4

В, Г, Е, Ж

Б

А

5

Б

В

Г


Тест №3 по автоматизации производства по теме  «Основные технические средства автоматизации»

Вариант 1

 Что делает датчик?

А) дает показания;

Б) измеряет физическую величину;

В) преобразовывает физическую величину в числовой код;

Г) преобразовывает физическую величину в электрическую.

 Термопара преобразует температуру в:

А) электрический ток;

Б) электрическое сопротивление;

В) электрическое напряжение.

 Назначение исполнительных механизмов:

А) включать-выключать;

Б) открывать-закрывать;

В) воздействовать на вход объекта;

Г) воздействовать на выход объекта.

Что нужно для подключения исполнительного механизма к устройству управления?

А) цифровой преобразователь;

Б) аналоговый преобразователь;

В) цифро-аналоговый преобразователь;

Г) аналого-цифровой преобразователь.

 Что из перечисленного является устройством управления?

А) регулятор;

Б) процессор;

В) микропроцессор;

Г) микроЭВМ;

Д) программируемый калькулятор;

Е) программируемый контроллер;

Ж) конечный автомат.

Вариант 2

 Как различаются датчики?

А) по размеру;

Б) по марке;

В) по физическому принципу действия;

Г) по диапазону измеряемого параметра;

Д) по наименованию;

Е) по измеряемой величине.

 Термопара измеряют температуру:

А) до 1500 градусов С°;

Б) выше 1500 градусов С°;

В) до 500 градусов С°.

 Какую систему можно построить с помощью программируемого контроллера?

А) простую;

Б) сложную;

В) любой сложности.

 Что делает шаговый двигатель?

А) перемещает объект шагами;

Б) вращается скачками;

В) поворачивается на заданный угол;

Г) вращается шагами.

Выберите из списка, что относится к исполнительным механизмам:

А) регулятор;

Б) контроллер;

В) реле;

Г) вентиль;

Д) электромагнитный клапан;

Е) электропривод;

Ж) шаговый искатель;

З) шаговый двигатель.

Вариант 3

Отметьте, что является датчиками давления:

А) манометр;

Б) потенциометрический;

В) поплавковый.

Чью команду исполняет исполнительный механизм?

А) диспетчера;

Б) оператора;

В) датчика;

Г) программы;

Д) управляющего устройства.

Конечный автомат это:

А) устройство с конечным циклом управления;

Б) устройство с конечным числом команд;

В) устройство с конечным числом состояний выходов.

 Что делает электропривод?

А) приводит в движение объект;

Б) перемещает рабочий орган;

В) перемещает объект в исходное положение;

Г) вращает вал объекта.

  Какие классы управляющих устройств Вы знаете:

А) высший класс;

Б) первый класс;

В) класс аналоговых;

Г) класс числовых;

Д) класс цифровых.

Вариант 4

 Что имеет каждый датчик?

А) инструкцию;

Б) таблицу измерений;

В) тарировочную таблицу;

Г) установочную таблицу.

 Отметьте, что является датчиками уровня?

А) манометрические;

Б) контактные;

В) бесконтактные;

Г) поплавковые.

 Что делает реле-контактор?

А) включает и выключает электрическую цепь;

Б) включает и выключает объект;

В) открывает и закрывает трубопровод;

Г) перемещает рабочий орган.

 Что нужно для подключения датчика к устройству управления?

А) цифровой преобразователь;

Б) аналоговый преобразователь;

В) цифро-аналоговый преобразователь;

Г) аналого-цифровой преобразователь.

Отметьте, что является датчиками температуры:

А) манометр;

Б) термометр;

В) термопара;

Г) термопереключатель;

Д) термометр сопротивления.

Вопрос

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

Г

Е

А, Б

Б, В

2

А

А

Д

Б, Г

3

В

В

В

А

4

Г

В

Б

В

5

Г, Е, Ж

В, Д, Е, З

В, Д

Б, В, Д

Контрольная работа

Вариант 1.

  1. Определение механизации.
  2. Перечислите к чему приводит автоматизация производственных процессов.
  3. Определение управления.
  4. Что нужно чтобы управлять объектом?
  5. Определение устройства управления.
  6. Составные части САУ.
  7. Виды САУ.
  8. Виды датчиков.
  9. Управляющие устройства.

Вариант 2.

  1. Определение автоматизации.
  2. По степени участия человека в производственном процессе системы автоматизации делятся на …
  3. Определение объекта управления.
  4. Объект с точки зрения управления имеет
  5. Что такое принцип отрицательной обратной связи?
  6. Перечислите виды управления.
  7. Какие требования предъявляются к САУ?
  8. Виды исполнительных механизмов.
  9. Управляющие устройства.

Практические работы

№1. Снятие показаний контрольно-измерительных приборов

№2. Подбор оборудования

№3. Приемы работы с объектами Windows

№4. Работа в программе Проводник

№5. Сервисные программы Windows

№6. Создание графических схем в Paint

№7. Редактирование и форматирование текста в Word

№8. Работа с таблицами

№9. Работа с графическими изображениями

№10. Работа с диаграммами

№11. Работа с формулами

№12. Создание схем и организационных диаграмм

№13. Основные приемы работы в Excel

№14. Применение средств автоматизации ввода и обработки данных

№15. Осуществление вычислений в Excel

№16. Работа с функциями

№17. Диаграммы в Excel

№18. Построение графиков функций

№19. Поиск данных, создание и применение фильтра в Access

№20. Запросы и отчеты в Access

№21. Создание резюме в Publisher

№22. Создание публикации.


Практическая работа №1. Снятие показаний контрольно-измерительных приборов 

  1. Соберите электрическую цепь по заданию.
  2. Измерьте значения электрического тока по амперметру.
  3. Определите погрешность амперметра.
  4. Запишите результат.
  5. Измерьте значение напряжения.
  6. Определите погрешность вольтметра.
  7. Запишите результат.
  8. Запишите класс точности других приборов.

Практическая работа №2. Подбор оборудования

Подберите необходимое оборудование, средства механизации и автоматизации для осуществления следующих операций:

  1. Нанесение аэрографии на автомобиль.
  2. Развал-схождение.
  3. Организация сервиса мойки автомобилей.
  4. Организация СТО.

Оформить в виде таблицы. Например:

Название операции

Необходимые средства механизации и автоматизации

Дополнительные средства

Инструменты

Расходный материал


  1. Практическая работа №3. Приемы работы с объектами Windows

Работа по созданию и копированию папок в Windows

1.  Создайте на Рабочем столе папку «Оператор ЭВМ».

2.  Создайте папку «Группа №49» в папке «Мои документы».

3.  В папке «Группа №49» создайте папку «Ученые».

4.  Перетащите папку «Ученик» из папки «Группа №49» в папку «Оператор ЭВМ».

5.  Переместите папку «Ученик» обратно с помощью клавиатуры.

6.  Переместите папку «Ученик» в папку «Оператор ЭВМ» с помощью меню Правка.

7.  Переместите папку «Ученик» в папку «Группа №49» с помощью контекстного меню.

8.  Переместите папку «Ученик» в папку «Оператор ЭВМ» с помощью специального перетаскивания.

9.  Скопируйте папку «Ученик» из папки «Оператор ЭВМ» в папку «Группа №49» перетаскиванием при нажатой клавиши Ctrl.

10.  Удалите с помощью контекстного меню папку «Ученик» из папки «Оператор ЭВМ».

11.  Скопируйте папку «Ученик» из папки «Группа №49» в папку «Оператор ЭВМ» с помощью контекстного меню.

12.  Удалите папку «Ученик» из папки «Оператор ЭВМ» с помощью комбинации клавиш Shift+Delete.

13.  Скопируйте папку «Ученик» из папки «Оператор ЭВМ» в папку «Группа49»  специальным перетаскиванием.

14.  Удалите с помощью клавиши  Delete папку «Ученик» из папки «Оператор ЭВМ».

15.  Скопируйте папку «Ученик» из папки «Группа49» в папку «Оператор ЭВМ» с помощью клавиш.

16.  Удалите папку «Ученик» из папки «Оператор ЭВМ» с помощью комбинации клавиш Shift+Delete.

17.  Скопируйте папку «Ученик» из папки «Оператор ЭВМ» в папку «Группа №49» с помощью меню Правка.

18.  Удалите с помощью клавиши Delete папку «Ученик» из папки «Оператор ЭВМ».

19. Удалите папки.

Практическая работа №4. Работа с таблицами

1. Погода за первую неделю мая

           Дата

  Температура

       Осадки

         Ветер

          1 мая

        +12

     Нет

        южный

          2 мая

        +10

    Дождь

   юго-восточный

          3 мая

        +11

     Нет

   восточный

          4 мая

        +15

     Нет

   нет

          5 мая

        +11

     Дождь

   северный

          6 мая

         +8

     Дождь

   северный

          7 мая

         +7

      Дождь

   западный

 2. Таблица неправильных глаголов

Неопределенная      форма

Прошедшее время

Причастие прошедшего времени

Основное значение

Be

Was

Been

Быть

Become

Became

Become

Стать, сделать

Begin

Began

Begun

Начать

Bring

Brought

Brought

Принести

Come

Came

Come

Прийти

Do

Did

Done

Делать

3. Перевод веса продуктов в объемные меры

Продукт

Стакан

Столовая ложка

Чайная ложка

1 т.

Мука пшеничная

160

25

01

Перец черный горошком

5

Сахарный песок

200

30

12

Какао

20

10

Молоко сгущенное

30

12

Сметана

250

25

10

Яйцо среднее

50-55

4.  Таблица истинности

         A

          B

     NOT  A

    A  AND  B

   A  OR  B

     Истина

      Истина

     Ложь

    Истина

   Истина

     Истина

      Ложь

     Ложь

    Ложь

   Истина

     Ложь

     Истина

     Истина

    Ложь

   Истина

     Ложь

     Ложь

     Истина

    Ложь

   Ложь

5.  Успеваемость учащихся

        Фамилия

      Математика

         Физика

Химия

Астахов Олег

              5

               4

               4

Боброва Елена

              4

               3

               4

Волегова Юлия

              4

               4

               4

Громова Светлана

              3

               3

               5

Денисов Григорий

              4

               5

               5

Королев Игорь

              3

               3

               5

Орлова Ирина

              5

               5

               3

Чугайнов Андрей

              4

               5

               3

6.  Преобразовать текст в таблицу (знак - обозначает табуляцию):

Номер - Класс -  Чины гражданские  -  Чины армейские  - Чины флотские  -  Чины придворные

1 -  Канцлер – Генерал-фельдмаршал -  Генерал-адмирал – нет

2 -  Действительный тайный советник – Генерал-аншеф – адмирал – Обер-камергер

3 -  Тайный советник – Генерал – лейтенант – Вице-адмирал – Гофмаршал

4 -  Действительный статский советник – Генерал-майор – Контр-адмирал – нет

5 -  Статский советник – Бригадир – Капитан-командор – Церемониймейстер

6 -  Коллежский советник – Полковник – Капитан 1 ранга – Камер-фурьер

7 -  Надворный советник – Полковник – Капитан 2 ранга – нет

8 -  Коллежский асессор – Майор – Капитан 3 ранга – Титулярный камергер

9 -  Титулярный советник – Капитан – Капитан-лейтенант – Камер-юнкер

10 -  Коллежский секретарь – Штабс-капитан – Лейтенант – нет

11 -  Корабельный секретарь – нет – Корабельный секретарь – нет

12 -  Губернский секретарь – поручик – Унтер-лейтенант – Камердинер

13 -  Провинциальный секретарь – Подпоручик – Мичман – нет

14 -  Коллежский регистратор – Прапорщик – нет – нет


Практическая работа №5. Работа с диаграммами

1. Загрузите MicrosoftWord.

2. Задайте параметры страницы: правое 1см, левое 2см, нижнее и верхнее по 0,5 см.

3. Создайте следующий текст:

Поставки продукции в другие регионы

Регион

Продукция

2011 г.

2012г.

Самарская область

Нефть

3579 m.

4210 m.

Газ

7800 м3

8000 м3

Бензин

5609 m.

6010 m.

Башкортостан

Нефть

7628 m.

8903 m.

Газ

7899 м3

8901 м3

Бензин

3242 m.

4532 м3

5. Создайте диаграммы для Самарской области 2011г, 2012г, 2011 и 2012 года.

6. Выполните диаграммы для Башкортостана 2011г., 2012г,2011 и 2012 года.

7. Создайте диаграмму для всех данных.

8. Отформатируйте диаграммы.


Практическая работа №6. Основные приемы работы в Excel

  1. Запустите Excel.
  2. Снова отобразите панель инструментов.
  3. Выполните с помощью Excel следующие арифметические операции:

22+34+75                                        45*78                                                  

2*6*5*89                                         45*56*77

7546\77                                            145-543

75+98+99                                         3452\64733

  1.                                        78+99+77+8
  1. Сохраните вычисления под именем «Упражнение 1»
  2. Снова откройте книгу «Упражнение 1»
  3. Наберите следующий текст, используя форматирование по образцу

Домашний бюджет

Доходы

3500

1200

50

Сумма доходов:



Сумма расходов:

Доходы-расходы

  1. Сделайте расчёты с использованием автосуммирования и в денежном формате(в рублях, в долларах, в евро).
  2.  Оформите этот текст в виде таблицы.
  3. Оформите таблицу в цвете.
  4.   Оформите таблицу, в которую внесена раскладка продуктов на одну порцию, чтобы можно было, введя общее число порций, получить необходимое количество продуктов. Примените абсолютную ссылку на ячейку, содержащую число заказных порций.

Плов из кальмаров

Всего порций

Продукт

Раскладка на 1 порцию (г)

Всего (г)

Кальмары

48

Лук репчатый

17

Морковь

9

Рис

12

Масло растительное

8

  1. Оформите накладную.

Грузоотправитель и адрес

Грузополучатель и адрес

К Реестру №                                                              Дата получения «___»__________20__г

СЧЁТ  №123 от 13.11.13

Поставщик Торговый Дом Пресненский

Адрес 123456, Москва, ул. Родчельская ,д.4

Р/счёт №456789 в АВС –банке, МФО 987654

Дополнения:

Наименование

Ед. измерения

Кол-во

Цена

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ИТОГО:

Руководитель предприятия                                                          Чижов Е.Ю.

Главный бухгалтер                                                                         Стасова А.И.


Практическая работа №7. Осуществление вычислений в Excel

  1. Произвести расчеты в таблице по следующим данным:

n/n

Наименование продукции

Единица измерения

Количество продукции

Цена за единицу

Сумма

1

Мука

кг

50

19

2

Шоколад

шт

125

18

3

Телевизор

шт

14

4280

4

Печенье

кг

25

56

5

Карандаши

пачка

23

89

6

Дискеты

шт

37

14

7

Компьютер

шт

5

34 689

Итого:

  1. Построить график функции y=(x-3)2-6 на интервале  от 10 до 10 с шагом 1
  2. Произвести расчет процента выполнения плана по магазину ТПС «Иней» за первое полугодие, 1,2 кварталы. Построить график, который показывал бы тенденцию роста или падения процента выполнения товарооборота по месяцам. (в график не должны попасть показатели за полугодие и кварталы)

Анализ товарооборота в магазине «Иней»

Период

План товарооборота тыс. руб.

Фактический товарооборот тыс. руб.

Процент выполнения

1

Январь

114,5

115,1

2

Февраль

99,6

98,2

3

Март

118,7

120,2

4

1 квартал

5

Апрель

115,5

114,2

6

Май

118,8

116,2

7

Июнь

118,5

121,3

8

2 квартал

9

1-е полугодие

4. Создайте таблицу, укажите текущую дату и курс доллара

«Текущая дата»

Курс доллара

29,3

руб

Наименование товара

Эквивалент

$US

Цена в руб.

Кресло рабочее

39

Стеллаж

35

Стойка компьютерная

60

Стол приставной

42

Стол рабочий

65

Стул для посетителей

20

Тумба выкатная

65

Шкаф офисный

82

Сделайте расчет, добавив ещё столбец «Цена вруб по безналичному расчету» (Курс доллара 30 руб.)

Практическая работа №8. Работа с функциями

  1. Создайте таблицу по образу. Вычислите средние показатели территории и численности населения по Москве. Примените функции для определения минимальных и максимальных значений по каждому показателю.

Административный округ

Территория (кв. км.)

Численность населения (тыс. чел.)

Центральный

64,1

689,3

Северный

87,3

925,8

Север – Западный

106,9

601,3

Север – Восточный

102,3

1127,3

Южный

130,6

1314,1

Юга – Западный

106,5

967,8

Юга - Восточный

112,5

831,7

Западный

132,5

993,4

Восточный

151

1150,7

г . Зеленоград

37

182,5

Ср. значение

Минимальный

Максимальный

  1. Найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озёр над уровнем моря

Название озера

Площадь

(тыс. кв. м)

Глубина

(м)

Высота над уровнем моря

Байкал

31,5

1520

456

Таньганьика

34

1470

773

Виктория

68

80

1134

Гурон

59,6

288

177

Аральское море

51,01

61

53

Мичиган

58

281

177

Мин. глуб.

Максим. Площадь

Сред. Высота

  1. Заполните таблицу нахождения тригонометрических функций с помощью мастера функций. (B5=SIN(РАДИАНЫ(B1+B2/60+B3/3600))

Градусы

7

18

25

30

53

60

78

85

Минуты

2

25

34

18

57

34

17

12

Секунды

1

19

26

7

19

45

58

43

Синус

Косинус

Тангенс

Котангенс

Переименуйте рабочий лист, дав ему название Углы, дважды щелкнув ярлычок листа.


Практическая работа №9. Диаграммы в Excel

  1. Запустите Microsoft Excel.
  2. Пользуясь данными, приведенными в таблице, постройте диаграмму, отражающую суточный рацион взрослого человека.

Примерный суточный рацион

взрослого человека со средней физической нагрузкой

Белки, г

80,0

Жиры (при соотношении животных и растительных 55:45), г

100,0

Углеводы (из них не более 50-100 г сахара), г

400,0

Кальций, мг

800,0

Фосфор, мг

1200,0

Железо, мг

114,0

Витамины, мг.

А

1,5

В1

1,7

В2

1,2

С

70,0

  1. Пользуясь данными, приведенными в таблице, постройте диаграмму, отражающую производство важнейших видов продукции добывающей промышленности.

Производство важнейших видов продукции

добывающей промышленность.

Виды

1990 г.

1992 г.

1995 г.

Выработка электроэнергии на ГЭС, млрд. кВт/ч

167

173

177

Нефть (включая газовый конденсат), млн. т

516

399

307

Природный газ, млрд. м3

641

640

595

Уголь, млн. т

395

337

262

Железная руда, млн. т

107

82

78

Деловая древесина, млн. м3

242

183

93

Рыба и морепродукты, млн. т

8

6

4

  1. Постройте график изменения температуры за неделю.

День

недели

Понед.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскр.

Температура

25

20

10

10

15

10

20

  1. Пользуясь данными, приведенными в таблице, постройте диаграммы Страна-Площадь, Страна-Численность.

Страна

Площадь, км2

Численность

Франция

234000

12347690

Греция

56000

7438320

Норвегия

57643

4438930

Венгрия

45645

2376210

Практическая работа №10. Построение графиков функций

Общие сведения

На основе простой арифметической прогрессии в Excel удобно строить графики самых разнообразных функций. В большинстве случаев мы строим графики функций, задавая некоторое постоянное приращение аргумента на конечном интервале (так получается ось X), вычисляя получающиеся значения и откладывая их на оси Y).

Операция построения графиков функции в Excel может быть практически полностью автоматизирована.

Порядок работы

  1. Создайте новую книгу Excel.
  2. Начните с построения простого графика линейной зависимости типа y=kx+a (более конкретно: постройте график функции y=2x+5).
  3. Создайте список значений аргумента [-10; 10]. Для этого введите в ячейку A1 обозначение столбца X, а в ячейку B1 – обозначение Y. В ячейку A2 введите значение -10, выберите команду Правка  Заполнить  Прогрессия, установите переключатель по столбцам, введите в поле Предельное значение число 10 и затем щелкните по кнопке OK. Столбец будет заполнен значениями аргументами.
  4. Для создания значений функции заполните столбец B. Для этого щелкните по ячейке B2. Введите в строку формул “=2”, затем щелкните по ячейке A2 (в строке формул отобразится =2*A2), затем прибавьте 5 и нажмите клавишу [Enter].  
  5. Выделите диапазон B2… B22 (этот диапазон имеет столько же строк, сколько и диапазон аргументов в столбце A), выберите команду Правка  Заполнить  Вниз, и столбец B будет заполнен значениями функций. Отформатируйте полученную таблицу.
  6. Щелкните по кнопке Мастер диаграмм Панели инструментов Стандартная. В первом окне Мастера диаграмм перейдите на вкладку Нестандартные и в списке “Тип” выберите пункт “Гладкие графики”.
  7. Во втором окне Мастера диаграмм перейдите на вкладку Ряд и в поле Подписи оси X задайте диапазон значений из столбца A. Затем в поле Значения выполните следующее действие: задайте диапазон значений столбца B.
  8. В третьем и четвёртом окнах Мастера диаграмм можно ничего не настраивать, а в четвёртом окне щелкните по кнопке Готово. Результат показан на рис. 3.28.
  9. Построим график тригонометрической функции y=sin2x. Щелкните по ячейке A2. В неё введено значение -10, оставьте его, выберите команду Правка  Заполнить  Прогрессия, установите переключатель по столбцам, задайте значение шага 0,5, предельное значение 10 и щелкните по кнопке OK.    
  10.  Щелкните по ячейке B2. В строке формул введите формулу =SIN(2*A2) и нажмите клавишу [Enter]. Выделите диапазон в столбце B, совпадающий по числу с диапазоном строк в столбце A. Выберите команду Правка  Заполнить  Вниз.
  11.  Повторите шаги из предыдущей задачи для построения диаграммы. В результате этого получится график функции y=sin2x (рис. 3.29.).
  12.  Этот график можно несколько усложнить, сделав из него график функции y=cos x+. Для этого щелкните по ячейке B2 и в строку формул введите следующую формулу: =COS (A2) + (A2) ᶺ (1/3). Затем выделите диапазон значений в столбце B и выберите команду Правка  Заполнить  Вниз.
  13.  Повторите шаги построения графика. В результате получится график, показанный на рис. 3.30.
  14. Ещё более усложним функцию: y=  

Для построения графика этой функции введите в строку формул следующее выражение: =(COS(A2)+(A2)ᶺ(1/3))/(A2)ᶺ(1/3). Затем повторите шаги предыдущей задачи. В результате должен получиться график, показанный на рис. 3.31.

  1.  Таким образом, в Excel можно построить графики практически любых функций.
  2. Самостоятельно постройте графики следующих функций:

y= + 2x – 6;

y=ln x;

y=cos 3x.

Рис. 3.28. График функции y=2x+5.

Рис. 3.30. График функции y=cos x +х1/3


Практическая работа №11. Поиск данных, создание и применение фильтра в Access

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БАЗ ДАННЫХ

База данных — это совокупность специальным образом организованных данных о конкретной предметной области.

Реляционная база данных — база данных, представленная в виде таблиц.

Таблица состоит из озаглавленных столбцов (полей) и строк (записей или кортежей).

Ключ таблицы - минимальное подмножество полей таблицы, значения которых однозначно определяют запись. Один из ключей выбирают в качестве первичного ключа. Связь таблиц в базе данных устанавливается с помощью дублирования ключа одной таблицы в другой. Поле (или совокупность полей), которое в рассматриваемой таблице не является первичным ключом, а в другой - является, называется вторичным ключом. Microsoft Access является программой для разработки структуры базы данных, ввода, редактирования и поиска данных. Microsoft Access также содержит средства для разработки приложений баз данных, автоматизирующих работу с базой данных.

Задание:

Проектирование базы данных Кадры Спроектировать базу данных Кадры. База данных должна содержать анкетные данные работников предприятия: табельный номер, ФИО, дата рождения, пол, адрес, телефон. В базе данных должна хранится информация о назначениях работников: номер приказа, дата приказа, должность, зарплата.

Методика выполнения

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

1. Создание базы данных Кадры

• Создайте в своей папке вложенную папку Access.

• Запустите программу Microsoft Access (Пуск -Программы -Microsoft Access).

• В окне Microsoft Access выберите кнопку Новая база данных.

• Выберите свою папку, а в ней папку Access.

• Укажите имя базы данных Кадры, Нажмите кнопку Создать.

2. Знакомство с окном База данных

База данных Access работает с семью типами объектов:

— таблицами;

— запросами;

— формами;

— отчетами;

— макросами;

— модулями;

— страницами.

Таблицы используются для хранения данных и структуры базы данных. Запросы служат для извлечения данных из таблиц. Формы используют для удобного ввода, просмотра и изменения данных в таблицах. Отчеты предназначены для вывода данных в форме отчета на экран и принтер. Макросы и модули — объекты, предназначенные для автоматизации выполнения операций с данными. Макросы — последовательность команд на макроязыке. Модули — это программа на языке Visual Basic for Application, Страницы — представляют собой специальный тип Web-страниц, предназначенный для работы с базой данных через Интернет.

СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦЫ 

1. Знакомство с бланком создания структуры таблицы

• Выберите вкладку Таблицы.

• Щелкните на кнопке Создать.

• Выберите в окне Новая таблица режим создания таблицы: Конструктор. Откроется бланк для создания и редактирования структуры таблицы. В первом столбце вводят имена полей, во втором выбирают тип для каждого поля. Нижняя часть бланка содержит список свойств поля, выделенного в верхней части бланка. Некоторые свойства уже заданы. Свойства можно настраивать.

2. Создание структуры таблицы Анкета

• Введите следующие поля таблицы

Табельный номер - Числовой

ФИО – Текстовый

Дата рождения - Дата/Время

Пол – Текстовый

Адрес – Текстовый

Телефон - Текстовый

• Задайте ключевое поле. Для этого выделите поле Табельный номер, щелкнув на селекторе поля, откройте контекстное меню поля и выберите команду Ключевое поле (или выполните команду Правка -Ключевое поле или нажмите кнопку с ключом на панели инструментов).

• Закройте окно с бланком таблицы. При закрытии сохраните таблицу под именем Анкета.

3. Создание таблицы Назначения

• Создайте таблицу со следующими полями

Табельный номер - Числовой

Номер приказа - Текстовый

Дата приказа - Дата/Время

Должность - Текстовый

Зарплата - Денежный

• Укажите составной ключ. Для этого выделите два первых поля, щелкните по кнопке с ключом.

• Закройте таблицу, сохранив ее под именем Назначения.

СОЗДАНИЕ МЕЖТАБЛИЧНЫХ СВЯЗЕЙ 

Создание связи таблиц Анкета и Назначения 

• Откройте окно Схема данных. Для этого нажмите кнопку Схема данных или выполните команду меню Сервис.- Схема данных. Откроется окно Схема данных и дополнительное окно Добавление таблицы.

• Выберите таблицы, между которыми надо установить связи. Для этого выделите таблицы и нажмите кнопку Добавить.

• Закройте окно Добавление таблицы.

• Установите связь между таблицами. Для этого выделите в таблице Анкета ключевое поле Табельный номер и перетащите его на поле Табельный номер таблицы "Назначения. При отпускании кнопки откроется окно Изменение связей.

• Укажите флажок Обеспечение целостности данных и флажок Каскадное удаление связанных записей • Нажмите кнопку Создать и закройте окно Связи

• Рассмотрите связь.

• Закройте окно Схема данных, сохранив связь.

ВВОД ДАННЫХ В ТАБЛИЦЫ 

1. Ввод данных в таблицу Анкета.

 • Выделите таблицу Анкета в окне База данных.

• Нажмите кнопку Открыть.

• Введите данные:

1 Иванова Инна Владимировна 1.3.76 ж 117488, г. Москва, Профсоюзная 33-43,123-45-78;

3 Петров Петр Петрович 5.11.73 м 117488, г. Москва, Профсоюзная 33-42, 123-45-70;

4 Иванов Иван Иванович 13.7.59 м 117488, г. Москва, Профсоюзная 33-43,123-45-78;

5 Соловьева Светлана Федоровна 11.3.80 ж 117463, г. Москва, Голубинская 32-123, 421-45-67.

• Закройте таблицу.

2. Ввод данных в таблицу Назначения

• Введите данные: 1 423 11.01.00 Директор 5000;

3 424 15.02.00 Инженер 2000;

3 425 11.12.00 Старший инженер 2500;

4 426 12.12.00 Слесарь 1500;

5 427 12.1.01 Бухгалтер 2000.

• Закройте таблицу.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ДАННЫХ

1. Изменение и удаление записей

Откройте таблицу Анкета. Измените фамилию Иванова на Васильеву. Измените адрес Соловьевой. Удалите запись об Иванове. Закройте таблицу Анкета. Откройте таблицу Назначения. Запись об Иванове исчезла.

2. Добавление записей в таблицу

Откройте таблицу Назначения. Установите курсор в первое поле первой пустой строки и введите запись о назначении работника с номером 5 на должность Главный бухгалтер. Закройте таблицу. Закройте базу данных.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКА ДАННЫХ. СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ФИЛЬТРА 

Для поиска нужной записи в базе данных можно пролистать се записи подряд и найти нужную информацию, но такой поиск Займет довольно много времени. Средствами Microsoft Access можно организовать поиск намного эффективнее.

Для    организации    поиска    необходимо    выполнить    следующие действия:

•        установите   курсор   в   поле,   по   которому   будет   происходить поиск;

•        войдите в пункт меню Правка и выберите команду Найти...

Если открывшееся окно диалога Поиск в поле: загораживает форму, обязательно нужно отодвинуть его.

Рис. 1. Окно поиска записи В открывшемся окне имеются:

•        текстовое  поле  Образец поиска.   Сюда  нужно ввести то, что необходимо  найти.  Можно  использовать  символы  «*» и «?». Символ   «*»   заменяет  любую   последовательность  любых  символов,   а символ «?» заменяет только один символ в символьной строке;

•        раскрывающийся список Совпадение.  В нем возможно выбрать одну из трех позиций:

1) С любой частью поля — совпадения с образцом ищутся в любой части содержимого поля;

  1. Поля целиком— будут найдены поля, содержимое которых полностью совпадает с образцом;
  2. С начала поля — ищутся совпадения с образцом с начала содержимого поля;

• раскрывающийся список Просмотр. Данный список позволяет делать просмотр всех полей, организовать поиск данных вверху или вниз.

Для начала поиска нужно нажать кнопку Найти. Если нужная запись будет найдена, то она выделится в таблице. При нажатии кнопки Найти далее будут найдены следующие записи, удовлетворяющие заданным критериям поиска и т.д. Для окончания поиска необходимо нажать кнопку Закрыть.

Фильтр — это набор условий, предназначенных для отбора записей и их сортировки.

Для создания и применения фильтра необходимо выполнить следующие действия:

  • открыть нужную таблицу;
  • войти в пункт меню Записи и выбрать команду Расширенный фильтр. Эта команда существует для того, чтобы задать условие выбора в окне Фильтр (можно воспользоваться кнопкой на Панели инструментов).

На экране откроется диалоговое окно Фильтр (рис.1).

В верхней части окна Фильтр выводится список полей таблицы. В нижней части окна выводится бланк, в который вводятся условия отбора.

Бланк состоит из нескольких строк.

1. Поле — здесь указывается имя поля, для которого задается условие отбора. Для того чтобы выбрать поле из списка, необходимо:

•        переместить его из списка полей в первую ячейку первой строки
бланка фильтра;

•        дважды щелкнуть мышью по имени поля в списке полей;

щелкнуть мышью по первой ячейке бланка фильтра и        выбрать        поле        в раскрывающемся списке.

  1. Сортировка — здесь необходимо выбрать порядок сортировки: по возрастанию, убыванию или не сортировать.
  2. Условие отбора — здесь вводится Образец     рис 1- Окно Фильтр совпадения.     В     выражениях     для     условий     отбора     допускается использование операторов шаблона:

•        звездочка (*) — заменяет любую группу любых символов;
. знак вопроса (?) — заменяет любой один символ;
. знак номера (#) — заменяет любую одну цифру.

Созданный фильтр нужно применить к записям формы, Для этого необходимо выбрать в меню Записи команду Применить фильтр или нажать соответствующую кнопку на Панели инструментов.

Дополнительные задания

  1. Откройте таблицу «Адреса» базы данных Анкета.
  2. Используя средства поиска,  найдите адресата, зная только его фамилию.
  3. Найдите адресата по первым буквам его фамилии.
  4. Найдите  адресата,  зная только  первые три цифры его номера телефона.
  5. Используя фильтр, создайте список адресатов, живущих на одной улице.

6. Используя фильтр, создайте список адресатов, у которых номер телефона начинается на одинаковую цифру.

Практическая работа №12. Запросы и отчеты в Access

СОЗДАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАПРОСОВ ВЫБОРКИ.

ОДНОТАБЛИЧНЫЕ ЗАПРОСЫ 

1. Открытие базы данных.

• Выполните команду меню Файл - Открыть.

Выберите свою папку, а в папке — свой файл Кадры, mdb.

2. Создание однотабличного запроса: вывести список работников, указав в нем ФИО, дату рождения, адрес, телефон. ФИО упорядочить по алфавиту.

• Выберите вкладку Запросы.

• Нажмите кнопку Создать.

• Выберите способ создания нового запроса — Конструктор.

• Откроется бланк запроса и дополнительное окно Добавление таблицы.

• Добавьте в бланк запроса таблицу Анкета.

• Разместите в строке Поле поля, которые должны участвовать в запросе. Для размещения поля в бланке запроса существует три способа: перетащить поле из таблицы в верхней части бланка в ячейку Поле; два раза щелкнуть на соответствующем поле в таблице; выбрать поле из списка, расположенном в ячейке Поле. • Установите для размещенных полей флажок Вывод на экран.

• Укажите в строке Сортировка для поля ФИО вид сортировки По возрастанию.

• Закройте бланк запроса, указав при сохранении имя запроса Зanpoc l.

• Выполните запрос. Для этого в окне База данных выделите Запрос1 и нажмите кнопку Открыть. Увидите результирующую таблицу с ответом.

• Закройте результирующую таблицу.

3. Использование условия отбора записей. 

Создание запроса выборки: найти информацию о всех работниках- женщинах.

• Откройте бланк запроса.

• Добавьте таблицу Анкета.

• Разместите в бланке запроса поля: ФИО, адрес, телефон, пол.

• В поле Пол в строке Условие отбора укажите ж. В строке Вывод на экран для этого поля снимите флажок.

• Сохраните запрос.

• Выполните запрос.

4. Использование в запросе сложного условия отбора:

найти всех работников-мужчин, родившихся до 1975 года.

• Создайте новый запрос.

• В строке Условие отбора поля Дата рождения укажите < 01/01/75, а в поле Пол этой строки укажите м. Так задается логическое условие И.

• Сохраните запрос.

• Выполните запрос.

5. Использование в запросе сложного условия отбора: вывести список работников, включив в него мужчин, родившихся после 1969 года, и женщин, родившихся после 1979 года.

• Создайте новый запрос.

• Укажите условия отбора для мужчин в одной строке, а условие для отбора женщин в другой строке. Так задается логическое условие ИЛИ.

• Сохраните запрос.

• Выполните запрос.

6. Использование в запросе неточных критериев отбора: найти всех работников, проживающих на улице Профсоюзная.

• Создайте новый запрос.

• В поле Адрес укажите шаблон для отбора записей: *Профсоюзная*. Символ * означает, что в этом месте может находиться любая последовательность символов.

• Сохраните запрос.

• Выполните запрос.

Многотабличные запросы

Задание: Создание многотабличного запроса: найти список должностей Петрова Петра Петровича, указав в результирующей таблице должность, зарплату, дату приказа.

• Создайте новый запрос.

• Разместите в бланке две таблицы.

• Разместите в бланке поля, участвующие в запросе

• Для поля ФИО укажите условие отбора и снимите флажок Вывод на экран.

• Сохраните запрос.

• Выполните запрос.

Запросы с параметрами 

• Создайте новый запрос.

• Разместите в бланке две таблицы.

• Разместите в бланке поля, участвующие в запросе

• Для поля ФИО укажите условие отбора в виде [Укажите ФИО] и снимите флажок Вывод на экран.

• Сохраните запрос.

• Выполните запрос.

Итоговые запросы 

Для вычисления итоговых значений используются итоговые функции, например, Sum, Max, Min. Для создания итогового запроса необходимо указать групповую операцию, выполнив команду меню Вид - Групповые операции или щелкнув по кнопке ∑.

Задание: Создание итогового запроса: найти общее количество работников на предприятии.

• Создайте новый запрос.

• Разместите в, бланке таблицу Анкета.

• Разместите в бланке поле, участвующие в запросе (Табельный номер).

• Щелкните на кнопке ∑

• В строке Групповые операции для поля Табельный номер выберите из списка функцию Count.

• Сохраните запрос.

• Выполните запрос.

Итоговые запросы с группировкой

Задание: Создание итогового запроса с группировкой: найти максимальную зарплату для каждого работника. В результирующую таблицу выведите ФИО и максимальную зарплату.

• Создайте новый запрос.

• Разместите в бланке две таблицы.

• Разместите в бланке поля, участвующие в запросе (ФИО и Зарплата).

• Щелкните на кнопке ∑.

• В поле ФИО оставьте значение Группировка, а в поле Зарплата укажите итоговую функцию для вычисления максимального значения (Мах).

• Сохраните запрос.

• Выполните запрос.

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ 

Формы могут быть созданы на основе таблиц или запросов. Разрабатывать формы можно одним из трех способов: автоматически (Автоформа), с помощью Мастера форм, вручную в режиме Конструктора. Можно комбинировать эти способы.

1. Создание автоформы в столбец для ввода и редактирования анкетных данных работников.

• Выберите вкладку Формы.

• Нажмите кнопку Создать. Укажите способ создания формы: Автоформа в столбец.

• Укажите источник данных для формы: таблица Анкета.

• Нажмите кнопку Создать.

• Испытайте форму.

2. Создание многотабличной формы для просмотра анкетных и служебных данных работников с помощью мастера. Главной формой должна быть форма на основе таблицы Анкета, а подчиненной — форма на основе таблицы Назначения.

• Выберите вкладку Формы.

• Нажмите кнопку Создать.

• Укажите способ создания формы в Мастере форм

• Укажите источник данных для формы: таблица Анкета.

• Нажмите кнопку ОК.

• Следуйте указаниям Мастера форм.

При указании полей для формы укажите все поля таблицы Анкета, а затем выберите из списка Таблицы/Запросы дополнительную таблицу Назначения и укажите все ее поля, кроме поля Табельный номер. Укажите тип представления данных: по Анкета. Включите кнопку Подчиненные формы. Выберите тип подчиненной формы Ленточный. Задайте имена форм: Работник и Назначения.

СОЗДАНИЕ ОТЧЕТОВ

Отчеты можно создавать автоматически (Автоотчеты), вручную в режиме Конструктора и с помощью Мастера отчетов. Источником данных для отчета может быть таблица, запрос, а также несколько таблиц или запросов.

Задание: Создание табличного отчета Список работников с помощью Мастера отчетов.

• Выберите вкладку Отчеты.

• Нажмите кнопку Создать.

• Укажите способ создания отчета Мастер отчетов.

• Укажите источник данных для отчета: Анкета. Нажмите кнопку ОК.

• Следуйте указаниям Мастера отчетов. Укажите для отчета все поля таблицы Анкета. Выберите вид отчета Табличный. Задайте имя отчета: Список работников.

• Сохраните отчет.

СОЗДАНИЕ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ФОРМЫ

Задание: Разработка управляющей формы для выполнения операций с базой данных Кадры. Форма должна содержать четыре кнопки: Анкеты, Назначения, Отчет, Выход, Нажатие кнопки Анкеты или Назначения должно открывать одну из разработанных ранее форм. Нажатие кнопки Отчет должно открывать отчет для просмотра. Нажатие кнопки Выход должно закрывать управляющую форму.

• Создайте в режиме конструктора пустую форму.

• Разместите в форме кнопку Анкеты. Для этого выберите в панели элементов командную кнопку и щелкните в том месте формы, где необходимо разместить верхний левый угол командной кнопки. Если на экране нет панели элементов, то отобразите ее на экране, выбрав команду меню Вид - Панель элементов. Следуйте указаниям мастера командной кнопки. Выберите действие, которое будет выполняться при нажатии на кнопку, (Открытие формы), и категорию, к которой относится действие (Работа с формой). Выберите форму, которая будет открыта

• Разместите в форме кнопку Назначения.

• Разместите в форме кнопку Отчет. Укажите мастеру категорию: Работа с отчетом. Укажите мастеру действие: Просмотр отчета.

• Разместите в форме кнопку Выход. Укажите мастеру категорию: Работа с формой. Укажите мастеру действие: Закрытие формы.

• Сохраните разработанную форму.

• Испытайте форму.

Самостоятельное задание

1. Включите в базу данных Кадры информацию о ближайших родственниках работников.

• Создайте новую таблицу Родственники с полями: табельный номер, вид родства, ФИО родственника, дата рождения родственника.

• Установите первичный ключ таблицы.

• Сохраните таблицу

2. Установите связь новой таблицы с таблицей Анкета.

3. Создайте ленточную форму для просмотра, ввода, изменения и удаления родственников. Сохраните форму под именем Родственники.

4. Добавьте в форму Анкеты кнопку Родственники. Для этого выберите форму Анкеты и задайте для нее режим конструктора. Увеличьте область Примечание формы и разместите в ней кнопку. При работе с мастером кнопки укажите ему, что требуется открыть форму Родственники для отобранных в форме Анкеты записей. Укажите мастеру поле, которое следует использовать для отбора записей: Табельный номер.

5. Испытайте созданное вами Приложение для ввода и изменения информации о родственниках.

Контрольные вопросы.

1. Перечислите основные понятия базы данных.

2. Перечислите типы объектов базы данных.

3. Какие бывают типы данных?

4. Как создать таблицу?

5. Как создать запрос?

6. Как создать отчет?

7. Как создать форму?


Практическая работа №13. Создание резюме в Publisher

1.Откройте программу Microsoft Publisher.

2. Выберите Тип публикации -  Резюме.

3. Выберите понравившийся макет для вашего резюме.

4. Измените цветовую схему, шрифтовую схему.

5. Фамилию Имя Отчество внесите с помощью объекта WordArt.

6. При заполнении основных мест работы используйте Фигуры.

7. Поместите на задний фон вашего резюме подходящий рисунок.

8. Примените различные объекты оформления вашего резюме.

Практическая работа №14. Создание публикации.

  1. В меню Файл выберите команду Создать.
  2. В области задач  Новая публикация в группе Начать с макета выполните одно из следующих действий.

Чтобы создать публикацию, которая будет распечатана, выберите вариант Публикация для печати. Затем в группе Публикации для печати выберите необходимый тип публикации.

Чтобы создать веб-узел или публикацию, которую планируется отправить как сообщение электронной почты, выберите вариант Веб-узлы и электронная почта. Выберите вариант Веб-узлы или Эл. почта, а затем нужный тип публикации.

  1. В области Галерея предварительного просмотра справа щелкните нужный макет.

Примечание. Если выбран Удобный построитель веб-узлов в группе Веб-узлы, то перед тем как продолжать, следует установить флажки для необходимых параметров в диалоговом окне Удобный построитель веб-узлов.

  1. Выполните одно из следующих действий:

Чтобы изменить макет публикации в целом, нажмите в области задач кнопку Макеты публикаций, а затем выберите необходимый макет публикации.

Чтобы изменить цветовую схему публикации, щелкните Цветовые схемы в области задач, а затем выберите необходимую цветовую схему.

Чтобы изменить шрифтовую схему публикации, щелкните Шрифтовые схемы в области задач, затем выберите необходимую шрифтовую схему.

Чтобы изменить параметры содержимого страницы при создании веб-страницы, бюллетеня или каталога публикаций, выберите команду Содержимое страницы, а затем выберите необходимые параметры.

Изменение или выбор дополнительных параметров в области задач.

  1. Замените в своей публикации замещающий текст и рисунки своими текстом и рисунками либо другими объектами.
  2. В меню Файл выберите команду Сохранить как.
  3. В поле Сохранить в выберите папку, в которой необходимо сохранить новую публикацию.
  4. В поле Имя файла введите имя файла для публикации.
  5. В поле Тип файла выберите Файлы Publisher.
  6. Нажмите кнопку Сохранить.


2.3. Задания для проведения промежуточной аттестации

ПАКЕТ  ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание выполняется письменно 2 вопроса

Критерии оценки:

Условия выполнения заданий (если предусмотрено)

Время выполнения задания мин./час. (если оно нормируется)______45 минут___

Требования охраны труда: __________------___________

инструктаж по технике безопасности, спецодежда, наличие инструктора и др.

  1. Механизация. Этапы развития механизации. Комплексная механизация.
  2. Автоматизация. Этапы. Следствия автоматизации производственных процессов.
  3. Системы автоматизации. САУ и АСУ. Пути автоматизации производства.
  4. Определение управления. Объект управления. Принцип отрицательной обратной связи.
  5. Составные части системы автоматического управления.
  6. Виды управления.
  7. Системы автоматического управления. Виды.
  8. Следящие системы.
  9. Системы автоматического контроля и сигнализации.
  10. Автоматические системы защиты.
  11. Требования к САУ.
  12. Многоуровневые САУ.
  13. Датчики. Виды датчиков.
  14. Датчики температуры.
  15. Датчики давления.
  16. Датчики уровня.
  17. Исполнительные механизмы. Виды.
  18. Электромагнитное реле-контактор.
  19. Электромагнитный клапан.
  20. Электропривод.
  21. Шаговые двигатели.
  22. Управляющие устройства.
  23. Автоматизированные системы управления (АСУ). Состав АСУ.
  24. АСУТП.
  25. Автоматизированные системы проектирования.
  26. Автоматизированные системы учета.
  27. Экспертные системы.
  28. Информационно-поисковые системы.
  29. Автоматизация обработки деталей. Станки с ЧПУ.
  30. Промышленные роботы. Поточные линии.
  31. Роботизированный промышленный комплекс, участок.
  32. Гибкое автоматизированное производство.
  33. Применение автоматизации производства на основе ЭВМ.
  34. Архитектура ЭВМ.
  35. Устройства ввода информации.
  36. Устройства вывода информации.
  37. Запоминающие устройства.
  38. Компьютерные сети.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Автоматизация технологических процессов" специальность 260303 "Технология молока и молочных продуктов"

Учебная дисциплина «Автоматизация технологических процессов» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной в соответствии с требованиями стандарта. Ее целью является подготовка специали...

Методические рекомендации по расчету пневматических приводов клапанов с возвратной пружиной дисциплина «Автоматизация технологических процессов»

Данные методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 150411 ««Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования». В них рассмотрены основны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Автоматизация производства

 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - Н...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» по профессии 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)

Данная рабочая программа по общеобразовательной дисциплине "Английский язык" по профессии СПО 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства) составлена...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производст...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.21 «Оператор оборудования отделочного производства» (общие профессии производств

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.21 «Оператор оборудования...

Рабочая программа учебной дисциплины "Автоматизация бухгалтерского учёта"

  Рабочая программа учебной дисциплины Автоматизация бухгалтерского учёта разработана в соответствии с  Федеральными государственными образовательными стандартами по  специальнос...