Самоанализ учителя биологии Елисеевой И.П.
статья на тему

Елисеева  Ирина  Петровна

Самоанализ   работы  учителя  биологии  Елисеевой  И.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_samoanaliz.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   общеобразовательное  учреждение

школа- интернат  основного   общего  образования

г. Татарска  Новосибирской  области

Самоанализ

профессиональной  деятельности  учителя  биологии

Елисеевой  Ирины  Петровны

по  теме: « Развитие  креативных  способностей  школьников  средствами  творческих  заданий  на  уроках  биологии»

2012  год

       Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Очевидно, развитие мышления учащихся многократно ускоряется и усиливается, если учитель, обучая биологии, одновременно учит умелому применению различных мыслительных приемов, способствующих творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, что обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.  Для  успешной социализации в обществе  выпускников  школы-интерната учитель должен научить учащихся самому необходимо: самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Исходя из выше сказанного,  проблемой,  над которой я работаю, является развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий  на уроках биологии.

Поэтому главной целью своей педагогической деятельности я считаю: создание  условий и системы творческих заданий для развития  креативных  способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.

Для реализации данной цели решаю следующие образовательные задачи:

1.Создание необходимых условий и базового обеспечения учебно-воспитательного процесса влияющего на формирование криативного мышления учащихся.

2. Активизация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время по формированию креативного мышления

В процессе обучения биологии, решаю не только образовательные, но и воспитательные задачи:

1.Воспитание интереса к предмету, потребности самостоятельном овладении знаний.

2.Формирование  коммуникативных  умений.

Для реализации поставленной цели и задач в школе-интернате имеется необходимая материально-техническая база, а также полное ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процесса (Приложение 1)

В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Изучая эти технологии,  я остановилась на подгруппах технологий развивающего обучения, которые наиболее приемлемы для реализации моей цели:

  • возрастная  периодизация  психического развития,  опирающаяся на познавательный интерес (Л.В. Занков,  Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
  • организация творческой деятельности (Г.С. Альтшуллер, И.П. Волков, И.П. Иванов);
  • использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

Широко применяю в своей практике наработки преподавателей ..............., материалы журналов и газет по предмету, образовательных и педагогических web-сайтов Интернета, ГОС. Технологии развивающего обучения В.Ф. Шаталова, Г.С. Альтшуллер очень тесно перекликаются с проблемой моего  самообразования, что позволяет мне на практике широко применять элементы их технологий.

Работу с учащимися я начинаю с того, что определяю имеющийся уровень развития мышления, а также модальности и типы мышления. Наряду с этим определяю психологические особенности учащихся. Для этого я провожу тестирование: психологические и измерительные (включающие в себя задания на сравнение; нахождение: аналогий, ассоциаций; обобщение; прогнозирование) (Приложение 2. и  Приложение  3.)

С переходом на стандарты первого поколения, работая с учащимися, анализируя свои наблюдения, выводы, диагностические исследования, я заметила, что некоторые учащиеся не умеют или с трудом сравнивают, классифицируют, обобщают, делают выводы, а отсюда слабая успеваемость, не желание учиться. Полагаю, одной из причин слабой успеваемости и отсутствие мотивации является наследственная предрасположенность к определенному типу мышления. Второй причиной является неустойчивая нервная система, слабое здоровье учащихся. Дети, обучающиеся в школе-интернате из разных социальных групп: многодетные, неполные, неблагополучные семьи, дети, проживающие с опекунами и в детском доме.

Поэтому, для достижения максимального результативного осуществления развивающего обучения на уроках биологии и во внеклассной работе я работаю по следующим направлениям:

  • активация познавательной деятельности учащихся;
  • обучение приемам мышления;
  • активация коммуникативности;
  • требовательное и уважительное отношение с учениками;
  • исключение принуждения в обучении и воспитании за счет дифференциации материала и свободного выбора учащимися уровня сложности заданий;
  • развитие памяти учащихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений;
  • приоритет активным формам обучения.

Перечисленные выше направления реализуются через многочисленные формы и методы развития  креативного мышления учащихся на уроках биологии.  Основным системо-образующем  методом в моей практике является эвристический метод, так как

  • метод развивающего обучения, является опорой для формирования креативного мышления;
  • ведущая деятельность учащихся носит поисковый характер, развивающий креативное мышление.

В рамках данного метода широко используя метод целесообразных задач и эвристическую беседу, при которой учащиеся подводятся к определенному выводу с помощью системы вопросов. Дети  с удовольствием становятся активными участниками беседы, учатся доказывать своё мнение, выслушивать, дополнять и корректировать ответы других.(  Пример 1............................

В условиях частично-поискового метода самостоятельная деятельность учащихся может быть индивидуальной, групповой или в сотрудничестве с одноклассниками и учителем. (Пример 2. ........

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.
В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности учащихся. Для этого я на уроках  биологии использую нестандартные задания, а также иллюстрированный материалы. (
Пример 3.............................)

Более точно раскрыть эвристический метод позволяет следующие конструктивные формы работы:

  • деловая игра на уроках обобщения и систематизации знаний;
  • интеллектуальные турниры по предмету;
  • внеклассная работа: факультативные занятия, предметные недели, вечера, конкурсы, викторины, кружок « Зелёная  планета».
  • нестандартные уроки: урок- путешествия, уроки-консультации, урок- творчества, урок-игра, интегрированные.

Получить дополнительные ресурсы к успешности моих учеников, решить вопросы дисциплины на уроке мне позволяют правила эффективного урока:

     1)начинать урок с положительных эмоций (положительные эмоции делают обучение успешным);

     2)создай причину для учебы;

     3)максимально загружай левое и правое полушария, но не перегружай (здоровье ребенка превыше всего);

    4)используй ошибку на пользу себе и ученику (ошибка не неудача, ошибка – это обратная связь);

    5)сравнивай успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами другого;

   6)в течение всего урока поддерживай обратную связь совсем классом в целом и индивидуально с каждым учеником;

   7)рефлексия на каждом уроке;

   8)в конце урока проводи подстройку к будущему. ( Приложение  4.)

Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирования. Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ГИА. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце—итоговые. Анализирую результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

Для предупреждения перегрузок снятию напряжения, предотвращения стресса на уроке отвожу две – три минуты, а если требуется, то более,   на упражнения для снятия утомления (И.А.Васильевой), гимнастики глаз, коррекции осанки, предупреждения и лечения  простудных заболеваний -  дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой) (Приложение 5). Данный комплекс упражнений подобрала опытным путём, по использованию здоровье сберегающих технологий в учебном процессе.

Каждый вид деятельности на уроке, а также и внеклассную работу я стараюсь по возможности анализировать.

Оценивая качество своей педагогической деятельности, хотелось бы отметить следующие достижения моих учеников:

-при 100 % успеваемости учащихся успешность учащихся увеличилась с 14 % до 28 %

 -сформированность коммуникативных умений повысилась с 14 % до 57%              ( Приложение );

-Результаты проводимых районных мониторингов соответствуют базовому уровню.      ( Приложение .)

-2  место  районном конкурсе   «Птичья  столовая »  2011 год.  (Приложение );

- участие  в  Всероссийской  эколого- биологической  викторине (Приложение )

Результаты деятельности выражаю в следующем:

  • Ребята с удовольствием занимаются внеклассной работой по предмету (неделя биологии  и  химии, олимпиады, конкурсы, исследовательские  работы, районные мероприятия) и занимают призовые места (Приложение 11).
  • Высокая творческая активность учащихся (создание проектов, создание презентаций, созданных совместно с учителем, составляют  кроссворды, ребусы, пишут  стихи).

Достижениями своего педагогического мастерства я смогла поделиться на Школьном  Методическом  Объединение  по теме «Здововьесберегающие технологии», на районном  Методическом  объединении для педагогов, показала открытый  урок  по теме «Рост и развитие растений», выступала с докладом на  педагогических  советах. Планирую публикацию  открытого  урока  по  биологии  на  портале НООС, в местной  газете о  жизни  школы( результаты  о  учебно-опытном  участке)

Свое мастерство повышаю самообразованием,  курсовой переподготовкой:

  • 2010 год – НИПК и ПРО  « Инновации  в  естественнонаучном  образовании» (72 ч)

В методической литературе и в периодической печати пропагандируют всё новые методы и приёмы развития креативного мышления, я в дальнейшем планирую повысить уровень своего педагогического мастерства через самообразовательную работу, а также дистанционному прохождению курсов повышения квалификации через интернет,   апробирование элементов методик и инновационных технологий, направленных на осуществление развития креативного мышления школьников.

Учитель биологии:___________________/И.П.Елисеева/