Актуальные вопросы работы концертмейстера-баяниста в классе народного вокала.
статья на тему

Ермаков Дмитрий Геннадьевич

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                              ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Доклад на тему:

«Актуальные вопросы работы концертмейстера-баяниста в классе народного вокала».

                                                                                   

                                                                              Подготовил концертмейстер

                                                                              по классу народного вокала

                                                      Ермаков Д. Г.

                                                                 

                       

г. Луховицы, 2014 г.

В настоящий период, когда наше российское современное общество переживает состояние глубокого духовного кризиса, всё более очевидной становится необходимость национального воспитания и образования, которые станут одной из основ самосохранения этноса. Сегодня необходимо найти формы приобщения детей и молодёжи к фольклору, при которых традиционная национальная культура стала бы составной частью общего духовного потенциала современного человека. Если раньше приобщение к фольклору происходило как бы «само собой», то сейчас практически везде должно быть результатом планомерной и целеустремлённой деятельности. Вот почему песенный фольклор сегодня остаётся одним из наиболее важных направлений в детском музыкальном  образовании и воспитании.

Русская народная песня – песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что их поют, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т.д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием. Русские песни исполняются в русском народе одиночно, или певческой артелью без сопровождения музыкальных инструментов. Даже плясали русские крестьяне под пение песен. Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны и охватывают весь быт семейных и социальных отношений, мыслей и чувств русского народа. Но не обходится  в русской песни и без игры на русских традиционных музыкальных инструментах, будь - то ложки, жалейки, гусли, балалайки и гармоники. Все эти инструменты добавляют песне особые краски и настроения.

Дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации.

Система дополнительного образования, в отличие от школы, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности этой системы позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовать образовательный процесс с учётом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей.

В детской школе искусств города Луховицы Московской области на занятиях народного вокала весь песенный материал, осваиваемый детьми в процессе обучения, выстраивается по принципу – от простого к сложному. Учитываются все средства музыкальной выразительности: мелодика, ритм, ладовая структура, форма песни, вокальные приёмы, внутрислоговые распевы и т.д. Постепенно по мере взросления детей, меняется жанровый состав репертуара. Однако такие песенные жанры как календарные, свадебные, игровые, хороводные и плясовые могут присутствовать во всех возрастных группах. Большую роль в исполнении русских народных песен играет музыкальное сопровождение, помогающее ученику создать тот или иной образ и передать основные характерные черты исполняемой песни.

Работа концертмейстера в классе народного вокала -  это творческая и очень интересная профессия.

Понятие « концертмейстер» включает в себя некоторые аспекты, необходимые для творческой, продуктивной деятельности: разучивание с солистами их партий, контроль качества их исполнения, знание их исполнительских специфических особенностей, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера, важно наличие творческих, педагогических и психологических навыков, необходимых в учебной и концертной деятельности. Профессия концертмейстера сложна, прежде всего, своей спецификой, совокупностью различных сторон исполнительских возможностей и навыков.

Для того, чтобы быть профессиональным концертмейстером, музыкант, прежде всего, должен хорошо владеть баяном -  как в техническом, так и в исполнительском плане. Музыкальный слух, творческое воображение, умение импровизировать – вот те необходимые качества, которыми должен обладать концертмейстер. Кроме того, большим подспорьем является репертуарный «багаж», накопленный за годы работы и позволяющий варьировать аккомпанемент к русским народным песням. Залогом успешного выступления является единство между солистом и концертмейстером. На концертмейстера возлагается ответственная задача – познакомить ученика с различными жанрами народных песен, музыкальным стилем композиторов, сочиняющих для народного голоса, воспитать его музыкальный вкус.

В любом виде педагогической деятельности главная роль, конечно же, отведена преподавателю, но и  работа концертмейстера, в частности в классе народного вокала, имеет большое значение.

Учитывая индивидуальные особенности ученика, нельзя следовать одному плану проведения уроков. Занятия проводятся по – разному, в зависимости от способностей ребёнка и его природных вокальных данных. В первую очередь следует распеть ученика несколькими упражнениями. Далее начинается работа над произведением. Иногда работу над песнями можно начинать по отдельным фразам, но чаще всего необходимо дать возможность ученику исполнить всё произведение целиком (не зависимо от того, как он споёт). После этого устранить  ошибки в исполнении и снова повторить целиком в исправленном виде.

 Одной из серьёзных проблем для начинающего вокалиста является ритмическая сторона исполнения. Воспринимая мелодию на слух, певец порой приблизительно поёт ритмически сложные места. Концертмейстеру необходимо на уроках отучать ученика от небрежного отношения к ритму, обратив внимание на художественное значение литературного текста.

Под руководством педагога концертмейстер учит певца правильно распределять силу звука на протяжении всего исполняемого произведения. Часто у начинающих вокалистов складывается ошибочное мнение, что чем громче они поют, тем красивее звучит их голос. Задача концертмейстера – напоминать ученику, какой выразительности он может добиться, разнообразя силу и окраску звука, слушая себя и баян, и насколько при этом он сбережёт свой голос. Важным для концертмейстера является правильно подобрать гармонии к мелодии песни, если нет нот аккомпанемента. Особенностью вокального произведения является наличие словесного текста. В работе над текстом очень важно объяснить ученику его смысл, растолковать непонятные слова, правильно выстроить фразировку, постараться развить у ребёнка фантазию, воображение, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения, используя выразительные возможности слова. Звукоподражание и звукоизобразительность в аккомпанементе к детским народным песням ярче помогает раскрыть образы в песнях.

Так, например « Тень – тень – потетень»:

Тень – тень – потетень, выше города плетень,

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса».

Похвалялся зайка: « Поди догоняй – ка!»

Похвалялися ежи: « У нас шубы хороши».

Похвалялись блохи: « И у нас не плохи».

Похвалялся медведь: « Могу песни я петь».

Похваляласья коза: « Всем я выколю глаза!»

В  этой песне концертмейстеру надо воплотить в музыке характеры всех персонажей. Этого можно добиться при помощи красочных тембров, штрихов, динамических оттенков, фактуры. В итоге ученик получает полное представление об образе данной песни и уверенность в её исполнении.

Ещё одним важным этапом в работе концертмейстера является контроль координации слуха и голоса учащегося. Часто, на ранней стадии обучения ребёнку следует подыгрывать мелодию песни, так как без помощи в сопровождении ему сложно интонировать мелодию. Благодаря этому, пение становится чище. Со временем ученик взрослеет, его голос крепнет, а интонация становится уверенной. Следовательно, в аккомпанементе уже можно не подыгрывать мелодию, а варьировать её, заполняя ритмическими фигурациями длинные ноты солиста. В песнях без сопровождения необходимо дать ученику начальный тон для настройки голоса, в остальных же песнях следует играть вступление в нужном темпе и характере, чтобы исполнитель успел выйти из – за кулис на сцену, подготовился к пению, взял нужное дыхание. Во время исполнения произведения учеником, концертмейстеру следует быть предельно внимательным, слушать партию солиста, чтобы в экстремальной ситуации «подхватить»  его. Например, когда по тем или иным причинам происходит некоторая заминка, сбой у вокалиста – от волнения забыл текст, пересохло в горле, растерялся – бывает всякое – концертмейстеру тут же необходимо перехватить инициативу, сыграть проигрыш, поддержать солиста мгновенным изменением структуры  аккомпанемента, тем самым давая некоторую передышку певцу,  то есть обыграть эту ситуацию так, как будто так и задумано изначально. В таких моментах и проявляется мастерство концертмейстера.

Функции концертмейстера, работающего с вокалистами, носят в значительной мере и педагогический характер. Главным образом, в разучивании нового репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской  работы требует от баяниста помимо аккомпанеаторского опыта, ряд специфических знаний и навыков из области смежных искусств, а так же педагогического чутья и такта. В процессе аккомпанирования, слуховое внимание баяниста проходит ряд характерных этапов развития и формирования. А именно: первый этап связан с выслушиванием и созданием собственной партии, которую баянисту необходимо прочно выучить и свободно, уверенно исполнять. Второй этап связан с восприятием партии солиста, которую баянист так же внимательно разучивает, подпевая себе во время исполнения, или представляя её в голове. Третий этап – самый сложный, в нём происходит слуховая адаптация, постепенное слияние обеих партий в ансамбль, и, наконец, четвёртый этап – заключительный, кульминационный, когда в слуховом сознании баяниста обе партии соединяются в единый звуковой поток, в котором уже не слышаться две партии, а слышится единый ансамбль.

Начиная работу с учащимся – вокалистом, концертмейстер должен вначале предоставить ему возможность услышать произведение целиком. Для этого баянист, либо интонирует голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, либо воспроизводит вокальную партию на баяне.

Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер должен наблюдать за выполнением певцом указаний педагога. Следить за точностью воспроизведения мелодической линии и ритмического рисунка, чёткостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией.

В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной звучности порой зависит и звучание сольной партии. Концертмейстер должен стать для солиста помощником. Он должен быть хорошим ансамблистом и чутким товарищем, способным поддержать в любую минуту. Установить творческий, рабочий контакт с учащимся  нелегко, но нужен ещё и контакт человеческий, духовный. Поэтому в работе необходимо полное доверие. Являясь помощником педагога, концертмейстер не просто разучивает с учащимися новый репертуар, но и помогает ему усваивать указания педагога. Чем дольше концертмейстер работает  в классе одного и того же преподавателя, тем прочнее устанавливается между ними взаимопонимание, даже «рабочая» терминология у них становится общая, и в творческом процессе они начинают понимать друг друга с полуслова. Концертмейстеру на уроках необходимо быть в подтянутом творческом состоянии, добросовестно заниматься с каждым учащимся, не зависимо от его способностей.

Таким образом, в деятельности концертмейстера в классе народного вокала объединяются творческие, психологические и педагогические функции. Профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него таких качеств, как: музыкально – исполнительские навыки, отличный  музыкальный слух, владение ансамблевой техникой,  высокая работоспособность, большой объём памяти, воля, знание основ певческого искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей: Вып.3/Ред. – сост. А.Лагутин. – М.: Музыка, 1991.
  2. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.
  3.  Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – 2 изд. – М.: Сов. композитор, 1986.
  4. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие для филологических фак–тов пед. ин-тов. Под редакцией проф. Н.И. Кравцова. М., «Просвещение», 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

«Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским фольклорным ансамблем».

Этот материал представляет собой методические рекомендации для   работы концертмейстера с фольклорным ансамблем. В материале говорится    об  особенностях подбора аккомпанемента на...

Роль концертмейстера-баяниста в работе с детским народно - певческим коллективом

Методическое сообщение о роли концертмейстера-баяниста в фольклорном ансамбле и ансамбле русской песни как  основообразующей фигуры  детского народно-певческого коллектива....

Актуальные вопросы работы с одаренными детьми

В данной работе говорится об основных проблемах, с которыми сталкиваются педагоги в работе с одаренными детьми. Определяются пути решения этих проблем....

Методическая разработка «Особенности применения основных средств выразительности в работе концертмейстера баяниста»

Достижению ансамблевого единства в значительной мере способствует визуальный контакт между баянистом и солистом (или первым голосом в ансамбле). Как известно, дирижёр воздействует на оркестр не только...

Презентация к методическому докладу на тему: «Специфика концертной деятельности концертмейстера-баяниста в классе сольного народного пения и фольклорного ансамбля»

В современном информационном пространстве компьютер стал одним из основополагающих жизненных факторов, компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности социума, исключение не составляет и ра...