Формирование вычислительных навыков на уроках математики
статья на тему

Материалы заочной областной научно-практической конференции учителей математики «Актуальные проблемы преподавания математики», Воронеж, декабрь 2014 г., ВОИПКиПРО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Одной из основных задач обучения математике в школе является формирование у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков. За последнее время уровень навыков вычислений у учащихся резко снизился: они плохо и нерационально считают, а при вычислениях все чаще прибегают к помощи технических средств – калькуляторов. Но без прочных умений и навыков в области вычислений изучение математики усложняется, ведь значительная часть времени урока затрачивается на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала.

Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Однако общая культура вычислений влияет на скорость и качество выполнения заданий и при изучении арифметики, и при решении задач ГИА и ЕГЭ, где подобные умения необходимо доводить до автоматизма. Кроме того, вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности. Поэтому неслучайно вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики.

На всех этапах изучения курса математики у учащихся формируется вычислительная культура. Вычислительные навыки нужны и при изучении программного материала в школе, и в повседневной жизни. Кроме того, они окажутся полезными для прикидки ожидаемого результата не только в учебной деятельности, но и в жизни. Именно поэтому учить учащихся быстро, правильно и рационально считать в школе необходимо на уроках математики.

О наличии вычислительной культуры учащихся можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов. Правила и приемы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не только потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками, но и потому, что они ускоряют письменные вычисления, позволяют усовершенствовать их. Наличие у учащихся навыков устного счета влияет на степень отработки у них рациональных и безошибочных вычислительных умений. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить несколько минут на уроке для устного счёта. Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, развития личностных качеств ребенка. В обыденной повседневной жизни мы также встречаемся с разного рода расчетами, измерениями, просто даже не замечая этого.

Признавая достоинства устных вычислений, не следует чрезмерно ими увлекаться. Важно, чтобы устный счет был органически связан с другими этапами урока. Однако устный счет не должен становиться скучным и непривлекательным. Это должна быть яркая, динамичная работа, задающая тон всего дальнейшего урока. Очень важно вести работу по формированию и развитию навыков устного счета не эпизодически, а постоянно, на каждом уроке. В наш век новых технологий и развития компьютерной техники разговор об устном счете может показаться неуместным, однако и по сей день гибкость ума является предметом гордости людей, а способность, например, быстро производить в уме вычисления вызывает откровенное удивление.

С вычислительной культурой напрямую связана проблема нерациональности вычислений современных учащихся. В требование рационального выполнения вычислений и преобразований включается как выбор и осуществление рационального пути выполнения упражнений и решения задач, так и их рациональная запись. Нужно обучать школьников не только выбирать и осуществлять рациональный путь выполнения упражнений и решения задачи, но и рационально записывать, то или иное решение. Выбору рационального пути решения всегда предшествует анализ данного для вычисления или преобразования выражения, выявление порядка заданных операций, мысленный эксперимент. На этой основе составляется план вычислений, преобразований. Обдуманное составление плана существенно помогает выбору рационального пути решения. Рациональное же решение – способ развития мышления учащихся, формирования высокоразвитых, осмысленных умений и навыков, свидетельствующий о бережном отношении учителя к учебному времени учащихся.

Умение хорошо и быстро считать поможет детям адаптироваться в быту. Нужно ознакомить учащихся с дополнительными приемами устных и письменных вычислений, которые позволили бы значительно сократить время, потраченное на вычисления и запись решения, и избежать использования различных вычислительных средств, что в свою очередь позволит сэкономить время на решение заданий ГИА. Если мы научим учащихся быстро и правильно считать, не обращаясь ни к бумаге, ни к каким-либо счетным устройствам, то тем самым воспитаем людей, способных быстрее усвоить и лучше выполнять как учебные задания, так и работу в любой отрасли.

Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых трудоемких тем. Вычислительным навыкам необходимо учить, качество которых определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Вычислительные навыки и умения можно считать сформированными только в том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, производить тождественные преобразования различных числовых выражений и приближенные вычисления, рационально организовывать ход вычислений.

Прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет пробуждать у учеников стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными, что является важнейшим  условием сознательного усвоения материала по предметам физико-математического цикла.

Формирование вычислительных умений и навыков – это сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности. На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям.

Список используемой литературы:

1. Минаева С. Формирование вычислительных умений в основной школе // Математика, 2008 г.
2. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся 5-9 классов // Математика, 2006г.

 3. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика, 2006 г.

Материалы заочной областной научно-практической

конференции учителей математики

 «Актуальные проблемы преподавания математики»,

Воронеж, декабрь 2014 г., ВОИПКиПРО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы

Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления актив...

формирование вычислительных навыков на уроках математики

Самообразование учителя. Цель данной работы: выявление значения устных упражнений как одного из  наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков учащихся 5-9  классов...

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах при проведении устного счёта

Устные вычисления помогают лучшему усвоению приёмов письменных вычислений, т.к. письменные вычисления включают в себя элементы устных вычислений. Практическое значение умения считать устно состоит в т...