Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
опыты и эксперименты (8 класс) по теме

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

 

Тема: Формирование нравственной культуры школьников на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

Пономаревой Марии Владимировна

Тема: Формирование нравственной культуры школьников на уроках русского языка и литературы

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы нравственности. К сожалению, мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию. Воспитательное значение имеют  все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Наиболее способствуют этому русская литература. Она всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания  духовных ценностей.

Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Направление: является формирование нравственных и эстетических ценностей человеческой жизни.
Цель: изучение, анализ и осмысленное чтение произведений русской литературы, воспитание интеллектуальной, духовно-богатой личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей.

Гипотеза: правда ли то, что прочтение и анализ произведений русской литературы на уроках русского языка и литературы формируют нравственную культуру учащихся?


Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Для духовно-нравственного воспитания  молодого поколения  используются и с успехом применяются различные методы. Это и критическое мышление, и модульная технология, и проектное  обучение.   Воспитание нового поколения связано с образованием,  с  воспитанием нравственности, чувства патриотизма. Эти  звенья дополняют друг друга. В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять на уроках русского языка и литературы. Поскольку на уроках литературы и русского языка – это, прежде всего, работа с текстом, на своих уроках для осмысления, понимания информации в тексте я использую метод технологии критического мышления «Ромашка вопросов», созданный известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Цель этого метода - с помощью постановки 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах)

Ромашка состоит из  шести лепестков – шести типов вопросов.

  • Простые вопросы. Вопросы к тексту, к содержанию, к фактическому материалу. "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы. Вопрос для уточнения. Обычно начинаются со слов: «Если я правильно понял, то...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?»
  • Творческие вопросы. Творческие вопросы чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?"
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
  • Практические вопросы. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»

Использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Ученику предоставляется возможность обратной связи относительно сказанного. Как правило, создавая вопрос, у детей уже сразу рождается ответ на него. При постановке последних двух типов вопроса и ответе на них у ученика происходит формирование нравственной составляющей личности.

Анализ результативности

Духовно-нравственное воспитание среди подростков строится на формировании позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы, учить восприятию и пониманию ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор», а также соблюдение традиций школы.

Цель эксперимента: выявить условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения и проверить на практике влияние литературоведческой деятельности на формирование нравственных качеств детей.

 Эксперимент проводился в 3 этапа:

I этап - 1 констатирующий эксперимент

II этап – формирующий эксперимент

III этап – 2 констатирующий эксперимент.

Выявление первоначального уровня сформированности нравственных качеств учащихся восьмых классов.
Для этого мы использовали такие методы как: беседа по вопросам, беседа с использованием морального выбора.


На основе табличных данных была построен график, позволяющий увидеть первоначальный уровень сформированности, нравственных качеств школьников экспериментальных классах.

Проанализировав, результаты 1 констатирующего эксперимента видим, что к началу эксперимента уровни сформированности нравственных качеств в контрольном и экспериментальном классах мало отличаются.

В заключение опытно-экспериментальной работы был проведен II констатирующий эксперимент, с целью определения эффективности проведенного исследования, направленного на повышение уровня сформированности нравственных качеств учащихся восьмых классов.
В ходе его проведения мы использовали те же методы, что и на I этапе 1 констатирующего эксперимента.

Уровень сформированности

8 А класс

8 В класс

Качество

Количество

Качество

Количество

Высокий

76%

19 человек

78%

21 человек

Средний

16%

5 человек

11%

3 человека

Низкий

8%

2 человека

11%

3 человека

На основе этой таблицы была построен график уровней сформированности нравственных качеств учащихся в экспериментальных классах после эксперимента.

Изучение уровня воспитанности (нравственные знания, нравственные убеждения, нравственное поведение) учащихся 8А класса показывает, что высоким уровнем сформированности нравственных качеств обладает 44% учащихся, хорошим уровнем – 35%, средним – 20%, низким – 1%. В 8 В классе – 33% - высокий уровень; 33% - хороший уровень; 29% - средний уровень и 5% - низкий уровень сформированности нравственных качеств

Адресные рекомендации по использованию опыта

Муниципальный уровень распространения опыта. Форма: мастер-классы, выступления на педагогических советах и методических объединениях.

http://nsportal.ru/user/749062/video



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства)»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока: - обобщить и систематизировать знания учащихся об обособленных членах предложения;

- формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- вызвать интерес к уроку, придать ему проблемно – творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

Оформление доски:

Цитата:

Знаки препинания служат нотами при чтении.

А.П. Чехов

Духовно- нравственная проблема: 

Жизнь. Конечность и Бесконечность. Любовь истинна. Ответственность.

Проблемный вопрос:

Почему человек отвечает за тех, кто рядом с ним?

Учитель объявляет тему урока, ставит перед учащимися цели:

- обобщить изученные ими сведения об обособленных членах предложения,

- повторить правописание чередующихся гласных в корнях слов, а также подумать о назначении в мире человека, о ценностях каждого.

Учитель сегодня на уроке, используя возможности русского языка и литературы как учебных дисциплин, постараемся осознать также, какова мера ответственность каждого человека за все, что происходит вокруг него. Нашим гидом в мире людей, до конца еще не разгаданном, сегодня будет замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, в книгах которого «Маленький принц», «Планета людей» прославляется жизнь как таковая и ее дитя – человек. Летчик, немалого времени проведший один среди огромного неба, понял, как мала она, планета людей Земля, как прекрасны обыкновение предметы, которые окружают человека: хлеб, вода, чашечка горячего кофе. Каким хрупким, маленьким кажется сверху человек и какая у него особая роль: вопреки всему подниматься и идти вперед, сохраняя все живое вокруг. В ходе беседы учитель проверяет уровень усвоения учащимися теоретических и практических сведений об обособленных членах предложения.

Ученик: обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие обстоятельства и дополнения.

Чтобы закрепить и обобщить теоретические сведения, учитель предлагает учащимся прочитать отрывок из книги А.де Сент-Экзюпери «Планета людей». В нем нужно найти предложение с обособленными  членами: определением, обстоятельством, подчеркнуть их как члены предложения, составить схему предложения и дать полную характеристику.

…Величие человека – в сознании ответственности. Он в ответе за самого себя, за товарищей, их горе и радость у него в руках. Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, одержанной товарищами, и знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир.

В тексте учащиеся находят предложение, в котором есть обособленные определения и обстоятельства, выраженные причастным и деепричастным оборотами.

Учитель дает задание - объяснить буквы – орфограммы, обратив внимание на правописание чередующихся гласных в корне слова. В ходе данной работы ученики выдвигают свой комментарий к определению смысла последнего предложения. Что значит, помогать строить мир?

Ученик: Помочь строить мир – это значит жить так, чтобы не разрушать планету Земля, а ее облагораживать.

Учитель: Верно. Все произведения писателя – это напоминания о великом назначении человека. Мать природа создала его не для того, чтобы он ее погубил своими неразумными действиями. Наше планета прекрасна, это наш общий дом. Так будем же этот дом беречь, охранять.

Писатель утверждал: «Все мы родом из детства. И все хорошее и дурное в нас тоже из детства».

Учитель:

- Согласны ли вы, ребята с этим утверждением?

- Если согласны, поясните свою позицию.

Вслед за этой работой ученики записывают в тетради отрывок из сказки – притчи А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Их задача - найти в тексте обособленные члены предложения, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы в словах.

…На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. И вот наконец, однажды утром,  едва взошло солнце, лепестки раскрылись…

Учитель: Прав был А.П.Чехов, когда утверждал, что знаки препинания служат нам нотами при чтении. Давайте в этом еще раз убедимся. Прочитаем текст, выделяя интонационно при произнесении и запятыми при письме обособленные члены предложения.

Ученик: Обособляя, т.е. выделяя на письме второстепенные члены предложения, мы придаем им большую самостоятельность, а они в свою очередь украшают текст.

Учитель: Не правда ли, что и в мире людей есть самостоятельные, самодостаточные люди, имеющие  свое мнение, подчас отличное от мнения других. Такие люди несут в себе позитивное начало, они украшают своим присутствием все вокруг. Они делают ее светлой. Но есть и такие, кто обособились, отгородились от людей, их не заботят тревоги других. Они блуждают в мире, по словам Экзюпери, и когда их не станет, ни одна живая душа не вспомнит о них, потому что они никого не приручили, никого не любили.

Учитель вновь обращает внимание учащихся на проблемный вопрос: «Почему человек отвечает за тех, кто рядом с ним?» и просит ответить на него.

Учащиеся приводят свои аргументы в пользу этого утверждения.

Учитель: Писатель принадлежал к тем, кто своим существованием делал жизнь окружающих людей радостнее, светлее. Замечательный человек, он мог бы творить, писать свои книги, но он предпочел летать, приближая победу над фашизмом. Если не он, то кто же? Человек должен отвечать за все то, что происходит рядом. И он погиб. И его не стало, но он с нами, потому что мы не должны забывать тех, кто любил людей и помогал им.

Учитель: У нас сегодня урок общения и систематизации знаний по теме «Обособленные члены предложения». И поэтому вполне понятно, почему мы сейчас напишем диктант. Это отрывок из последней главы книги «Планета людей». Необходимо в тексте диктанта найти обособленные члены предложения, расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Диктант

«Проверь себя»

Люди.

Мать кормила грудью младенца. Смертельно усталая, она казалась спящей. Среди бессмыслицы и хаоса передавалась ребенку жизнь. Я посмотрел на отца, череп тяжелый и голый, как бумажник. Не человек, а ком глины. Непостижимо, как же они оба превратились в комья грязи. Сажусь напротив спящей семьи. Между отцом и матерью кое - как примостился малыш. От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод! Он совсем как маленький принц из какой-нибудь сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Почему же так изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек? Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.

В ходе проверки написанного учащиеся также размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно- нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Самое главное- то, чего не увидишь глазами…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...