Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему

Федотова Эльвира Равиловна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._opyt.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя английского языка

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

г.о.Саранск

Федотовой Эльвиры Равиловны

Тема инновационного педагогического опыта:

Использование ИКТ и проектной деятельности  как средство формирования ключевых компетенций.

В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных форм обучения, на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Целесообразно в качестве одной из форм активизации мыслительной деятельности на уроках иностранного языка применять различные информационные технологии и электронные ресурсы, использование которых на занятиях определяется различными факторами, например, темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся учебных программ и технических средств.

Главная цель использования информационных технологий на уроках английского и немецкого языков - повышение мотивации учащихся, эффективности и качества обучения. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать способности самостоятельно мыслить, самостоятельно ставить и решать сложные познавательные задачи;

- развивать навыки самоорганизации труда и самообразования;

- расширить зоны индивидуальной активности ученика.

Новизна моего опыта заключается

1) в том, что внедрение в школьную практику различных форм обучения, на основе информационных технологий осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ученика интерес к учебе.

 2) в реализации преемственности всех звеньев в цепочке обучения (начальное, среднее, старшее) путем разработки поуровневой системы творческих коллективных и индивидуальных заданий.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности, стали интенсивно внедрятся в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ и, т.п.

Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи как, Полат Е. С., Дмитреева Е. И., Новиков С. В., Полилова Т.А., Цветкова Л. А. И т. д.

По мнению Е. С. Полат задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии, в том числе и информационные технологии, Интернет - ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

      Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшения качества обучения, увеличение доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются  – обучение различным видам речевой деятельности – говорению, аудированию, чтению, письму. Для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику. В этом основная специфика предмета и основная трудность преподавания. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование ИКТ может с разной степенью эффективности решать все эти задачи, причем, в условиях естественной языковой среды, если иметь в виду возможность совместной деятельности с партнерами-носителями языка. Создавая проекты, с помощью, например, социальных сетей, ученики получают возможность практиковаться, посредством переписки с носителями языка, что является продуктивным методом при изучении иностранного языка.   При решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры.

Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей, видеозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему, просмотр кинофрагментов, видеоматериалов и др.

Отсюда очевидна важность и актуальность изучения использования видеоматериалов. Основным средством обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные средства являются вспомогательными, их назначение – создание более или менее ярко выраженной иллюзии приобщения учащихся к естественной среде. Проведение урока целиком на иностранном языке создает прототип иноязычной среды, приближает учебный процесс к условиям подлинной коммуникации на данном языке.

Мой выбор пал на использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения эффективности и качества обучения английскому языку.

Теоретическая база опыта

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютеры наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.

Применение компьютера на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

Проектный метод обучения рассматривают как дидактическую систему реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой учащиеся применяют приобретенные знания в нестандартных ситуациях. При условии правильной организации проектный метод приводит к результатам, значимость которых трудно переоценить: школьники перестают просто выполнять предписанные действия за оценку - они начинают критически оценивать ситуации, самостоятельно планировать собственные действия и осознавать ответственность за результат. Сегодня организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся без применения информационно-коммуникативных технологий просто невозможно. С помощью знаний основ информатики учащиеся могут эффективно осуществлять поиск информации в Интернете, создавать и качественно оформлять проектно-исследовательскую работу, её презентацию и продукт проектной работы, обрабатывать результаты исследования.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

 

Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование информационных технологий в учебном процессе как основы создания на уроках английского и немецкого языка интереса к предмету и положительной динамики качества знаний учащихся, повышение плотности урока, продвижение вперед быстрыми темпами.    В преподавании любого иностранного языка применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их к Единому государственному экзамену.

В своей работе я использую мультимедийные учебные программы, презентации и Интернет ресурсы.

В моём арсенале имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебных программ, где можно найти достаточно упражнений для   учащихся    всех возрастов и разных уровней знаний, что позволяет проводить занятия   на качественно новом уровне.

Эти программы   позволяют тренировать разные виды языковой деятельности и соединять их в     разных комбинациях, помогают    осознать    языковые    явления, сформировать лингвистические     способности, создать    коммуникативные     ситуации, автоматизировать языковые действия, а также   обеспечивают     возможность учёта репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

Работая с линией учебников Кауфман К. И. и др. "Happy English.ru" / "Счастливый английский.ру" на своих уроках я регулярно использую «Электронное учебное пособие - обучающая компьютерная программа "Happy English.ru".» для всех годов обучения. Тематика пособия и его наполнение соответствует требованиям к содержанию обучения, заложенным в федеральном компоненте, а сама обучающая программа позволяет формировать информационно-образовательную среду и достигать планируемые результаты ФГОС. Интерфейс программы позволяет оптимально управлять мультимедийным наполнением (звуком, анимацией и текстовым содержанием), что используется мной с целью развития языковой догадки и проверки знаний учащихся.

Наличие интерактивной доски позволяет разнообразить используемые на уроке методы и приемы обучения. При работе с младшими школьниками мне очень помогают игровые технологии. Играя дети непринуждённо запоминают слова и выражения. Все игры сопровождаются красочными картинками, аудио и видеозаписями. Дети с удовольствием выполняют все задания. Информационные технологии в   комплексе    с     игровыми     технологиями помогают мне, с одной стороны, создать необходимую мотивацию, с другой – повышают качество знаний, способствуют      проведению      качественно новых, интересных уроков.

Ресурсы Интернета могут быть также  активно использованы в работе. Используя электронную почту, я переписываюсь  с коллегами, обмениваясь опытом. При подготовке к урокам я часто  использую информационные ресурсы Интернета. Они позволяют мне  подбирать иллюстративный материал к презентациям, находить информацию по интересующим вопросам, подбирать тестовые задания для контроля знаний учащихся. На своих уроках я использую такие интернет ресурсы как:      

-http://audio-class.ru/ Программа подходит для учащихся 10-11 классов, позволяет расширить лексический запас и совершенствовать навыки аудирования, говорения. Каждое задание сопровождает аудиофайлом/ видеофайлом и заданиями к нему.  Используя   эту   программу   в    качестве   учебного    пособия, я убедилась, что дети гарантировано, улучшают    навыки аудирования    и повышают    свою     успеваемость.

- http://www.tolearnenglish.com/ использую при обучении учащихся среднего звена лексике и грамматике в более увлекательной форме.

- http://chudo-udo.com/ очень помогает на начальном этапе обучения.

 Большое значение для меня имеет и применение компьютерных презентаций  в учебном процессе,  что   позволяет  проводить занятия    на качественно новом уровне. Компьютерные презентации позволяют   акцентировать  внимание   учащихся   на   значимых моментах излагаемой  информации  и  создавать наглядные  эффективные образы в виде иллюстрации, схем,   диаграмм  и  графических   композиций.

 Итак, использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

- интенсифицировать урок,

- использовать иллюстративный материала;

- повысить мотивацию учащихся;

Презентация в старших классах позволяет  дать более содержательный и иллюстративный материал  на уроке. Расширить кругозор учащихся. Применение  презентации в младших классах помогают мне на всех этапах урока: при отработке английских звуков, при введение новой лексики и закреплении, а также  при повторении грамматического материала. Уроки с применением презентации действительно  запоминаются детям  лучше, и они всегда ждут с нетерпением следующего урока.

Анализ результативности

Использование ИКТ на уроках иностранного языка действительно способствуют улучшению усвоения знаний, помогают восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяют кругозор, а также воспитывают эстетический вкус у учащихся.

Опыт работы нескольких лет по использованию ИКТ-обучения иностранному языку позволяет говорить о формировании положительных результатов во всех направлениях учебно-воспитательной работы.

Для диагностики уровня качественной обученности учащихся по английскому языку провожу входные, промежуточные и итоговые диагностики. Исследованием было охвачено более 20 обучающихся трех классов в течение 2-х лет.

Данные входной диагностики подтвердили необходимость применения новых педагогических технологий, с целью повышения качества обученности.

С целью контроля промежуточных результатов провожу вторую диагностику. Изучение динамики качества обученности учащихся по английскому языку отслеживаю при проведении итоговой диагностики. Сопоставление результатов входной и итоговой диагностики позволило мне убедиться в том, что происходят качественные изменения уровня обученности учащихся. За данный период исследования были проведены тесты, контрольные срезы, которые позволили мне убедиться в положительной динамике по всем видам речевой деятельности. Таким образом, эффективность использования ИКТ в обучении иностранному языку подтверждается стабильной успеваемостью и достаточно высоким уровнем обученности учащихся.

класс

2014-2015 уч.г.

2015-2016 уч.г.

ср. балл

% кач-ва

ср. балл

% кач-ва

4,5

75

4,6

87

4,1

75

4

78

3,8

58

3,9

65

3,4

39

3,8

63

Для диагностики уровня предметной мотивации провожу анкетирование в начале года, в конце года провожу повторную диагностику с целью отслеживания динамики. За 2 года педагогического исследования по применению ИКТ прослеживается повышение уровня учебной мотивации к овладению английским языком.

 

 

Высокая мотивация

Средняя мотивация

Низкая мотивация

2014-2015

12

24

Не отмечается

2015-2016

17

19

Не отмечается

Следовательно, результаты диагностики подтверждают выдвинутую мной гипотезу об эффективности использования ИКТ с целью обеспечения высоких показателей обученности и развития устойчивой учебной мотивации учащихся.

Активный процесс информатизации общества не оставляет иного выбора учителю, кроме как принять происходящие изменения и сделать новые ИКТ своими помощниками в сочетании с привычными для нас, но уже не такими действенными методами обучения.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

 При разработке урока с использованием ИКТ необходимо помнить о санитарных нормах и правилах использования их на разных ступенях обучения. Таким образом, одной из трудностей является соблюдение временных рамок. Необходимо тщательно продумывать этап урока с использованием ИКТ, чтобы он прошел и эффективно и в рамках установленных ограничений. Стоит так же отметить, что данная технология не должна стать предметом развлечения, но должна быть эффективным и продуманным этапом урока.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального и республиканского уровней, провожу открытые уроки, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания  методической помощи.

Наглядное приложение:  https://www.youtube.com/watch?v=51CxVFEX4jk

Список использованной литературы:

1. Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4, с.47—57.

2. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.109-112

3. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку.- www.kn.att.com.

4. Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку. Учебное пособие. — Пермь, Пермский государственный университет, 2006. – 238с. 3.

5. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.

 6. Слабова Т.Л. Использование современных образовательных технологий при обучении английскому языку. – www.edu.ru

7. Ткачёв В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка. – www.churap.ru.

8. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка. МОУ СОШ №8 e-mail :moyshkola8@yandex.ru

9.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)

10.    http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1400

11.    http://saratov.ito.edu.ru/2011/section/174/92491/

12.    http://festival.1september.ru/articles/538320/

13.    http://www.macmillan.ru/forteacher/method/meth_it/

14.   http://www.moluch.ru/archive/68/11594/

15.   http://www.languagelink.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...