Выступления преподавателя математики Епишиной О. И. на заседаниях методической комиссии ГОУ НПО ЯО ПЛ - 30
учебно-методический материал по теме

Епишина Ольга Ивановна

В  помощь  педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_g.docx74.62 КБ
Файл 13_g.docx17.54 КБ
Microsoft Office document icon 14_g.doc46 КБ
Файл 15_g.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ  НПО  ЯО  ПЛ - 30

Выступление

Преподавателя  математики  Епишиной О. И.

на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин

23.01.2012 год

ТЕМА  :  «Применение информационных технологий на уроках математики»

   Одна из основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. С этой целью государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования.

Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

Информационные технологии осваиваются нами наиболее эффективно (надежно и быстро) при решении конкретных задач, интересных для учащихся, мотивирующих их. Обучение будет успешным, если ребятам на уроках будет интересно. Задача учителя – вызвать интерес к той или иной деятельности. Добиться этого можно через применение разнообразных методов и форм обучения. Развитию интереса на уроках способствует применение различных ТСО. В своей работе я применяю компьютеры и проектор.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. С его помощью несложно создать дидактические материалы с учетом особенностей конкретной группы. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для студентов, пропустивших урок или не усвоивших материал по тем или иным причинам.

Встает вопрос: где взять учебное программное обеспечение, ориентированное для использования на уроках математики? Их можно создавать самим. Но тут появляется проблема – нехватка времени.

Контроль знаний и умений учащихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Одной из форм проведения контроля знаний и умений является тестирование. Конечно, использовать для проверки уровня усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно. Однако эта форма имеет ряд преимуществ. Одно из них – экономия времени при проверке.

Я считаю, что тесты незаменимы для проведения входного контроля, когда важно установить уровень знаний по предмету  в целом, а не отдельных учеников. Успешно применять тестирование можно и при проведении текущего контроля, так как именно тесты помогают быстро определить типичные ошибки, что позволяет сразу же устранить пробелы в знаниях. Ну, и, конечно же, тестирование можно использовать при проведении рубежного и итогового контроля.

Тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний студентов: учащиеся работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля). В-третьих, нам практически сразу выдаётся статистика – процент усвоения материала отдельным студентом или группы в целом, что может быть необходимо при проведении итогового или рубежного контроля.

Программ для составления тестов множество. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Но плюсом для всех таких программ является их универсальность – возможность применения для осуществления контроля знаний в любой учебной дисциплине.

Приведу пример использования компьютерных технологий на занятии.

Для объяснения и закрепления нового материала была создана презентация, содержащая основные понятия, определения, рисунки и схемы, а также задачи на отработку вводимых понятий. Для привлечения и поддержания внимания я применила эффекты анимации (появление и движение объектов на экране), а также звуковое сопровождение.

Для проверки степени усвоения учебного материала ученикам был предложен многовариантный тест. Каждый работал самостоятельно, за отдельным компьютером.

Просмотрев результаты тестирования, я смогла быстро оценить работу учеников, выявить типичные ошибки, тем самым скорректировать свою дальнейшую работу по устранению пробелов знаний.

Хочется отметить, что эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. На уроке учащиеся показывают высокую активность. Все виды самостоятельных работ выполняются на требуемом уровне и оцениваются моментально.

Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении учащихся.

Поэтому я стараюсь использовать творческий подход к подготовке и проведению уроков, внеклассных мероприятий.  На уроках и внеклассных мероприятиях использую компьютерные технологии..

 вставка



Предварительный просмотр:

ГОУ  НПО  ЯО  ПЛ - 30

Выступление

Преподавателя  математики  Епишиной О. И.

на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин

23.04.2015 год

Тема:        «Роль самостоятельной работы на уроках  математики»

Под самостоятельностью в психолого-педагогической литературе понимается способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельность личности не выступает как изолированное качество личности, она тесно связана с независимостью, инициативностью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе. Важной составной частью самостоятельности как черты личности учащегося является познавательная самостоятельность, которая трактуется как его готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и творческий.

Творческий (продуктивный) и воспроизводящий (репродуктивный) характер самостоятельной деятельности связаны между собой. Воспроизводящая самостоятельная деятельность служит первоначальным этапом развития самостоятельности, этапом накопления фактов и действий по образцу, и имеет тенденцию к перерастанию в творческую деятельность. В рамках воспроизводящей деятельности уже имеют место элементы творчества. В свою очередь, в творческой деятельности также содержатся элементы действий по образцу.

В дидактике установлено, что развитие самостоятельности и творческой активности учащихся при изучении математики происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельности. Руководство процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую состоит в осуществлении последовательных взаимосвязанных, взаимопроникающих и обусловливающих друг друга этапов учебной работы, каждый из которых обеспечивает выход учащегося на соответствующий уровень самостоятельности и творческой активности. Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.

В дидактике установлено, что самостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых знаний по собственной инициативе, сверх программы школьного предмета, возможна лишь при наличии серьезного интереса к предмету, увлечения рассматриваемыми проблемами, переходящего в познавательную потребность приобретать дополнительные знания в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

Интерес к математике формируется с помощью не только математических игр и занимательных задач, рассмотрения софизмов, разгадывания головоломок и т. п., хотя и они необходимы, но и логической занимательностью самого математического материала: проблемным изложением, постановкой гипотез, рассмотрением различных путей решения проблемной ситуации, решением задач различными методами и другими разработанными в методике математики приемами формирования познавательного интереса к математике. Для самостоятельного обучения очень важно воспитать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложении. Одним из средств является участиев предметных неделях,  конкурсах.  Учащиеся убеждаются на собственном опыте, что, чем больше разнообразных задач они самостоятельно решают, тем значительнее их успехи. Это служит дополнительным стимулом к самообучению.

Одним из условий самообучения является умение планировать свою самостоятельную внеурочную познавательную деятельность по приобретению знаний. Педагог помогает ему в составлении индивидуальных планов самообучения и в их реализации.

Цель моей работы – развитие познавательной активности и самостоятельности у учащихся.

Реализация цели невозможна без реализации задач, которыми являются:

  • выработать на основе полученных знаний прочные умения и навыки;
  • применять их в дальнейшей познавательной работе и жизненной практике;
  • способствовать развитию интереса учащихся к математике и индивидуальных склонностей;
  • воспитывать к ответственному отношению к учебе

Могу сказать, что у меня есть свой девиз работы. Этим девизом являются слова Дистервега «Приучи его к тому, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека». Действительно,  одним из ведущих качеств личности является самостоятельность, которая выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их собственными силами.

Поэтому на уроках, внеклассных мероприятиях предлагаю учащимся различные направления самостоятельной деятельности, а именно:

  • умение самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
  • умение пользоваться учебной и справочной литературой, интернет ресурсами;
  • наличие навыков самообразования.

Реализую я их с помощью проведения:

  • самостоятельных, контрольных, практических работ, тестов, зачетов.

Таким образом, стратегия саморазвития нужна нашим учащимся для успешной самореализации, она необходима для развития его навыков самоорганизации, самопознания, самоопределения.



Предварительный просмотр:

ГОУ  НПО  ЯО  ПЛ - 30

Выступление

Преподавателя  математики  Епишиной О. И.

на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин

21.02.2014 год

Тема:         «Развитие компетентностей у обучающихся на уроках     математики».

     

     «Компетенция  — это те знания, умения и навыки, которые обучающиеся овладевают на уроке  и использует их во всех сферах своей  дальнейшей жизнедеятельности».

     Важнейшей частью данного определения не является его первая часть, которая так часто встречается во всевозможных источниках и на которую многие исследователи делают бóльший уклон в своих работах. Важнейшей частью данного определения является его вторая часть, которая и отличает компетентностный подход от других образовательных подходов, главенствующей целью которых является именно приобретение  знаний, умений и навыков. 

       В результате изучения теоретических  основ компетентностного подхода, я пришла к выводу, что реализация данного подхода  подразумевает становление в процессе обучения нескольких ключевых образовательных компетенций.

          Если говорить относительно уроков математики, то мы должны в течение учебного процесса выявить способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения.

     Так общекультурная  компетенция подразумевает, что непосредственно на уроках математики мы должны знакомить студентов с общественной моралью и традициями. Т.е. преподавателю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержание, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому обучающиеся несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.

     Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых обучающийся выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идёт о самообучении. Соответственно реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование педагогом приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию.

     Информационная  компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира.

     Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.

     Социально-трудовая компетенция на мой взгляд является одной из самых важных, она предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Именно  на уроках математики дети научаются считать, вычислять, измерять и т.д. Таким образом, необходимы постоянные закрепление, усовершенствование и контроль за данными базовыми умениями.

     Компетенция личностного самосовершенствования. Эта компетенция подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определённой современной жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности жизнедеятельности. Т.е. как и в случае с общекультурной компетенцией необходимо на подсознательном уровне сообщать ученику информацию, которая может потребоваться ему в его дальнейшей жизни. Но отличие этих двух компетенций в том, что первая направлена на функционирование личности в социуме, а вторая направлена как на самосовершенствование личности, так и на совершенствование личностью социума.

        Я расскажу о некоторых приемах реализации данных компетенций.

 Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, в ходе  работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.

     Таким образом, решение тестов на уроках позволяет  выявить слабые места в оформлении заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнём устранять ошибку, тем проще ученику будет перестроиться под новые требования.

     Учебно-познавательная компетенция реализуется в современной  начальной школе, она имеет практическую направленность, однако не следует забывать о значимости данного направления в будущей жизни ребёнка.

          Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога .

     Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке — в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.

     Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий — обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

     Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом. Это поможет ему затем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.

     

Педагогов  -  практиков  больше  всего интересует вопрос : каким  образом, через какие  технологии формировать  ключевые  компетенции? Необходимо  искать и осваивать  новые  пути передачи  информации. Отсюда  прямой  выход  на применение  мультимедийных  технологий  обучения, дающих  возможность  моделирования  ситуаций, многовариантность выбора. Особую  значимость  приобретают следующие методы и технологии: проектная технология, проблемно – модульная, развивающего  обучения, технология  формирования  критического мышления, игровое (имитационное планирование), ролевые  игры.

Изменение  технологии  преподавания  влечет  за  собой  и переход  роли  педагога – информатора,  контролера, в роль  консультанта, собеседника, так  как самый лучший  продуктивный  результат  обучения  дает  создание  ситуации, в  которой  учащиеся  самостоятельно  находят  решение.

Проблему  проектирования  содержания  образования  решают  образовательные  стандарты, которые переориентированы, содержат  деятельностно – практическую, сохраняя   фундаментальность  и универсальность  образования.

 Общеучебные  умения,  навыки  и способы  деятельности  сопряжены  с  общекультурным  содержанием  образования и  освоением  реальных  объектов  изучаемой  деятельности. Все  эти  элементы  содержания  образования  стандарта обеспечивают  формирование  личностных качеств учащихся: физических, эмоциональных, интеллектуальных, ценностных, духовно – нравственных.



Предварительный просмотр:

ГОУ  НПО  ЯО  ПЛ - 30

Выступление

Преподавателя  математики  Епишиной О. И.

на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин

23.04.2015 год

Тема:        «Интегральная (объединяющая) технология обучения»

 

В педагогическую науку и практику входят и получают свое развитие педагогические технологии. В источниках научного и публицистического характера предпринимаются попытки соединения разных взглядов, точек зрения на раскрытие сущности и содержания педагогических технологий.
      Изучение этой проблемы как зарубежными, так и отечественными учеными, практиками-технологами позволило получить более полное представление о педагогических технологиях как на методологическом, так и на практическом уровне. Обозначилось содержание “педагогической технологии” как педагогической категории, определились и иерархические уровни развития педагогических технологий.
            
Для обобщенных педагогических технологий характерно глубокое психолого-педагогическое обоснование педагогической системы деятельности педагога и учащихся. Например, в основу системы проблемного обучения положены психология мыслительной деятельности и мотивация при постановке и разрешении учебных противоречий; в основу системы формирования познавательных интересов заложено психолого-педагогическое рассмотрение рефлекса И.П. Павлова “Что такое?” и деятельностная концепция развития человека.
      Применение обобщенных педагогических технологий в учебном процессе предполагает их наполнение конкретным содержанием изучаемой учебной дисциплины, а также структурным и методическим наполнением, технологическим общением, специфически смоделированным под данную технологию и обеспечивающим результативность отношений, стиля руководства и стиля педагогического общения. Можно отметить, что основа почти всех педагогических технологий, за исключением машинных, есть общение учащихся и учителя.
      Наполняясь разноаспектным конкретным содержанием, обобщенные педагогические технологии эволюционируют, перерастают в конкретные прикладные. Они обслуживают конкретный учебный предмет и обеспечивают достижение поставленных целей.
      Обилие нерешенных педагогических проблем и поиск путей их решения повлекли за собой разработку конкретных педагогических технологий третьего уровня, направленных на достижение целей воспитания, развития, обучения. Все они специфичны областью применения.

                           

      Интегральная технология обучения получила свое развитие в работах П. М. Эрдниева и других авторов. Технология имеет такие особенности:
      - укрупнение дидактических единиц на основе блока уроков;
      - планирование результатов обучения и основанной на них дифференциации.
      В школьной практике технология применяется для изучения больших объемов информации преимущественно в старших классах. При этом могут применяться простая и сложная структуры.
      Учебный блок представляет собой форму сообщаемого учащимся материала (информация) по изучаемой теме или целому разделу. Обладает целостностью и завершенностью структуры процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление), а также способов деятельности.

Внутри блока учебный процесс представлен шестью структурными единицами (модулями):

 1) организация;

 2) повторение;

3) изучение нового материала;

4) закрепление;

5) контроль;

6) коррекция (уточнение, доработки, исправления).

Для модулей характерны видовые модификации. Из совокупности большего или меньшего числа модулей создается блок уроков.
      В технологической конструкции блоки уроков состоят из модулей разного содержания. Есть модули, составляющие основу технологии:
      - вводного повторения;
      - изучение нового материала (в обязательном объеме);
      - выполнение упражнений, решение задач минимальной сложности, но отвечающих обязательным критериям обученности;
      - итоговый контроль с использованием разных методов его проведения. Блок можно рассматривать как логически и технологически завершенную единицу, повторяющей в миниатюре его основные параметры.
      Структура интегральной технологии представлена тремя этапами.
      Первый этап — планирование блока на основе главных узловых проблем, законов и закономерностей. Блок включает диагностичные цели, содержание учебного материала, методы и средства их достижения; навыки и умения, приобретаемые в процессе урока; методическую подготовку учителя, учебный материал, профессионально обработанный для восприятия учащимися.
      Второй этап — взаимосвязь структурных компонентов блока, углубленное усвоение учебного материала, практикумы.
      Структурные компоненты блока: школьная лекция (вводное повторение и концентрированное изучение нового материала) + семинар, конференция, самостоятельная работа с учебной литературой (углубленное изучение нового материала) + практическое занятие, практикум (предусматривает обучение учащихся приемам применения приобретенных знаний). Задания могут носить характер первоначального; освоения знаний, репродуктивного или творческого.
      Третий этап — тематический зачет и развитие его форм. Проверяется степень усвоенности основных понятий, ведущих идей, уровень развитости умений работать с учебными материалами, формулами, производить расчеты и вычисления и т.д. Формы проведения зачета могут быть самыми разными, обусловленными спецификой учебного предмета и изучаемого учебного материала.

       Оценивая  достоинства и недостатки педагогических технологий, мы
      должны помнить о том, что нет технологий, способных заменить живое человеческое общение во всей красоте его проявлений и возможностей в учебно-воспитательном процессе. Наши рассуждения, по-видимому, будут способствовать формированию более полных суждений о выборе и использовании технологий в педагогическом процессе.

 Итак, поиск путей оптимизации учебно-воспитательного процесса обусловил появление и развитие педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности. Дальнейшее развитие технологий связано с разработкой новых и модернизацией имеющихся, способных реализовать современные концепции образования и воспитания.
      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методической комиссии преподавателей ОД

Данной материал содержит план работы методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин, который был разработан председателем методической комиссии, специалистом высшей категории Горск...

Выступление на заседании цикловой комиссии

Обобщение опыта работы по теме "Математика и медицина"...

Выступление на заседании цикловой комиссии

Выступление на заседании цикловой комисси по теме: "Применение информационных технологий на уроках математики"...

Выступление на заседании цикловой комиссии

Выступление на заседании цикловой комиссии по теме "Применение таблиц на уроках математики"...

Заседание цикловой методической комиссии экономических дисциплин

Заседание цикловой методической комиссии экономических дисциплин...

ПРОТОКОЛ № 2 заседания цикловой методической комиссии экономических дисциплин

ПРОТОКОЛ № 2 заседания цикловой методической комиссии экономических дисциплин...