Проекты
проект на тему
В дошкольном образовании под термином социализация понимаются создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении со сверстниками и взрослым, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_dobra_dlya_starshih_doshkolnikov.docx | 24.31 КБ |
proekt_kniga_mala_da_uma_pridala.docx | 29.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «В мире добра»
для старших дошкольников
В дошкольном образовании под термином социализация понимаются создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении со сверстниками и взрослым, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения [2. С. 9].
Позитивная социализация детей дошкольного возраста основана на:
получении нового опыта с радостью и удовольствием и направлена на формирование основ культуры и нравственного поведения, привития доброжелательности и позитивного отношения к миру. Позитивная социализация является основой становления субъектной позиции ребенка и накопления им социально-нравственного опыта.
В начале учебного года, наблюдая за детьми, мы обратили внимание, что одни дети вежливы, доброжелательны к сверстникам, имеют стремление
общаться и дружить. Другие дети, напротив, зачастую замкнуты, излишне обидчивы, иногда агрессивны. Такое поведение обусловлено опытом, накопленным в семье, и особенностями характера ребенка.
Проанализировав данные наблюдения, мы пришли к выводу, что очень важно создать благоприятные условия для проявления детьми таких чувств, как отзывчивость, сопереживание, взаимопомощь и внимание к окружающим их людям. Это и составляет основу личностной позиции ребенка и становится опытом эмоционально-нравственного поведения и стиля жизни.
Мы посчитали важным акцентировать внимание дошкольников на положительных поступках и добрых делах близких и сверстников и предложили им завести в группе альбом «Наши добрые дела», где дети имели бы возможность ежедневно фиксировать свои положительные поступки. Такой альбом был у каждого ребенка. Каждая страничка была рассчитана на один месяц и представляла собой сердце, на котором располагались свободные ячейки по количеству дней месяца. Ежедневно в течение месяца эти ячейки заполнялись цветными фишками. Каждая фишка символизировала определенное доброе дело. Добрые дела делились на четыре категории и имели свой цвет. Так, например, взаимопомощь обозначалась красным цветом, вежливые слова в случае необходимости — желтым, сочувствие — зеленым, а компромисс — синим цветом. Если ребенок в течение дня не проявил себя ни в каком добром деле, то ячейка оставалась незаполненной. Напротив, если ребенок проявил себя в нескольких добрых делах, то ячейка становилась многоцветной. В конце каждого месяца дети анализировали свои странички путем подсчета фишек и, следовательно, подсчета добрых дел.
В процессе ведения этого альбома мы поняли, что дети стремили к добрым делам, но реализация
таких дел вызывала трудности. Поэтому нам показалось актуальным расширить представления детей о взаимопомощи, сопереживании, доброжелательности. Наблюдение за детьми побудило нас организовать Проект «В мире добра»
Цель проекта — формирование необходимости проявления доброты, справедливости, взаимопомощи и поддержки в условиях деятельности.
Задачи
Формировать основы нравственного поведения детей на основе восприятия и принятия ими норм социального поведения людей.
Формировать основы культуры поведения и позитивного отношения к миру
Развивать навыки речевого общения (форм диалога и монолога), уточнять значение слов: сочувствие, взаимопомощь, доброжелательность, вежливость, компромисс.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Участники проекта воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, учитель-лоопед.
Срок реализации проекта — 3 месяца.
Начальный этап проекта был основан на наблюдениях за поведением детей, их высказываниях о своих поступках, на выявлении причин возникающих конфликтных ситуаций и степени включения детей в их разрешение. Кроме наблюдений с детьми проводились беседы «Зачем нужны друзья?», «Кого ты любишь и почему?», «Когда тебе бывает радостно?», «Можно ли прожить без вежливых слов?» и другие.
Также детям был задан главный вопрос: «Что такое добро?» Ответы детей были примерно следующие: «Добро — это покормить бездом
ную собачку, пожалеть друга или поделиться игрушкой».
Проанализировав наблюдения за детьми и их высказывания, мы поняли, что такие нравственные понятия, как взаимопомощь, дружелюбие, отзывчивость, внимание к людям, вызывают интерес, но в то же время у детей поверхностное представление об этих понятиях. Поэтому на следующем этапе проекта мы предложили детям разные виды деятельности, через которые они расширили бы свой жизненный опыт социально-нравственного поведения.
Второй этап проекта
- Чтение художественной литературы
Детям были предложены произведения Н. Носова, В. Осеевой, Е. Пермяка, а также русские народные сказки с различными ситуациями, где наглядно демонстрировались разные модели поведения и взаимоотношений людей и животных. После прочтения детей спрашивали: «На какого персонажа ты хотел бы быть похожим?», «Как бы ты поступил в данной ситуации?», «В чем проявилась доброта того или иного персонажа?» Дети отвечали на вопросы, обсуждали поступки персонажей, их переживания, причины того или иного поведения.
Также для обсуждений с детьми использовались малые фольклорные формы — пословицы и поговорки о дружбе, счастье, радости, добре. Так, например, пословице «Доброе дело два века живет» дети дали следующее объяснение: «Сделаешь доброе дело — и его еще долго будут помнить». В процессе обсуждения у детей появлялся большой интерес к пословицам и поговоркам, и они с удовольствием использовали в общении уже знакомые им варианты пословиц, например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дерево ценят по плодам, а человека по делам», «Старый друг лучше новых двух».
- Обсуждение проблемных ситуаций, созданных педагогами и естественно возникающих в жизни детей
Дети просматривали иллюстрации с изображениями конфликтных ситуаций, фрагменты мультфильмов, в которых, например, дети кого-то обидели, что-то не поделили или дразнили друг друга. После знакомства с проблемной ситуацией дети предлагали свои варианты разрешения проблемы, например на ситуацию обиды были предложены следующие действия: пожалеть, извиниться, развеселить, взять в игру, предлагали свое решение, как поступить по-другому. Также в течение дня в случае возникновения конфликтной ситуации привлекалось внимание детей для установления причины и вариантов разрешения конфликта.
- Психологические игры и упражнения.
В проекте активное участие принимал педагог-психолог. Он предлагал игры различного содержания, которые были направлены на развитие эмоционально-волевой сферы детей и повышение их самооценки. Так, с целью развития умения понимать эмоциональное состояние людей были предложены игры «Я и мое настроение», «Что день — то радость», «Волшебные превращения». Кроме игр, направленных на адекватное выражение своего эмоционального состояния и умения понимать эмоциональное состояние другого человека, детям предлагали игры, развивающие положительные взаимоотношения между людьми, коммуникативные навыки, укрепляющие чувства сопереживания, сочувствия, единства («Мы такие разные», «Дарите радость близким», «Мои друзья»). Также с детьми проводились игры, обучающие приемам саморегуляции и повышению самооценки детей, помогающие раскрытию положительных черт характера, развитию позитивной Я-концепции («Мои поступки и эмоции», «[ордость», «Мои достижения»).
- «Дерево радости»
Для данного проекта было придумано и разработано методическое пособие «Дерево радости», которое представляло собой макет дерева и комплект карточек-символов. Детям предлагалось из предложенных карточек-символов выбрать только те, которые символизировали радость. Дети выбирали карточки, комментируя свой выбор, и размещали их на макете дерева. Комментарии к карточкам-символам были как примитивные, так и несущие более глубокий философский смысл. Например: «Радостно, потому что у меня есть друг» или «Радостно, когда есть дом и мы живем с мамой и папой и не ссоримся».
- Альбом «Наши добрые дела»
В течение всего проекта продолжалась ежедневная работа по ведению альбома «Наши добрые дела». Дети фиксировали свои добрые поступки, и со временем это стало обретать более осмысленный и даже где-то соревновательный характер. В конце проекта дети проводили сравнительный анализ первой и последней страницы альбома. В результате этого анализа дети наглядно увидели, что к концу проекта у многих практически не оставалось свободных ячеек, и это означало, что они ежедневно совершали положительные поступки, что являлось для них достижением.
- Работа с родителями. Оформление книги «Где живет добро?»
Родителям мы предложили совместно с детьми сочинить и оформить сказку «[де живет добро?» — каждый ребенок смог бы выразить свое отношение к данной теме. Многие дети сочинили сказки о дружбе животных и растений, а некоторые дети описали в рассказах истории о своих добрых поступках.
На заключительном этапе нашего проекта дети с интересом презентовали свои сказки, а также с детьми были проанализированы результаты ведения альбома добрых дел, где каждый ребенок мог увидеть, срав
нить и оценить свои добрые дела в начале проекта и к его концу. На основе анализа дети могли наглядно увидеть, в чем они проявили себя ярче: во взаимопомощи, культуре поведения, компромиссах, доброте или сопереживании. Также детям был задан вопрос, который звучал в начале проекта: «Что такое добро?» Отвечая на вопрос, дети объясняли, что добро — это значит никого не обижать, если кого-то обижают — защищать, помогать окружающим людям, говорить добрые слова, уступать, заботиться о близких и даже жертвовать собой ради другого. Ответы детей стали более осмысленными, глубокими по сравнению с ответами в начале проекта.
Результатом проведения проекта является активное обогащение эмоционально-нравственного опыта детей через углубление представлений о дружбе, радости, любви, чувствах сопереживания и внимания к окружающим людям и, как следствие, одном из условий формирования процесса позитивной социализации ребенка-дошкольника. Мы заметили изменение психологического климата в группе: дети стали доброжелательны и отзывчивы, внимательны к настроению друг друга, у детей появился навык конструктивно решать конфликтные ситуации. Эти изменения также заметили и родители воспитанников.
Инновационным продуктом, полученным в ходе реализации проекта, является разработка пособия «Дерево радости», альбом «Наши добрые дела», оформление книг «Где живет добро?», а также анализ и фиксация результатов накопления эмоционально-нравственного опыта детей.
Литература
1. Бабаева Т. И., Римашевская А. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. — СПб., 2012.
2 Савченко В. И. Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. — СПб., 2015.
Предварительный просмотр:
Проект «Книга мала, да ума придала»
Народная мудрость гласит: «Книга мала, да ума придала». Книги являются источником информации, они могут поведать нам о далеких временах, о диковинных животных и растениях, незнакомых странах и народах... Книга — источник не только знаний, но и эмоций. Каждое слово в книге живое. Читая книгу, мы слышим голоса,, чувствуем запахи, видим картины. Книга пробуждает воображение, переносит нас в пространстве и времени, в ней мы находим терпеливого и мудрого собеседника. Роль книги в развитии ребенка, становлении его личности огромна. Вместе с тем как растет ребенок, растет и его потребность в информации. На помощь приходят телевидение, радио, компьютеры, но книга остается незаменимым источником знаний, неизменным другом и помощником ребенка.
К сожалению, нечтение, в том числе детское, стало глобальной проблемой общества. Чем же оно грозит? Чем так страшно детское нечтение?
Во-первых, обедняется словарный запас и, как следствие, понижаются интеллектуальные возможности. Во- вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомства с его моральными и духовными ценностями. В-третьих, нечитающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье (из книги С. В. Безруковой «Я люблю читать»).
С одной стороны, это естественное течение промышленной эволюции — более современные источники информации вытесняют старые и менее удобные. Зачем покупать дорогой и довольно громоздкий по объему энциклопедический словарь, когда с помощью Интернета можно легко получить ответ на интересующий вопрос. Но таким образом ребенок получит ответ на вопрос, а не овладеет способами поиска нужной информации, необходимыми операциями логического мышления. В дальнейшем он будет искать легкие пути, боясь трудностей и не умея самостоятельно принимать решение, надеясь на то, что правильный ответ ему кто-то предоставит в готовом виде.
Для того чтобы культура чтения и, как следствие, информационная культура каждого индивида была высокой, необходимо с самого раннего возраста закладывать навыки работы с книгой, воспитывать основы культуры умственного труда.
Анкетирование семей воспитанников логопедической группы показало, что регулярно читают детям 29 % опрошенных родителей, 71 % читают нечасто. По мнению родителей, достаточное количество детских книг в семье у 75 %, 25 % родителей сочли количество детских книг в доме недостаточным. Выбор книг для чтения осуществляется ребенком в 54 % семей, 25 % — выбор остается за родителями, 21 % родителей выбирает книги совместно с ребенком. По данным опроса, многие родители выбирают книги, не соответствующие возрасту ребенка, не знают, как правильно выбрать книгу для ребенка в книжном магазине.
Таким образом, выявлена следующая проблема: в семьях недостаточно уделяется внимания совместному чтению книг, поэтому актуальным стало создание педагогического проекта «Книга мала, да ума придала».
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели группы, воспитанники и члены их семей.
Цель — формирование у воспитанников и их родителей интереса к чтению книг.
Задачи работы с детьми:
- познакомить детей с биографией и творчеством детских писателей и поэтов;
- воспитывать читательскую культуру;
- воспитывать интерес к чтению книг.
Задачи работы с родителями:
- развивать представление о многообразии детской литературы;
- познакомить родителей воспитанников с различными приемами работы с книгой;
- развивать читательскую культуру;
- формировать активную родительскую позицию, интерес к участию в жизни группы, ДОУ.
Тип проекта — информационно- практико-ориентированный.
Срок реализации: долгосрочный — 1 год (с сентября по июнь).
Ожидаемый результат: у детей и родителей появится стойкий интерес к чтению книг, семейному чтению; удастся положительно повлиять на развитие читательской культуры воспитанников и членов их семей.
Педагогические приемы и методы, используемые в работе над проектом: чтение литературного произведения педагогом, ответы на вопросы по содержанию текста, совместное комментирование и характеристика героев, словесная режиссерская игра, драматизация отрывков литературных произведений и совместная словесная импровизация, рассматривание иллюстраций, рисование по мотивам произведений, пересказ литературных произведений, заучивание отрывков из литературных произведений.
Форма презентации: тематические семейные вечера «Приглашает книга» по произведениям С. Маршака (ноябрь), по произведениям С. Михалкова (февраль), по произведениям К. Чуковского (апрель).
Перспективный план работы с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации на тему «Книга в жизни ребенка-дошкольника», «Как правильно выбрать книгу».
3. Разработка и уточнение тематического и календарного планирования.
4. Совместное чтение книг родителями и детьми дома в соответствии с предложенным планом.
5. Совместная подготовка и проведение тематических встреч «Приглашает книга».
6. Создание домашних дневников чтения.
7. Фиксирование итогов проведённых тематических вечеров (отзывы родителей, педагогов).
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа - 6-7 лет)
№ п/п | Тема мероприятия | Срок реализации |
1 | Знакомство с биографией и творчеством Б. Заходера. Экскурсия в детскую библиотеку | Сентябрь |
2 | Знакомство с биографией и творчеством Дж. Ро- дари. Создание книги иллюстраций по мотивам произведений | Октябрь |
3 | Тематическая встреча с поэтессой Еленой Сафрыгиной | Ноябрь |
4 | Семейный тематический вечер «Приглашает книга» по произведениям С. Маршака | Ноябрь |
5 | Знакомство с биографией и творчеством Д. Мамина- Сибиряка. Прослушивание сказок | Декабрь |
6 | Знакомство с биографией и творчеством А. Барто. Фестиваль добрых дел | Январь |
7 | Знакомство с биографией и творчеством С. Михалкова. Семейный тематический вечер «Приглашает книга» по произведениям С. Михалкова | Февраль |
8 | Знакомство с биографией и творчеством Н. Слад- кова. Создание книги «Весна идет» | Март |
9 | Семейный тематический вечер «Приглашает книга» по мотивам произведений К. Чуковского | Апрель |
10 | Семейный тематический вечер «День книги» | Май |
Перспективный план работы с педагогами
1. Консультация на тему «Воспитание интереса к чтению у воспитанников и членов их семей».
2. Привлечение педагогов ДОУ (логопед, воспитатели группы, воспитатель изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор физического развития, педагог-эколог) к планированию и проведению тематических вечеров.
3. Фиксирование итогов проведенных тематических вечеров (отзывы родителей, педагогов).
4. Подготовка и проведение творческой встречи с И Толстых — поэтом, живущим в городе Сафоново.
Перспективный план работы с детьми
1. Экскурсия в детскую библиотеку
2. Знакомство с биографией автора и его произведениями (по календарному плану).
3. Подготовка и проведение тематических вечеров совместно с детьми, родителями и педагогами.
4. Ведение совместно с родителями домашних дневников чтения.
5. Проведение творческой встречи с И. Толстых — поэтом, живущим в городе Сафоново, бабушкой одной из воспитанниц логопедической группы.
Семейный тематический вечер «Приглашает книга» по мотивам произведений С. Маршака
Задачи
Познакомить детей с произведениями С. Маршака.
Развивать активный словарный запас, связную речь.
Развивать дикцию при чтении отрывков из произведений С. Маршака.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать эмоциональную сферу детей, творческие способности, привлекая к участию в драматизации, декламации отрывков из произведений С. Маршака.
Воспитание интереса к чтению книг, бережного к ним отношения.
Воспитывать умение сотрудничать друг с другом во время командной игры.
Воспитывать у родителей активную позицию, привлекая их к участию в командной игре.
Материалы
Произведения С. Маршака: «Кошкин дом», «Усатый-полосатый», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Веселые чижи», «Два кота», «Двенадцать месяцев», «Сказка о тупом мышонке», «Почта», «Хороший день».
Книга с иллюстрациями к произведениям С. Маршака.
Разрезные картинки — иллюстрации к сказке «Усатый-полосатый».
Предметы одежды для конкурса «Вот какой рассеянный».
Спортивные снаряды для эстафеты.
«Волшебная книга», телеграммы (текст «Хороший день»).
План занятия
- Объявление темы с помощью загадки. Появление «волшебной книги».
- Драматизация отрывка из сказки С. Маршака «Кошкин дом».
- Формирование команд.
- Конкурс «Узнай сказку» по разрезной картинке.
- Конкурс «Вспомни сказку».
- Конкурс «Вот какой рассеянный» (для родителей).
- Конкурс капитанов.
- Конкурс чистоговорщиков.
- Эстафета «Почта».
- Подведение итогов игры.
- Вручение подарка «волшебной книге», исполнение танца под песню «Что такое доброта» (авторы песни —В. Осошник и Любаша (Т. Залужная)).
Ход вечера
Ведущий. Сегодня к нам придет волшебная гостья. Узнайте ее, разгадав загадку.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В строчках на листочках,
Где станции на точках.
Дети. Это книга.
Появляется «волшебная книга».
Ведущий. Совершенно верно, это книга, но на ней висит замок. Чтобы открыть его, нужно узнать автора произведений, которые находятся в этой книге.
Показывает портрет — дети узнают Самуила Яковлевича Маршака.
Ведущий
Что же видят наши глазки?
На странице первой — сказка.
Чудеса творятся тут —
Герои сказки оживут!
В колокольчик позвоню —
В гости сказку позову.
Драматизация отрывка сказки С.Маршака «Кошкин дом»
Ведущий. Спасибо всем героям сказки. Вы узнали это произведение Маршака? Предлагаю вспомнить и другие произведения этого автора. Чтобы было интересней, проведем конкурс. Нам нужны две команды.
Дети делятся на команды, каждая придумывает название и выбирает капитана.
Конкурс «Узнай сказку»
Ведущий. Чтобы открыть следующую страницу «волшебной книги», я предлагаю вам собрать разрезанную иллюстрацию и узнать, что же это за стихотворение.
Дети собирают картинки и называют стихотворение С. Маршака.
Ведущий. Молодцы, все узнали «Усатого-полосатого»!
Ребенок читает отрывок из стихотворения «Усатый-полосатый».
Конкурс «Вспомни сказку»
Ведущий. Открываем следующую страницу волшебной книги. Узнаете произведение? Правильно, это стихотворение «Багаж». Предлагаем каждой команде вспомнить, что дама сдавала в багаж, и записать на карточке.
Команды выполняют задание.
Ребенок читает отрывок из стихотворения «Багаж».
Конкурс «Вот какой рассеянный»
Ведущий. Откроем следующую страницу. Стихотворение «Вот какой рассеянный». Ребята, что значит рассеянный? (Ответы детей.) Ваши родители никогда не бывают рассеянными? Сейчас мы проверим. Предлагаем родителям с закрытыми глазами собрать ребенка в детский сад — надеть на него одежду.
Родители выполняют задание.
Ребенок читает отрывок из стихотворения «Вот какой рассеянный».
Конкурс капитанов
Ведущий. Следующую страницу помогут открыть наши капитаны. Каждый капитан получает конверт, в котором написано название сказки С. Маршака. Капитан с помощью мимики и жестов покажет своей команде эту сказку, команда постарается узнать ее.
Чтобы дать нашим капитанам время на подготовку, проведем с командами конкурс чистоговорщиков
Дemu читают отрывки из стихотворений «Веселые чижи» и «Два кота».
Команды соревнуются.
Эстафета «Почта»
Ведущий. Узнаете произведение на следующей странице? Верно, это «Почта».
Ребенок читает отрывок из стихотворения «Почта».
Ведущий. О какой профессии идет речь в этом стихотворении? Правильно, о профессии почтальона. Нелегко приходится людям этой профессии. Я предлагаю ребятам испытать себя в роли почтальона. Вы пройдете через эстафетную полосу, возьмете телеграмму и доставите ее своей команде. Родители из полученных телеграмм сложат отрывок стихотворения «Хороший день».
Команды выполняют задание.
Хвое детей читают отрывки из стихотворения «Хороший день».
Подводятся итоги игры.
Ведущий. Откроем следующую страницу. Что же это, что такое? Ничего здесь больше нет? Может, кроется секрет? Ребята приготовили для «волшебной книги» рисунки по мотивам произведений Маршака. Подарим их «волшебной книге». Ребята, чему нас учат стихотворения Маршака? Конечно, добру. Я предлагаю и взрослым, и детям исполнить песню «Что такое доброта» и потанцевать.
Литература
1.Маршак С. Я. Произведения для детей. — М., 1990.
2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игры и развлечения со словами. — М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...