Программа "На пороге жизни" 2015 - 2016 уч.год .
рабочая программа на тему

Семёнова Елена Германовна

Данная воспитательная Программа представляет собой систему мероприятий для работы со студентами, проживающими в общежитии, по следующим направлениям: нравственн-оэстеттческому, гражданско-патриотическому и физкультурно-оздоровительному.-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_poroge_zhizni.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

«ГБПОУ АКТТ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

                                                                                               Утверждаю:

                                                                               Директор ГБПОУ АКТТ

                                                                                _____________Коннов П.А.

                                                                                _____________2015г.

                                                                                              Согласовано:

                                                                             Зам. директора по ВР

                                                                               _____________Полякова С.Ю.

                                                                               _____________2015г.

                  ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

по профилактике асоциального поведения студентов общежития

            «На пороге жизни»

                                           2015-2016 уч. год

                               Паспорт Программы

Наименование Программы

Комплексная программа по профилактике асоциального поведения студентов, проживающих в  общежитии «На пороге жизни»

Основания для разработки Программы

1.Закон РФ «Об Образовании»

2.Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»

3.(местный, техникумовский)

Заказчик Программы

ГБПОУ АКТТ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Цель Программы

Создание условий для организации  системной и эффективной работы по профилактике правонарушений студентов, проживающих в общежитии; снижение  уровня асоциального поведения  посредством укрепления базовых знаний в области теории и практики первичной профилактики асоциального поведения

Задачи Программы

  1. Усиление нравственного и правового воспитания, обеспечение выполнения каждым проживающим норм морали и правил общежития.
  2. Привлечение  актива  студентов к планированию и проведению воспитательной системы.
  3. Вовлечение студентов  в объединения по интересам,  проведение конкурсов, мероприятий среди жильцов общежития.

  1. Информирование студентов по важнейшим вопросам  внешней и внутренней политики России, актуальным проблемам развития культуры, широкое использование таких форм работы в общежитии как диспуты и устные журналы.

Ожидаемые конечные результаты

  1. Создание условий для дальнейшего снижения числа правонарушений, совершаемых проживающими студентами
  2. Развитие у молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
  3. Повышение эффективности социально-реабилитационной работы со студентами «группы риска».

Структура Программы

1-й раздел: «Красота спасет мир»

2-й раздел: «Я – гражданин!»

3-й раздел: «Да здравствуют привычки спортивные, а не негативные!»

Сроки реализации

Сентябрь 2015 -  июнь2016 г.

Исполнители Программы

Воспитатели общежития, педагоги, студенты общежития и их родители

Составитель Программы

 Воспитатель общежития Семенова Е.Г.

           Пояснительная записка

До недавнего времени проблемой асоциальных проявлений занимались, в основном, органы милиции и здравоохранения. Профилактическая работа, как правило, сводилась к санитарному просвещению среди разных групп населения и запугиванию посредством предоставления отрицательных последствий асоциального поведения. Как показало время, данный подход оказался неэффективным, что заставило перенести акцент на длительные,  ориентированные на постепенное развитие устойчивой личности, мероприятия.  Основными  проблемными аспектами, без решения которых не может быть реализована любая профилактическая программа, являются:

  • Обеспеченность реальной социальной и правовой защиты проживающих студентов;
  • Взаимодействие общества, государственных и негосударственных организаций и семьи.

Данная  Программа в работе по профилактике асоциального поведения молодежи учитывает следующие принципы:

  • Опережающий характер воздействия – целевая подготовка студентов должна осуществляться заблаговременно, т.е. до того момента, когда совершение тех или иных асоциальных поступков становится реальностью;
  • Конструктивно-позитивный характер воздействия  – важно не только сформировать у молодежи представление о недопустимости совершения правонарушения, но и показать, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
  • Принцип запретной информации – другими словами, необходимо полностью исключить использование сведений, способных спровоцировать интерес  молодежи к  асоциальным проявлениям.

Работа по профилактике асоциального поведения студентов, проживающих в общежитии, предполагает решение следующих задач:

  • Формирование у ребят ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; принятие и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий;
  • Формирование представлений о негативном воздействии психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие; закрепление приемов поведения, позволяющих избежать вовлечения в криминогенную среду и развитие адекватной «Я – концепции».
  • Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях эффективного воспитания и направленных на развитие возможностей и способностей качеств  личности студента на основе индивидуального подхода.

Реализация этих принципов осуществляется путём профилактики по  таким направлениям, как:

1. Нравственно-эстетическое

2.Гражданско-патриотическое

 3.Спортивно-оздоровительное

     

Материально-техническое обеспечение:

- 84 комнаты для проживания студентов

- 3 кухонных блока (на каждом этаже проживания студентов)

- 6 туалетных комнат

- 6 комнат гигиены

- 2 изолятора

- 1 теннисная комната (общежитие)

-1 тренажерный зал (общежитие)

- спортивно-технический кружок «Орион» (общежитие)

- кружок декоративно-прикладного творчества (общежитие)

- 40 кружков и секций АКТТ

- Спортзал АКТТ

- Библиотека АКТТ

- Кафе (общежитие)

- Видео-зал (общежитие)

-Мульти-медийная установка

- Интернет

-Музыкальный центр

- Караоке

-2 ноутбука

- Принтер

-Фотоаппарат

Содержание Программы по профилактике асоциального поведения студентов, проживающих в общежитии  « На пороге жизни»

  1. Актуальность проблемы и обоснование необходимости ее решения.

        По данным исследователей в настоящее время увеличение числа различных социальных проявлений среди молодежи России приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов исправить сложившуюся ситуацию привели к тому, что самая уязвимая часть общества – дети и подростки – совершают разного рода правонарушения и преступления, приобщаются к употреблению психоактивных веществ.                                    

        Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, так как появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой  категории относятся  семьи, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего дети, как правило, предоставлены сами себе. Важно отметить, что если раньше  возможность оказаться  в « группе риска» являлась прерогативой ребят из крайне неблагополучных семей, то в настоящее время «испытание на прочность» проходит каждый.

        Ежегодно при заселении студентов в общежитие воспитателями  заполняется журнал индивидуальных   сведений проживающих студентов, в течение всего года изучаются социальная среда проживания, интересы, темперамент, адаптация. Как показывает время,  растёт количество неполных семей, семей, где одним родителем является отец. Так в прошлом уч.году неполных семей было -  ____

        В 2014-2015 уч.году возросло кол-во правонарушений студентами, проживающими в общежитии на 3 эпизода. Хочется отметить низкий интерес учёбой и проживанием своих детей родителями. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в общежитии условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для проживающего, где ему комфортно и интересно.

        В период выполнения Программы предполагается создание системы предупредительных мер, включающих в себя комплекс мероприятий разнообразного характера: аналитического, информационного, социального, нравственно-эстетического, правового. Необходимо добиться стабилизации и развития следующих  положительных тенденций у проживающих студентов:

-увеличение числа студентов, посещающих различные кружки  и секции,

-максимальное участие ребят, в том числе и из «группы риска», в разнообразных мероприятиях, предлагаемых воспитателями общежития,

-тесное  сотрудничество воспитателей, классных руководителей, социального педагога, психолога, мед. работника и руководителей кружков и секций техникума, родителей проживающих в общежитии студентов. Данное взаимодействие  показано в схеме:

 

Реализация Программы представлена в следующих разделах.

1 раздел:

«Красота спасет мир» (нравственно-эстетическое воспитание)

    Ни для  кого не секрет, что самая большая опасность, подстерегающая наше общество – разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей весьма искажены представления  о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности  вызван общим ростом агрессивности и жестокости.                                                                        

      Современную молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи, формируются внесупружеские, антиродительские, антисемейные установки.

       Актуальность проблемы духовно-нравственного, эстетического воспитания связана с тем, что молодой человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирование нравственности.                                  

           Цель: Осознание  личностью высших ценностей, идеалов, ориентиров, социально значимых явлений и способность руководствоваться ими в практической жизни и поведении.

    Задачи:  Развитие культуры и образованности проживающих в  общежитии студентов, совершенствование норм поведения и общежития, чувства чести, ответственности и коллективизма.

Предполагаемые результаты:    

  •  Принимают и выполняют правила культуры поведения и общения в коллективе
  • Ценят понятия чести , культуры и красоты
  • Выбирают положительные ориентиры для самореализации

                                           Эпиграф: «А если так,  то что есть красота?

                                                                          И почему ее обожествляют люди?

                                                                           Сосуд она, в котором пустота?

                                                                          Или огонь, мерцающий в сосуде?»

                                                                               (Н.А.Заболоцкий)

                                               

№ п,/п

Наименование мероприятия

Дата

Ответственный

1.

Изучение личных  дел студентов, заселенных в общежитие.

сентябрь

Воспитатели

2.

Конкурс года «Самая уютная и чистая комната»

сентябрь

Воспитатели

Совет общежития

3.

Библиотечный урок «Секреты общежития»

сентябрь

Воспитатели

Библиотекарь

4.

Час психолога «Темперамент личности»

октябрь

Воспитатели

Психолог

5.

Литературно-музыкальная гостиная «День матери»

октябрь

Воспитатели

6.

Круглый стол «Семья – лучшее место для жизни»

ноябрь

Воспитатели

7.

Библиотечный урок «Польза и вред интернета»

ноябрь

Воспитатели

Библиотекарь

8.

Час психолога « Как противостоять стрессу?»

ноябрь

Воспитатели

Психолог

9.

Украшение общежития к Новому году

декабрь

Воспитатели

Совет общежития

10.

Беседа медработника «Правила безопасного секса»

декабрь

Воспитатели

Медработник

11.

 Час психолога «Чувство одиночества. Чрезмерная стеснительность»

декабрь

Воспитатели Психолог

12.

Новогодний калейдоскоп «Креатив нынче в моде»

декабрь

Воспитатели

13.

Конкурсная программа  «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»

январь

Воспитатели

14.

Библиотечный урок «Для чего мы живем на этом свете»

январь

Воспитатели

Библиотекарь

15.

Развлекательная программа «Мисс и месье общежития»

февраль

Воспитатели

16.

Час психолога «Особенности юности»

февраль

Воспитатели

Психолог

17.

Библиотечный урок «Безответная любовь»

февраль

Воспитатели

Библиотекарь

18.

Викторина «Что? Где? Когда?»

февраль

Воспитатели

19.

Музыкально-поэтическая композиция «Одной звезды я повторяю имя»

март

Воспитатели

20.

Субботник по уборке территории общежития

апрель

Воспитатели

21.

Круглый стол «Ты и твоя профессия»

апрель

Воспитатели

22.

Библиотечный урок «А если так, то что есть красота?»

май

Воспитатели

Библиотекарь

23.

Рейды по санитарному состоянию комнат студентов

еженедель-но

Воспитатели

Совет общежития

24.

Выставка работ кружка по вышиванию  «Красота ручной работы»

июнь

Воспитатели

25.

Подведение итогов объявленных конкурсов. Награждение победителей.

июнь

Воспитатели

Совет общежития

26.

Организация генеральной уборки комнат. Сдача комнат коменданту общежития на каникулы.

июнь

Воспитатели

Бытовой сектор

Комендант

27.

Мониторинг участия студентов в мероприятиях общежития

декабрь, январь

Воспитатели

    2 раздел:      

 «Я – гражданин!» (гражданско-патриотическое воспитание)

             Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране зависит  от гражданского образования и правового воспитания. Сегодня гражданин России  получает большие возможности для реализации себя как самостоятельной личности, и в то же время возросла его собственная ответственность за судьбу и судьбы других людей. Поэтому именно патриотизм  становится важной целью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический и другие аспекты.

             Поскольку большую часть времени подростки проводят  в учебном заведении и в общежитии техникума, то именно педагоги и воспитатели определяют ориентацию конкретной личности, отвечают за ее социализацию и  являются важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем  оказать влияние на ментальность и воспитать гражданина и патриота.

             Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

              Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный нравственно обусловленный процесс подготовки  подрастающего поколения к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

               Цель:  Развитие гражданственности и патриотизма молодежи как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.      

             Задачи: Воспитание важнейших духовно-нравственных  и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику национального самосознания, беззаветную любовь и преданность Отчизне и гордость за принадлежность к великому народу.

                                                                     

                                                      Эпиграф: «Сущность права состоит

                                                                        в равновесии двух нравственных

                                                                        интересов: личной свободы и

                                                                        общего блага».

                                                                                                   В. Соловьев.                                                          

Предполагаемые результаты:

  • Знают правила социального поведения
  • Критически относятся к антиобщественным проявлениям
  • Имеют развитое национальное самосознание и активную жизненную позицию.

1.

Изучение индивидуальных особенностей студентов, их жизненных навыков (трудолюбия, одаренности, увлечений, склонностей, интересов, взаимоотношений между сверстниками, педагогами, родителями)  

Беседы

Анкетирование

Тесты

в течение года

Воспитатели

2.

Беседа «Правила проживания в общежитии»

сентябрь

Воспитатели

3.

Конкурс «Примерный сосед»

сентябрь-июнь

Воспитатели

Совет общежития

4.

Встреча с работником правоохранительных органов «Поведение подростков на улицах города»

сентябрь

Воспитатели

5.

Заочная экскурсия «Наш славный город Арзамас»

сентябрь

Воспитатели

6.

Рейды по профилактике нарушений ночного режима

каждый месяц

Воспитатели

7.

Деловая игра «Гражданином быть обязан»

ноябрь

Воспитатели

8.

Митинг «День памяти Андрея Цуркана»

декабрь

Воспитатели

9.

Библиотечный урок «Трудности в  принятии решений»

март

Воспитатели

Библиотекарь

10.

Викторина «Закон и Порядок»

апрель

Воспитатели

Смыслова Н.М.

11.

Литературно-музыкальная гостиная «Поклонимся великим тем годам»

май

Воспитатели

12.

Час психолога «Мотивы асоциального поведения»

июнь

Воспитатели

Психолог

13.

Выявление детей «группы риска»

Наблюдения

Индивидуальные  и групповые беседы

Участие в мероприятиях, направленных на оздоровление личности

в течение года

Воспитатели

14.

Выборы Совета общежития

Организация работы комиссий по самоуправлению

сентябрь

Воспитатели

 3 раздел:

«Да здравствуют привычки спортивные, а не негативные!»

           Практиковать   здоровый образ жизни   необходимо, чтобы подрастающее поколение получало представления о том, как можно эффективно взаимодействовать с собой и с окружающим миром. В последствие человек сам сможет выбрать для себя правильные жизненные ориентиры, поскольку это нужно в первую очередь ему самому.

           Постоянное развитие себя, наличие любимых увлечений наполняют каждый день радостью, оптимизмом, смыслом. Чтобы сохранить хорошее настроение, работоспособность, здоровье необходимо четко отслеживать свои чувства, состояния, давать себе хорошую передышку, менять деятельность.

            Здоровый образ жизни и спорт  отвлекают от вредных привычек, оберегают от негативного влияния социальной среды, формируют позитивное мироощущение. Это комплексное понятие, которое включает целый ряд сфер деятельности: питание, досуг, физические упражнения, саморазвитие, общение с другими людьми. Возросшая актуальность здорового образа жизни  помогает  молодым людям осознать, что питание, вредные привычки, стресс, отсутствие физических нагрузок отрицательно сказывается на самочувствии, социальной активности и продолжительности жизни.                             

          Цель:  Отвлечение подростков от вредных привычек и праздного времяпрепровождения, убеждение в важности занятий спортом.

         Задачи: способствовать формированию высокой психологической устойчивости, готовности выполнять ответственные задачи в условиях обстановки, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.

                                                   Эпиграф: «Нет!»- мы скажем тем привычкам,

                                                                     Что мешают жить отлично».   

   Предполагаемые результаты:

  • Умеют различать полезные и вредные привычки
  • Обладают устойчивостью по отношению к  факторам, оказывающим негативное воздействие на жизнь и здоровье людей
  • Знают и выбирают форму досуга, чтобы провести его с пользой для жизни и здоровья

1.

Вовлечение студентов в кружки и секции техникума

Беседы

Информирование о графике работы кружков и секций

Контроль за посещаемостью студентами кружков и секций

Мониторинг участия в мероприятиях

в течение года

Воспитатели

2.

Эстафета «Веселые старты»

октябрь

Воспитатели

Котова Т.Н.

3.

Видеочас

ноябрь

Воспитатели

4.

Беседа с медработником «Внимание- вирусная инфекция!»

ноябрь

Воспитатели

Медработник

5.

Теннисный турнир

декабрь

Воспитатели

Котова Т.Н.

6.

Шахматно-шашечный турнир

январь

Воспитатели

Котова Т.Н.

7.

Открытое воспитательное мероприятие.  Устный журнал «Выбери  здоровье»

февраль

Воспитатели

8.

Рыцарский турнир

март

Воспитатели

Котова Т.Н.

9.

Турнир по волейболу

апрель

Воспитатели

Котова Т.Н.

10.

Минифутбол

май

Воспитатели

Котова Т.Н.

11.

Беседа «В гостях у лета»

июнь

Воспитатели

12.

Поход на реку «Летние забавы»

июнь

Воспитатели

13.

Проведение индивидуальных и групповых бесед по организации проживания:

  • Режим дня
  • Противопожарная безопасность
  • Санитарные правила
  • Культура общения
  • Личная гигиена
  • Мероприятия, направленные на оздоровление личности

в течение года

Воспитатели

14.

Диспут «Пивной фронт – за кем победа?»

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы на 2015-2016 учебный год.

Рабочие программы на 2015-2016 учебный год....

КТП и Рабочая программа на 2015-2016 учеьный год

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по изобразительному искусству на 2015-2016 учебный год...

Рабочие программы на 2015-2016 учебный год

Рабочие программы на 2015-2016 учебный год по литературе...

Рабочие программы на 2015-2016 учебный год

Рабочие программы на 2015-2016 учебный год по русскому языку...

Рабочие программы на 2015-2016 у.г.

Вашему вниманиб предлагаю разработку рабочих программ для 2-10 классов. Учебник "Happy English.ru"....

Рабочие программы на 2015-2016 учебный год

Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 год...

Рабочие программы на 2015-2016 уч.гг

Рабочие программы по истории, обществознанию,искусству....