Итоговая аттестационная работа. Индивидуализация и дифференциация в обучении математике как средство развития творческих способностей обучающихся. март 2017 год
методическая разработка по математике (5 класс)

Фирсова Марианна Вадимовна

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть  дифференцированный  подход  к  проведению уроков математики.

 Для  создания условий дифференцированного обучения необходимо:

1. Разработка  индивидуальных  стратегий  обучения  разных  детей;

2. Учебно-педагогическая диагностика;

3. Индивидуальное  консультирование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н.Ульянова»

Факультет дополнительного образования

Кафедра методики естественнонаучного образования и информационных технологий

Итоговая аттестационная работа

Индивидуализация и дифференциация в обучении математике как средство развития творческих способностей  обучающихся.

 

                                                   Выполнил: слушатель группы М - 3

                                                                                     учитель математики

                                                                                     Фирсова Марианна Вадимовна.

                                                                                     МБОУ «Лицей  № 16 при УлГТУ

                                                                                      г. Димитровграда»

Ульяновск

 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.  Актуальность дифференцированного подхода в    обучении    

                школьников             3

ГЛАВА 1. Дефференцированное   обучение   –   важнейшее средство  

                 обновления современной школы ………………………….        4  

  1.1 История развития  дифференцированного обучения…………..      5

  1.2 Сущность, цели и формы дифференцированного обучения……  7

  1.3 Психолого-педагогические  основы  и  критерии  

         дифференциального обучения……………………………          10

ГЛАВА 2 Дифференцированная  работа  на  уроках  математики… 11

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ          20

  СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ        24

  ПРИЛОЖЕНИЕ ..      ………………………………………………………………


ВВЕДЕНИЕ

 В реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. Поэтому организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.

Главное заключается в правильном подборе методик обучения для учеников с разным  уровнем  знаний.

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть  дифференцированный  подход  к  проведению уроков математики

Задачи:

  • изучить историю развития идей дифференциального обучения;
  • раскрыть сущность, цели и формы дифференциального обучения;
  • определить психолого-педагогические основы и критерии  

               дифференцированного обучения;

  • рассмотреть методы организации дифференциального обучения  

              на уроках математики

  • рассмотреть проблему дифференциации обучения в современной  

              школе.

 ГЛАВА 1. Дефференцированное обучение – важнейшее средство  

                 обновления современной  школы

        

1.1 История развития идей дифференцированного  обучения

В 20-х годах приблизительно в одно и то же время начались активные разработки в области индивидуализации и дифференциации обучения. в России, Западной Европе и Америке. Преподавание в советских школах проповедовало принцип демократизации. То есть каждый обучаемый имел право на получение определенного базового компонента. Этому способствовало наличие государственного стандарта, единых учебных планов и программ. Результатом данной политики явилась ликвидация безграмотности среди молодежи и повышения уровня образования. В США, Италии, Франции и других странах Западной Европы система образования пошла по децентрализованному пути. Вариативность планов, программ обязательных учебных предметов, многообразие средних учебных заведений  давала возможность учета индивидуальных особенностей учащихся.

В начале века активные поиски способов индивидуализации учебного процесса велись в США, где децентрализованное управление школой давало возможность экспериментировать с формами организации обучения. В ряде школ предпринимались попытки видоизменить классно-урочное обучение таким образом, чтобы позволить учащимся продвигаться по учебной программе в собственном темпе.

На протяжении ХХ века индивидуализация учебного процесса сочетается с дифференциацией обучения и образования. Дифференциация осуществляется в средних школах на основании разделения учащихся по разным профилям обучения. Наличию принципиально отличающихся путей получения образования отвечает существование неравноценных типов школ (лицеи и колледжи во Франции, реальные школы и гимназии в Германии, грамматические и средние технические школы в Англии).

В США разрабатывался метод контрактов (заданий для индивидуального выполнения). Он предусматривал разбивку всего содержания обучения на фрагменты-задания, последние располагались по трем уровням, которым соответствовали оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Работа в собственном темпе должна была привести к такому усвоению содержания, которое соответствовало возможностям учащегося.

М.В. Кларин отмечает, что в 70-80-е годы в педагогическую практику был введен план Келлера – персонализированная система обучения. Эта система использует фронтальные формы работы в целях мотивации (вводные лекции), основана на работе с материалом в собственном темпе, требует полного овладения разделом для перехода к следующему. Таким образом, создается положительный настрой к учению (сравниваются результаты работы конкретного ученика на различных этапах обучения), повышается самоценность личности каждого обучаемого ребенка, а также повышается культура самостоятельного труда.

1.2 Сущность, цели и формы дифференцированного обучения

Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общчеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей — это личностно-ориентированное образование, которое ориентированно на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения  человека в культуре и жизни.

Термин «дифференциация образования» обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы, осуществимое на факультативах (потоках,спецкурсах)

Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства заключается в том, что дифференцированный процесс обучения — это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности

Отсюда следует:

  • построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
  • обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
  • только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. При этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:

  • изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
  • определение критериев деления учащихся на группы;
  • умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
  • умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
  • перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;
  • умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.

Продолжая обучение в старшей ступени средней школы (X-XI класс) перед учащимися встает вопрос определения своего места в жизни. Содержание обучения должно быть ориентировано на те тенденции развития учащихся, которые являются доминирующими для каждого возраста.  Предметная дифференциация — одна из форм дифференцированного обучения. “Свободная предметная дифференциация, обеспечивает индивидуальность подхода в обучении".

1.3  Психолого-педагогические  основы  и  критерии

        дифференцированного обучения.

Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Перспективы введения профильного обучения на старшей ступени школы особенно актуализировали проблему дифференциации обучения. «Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития его склонностей и способностей в настоящем и будущем».

Ведущее место в формировании теоретических основ дифференциации обучения занимают психолого-педагогические исследования. Среди них прежде всего следует назвать работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Г.И. Щукиной и др. по проблемам мотивации деятельности, дифференциации обучаемых по характеру мотивации (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев), по качественным характеристикам внешних и внутренних позиций (Л.И. Божович, Т.Н. Мальковская, К.Д. Радина, Л.С. Славинова), индивидуально-личностным характеристикам деятельности (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн), возможностям восприятия обучаемыми учебного материала (Д.Н. Богоявленский, И.В. Дубровина, З.А. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская) и т.д.

В настоящее время не существует единого общепринятого определения понятия «дифференциация обучения». В трудах Ю.К. Бабанского, М.А. Мельникова, Н.М. Шахмаева, И.С. Якиманской и др. дифференциация трактуется в основном как особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации учителя - учеников. Дифференциация связывается с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и интенсивности обучения (СИ. Зубов, Л.Н. Калашникова, Т.П. Михиевич, А.А. Попова и др.).

Одна из первых попыток изменить систему обучения в целях повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была предпринята под руководством Л.В. Занкова (1963). Главным параметром дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в этой научной школе являлся уровень успешности овладения учебным материалом. Данный подход требовал существенных изменений в организации классно-урочной формы обучения: одновременной работы учителя с разными группами школьников, разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности, использования разных критериев оценок. Ряд исследований, проведенных в научной школе Л.В. Занкова, показал целесообразность такой формы дифференциации обучения.  

В конце 50-х начале 60-х гг. встал вопрос о разработке целой системы параметров, по которым могут осуществляться дифференциация обучения и внутри нее индивидуальный подход к школьникам. В научной школе Н.А. Менчинской были выделены педагогические и психологические показатели учебной работы детей. К педагогическим относились такие показатели, как темп усвоения материала, успешность выполнения учебных заданий, типы и количество ошибок в этих заданиях. К психологическим были причислены такие особенности мыслительной деятельности, как гибкость мышления, широта (узость) переноса усвоенных знаний.

Е.А. Певцова, И. Унт и др. рассматривают дифференциацию обучения, как процесс направленный на развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей. При этом происходит разделение учебных планов, программ по различным направлениям научного знания и деятельности человека. И.М. Чередов видит в дифференциации обучения способ оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной организации учебного процесса.  

Основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:

С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

Важнейшим средством для достижения второй цели является предоставление учащимся возможности выбора.

С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества,

С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения Различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

  • уровневую;
  • профильную.

Стремительный рост объема информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятельности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приводит к необходимости его специализации в определенной сфере, и поэтому специализации его подготовки теперь уже и на уровне общего образования. Профильная дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.

Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся.

Профильная дифференциация содержания образования по предметным областям в настоящее время уже получила достаточно широкое распространение в практике школы разных регионов страны.

Профильной дифференциации содержания образования в школе показывает, что:

  • профильная дифференциация содержания образования является одним из эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов школьников; активности их познавательной деятельности;
  • профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах, носящих предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования, а сама такая подготовка рассматривается в настоящее время как одна из основных задач старшей ступени школы;
  • профильная дифференциация содержания обучения является для старшеклассников средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения;
  • основаниями для профильной дифференциации содержания образования являются основные предметные области знания и профессиональные намерения учащихся.

 

        В  рамках  предпрофильной  подготовки  в  9-х  классах  в  нашей  школе четвёртый   год  организуются  элективные  курсы .

       Мной  была  разработана  программа  двух  элективных  курсов  по математике   на  тему  «Решение уравнений, содержащих модуль. Графики функций  с модулем»  на  17  часов ( 1 полугодие ),

«Решение  неравенств, содержащих  модуль.»  на  17  часов  (2 полугодие).

Эти  курсы  вплотную примыкают  к  основному курсу  математики, являясь развитием  системы   ранее  приобретенных программных  знаний .углубляя и  расширяя  курс математики  основной  школы.

Разработки   программ  элективных  курсов  прилагаются.

ГЛАВА 2 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ  РАБОТА НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

Не секрет, что каждый  ученик находится на определенном уровне развития. На мой взгляд, необходимо создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех учащихся, максимально учитывая индивидуальные особенности детей. Нельзя на уроках применять методы и формы обучения, ориентированные на учащихся среднего уровня развития. Иначе, в таких случаях, дети с хорошими способностями не будут развиваться в силу своих возможностей, которое не требует от них умственного напряжения. А слабые ученики постепенно перейдут в неуспевающие, постоянное недопонимание приведет их к быстрой потере интереса  к  предмету.

Чтобы этого не случилось, я считаю, каждый ребенок должен получать задания с учетом его возможностей, то есть необходимо дифференцировать учащихся по уровню их подготовки, стимулировать школьников, которым хорошо дается математика, поддерживать тех, у кого возникают трудности.

Для  создания условий дифференцированного обучения необходимо:

1. Разработка  индивидуальных  стратегий  обучения  разных  детей;

2. Учебно-педагогическая диагностика;

3. Индивидуальное  консультирование.

Выделяют два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя.

Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.

Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и так далее) на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения и организационные формы различаются.

Виды дифференциации определяются, исходя из тех признаков, которые лежат в основе разделения учащихся на группы. Традиционные виды дифференциации - это дифференциация по общим и специальным способностям, по  интересам, проектируемой  профессии.

Во внутренней дифференциации выделяются следующие виды: дифференциация по способностям (формы: задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя), уровневая дифференциация; дифференциация по интересам, проектируемой профессии.

Внутренняя дифференциация по индивидуально-физиологическим особенностям учеников существует обычно в форме индивидуального подхода к ним, когда учитываются их психофизиологические особенности (преобладающий тип памяти, особенности мыслительных операций и так далее).

Внешняя дифференциация не отрицает, а наоборот, предполагает одновременное существование и внутренней в организации учебного процесса, так как создаваемые при внешней дифференциации классы являются более или менее гомогенными по одному признаку, но гетерогенными по другим, что оставляет необходимый простор для внутренней дифференциации.

Для меня главной целью является: дать возможность каждому ученику получать качественное образование с учетом индивидуальных возможностей и запросов.

Для достижения поставленной цели решаю ряд задач:

1. Приспособить учебный процесс к ученику, учитывая индивидуально-типологические особенности личности;

2. Формировать чувства ответственности за работу коллектива;

3. Формировать способности у учащихся к объективной самооценке;

4. Обеспечивать усвоение учащимися знаний по предмету;

5. Развивать математическое мышление, вычислительную культуру и навыки специальной математической речи.

6. Развивать пространственное воображение, интеллект.

7. Развивать  познавательный  интерес  у  детей  к предмету.

8. Повышать уровень обученности  и  обучаемости  детей.

В своей  работе  придерживаюсь следующих принципов:

1. Воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельными;

2. Ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;

3. Ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше;

4. Сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;

5. Учет результатов учебной деятельности через систему заданий и  систему оценок.

Элементы дифференциации я стараюсь использовать на разных этапах обучения математике: на этапе изучения нового материала; на этапе закрепления знаний; на этапе проверки знаний.

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы  

 учащихся для дифференцированной работы

2. Проведение диагностики по выбранному критерию.

3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых

    заданий для созданных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на      

    различных этапах урока.

6. Диагностический  контроль  за  результатами  работы  учащихся, в  

    соответствии с которым может изменяться состав групп и характер  

    дифференцированных заданий.

Так, на этапе закрепления изученного материала, можно предложить дифференциацию содержания учебных заданий по:

а) степени самостоятельности учащихся;

б) характеру помощи учащимся;

в) форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач на работу, на части ,на смеси , составление тестов). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают  опыт  творческой  деятельности.

На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:

  • поиск алгоритма решения  нестандартных задач;
  • самостоятельное составление кроссвордов, сказок, загадок;
  • составление задач, решаемых с помощью уравнений;
  • разработка проектов исследовательского характера .

Дифференцированную работу на уроке я организую таким образом.  Учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаю репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости — творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Приведу примеры дифференцированных работ по геометрии с использованием типов продуктивных заданий:

Пример 1  Решить  задачу

В треугольнике АВС  найти и начертить  угол С , если

Задание для 1-й группы.

Угол А равен 70° , угол В равен 40°

Задание для 2-й группы.

 А :  В :  С = 2 : 3 : 5

Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои  несколько вариантов.

Пример 2. 

Периметр параллелограмма АВСК равен  32 см. Найдите  его стороны, если

Задание для 1-й группы.

АВ = 10 см

Задание для 2-й группы.

Одна сторона  на  4 см  больше другой

Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои  вариант.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются  задачи на движение , а для 3-й – на смеси );
  • увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению).
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (сравнить  разности , суммы, произведения и натуральные  числа )
  • использование  обратного задания вместо прямого  (доказательст-   во  от противного ).

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, занимательных  тестов.

Приведем примеры дифференцированных заданий.

Пример 1. Основное задание:

Составьте  буквенное выражение  по условию задачи. На книжной полке стояло 25 книг, х книг переложили  на  стол. Сколько  книг осталось на полке?

Дополнительное задание:

Решите задачу  при х = 7; при х =16.

Пример 2. Основное задание:

Решите двойное неравенство  - 1 <  2х + 3 < 7

Дополнительное задание:

Найдите  пять  значений  х,  удовлетворяющих неравенству

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно эту работу я организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с моей помощью  анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й — полусамостоятельиая,для 1-й - фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Приведу пример, как организуется  работа  по карточкам.

I этап. Учащиеся знакомятся с текстом задания. После этого часть детей приступает к ее самостоятельной работе над ним. Им может быть дано дополнительное задание,

II этап. Анализ задания под руководством учителя: разъяснение исследуемых закономерностей, чёткое определение направленности работы. После этого еще часть детей приступает к самостоятельной  работе.

III этап. Поиск решения под руководством учителя. После этого часть детей самостоятельно записывает вывод, а остальные делают это под руководством  учителя.

IV этап. Проверка задания организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.

5. Дифференциация  работы  по характеру помощи учащимся.

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, наводящих вопросов; 6) помощь в виде «подсказок» I (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).

Могут использоваться различные виды помощи:

  • образец выполнения задания: показ и способа решения, образца рассуждения (например, нахождение корней квадратного уравнения, формула корней квадратного уравнения) и оформления;
  • справочные материалы: теоретическая справка в виде, схемы, таблицы, и т.п. (таблицы  квадратов натуральных чисел);
  • памятки, планы, инструкции (например, работа с учебником, теоремой);
  • наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, в виде рисунка, наглядных объёмных пособий и др.);
  • дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных терминов; указание на какую-нибудь существенную деталь, особенность);
  • вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания  по выполнению задания;
  • план  выполнения  задания;
  • начало  или  частично  его  выполнение.

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом. Наиболее целесообразной я считаю следующую организацию работы. Дети со средним уровнем обучаемости выполняют задания из учебника самостоятельно. Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же задание под руководством учителя или самостоятельно с использованием наглядных пособий. Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника.

Большинство заданий в современных учебниках построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. Во многих учебниках имеются нестандартные упражнения повышенной трудности. Некоторые авторы дают в учебниках избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы можно использовать тетради на печатной основе.

При работе с пятиклассниками и шестиклассниками стараюсь помнить наставления Я. А. Каменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Но,  с  другой   стороны,  учение  без  препятствий,  без   трудностей

не вело бы к развитию учащихся. Трудности надо учить преодолевать. Неоценимую помощь в этом оказывает комплект учебников, методических и дидактических пособий для 5-6 классов А.Г.Ванцяна, составленных согласно дидактическим принципам развивающего обучения Л.В.Занкова. Структура учебника и дополнительного материала позволяет строить уроки с учетом индивидуальных особенностей детей, развивая их творчество в области математики. 

Остановлюсь на характеристике учащихся каждой группы:

Учащиеся 1 группы отличаются медлительностью умственных действий, у них проблемы в знаниях программного материала. Такие учащиеся работают по принципу «сигнал-ответ», т.е. ученики при выполнении заданий используют набор опорных сигналов, которые записаны в справочнике у учащихся. Наличие справочников значительно облегчает работу учащихся 1 группы, поэтому проверяю их в конце каждый четверти. Учащиеся 1 группы испытывают трудности при решении задач, но очень чувствительны к положительной оценке их работы. Обучение детей этой группы сводится к пополнению опорных сигналов. Контрольные и самостоятельные работы предлагаются базового уровня сложности, чтобы появилась уверенность в ее выполнении полностью.

Учащиеся II группы имеют достаточные знания программного материала, активно их применяют на практике, самостоятельно мыслят, умеют классифицировать задания, быстро переключаться с одного типа задач на другой, способны решать задачу различными способами. Среди этой группы есть 2-3 ученика, которые отличаются нестандартностью математической мысли. Они умеют выдвигать гипотезы, идеи решения задач.

Дифференцированный подход  осуществляю на разных этапах урока. На этапе объяснения нового материала в основном работаю со всем классом, хотя и не исключены сообщения внепрограммного материала для второй группы. Первая группа в это время отрабатывает материал, записанный в справочник.

После выполнения нескольких упражнений на доске, учащиеся приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Уровень I (базовый) содержит большое количество простых упражнений с постепенным нарастанием трудности. В заданиях II группы преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и нестандартных приемов решения. Для таких самостоятельных работ использую разноуровневые дидактические материалы А.П.Ершовой и др., которые имеются в комплекте для 5-11 классов. Уровень III самостоятельных и контрольных работ в этих сборниках включает в себя задачи развивающего характера, решение которых связано с проявлением сообразительности и углубленного знания материала.

Нередко учащиеся второй группы выступают консультантами для учащихся первой группы. Консультанты оказывают им большую помощь, как на уроке, так и во внеурочное время.

В старших классах я практикую зачетную систему после каждой пройденной главы. В 11 классе зачеты, а иногда и контрольные работы, стараюсь проводить в тестовой форме, т.к. второй год все выпускники сдают государственную аттестацию в форме ЕГЭ.

Может возникнуть вопрос по поводу оценок, которые ущемляют ребят второй группы. Поэтому детям  не устаю повторять, что дифференцированный подход осуществляется по принципу: «от каждого по способностям, каждому по труду», т.е. максимальное приложение способностей, знаний, умений каждым учащимся. Большинство ребят, а особенно старшеклассники со мной соглашаются, т.к. ратуют за знания.

При дифференциации и индивидуализации осуществляется определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого ученика, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями. Учащиеся находятся в позиции самостоятельного принятия решения. Постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания школы.

В завершение хочу сказать, что не считаю свою систему обучения идеальной. Все время что-то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, иногда возвращаюсь к прошлому. Самое главное – вызвать у учеников интерес к предмету и побудить учащихся заниматься математикой в дальнейшем.

Приходится обрабатывать при этом большое количество методической литературы. Требуется множество всяческих бумаг. Это подводный камень дифференцированного обучения, но по мере приобретения опыта затраты времени на поиски и создание материала уменьшаются

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

В ходе исследовательской работы мной были получены следующие результаты:

  1. Исследованы идеи развития теории и практики дифференциации процесса обучения. Рассмотрены отечественные и зарубежные взгляды педагогов, различные планы по внедрению дифференциации в процесс обучения;
  2. Изучены сущность, цели и формы дифференциации процесса обучения;
  3. Определены психолого-педагогические основы и условия эффективности дифференциации процесса обучения;
  4. Рассмотрена работа по дифференциальной технологии на уроках  Применение дифференциации заданий даёт возможность максимального усвоения знаний учениками с разным уровнем знаний

Дифференцированное обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления  школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Альхова З. Н. Алгебра 8. Проверочные работы с элементами тестирования.-  Саратов, 2003.

2.  Атанасян Л. С., Бутусов В. Ф., Кадомцев С. Б. Геометрия 7 – 9 класс. -М.,  2006.

3. Денищева Л. О., Кузнецова Л. В., Лурье И. А. Зачеты в системе дифференцированного обучения по математике. -М., 1993.

4. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка. // Вопросы психологии. — 1997.,№4

5.   Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. «Дифференциация в обучении математике».//       Математика в школе. 1990.-№ 4.

6.   Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для  5,6,7,8,9 класса –М.: Илекса, 2006.

7.  Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 8 класс. -М., 2005.

8.  Жохов В. И., Карташова Г. Д. Уроки алгебры в 8 классе – пособие для  учителей. М., Вербум – -М., 2005.

9. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., «Академия», 2002.

10.Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. — Мн., «Народная асвета», 1992.

11.  Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. Алгебра : Доп. гл. к шк. учеб. 9 кл. : Учебн. пособие  для  учащихся  шк. и  кл.  с  углубл.  изуч. математики  - М.: Просвещение,2000.

12. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. — М., 1990.

13. Мухаметзянова Ф.С. Методические рекомендации в помощь слушателям курсов учителей математики к практическим занятиям по теме «Конструирование современного урока математики»: - Ульяновск, ИПКПРО, 2005.

14. Мухаметзянова Ф.С. Учебно-методический комплект по элективному курсу. Теоретические и практические вопрсы к семинарским и практическим занятиям.- Ульяновск,ИПКПРО, 2005.

15. Мухаметзянова Ф.С. Методические рекомендации по формированию у учащихся приемов учебной деятельности: - Ульяновск, ИПКПРО, 2003.

16. Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. — Мн., 1996.

17.  Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. — Мн., Академия последипломного образования, 1998.

18. Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. — Мн., « Беларусская  наука», 2002.

19. Математика . 8-9 классы: сборник элективных курсов. авт.- сост.  В.Н. Студенецкая, Л. С.Сагателова .- Волглград : Учитель, 2006

20. Содержание и технология предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 4. Методические рекомендации по математике / Авт. – сост. Ф.С.Мухаметзянова; под ред. Т.Ф.Есенковой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005.-104.

21.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения—М.  Педагогика, 1990.

22. Чуприкова И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. — Мн., 1997.

23.   Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.

24.  Шершнев Е.Ф., Чулков П.В. Тесты по математике. 6 класс- М.: «Издат – школа ХХI век » ,2003

25 Элективные курсы в профильном образовании: Образовательная область «Математика» / Министерство образования Р.Ф. – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.-96с.

26.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.

27. Якиманская И.С.Дифференцированное обучение: “внешние”  и “внутренние”  формы . Директор школы, 1995, № 3.

28.  Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская; отв. ред. М.А.Ушакова. – М.: Сентябрь, 2000.  – (Библиотека журнала "Директор школы"; Вып.7/2000).

29. Журнал «Профильное обучение». №1. 2013 г. 

.



Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Семейный бюджет. Доходы и расходы

                                                                        Проект выполнила:

                                                                       

                                                               Фирсова М.В

Димитровград

2021

ВВЕДЕНИЕ

   

Актуальность данного проекта обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р), а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны, –  легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по вопросам собственной ответственности за принятие решений.

Цель проекта: формирование у обучающихся разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

Данный проект направлен на  базовое финансовое просвещение учащихся 5 классов.

  Чем раньше школьники узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Дидактический материал на тему «Семейный бюджет. Доходы и расходы»  предназначен для обучающихся 5 классов общеобразовательных школ.

Основная цель дидактического материала заключается в построении модели  внеурочного занятия.

Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах.

 В результате у школьников формируются умения грамотного планирования бюджета.

                                       Содержание проекта

Место проведения

Школа

Вид деятельности учащихся

внеурочная деятельность, внеклассное мероприятие

Продолжительность

30 минут

Целевая группа

Обучающиеся 5 класса

                    Дидактический материал к внеклассному мероприятию

«Путешествие в страну Бюджетию»

Участники (класс) делятся на 3 команды по 5-6 человек.

Этапы движения по маршрутам.

1) Город Финансов.        

    Улица Доходная, улица Затратная.        

2) Город Налогов и Вкладов.  

    Улица Процентная, улица Депозитная.

3) Город Кредитов

    Улица Автокредитная, улица Ипотечная

Цель команды – набрать как можно больше игровых баллов и пройти все этапы игрового путешествия.

На каждой станции есть помощник-гид, который даёт разъяснения к заданиям.

После каждого задания помощник-гид на доске выставляет баллы каждой команде.

В конце путешествия команды награждаются дипломами.

Сценарий путешествия , маршрутные листы, карточки – задания.

Участники выбирают какой город посетить первым.

Город Финансов.        

Улица Доходная.

Карточка 1        

Максим решил купить новый телефон стоимостью 10500 рублей. Он записывает все свои расходы и доходы. Внесите данные по доходам в таблицу, если родители дают ему по 500 рублей в неделю (на карманные расходы). Также мальчик получил от своего дяди подарок на день рождения в размере 3500 рублей. По данным в таблице определите величину накоплений Максима за 6 месяцев. Определите, сколько месяцев мальчику потребуется копить на покупку нового телефона стоимостью 10500 рублей?

Ежемесячные доходы, руб.

Подарок

Карманные деньги от родителей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

Итого

Карточка 2

Семья Медведевых состоит из пяти человек. Мама и папа работают, бабушка на пенсии, старший сын учится в университете, младший –  ученик 5-го класса. Общий семейный доход состоит из заработной платы родителей, пенсии бабушки и стипендии брата.Зарплата папы и мамы равна 46 000 рублей. Пенсия бабушки – 14 500 рублей, а стипендия брата равна половине пенсии бабушки. Чему равен доход  семьи?

Карточка 3

Заполните таблицу и вычислите общий доход семьи Красновых, если

начисленная заработная плата папы Олега равна 62 000 рублей;

начисленная заработная плата мамы – половина от папиной зарплаты; стипендия старшего брата Олега, обучающегося в колледже – составляет третью часть от зарплаты мамы.

Статья дохода

Руб.

Зар.плата папы

Зар.плата мамы

Степендия брата

                                                    Итого

Город Финансов.        

Улица Расходная.

Карточка 1

При доходе семьи Морозовых из 4 человек в 60 000 рублей, учитывая расходы, приведенные в таблице, определите, на чем семья сможет сэкономить для покупки через 6 месяцев самоката, стоимостью 5 000 рублей?» И сможет ли семья купить два таких самоката для сына и для дочки.

Статьи расходов

Расходы семьи в месяц

Продукты, бытовая химия

30 000

Коммунальные платежи (свет, газ, квартплата)

7 000

Интернет, телевидение и мобильная связь

1 500

Транспортные расходы (общественный транспорт, бензин)

5 000

Досуг (походы в кино, каток, кафе и др.)

4 000

Одежда

5 000

Непредвиденные расходы (лекарства, ремонт, игрушки)

3 500

Карточка 2

Доход семьи Копилкиных  в декабре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 24 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей.Оставшуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время летних каникул. Чему равнялись все расходы семьи ?

Сколько денег удалось отложить на отпуск?

Доход семьи

Статьи расходов

Расходы семьи в месяц

Продукты питания

Коммунальные платежи (свет, газ, квартплата). Транспортные расходы (общественный транспорт, бензин)

Одежда

Отпуск

всего

всего

Карточка 3

Заполните таблицу и рассчитайте общий расход семьи Денежкиных, если

коммунальные платежи равны 9 300 рублей; расходы на обеды во время работы и учебы – 14 700 рублей; питание дома – 22 400 рублей; покупка одежды – 9900 рублей; проезд в общественном транспорте – 4800 рублей; бытовые расходы – 2900 рублей; развлечения – 6 300 рублей; на автомобиль(бензин) – 6300 рублей; непредвиденные расходы – 3000 рублей.

Статья расхода

Руб.

коммунальные платежи

расходы на обеды

питание дома

покупка одежды

проезд

бытовые расходы

развлечения

на автомобиль

                                        Итого

Город Налогов и Вкладов.

Улица Процентная

Карточка 1

Семья Владимиркиных открыла в банке вклад под 3% годовых.

Сумма вклада составляет 800 000 рублей. Вычислите доход, полученный за ближайший год после открытия вклада.

Карточка 2

Семья Власовых положила в банк 600 000 рублей под 5% годовых. Вычислите доход, полученный за 1 год после открытия вклада.

Карточка 3

Семья Соловых положила в банк 700 000 рублей под 3% годовых. Вычислите доход, полученный за 1 год после открытия вклада.

Улица Депозитная

Карточка 1. Папа Коли открыл депозит в банке ВТБ на 1 год, положив

100 000 рублей под 7% годовых с начислением процентов в кон-

це срока вклада. Через сколько лет папа Коли сможет накопить

35 000 рублей начисленных процентов при условии, что доход по

вкладу ежегодно перечислялся в полном объеме на отдельную

банковскую карту папы?

Карточка 2. Вкладчик открыл банковский депозит в размере 1 000 000

рублей сроком на 12 мес. Определите процентную ставку, если полученный доход составил 50 000 рублей.

Карточка 3. Друзья Максим и Герман сделали вклады на год в двух разных

банках. Максим – под 9% годовых положил 200 000 руб, а Герман – под 6% годовых положил 300 000 руб.Кто из друзей получит больше дохода от вклада через год.

Город Кредитов.

Улица Автокредитная.

Карточка 1

Дядя Пети захотел купить машину и взял кредит в банке на сумму 600 000 рублей под 12% годовых на год. Выплата самого кредита осуществляется в конце года , проценты уплачиваются каждый месяц на сумму долга. Рассчитайте, какую сумму дядя Пети отдал банку за пользование кредитом.

Карточка 2

Дедушка Васи захотел купить машину и взял кредит в банке на сумму 800 000 рублей под 12% годовых на год. Выплата самого кредита осуществляется в конце года , проценты уплачиваются каждый месяц на сумму долга. Рассчитайте, какую сумму дедушка Васи отдал банку за пользование кредитом.

Карточка 3

Мама Светы взяла автокредит для покупки машины на сумму 900000 рублей под 12% годовых на 1 год. Выплата самого кредита осуществляется в конце года , проценты уплачиваются каждый месяц на сумму долга. Рассчитайте, какую сумму мама Светы отдаст банку за пользование кредитом.

Улица Ипотечная

Карточка 1

Определите сумму ипотечного кредита (под залог приобретаемого жилья в рублях), которую может получить семья Никиты, если сумма первоначально- го взноса на покупку квартиры в ипотеку 1 800 000 рублей составляет 40% стоимости покупаемого жилья.

Карточка 2

Определите сумму ипотечного кредита (под залог приобретаемого жилья в рублях), которую может получить семья Оксаны, если сумма первоначально- го взноса на покупку квартиры в ипотеку 1 700 000 рублей составляет 30% стоимости покупаемого жилья.

Карточка 3

Определите сумму ипотечного кредита (под залог приобретаемого жилья в рублях), которую может получить семья Алёны, если сумма первоначально- го взноса на покупку квартиры в ипотеку 1 600 000 рублей составляет 35% стоимости покупаемого жилья.

Рефлексия.

- О каких терминах напомнили вам названия городов и улиц в нашем путешествии ?

- Где они нам могут пригодиться?

- Как вы провели эти 30 минут?

- Закончи предложение:

- Мне было интересно…

- Я узнал…

6 советов  для детей !!!

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний».

3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

4. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

5. Старайтесь тратить деньги с умом.

6. Что такое регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон, Интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.

Заключение.

Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при грамотном планировании  бюджета.

 С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем аккуратно вести свой бюджет.

Разработанные материалы могут быть использованы при проведении занятий по теме «Основы финансовой грамотности» и для контроля знаний по указанной теме.

Список литературы

Информационные источники:

1.  http://nalfin.narod.ru\Million.html

2.  http://www.zanimatika.narod.ru\Narabotki12.htm

3. Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций// Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://fmc.hse.ru/

4. Голицынский, Ю.А. Дидактический материал как помощник в преподавании [Текст] / Ю.А. Голицынский. – СПб.: Сфера, 2003. – 89 с..

5. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотно-

сти». – В трех томах. Т. 2. Для 5–9-х классов / составители: Н.П.

Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 54 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости учащихся»

Из опыта работы Сорокиной Марины Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ им.В.Г.Шухова»  г.Грайворона Грайворонского района Белгородской области.Современный мир предъявляет новые требования к в...

Синквейн на уроках математики как средство развития творческих способностей

Синквейн на уроках математики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие или тему, выразить личное отношение к ней, то есть формирует ...

Самостоятельная работа на уроках математики как средство развития творческой активности учащихся

В статье обобщен опыт по организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики....

Наглядные средства в обучении математики как средство активизации творческой познавательной деятельности.

Прежде, чем описать использование наглядных средств как средства активизации познавательного интереса к математике, определим, что следует понимать под термином «познавательный интерес».По...

Решение дивергентных задач на уроках математики как средство развития творческого мышления

Математика имеет большие возможности в развитии не только репродуктивного, но и продуктивного (творческого) мышления, которые тесно переплетены в процессе обучения. Огромное количество математических ...

Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей обучающихся

     Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназна-чены специально для развития умственных способностей школьников, совершенс-твования и тренировки их...