Доклад Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе
материал на тему

Башкатова Надежда Ивановна

Доклад на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Образовательная технология  это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей. М. Кларин

Как правило, в структуре технологии обучения выделяются следующие компоненты:

  • Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.
  • Мотивация и организация учебной деятельности учащихся.Основная задача учителя на этом этапе – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.
  • Действие средств обученияЭтот этап и есть усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.

Чем же отличаются современные технологии от традиционных способов обучения и как они соотносятся с ними?

В основном методисты, учитывая практические проблемы преподавания русского языка, шли в направлении внедрения современных методов и форм обучения в традиционную структуру урока. Однако в последние десятилетия в практике преподавания русского языка сложилась уже система нетрадиционных уроков:

  • интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
  • уроки в форме соревнований (лингвистический турнир, лингвистический бой);
  • уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование);
  • уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок-презентация);
  • уроки с использованием фантазии (урок-сказка);
  • уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, бенефис, телепередача);
  • уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте);
  • уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия

(заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, лингвистический театр).

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

  1. Предметно-ориентированные технологии обучения

Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.

Учитель, работающий в рамках одной из предметно-ориентированных технологий, например технологии уровневой дифференциации, или концентрированного обучения, или вузовской технологии обучения в школе , руководствуется системным подходом в своей деятельности. Это относится как к содержанию образования, так и к развитию личности учащегося, что включает в себя среди прочих средств изменение содержания предмета. А содержание образования, как нам известно, на теоретическом уровне состоит из знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.

  • Технология дифференцированного обучения

Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, изучаемого по разным программам различных учебных дисциплин, в связи с чем резко возрастают перегрузки учащихся и снижается мотивация учения.

Принципиальной психофизической характеристикой школьников 10–15 лет является их направленность на осознание себя как личности. Именно для этого возраста обязательное изучение всех предметов на одинаково высоком уровне становится особенно проблематичным.

Этот уровень часто является недостижимым для большинства учащихся и при обязательности обучения лишает мотивации учебную деятельность, кроме того, препятствует осознанию учеником себя как личности, как субъекта учебной деятельности.

Данная проблема в технологии уровневой дифференциации решается введением так называемого базового уровня.

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета.

Мы знаем, что в Проекте стандарта полного среднего образования по русскому языку авторы выделили два уровня подачи материала: базовый и профильный. В то же время практика преподавания свидетельствует о том, что существует и третий уровень – углубленное изучение русского языка.

В связи с этим, например, методист Е .А. Рябухина предлагает делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности, где первый уровень А может обеспечивать как обучение в общеобразовательных классах, так и индивидуальную образовательную траекторию, выбранную в рамках естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В определен как рекомендуемый для учащихся, ориентированных на профильное гуманитарное образование, а также для учащихся, избравших в рамках индивидуальной образовательной траектории именно этот уровень изучения по различным причинам (желание подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ; необходимость усовершенствования языковых и речевых умений и т.п.). Уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.

Для данного подхода к дифференциации учащихся по уровням А, В и С (А – базовый уровень, В – продвинутый, С – углубленный) разработана особая система дифференцированного контроля знаний учащихся. Например, в пособии Н.Н. Соловьевой «Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку»

В карточки группы А включен материал, опирающийся на базовый уровень, определенный образовательным стандартом по русскому языку, и предполагается в большей степени проверка и оценка орфографической и пунктуационной зоркости. Карточки группы В отличаются более сложным материалом , который опирается на тот же базовый уровень. Карточки группы С предлагают выход на уровень анализа различных лингвистических явлений, требующий глубоких комплексных знаний теории и умения их реализовать в практической деятельности.

При  дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем учителю необходимо опираться на следующее:

  • общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);
  • индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам);
  • неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития);
  • интерес ученика к тому или иному предмету.

Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэто-му рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие.

Карточки могут быть использованы учителем для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15–20 минут в зависимости от целеустановки.

Рассмотрим варианты разноуровневых карточек по темам 9-го класса.

Тема: «Повторение материала, изученного в 5–8-х классах»

А

I. Определите способ связи в словосочетаниях.

  1. Открывая ключом;
  2. ключом с бородкой;
  3. изящным ключом;

4.дом из бревен;

5.тяжело открывая;

6.по-стариковски тяжело.

II .Среди приведенных предложений найдите двусоставные

  • односоставные. Подчеркните грамматические основы.
  1. Штурмана, знаешь, народ хитрый.
  2. Вот желают нам, морякам, люди счастливого плавания…
  3. Тихие рыболовы, как у нас.
  4. Родные вспоминаются.
  5. Красные огни впереди сменяются зелеными.

(По В. Конецкому)

III. Исправьте ошибки в приведенных предложениях.

  1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством.
  2. В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему

я его люблю.

  1. На картине запорожцы о чем-то смеются и веселятся.

В

I. Определите способ связи в словосочетаниях.

  1. В нашей столовой;
  2. парень в кепке;
  3. внимательно смотреть;
  1. смотреть со вниманием;
  2. покрытый покрывалом;
  3. слегка качаясь.

II. Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику.

  1. В голове гудит от постоянного напряжения.
  2. Мне вернули журнал лишь в конце недели.
  3. Дама с собачкой вышла во двор.

4.Позвоните в справочную или еще куда-нибудь.

5.Гроза над городом.

III. Составьте предложения, употребив слова к счастью,безусловно, наконец в одном случае в качестве вводных слов, в другом  как члены предложения. В последних примерах определите, к какой части речи эти слова относятся.

С

I. Определите способ связи в словосочетаниях, сгруппировав их в зависимости от того, к какой части речи принадлежит главное слово.

  1. Умный не по годам;
  2. восемь галок;
  3. что-то из газет;
  4. пяти воронам;
  5. его портфель;
  6. справа от нас.

II. Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив недостающие знаки препинания.

  1. Николка нахмурился и искоса как птица посмотрел на Василису.
  2. Каюсь в скверном.
  3. Что у вас делается?
  4. Сам не зная зачем Турбин побежал по плацу к пушкам.
  5. Подошли оставили Гай в стороне и уже пересекши железнодорожное полотно по бревенчатому мосту увидели город.

(По М.Булгакову)

III. Составьте два предложения, употребив слово как. В первом случае оно будет входить в состав сказуемого, во втором – в сравнительный оборот.