Фрагмент рабочей программы "Русский язык. 5 класс"
рабочая программа (5 класс) на тему

Мурхусаева Галина Михайловна

Фрагмент рабочей программы по русскому языку в 5 классе с указанием планируемых результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_rabochey_programmy_russkiy_yazyk_5_klass.docx54.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю

Согласовано

Рассмотрено

директор МАОУ  СОШ №3

зам. директора по УВР

на заседании МО

___________________

_____________________

протокол № ______

"_____"_______20___ г.

"_____"_______20____ г.

"_____"_______20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 5 класса

уровень базовый

количество – 170 часов

срок реализации

2017 – 2018 учебный год

 

     

Разработчик программы:  Мурхусаева Г.М.

            учитель русского языка первой квалификационной категории  

Аннотация

  Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы   русскому языку для 5 -9 класов (М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения).

 Структура рабочей  программы по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела:  аннотацию; содержание курса; тематическое (поурочное) планирование;   планируемые результаты изучения учебного предмета; приложение.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

1. Цели и задачи  обучения: 

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Данная рабочая программа рассчитана на 5 учебных часов в неделю, что составляет 170 часов в год.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т.д.

Виды контрольных работ

Количество контрольных работ

Диктант

8

Словарный диктант

4

Уроков развития речи

33

Контрольное тестирование

2

Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе.  

Учебно-методическое обеспечение:

Русский язык. 5 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012

Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012 г.

2. Содержание курса 

Язык  и общение

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Повторение пройденного в 1 – 4 классах

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.  

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор слов.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Морфологический разбор имён прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.

Глагол

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Не с глаголом.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. 

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

3. Планируемые результаты изучения русского языка в 5 классе

Предметные результаты:

обучающийся научится:

речевая деятельность:

аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  • владеть техникой чтения;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • распределять слова на тематические группы;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  • различать части речи;
  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
  • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;

• составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

• самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

 

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Личностные результаты 

  • формирование чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • формирование чувства любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
  • приобретение устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • возникновение интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • формирование интереса к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

урока

Кол-во часов

тип урока

виды учебной деятельности

методы и формы, технические и наглядные средства

25-26

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетаний.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; понимание определяющей роли родного языка в развитии способностей и моральных качеств личности.    

Метапредметные:  умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, самостоятельно составлять план решения учебной проблемы ; способность извлекать информацию из различных источников; пользоваться справочной литературой, словарями

Предметные:  знать отличия словосочетания от слова, смысловую и грамматическую связь слов; уметь связывать слова в предложении по смыслу; выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слова; устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, составлять словосочетания по образцу,

составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме. Проводить разбор словосочетания по образцу в устной и письменной форме.

Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок.  

2

урок открытия новых знаний

Отвечают на вопросы, строят высказывания, формулируют собственные мысли; обосновывают свою точку зрения, делают выводы.

Читают и слушают.

Задают вопросы, отвечают на вопросы.

Составляют план работы над заданием. Выполняют упражнение.

Составляют высказывание по началу.

Определяют уровень приобретенных знаний

наблюдения над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; эвристический метод.

Презентация, учебник,

  мультипроектор

27

Р. Р. Сжатое изложение по рассказу Л.Н.Толстого

Планируемые результаты

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; понимание определяющей роли родного языка в развитии способностей и моральных качеств личности.    

Метапредметные: применение приобретенных умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Предметные: знать структуру повествования, кратко (сжато) излагать основную мысль каждой части исходного текста.

1

 урок развития речи

слушают учителя, отвечают на вопросы, вступают в диалог с учителем. Формулируют цель учебной деятельности, воспринимают информацию, обсуждают содержание задания. Выполняют задание: составляют план работы над изложением,  пересказывают в кратком виде, пишут изложение.

Проверяют изложение.

наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная. Эвристический метод.

Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник

28

Виды предложений по цели высказывания.

Планируемые результаты

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение самостоятельно искать необходимую информацию, способность к преобразованию, хранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Предметные: знать основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения), знаки завершения, роль интонации в передаче точного смысла; виды предложений по цели высказывания, особенности интонации таких предложений. Уметь распознавать такие предложения и правильно пунктуационно их оформлять. Составлять разные виды предложений по цели высказывания.

1

 Урок открытия новых знаний

Слушают учителя, строят высказывания, формулируют цель учебной деятельности, записывают в тетради, смотрят презентацию, выполняют задание, проверяют работы друг друга по ключу. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выполняют упражнение, делают выводы. Составляют мини-сочинения, оценивают работу свою и товарищей.

Выполняют тест.

Поисковый, эвристический методы. Индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник

29

Восклицательные и невосклицательные предложения

Планируемые результаты

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Метапредметные: применение приобретенных умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Предметные: знать виды предложений по интонации, правила пунктуационного оформления повествовательных и побудительных восклицательных предложений; уметь распознавать виды предложений по интонации.

1

Урок открытия новых знаний

 Записывают предложение, комментируют правописание слов, пунктуацию, характеризуют по цели высказывания. Слушают учителя, вступают в диалог с ним, формулируют  тему и цель урока. Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Составляют план работы над таблицей-помощницей. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи,  делают выводы.  Работают с заданием, отвечают на вопросы, оценивают работу свою и товарищей.

 

наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций.

Индивидуальная, фронтальная работа.

Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник

30

Р. Р. Сочинение на свободную тему.

Планируемые результаты

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Метапредметные:  применение приобретенных умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Предметные: уметь составлять собственный текст на основе личных впечатлений

1

урок развития речи

устный анализ тем.  Слушание,  диалог с учителем и товарищами, анализ темы, составление высказываний, вывод.

Сочинение на свободную тему

учебник

31

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Планируемые результаты

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:  способность извлекать информацию из различных источников; пользоваться справочной литературой, словарями.

Предметные: знать понятия «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», «смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого»; знать способы выражения подлежащего; уметь разграничивать грамматическую основу и второстепенные члены; уметь находить подлежащее, выраженное  и  сочетанием слов.

1

урок систематизации ЗУН

Слушают учителя, строят высказывания, смотрят презентации., понимают, что знаний недостаточно, формулируют цель учебной деятельности, записывают в тетрадь отгаданные слова.  Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Формулируют собственные мысли. Работают в парах. Объясняют задание, составляют план выполнения задания,   Выполняют упражнение, решают тест, определяют свое эмоциональное состояние.

создание проблемных ситуаций.

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Презентация, учебник

  1. 32

Сказуемое. Способы выражения сказуемого.

Планируемые результаты

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:  способность использовать родной язык как средство получения знаний, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений  на уроках других предметов.  

Предметные: знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным), уметь объяснить, чем определяется выбор способа выражения сказуемого, находить в грамматической основе сказуемое, выраженное существительным, прилагательным, глаголом; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.  

1

комбинированный урок

отвечают  на вопросы, строят высказывания, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины;  читают, принимают участие в работе: отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации, выполняют упражнения, решают тест. Определяют свое эмоциональное состояние.

наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; эвристический метод

Индивидуальная, фронтальная работа.

Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник

Тире между подлежащим и сказуемым.

Планируемые результаты

Личностные:  осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, в том числе и на электронных носителях.

Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире между главными членами предложения, выраженными существительными, на письме и паузами в устной речи, знать схему данной конструкции; уметь находить предложения с данной конструкцией по опознавательному признаку; правильно ставить тире, заменять предложения указанных  конструкций  предложениями изученных конструкций с опорой на  схему.

1

комбинированный

слушают учителя, вступают в диалог,  отвечают  на вопросы, строят высказывания, смотрят презентацию,  формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения, делают вывод.   Работают с учебником, заучивают правило,  выполняют упражнения,  объясняют постановку тире в предложениях.  Определяют свое эмоциональное состояние.

наблюдение над языком,   эвристический метод

Индивидуальная, фронтальная работа.

Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник

Нераспространенные и распространенные предложения.

Планируемые результаты

Личностные:  понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к сохранению, преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Предметные:  знать определение распространенных и нераспространенных предложений, общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены, их названия); уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения, находить в предложениях второстепенные члены, определять, какие из второстепенных  членов  поясняют главные  и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами.

1

урок открытия новых знаний

слушают учителя, вступают в диалог,  отвечают  на вопросы, строят высказывания,  проверяют друг друга по учебнику. Смотрят презентацию,  формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения, осваивают лингвистические термины, осознают, что знаний недостаточно.   Работают с учебником,  задают вопросы для уточнения,  выполняют упражнения,  формулируют собственные мысли.  Делают выводы, составляют предложения,  оценивают себя и своих товарищей, подводят итоги.

Поисковый, эвристический методы. Индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Планируемые результаты

Личностные:   желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и как члена общества.

Метапредметные: применение приобретенных умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Предметные:  знать определение  понятия «дополнение»,  способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения; случаи  возможного смешения подлежащего и дополнения в винительном падеже без предлога; уметь находить дополнения в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; распространять предложения дополнениями.

1

комбинированный урок

слушают учителя, отвечают на вопросы, строят высказывание;  смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, задают вопросы, осваивают лингвистические термины; составляют план работы над заданием, выполняют задание в группах, отвечают;  формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы, оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.

наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций;  

Индивидуальная, фронтальная работа.

Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник

Определение.

Личностные: осознание ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе  учебной деятельности  и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения  её содержания, языкового оформления;  умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Предметные:  знать определение  понятия «определение», способы выражения второстепенного члена, графическое обозначение  как члена предложения;  роль определения  в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях,  распространять предложения определениями,  использовать определения для  выразительной передачи содержания высказывания.

1

комбинированный урок

слушают учителя, выходят к доске и включаются в игру «Знает – Не знает»,  выполняют синтаксический разбор (один у доски),                                                                                     воспринимают                                                на слух информацию, задают вопросы, осваивают лингвистические термины; называют определения  к словам, читают сказку,  называют найденные определения, отвечают на вопросы,  делают выводы, оценивают свою работу, свое самочувствие.

наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций;  

Индивидуальная, фронтальная работа.

Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник

Обстоятельство.

Личностные: осознание ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность  извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться справочной литературой, словарями различных типов;  оценивать свою речь с точки зрения  её содержания, языкового оформления;  умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.  

Предметные:  знать определение  понятия «обстоятельство», способы выражения  обстоятельства, графическое обозначение  как члена предложения;  зависимость обстоятельств от глаголов-сказуемых, роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания;   уметь находить обстоятельства  в предложениях и правильно выделять их,  распространять предложения обстоятельствами, использовать обстоятельства для  более точной передачи высказывания, составлять предложения с включением всех второстепенных членов.  

1

комбинированный

отвечают на вопросы, смотрят презентацию, строят высказывания, осваивают лингвистические термины, осознают недостаточность знаний ; формулируют собственные мысли, делают выводы, задают вопросы для уточнения информации, выполняют упражнение;

участвуют в обучающей игре, выполняют упражнение, пишут мини-сочинение по началу, обсуждают и оценивают работы, определяют свое эмоциональное состояние.

создание проблемных ситуаций;  

Индивидуальная, фронтальная работа.

Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме "Однокоренные слова"

Фрагмент урока содержит интересные задания по изучению темы "Однокоренные слова". Дети с огромным удовольствием работают на уроке с иллюстрациями, заданиями, требующими неординарного мышления. Я счита...

Фрагмент урока французского языка в 11 класс

Тема урока "Наука", предлагаемый фрагмент занятия посвящён закреплению ранее изученного материала об учёных, изобретателях, их открытиях и изобритениях. При работе использована интерактивная доска, на...

Фрагмент урока английского языка в 5 классе по теме:”JOBS”

Фрагмент урока английского языка в 5 классе по теме:”JOBS”...

Фрагмент рабочей программы по английскому языку для 2 класса

Рабочая программа адресована учащимся 2-го класса общеобразовательных учреждений, рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.Учебник (Student\'s Book) М.З.Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. ...

фрагмент рабочей программы английского языка

Фрагмент рабочей программы по английскому языку содержит пояснительную записку и один модуль КТП. Программа разработана на основе учебника Афанасьевой О.В. "Rainbow English"...

Фрагмент рабочей программы по английскому языку 5 класс УМК SPOTLIGHT

Фрагмент рабочей программы по английскому языку 5 класс УМК SPOTLIGHT...