Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников. Проблемы. Решения»
материал по теме

Бараева Ольга Владимировна

. Выбор темы понятен и обусловлен рядом причин. И основная причина – не развал экономики, не смена полит системы, а разрушение личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Дети становятся все более агрессивны и равнодушны. И это при том, что большинство из них владеет информацией о человеческих ценностях, нормах и правилах, признанных в обществе. Знает, но не применяет и не принимает. Таким образом,  проблема духовно-нравственного воспитания  очень актуальна  на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема: «Духовно-нравственное воспитание школьников.

Проблемы. Решения»

         Я хочу представить вам свой опыт работы по формированию у обучающихся морально-нравственных качеств. Выбор темы понятен и обусловлен рядом причин. И основная причина – не развал экономики, не смена полит системы, а разрушение личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Дети становятся все более агрессивны и равнодушны. И это при том, что большинство из них владеет информацией о человеческих ценностях, нормах и правилах, признанных в обществе. Знает, но не применяет и не принимает. Таким образом,  проблема духовно-нравственного воспитания  очень актуальна  на сегодняшний день.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс развития духовной сферы обучающихся, усвоение ими нравственных ценностей, приобретение начального опыта общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения и мотивации.

         Задача классного руководителя - создавать условия для процесса  развития духовной сферы обучающихся.

      Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено стремление к развитию. И цель педагога помочь ему в этом.

     В 1991 году после окончания Саратовского государственного педагогического института я стала учителем английского языка и классным руководителем 5 «Д» класса. В настоящее время являюсь классным руководителем  10 класса, в котором 32 обучающихся. 

Работая с детьми, я получила громадный опыт общения с ними.   Я поняла, что  большее значение имеют возрастные особенности обучающихся. Пятиклассники наиболее чувствительны к познанию нового,  у них  возникает потребность равноправия, самостоятельности, усиливается стремление   общения со сверстниками, проявляется важность статуса в группе.

Что касается форм работы с ними, то пятиклассники требуют  более наглядной демонстрации предлагаемого материала, кроме того, их двигательная активность очень высока, поэтому этот факт тоже нужно учитывать.  

      У обучающихся  более старшего возраста возникает стремление определить границы своих физических и интеллектуальных возможностей, происходит дифференциация интересов, складываются мировоззрение.

     Старшеклассники способны к более длительному статическому восприятию материала, к воспроизводству большего количества текста, информации,  они отличаются стрессоустойчивостью, что играет решающую роль при выборе форм работы с ними.

           Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед педагогами. Моя воспитательная работа с детьми начинается с того, что я сначала чётко представляю себе, чего же хочу добиться от детей на конкретном этапе, какими хочу увидеть их в конце года, что могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать.

    Составить план – значит продумать и представить себе в общем  и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты. Поэтому программа ВР – неотъемлемая часть работы каждого классного руководителя.

Программа  ВР в классном коллективе    соотносится с программой  ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, которая является частью  Основной Образовательной  Программы    при получении ООО. В программе ВР класса,   в  частности, отражены основные  направления  духовно  нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Это:

1.Гражданско-патриотическое воспитание. 2.Нравственное и духовное воспитание. 3.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.4. Интеллектуальное воспитание. 5.Здоровьесберегающее воспитание. 6.Социокультурное и медиакультурное воспитание. 7.Культуротворческое и эстетическое воспитание. 8.Правовое воспитание и культура безопасности.9.Воспитание семейных ценностей. 10.Формирование коммуникативной культуры.11.Экологическое воспитание.

  Эти же направления отражены в общешкольном плане ВР, следовательно дела классного коллектива становятся сопричастны делам школы.

  На каждый новый учебный год я разрабатываю новую программу ВР, для этого анализирую программу ВР за прошлый учебный год и учитываю имеющиеся  недостатки в работе. Ставлю цели и задачи. Задачи могут повторяться, но могут и меняться, исходя из результатов анализа работы за прошлый год,  контингента обучающихся, направлений ВР, требующих усиления. Обязательно учитываются результаты  диагностических исследований.

В течение учебного года возможна  корректировка  программы  ВР с учетом результатов диагностических исследований. Щуркова Надежда Егоровна, доктор педагогических наук, профессор писала: “Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, педагог должен уметь регулярно производить анализ воспитательных результатов для сопоставления полученного продукта  с целью деятельности”. 
         Я систематически  провожу диагностическую работу  и   использую следующие методики:  

 «Методика для изучения социализированности личности учащегося» (М.И. Рожков),

 «Методика изучения удовлетворенности  обучающихся и родителей  школьной жизнью» (А.А. Андреев),

«Диагностика характера» (опросник Айзенка),  

«Трудности взаимопонимания»,

«Диагностика нравственной воспитанности»,

В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

  • Не запрещать, а направлять;
  • Не управлять, а соуправлять;
  • Не принуждать, а убеждать;
  • Не командовать, а организовывать;
  • Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Я считаю, что отношения педагога и ученика должны строиться на взаимном уважении,  доверии, справедливости и требовательности.

     Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответствен «За всё» и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь интернет-сайтами: (http://festival.1september.ru/articles/subjects/22http://www.uchportal.ru/load/119-5-2)  с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в работе  методического  объединения  классных руководителей школы.            (метод тема школы, семинары? Если вдруг спросят)

       Знание  педагогом принципов воспитания, педагогических технологий, форм, подходов  делает его «зрячим», не позволяет слепо  двигаться в неизвестном направлении, он становится  компетентным, способным  целенаправленно воздействовать на чувства и поведение воспитанников, формируя у них нравственные качества, соответствующие  общественным нормам.

  В процессе  работы с детьми я  использую   различные воспитательные технологии:

  • технология коллективного творческого дела,
  • игровые технологии,
  • технологии саморазвития и самовоспитания,
  • технология сотрудничества,  
  • информационно-коммуникационные технологии.

   Сделать детей  более эрудированными, свободными  в суждениях, раскованными  в общении, увереннее в себе позволяет личностно-ориентированный подход, который представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый, дифференцированный подходы, и  который осуществляется в совместной деятельности классного руководителя и учителей-предметников.  Ведь воспитательную работу нельзя отрывать от учебной.  Ребенок един, целостно его становление. Поэтому важным направлением деятельности классного руководителя, я считаю, является его сотрудничество с учителями-предметниками

      Для достижения эффективного результата воспитательной работы в классе  использую разнообразные формы организации духовно-нравственного воспитания:

  • урочная деятельность (решение воспитательных задач на каждом уроке);  
  • индивидуальные (беседы),
  •  групповые (классные часы, внеклассные мероприятия, конкурсы, проектную деятельность, учебно – исследовательскую деятельность и т.д.).

Таким образом, многообразие организационных форм обеспечивает широкую вариативность путей, средств и методов духовно-нравственного воспитания.

         Для развития личности учащегося и формирования системы духовно-нравственного развития и воспитания применяю разнообразные формы  организации  и проведения  внеклассных мероприятий:

  • беседы, классные часы нравственного и духовного содержания, лекции,
  • конференции, диспуты, «круглые столы»;  
  • проведение совместных праздников с родителями;
  • экскурсии;  
  • просмотр фильмов, видеофильмов;  
  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества,
  • творческие вечера;  
  • деловые и ролевые игры, дискуссии;
  •   встречи со специалистами и интересными людьми;
  •  тренинги;
  •   благотворительные, социально – значимые  акции.

Их выбор, как я уже отмечала, зависит от возрастных особенностей школьников.

       Для формирования гражданской ответственности и патриотизма использую такие мероприятия как:

1.Конкурс рисунков «Герои войны».

2. Конкурс чтецов «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!».

3. Круглый стол «О героях былых времён».

4. Лекторий «Переломный этап ВОВ» (Сталинградская битва, Курская битва, блокада Ленинграда).      

5. Литературно-музыкальная композиция «Битва под Москвой».

6. Встреча с ветеранами.

7. Акция «Свет в окне» (помощь ветеранам).

8. Митинг, посвящённый памяти павших воинов.

9. Конкурс стихов и сочинений, посвященные ВОВ.

          Для формирования нравственного и духовного воспитания провожу следующие мероприятия:

  1. Круглый стол «Мир памяти, мир сердца, мир души»
  2. Диспут «Уважение и взаимопонимание – основы терпимости»
  3. Дискуссия «Дороги, которые мы выбираем»
  4. Практикум «Разрешение конфликтов без насилия» и другие.
  5. Час общения Прекрасное пробуждает доброе»
  6. Заочное путешествие «Эрмитаж – самый прекрасный музей мира»
  7. Круглый стол «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»

 С целью воспитания семейных ценностей подходят такие мероприятия как:

  1. Конкурс рисунков «Мой папа – самый, самый…»
  2. Откровенный разговор на тему: «Что нужно для создания счастливой семьи»
  3. Час общения «Моя семья»
  4. Мини-сочинение «Вечер в нашем доме»
  5. Классный час « Моя семья в истории моей страны»

Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей организую для детей познавательные экскурсии, где знакомимся с достопримечательностями городов – Санкт-Петербург, Волгоград, Казань, Астрахань; посещаем музеи, выставки, театр, а также встречаемся с интересными людьми. В 2010 г. мои ученики 9 класса выиграли «Класс Года» и были награждены поездкой в Москву, где посетили Красную площадь, Кремль, Государственную Думу, встретились с депутатом А. Соловьевым. Экскурсии имеют большое образовательное и воспитательное значение. С их помощью возможно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности.

В нашей школе являются традиционными  такие  общешкольные мероприятия, как  «Смотр строя и песни», «Фестиваль солдатской песни», «Конкурс инсценированной песни», «Театральный сезон». Мы  с ребятами  принимаем активное участие в этих мероприятиях и почти всегда первые!

Учащиеся моего класса принимали и принимают активное участие  и в районных   мероприятиях, где  также занимают призовые места, что подтверждено грамотами и дипломами.  Но роль класс. руководителя не ограничивается проведением мероприятий, классных часов, конкурсов. Это каждодневный, непрерывный процесс общения и взаимодействия с учеником.

   В своей работе стараюсь взаимодействовать как с учениками, так и с родителями, искренне стремлюсь помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе.

  Убеждена в том, что генетические задатки воспитания идут из семьи, но это не умаляет роль школы в формировании и воспитании личности.

 Классные родительские собрания провожу  не реже одного раза в четверть. На собраниях стараюсь расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Выбирая тематику и методику собрания, учитываю возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. Индивидуальные консультации так же необходимы для того, чтобы поближе познакомиться с родителями и учениками.

  Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами...». 

     И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.

           В целях получения высокого результата по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания стараюсь использовать следующие формы работы с родителями:  

1)родительские лектории; 2)родительские собрания на духовно-нравственные темы; 3)индивидуальные консультации с привлечением специалистов различного профиля – врачей, психологов, и т.д.;  4)проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы), 5) тематические семинары с использованием ТСО; 6) анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;  7) визиты домой, индивидуальная работа с детьми дома; 8) день открытых дверей.

 Не все порой удается в работе, но считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей  степени зависит от того, каким был его учитель.

  Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других,  их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.

Мы сейчас проведём фрагмент собрания отцов, и я попрошу мне  помочь в этом  наших мужчин

 Тема нашего собрания: «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля»

Я благодарна тем, кто  пришел на  нашу встречу. Но сначала давайте познакомимся. Пожалуйста, пожмите друг другу руки, познакомьтесь (папы жмут руки друг другу).
В начале нашей дискуссии я попрошу вас ответить на вопрос:  Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца? (ответы)

Да, ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А забота отца – воспитание у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, наконец, рыцарство способен воспитать у мальчика именно отец своим примером. "Сын, ведь мы с тобой мужчины", - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

Представьте себе ситуацию: отец ведет из школы ребенка. "Ну как дела?" - спрашивает он. "Хорошо", - односложно отвечает сын. "Что получил сегодня? - спрашивает отец. - Как вел себя?"- «Нормально».                                                                                                            
Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? (ответы)
Действительно,  нужно завоевать доверие ребенка. Он должен сам заговорить о себе, открыть свои  мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из школы  расскажите ребенку, что удалось вам сделать за день, поделитесь своими заботами и мыслями.
Говорите с ребенком обо всем. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное, что он
почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому.
Чаще спрашивайте ребенка: что нового произошло? Во что играли? Кто выиграл? Как бы ты поступил на моем месте? Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Вспомните, какие вы песенки любили.

Представьте себе ситуацию. Отец кричит на сына: "Куда прешься весь в снегу? Мать только что вымыла пол... Вернись, говорю!" Сын обиделся. Надо ли было так грубо кричать на ребенка? Один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведете из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме. Четвертого... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, нужно выбрать соответствующий прием, но нужно исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.

И в конце – В заключение я хочу сказать,  что главная миссия отца и мужа – нести нелегкую заботу о своей семье, а значит защищать, утешать, радовать, любить. Для полного благополучия в семье на капитанском мостике должен стоять мужчина - муж и отец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию.

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"

В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...

Описание опыта работы по теме:"Духовно-нравственное воспитание учащихся"

Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»

В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...

Обобщение опыта работы по теме самообразования «Экологическое воспитание воспитанников школы - интерната в различных видах деятельности».

Экологическое воспитание - это передача экологических установок, знаний, навыков и умений путем укрепления экологической информированности. Средства экологического воспитания способствуют непреры...