ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ (приложение 3)
материал по теме

Филиповских Алина Валерьевна

1.ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИЯ 

2.МУЗЫКОТЕРАПИЯ https://www.youtube.com/watch?v=HhEgNVGRusg

3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ) https://www.youtube.com/watch?v=3Kg3-EZGXOI, http...

https://www.youtube.com/watch?v=tmTJSMHlbIQ

4.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

5.РЕЛАКСАЦИИ НА УРОКАХ

6.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение на уроках технологии

Одной из важнейших задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии - это технологии, позволяющие сохранять здоровье участников образовательного процесса. Вопрос об использовании здоровьесберегающих технологий занимает особое место в моей работе. Поскольку урок – ведущая форма учебной деятельности, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной. Рациональная организация урока – важная составная часть моей работы по здоровьесбережению, поэтому при подготовке к уроку я опираюсь на особенности проведения урока с позиции здоровьесбережения и создаю условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся класса. В течение урока использую разнообразные виды деятельности, применяю различные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную. Использую различные пути и приемы для создания у учеников положительной устойчивой мотивации к познанию. Стараюсь создать на уроках ситуацию успеха (атмосфера доверия, доброжелательный визуальный контакт, скрытая помощь, совет, поддержка уверенности ребенка в своих силах через формирование позитивной самооценки). На уроках я использую технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья обучающихся: ¬ технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Для этого соблюдаю гигиенические условия в кабинете (проветриваю класс, слежу за оптимальной чистотой в кабинете), чередую виды учебной деятельности и виды преподавания, контролирую рабочую позу обучающихся. ¬ технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Для предупреждения преждевременной утомляемости стремлюсь правильно организовать урок, соблюдая его основные этапы с учетом их оптимальной продолжительности, объѐма, нагрузки и видов учебной деятельности, организую двигательный режим учащихся (физминутка) с учѐтом их возрастной динамики. ¬ технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. ¬ психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Считаю наиболее приемлемым рассматривать на уроках технологии вопросы, связанные со здоровьем и формированием навыков здорового образа жизни обучающихся. Успех урока зависит от многих факторов: мотивации, физического и эмоционального состояния учащихся. Часто у ребят в школе наступает переутомление. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается предмет «технология», поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускю однообразия работы. Обычно это 4-6 смен видов деятельности на уроке. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: - строгая дозировка учебной нагрузки; - построение урока с учетом работоспособности учащихся; - соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); - благоприятный эмоциональный настрой; - проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. Ещѐ один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещѐ на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещѐнность, а также при необходимости - проветрить помещение. Таким образом, на уроках технологии регулярно ведѐтся работа по сохранению и укреплению здоровья учеников: 1. Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе. Уроки я веду в доброжелательном тоне , создаю «ситуацию успеха», обеспечивая профилактику «школьных неврозов» . Стараюсь не забывать на уроке о эмоциональносмысловых разрядках: улыбках, уместных остроумных шутках, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток. Кроме того, я считаю, задержка учащихся в классе после звонка на перемену недопустима. Урок завершаю спокойно и благодарю учеников за работу. 2. Создание благоприятного гигиенического и психофизического комфорта в образовательном процессе. Хроническое утомление — это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников, поэтому психофизический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления. При подготовке конспектов и при проведении уроков я обращаю внимание на создание условий способствующих сохранению здоровья учащихся: 1. Гигиенические условия в кабинете, наличие уголка здоровья (температурный режим, проветривание, чистота, грамотное оформление кабинета: уголок здоровья, правила безопасной работы в кабинете технологии). 2. Число видов учебной деятельности и частота их чередования (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия, игровые, соревновательные моменты. Лучший вид отдыха – смена деятельности). Норма 4-7 видов за урок по — 7-10 минут. Число и чередование использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок, не позже чем через 10-15 минут. 3. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) ). 4. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Норма 8-10 мин. 5. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со с сохранением иммунитета ,здоровьем и здоровым образом жизни – профилактика простудных заболеваний, демонстрация примеров, выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, оздоровительные тренинги для учащихся. И если обобщить мой опыт по данному критерию, то для сохранения и укрепления здоровья учащихся в системе и комплексно я соблюдаю следующее: ¬ Проведение занятий на свежем воздухе ( способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления). ¬ Проведение занятий по теме здоровьесбережения. ¬ Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания ¬ Освоение активных форм и методов школьников, использование моментов урока сберегающих здоровье учащихся . ¬ Обеспечение интереса к своему предмету и уроку. ¬ Системное чередование нагрузок и отдыха. ¬ Выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. ¬ Соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.) ¬ Проветривание и влажная уборка помещений. ¬ Соблюдение общего режима дня. ¬ Обучение детей элементарным приѐмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах. ¬ Учѐт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. ¬ Формирование ответственности у учащихся за своѐ здоровье окружающих людей. ¬ Настойчивое приучение учащихся к применению своих знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике. ¬ Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся. Благодаря использованию мною современных здоровьесберегающих технологий обеспечивается наиболее комфортные условия каждому ученику, учитывая их индивидуальные особенности.



Предварительный просмотр:

Музыкотерапия

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и эмоциональной отзывчивости – это путь через музыку, игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать искусство, художественная и музыкальная деятельность.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки, использующий музыку в качестве средств коррекции.

Методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и
групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия и повышения
эффективности.

Музыкотерапия реализуется в трех основных
видах музыкальной деятельности:
— в процессе слушания музыки (музыкального
восприятия);
— исполнения (пение, музыкально-ритмические
движения, элементарное музицирование);
— творчества (сочинения, импровизации, фантазирование).

Медленная музыка в стиле барокко (И.С. Бах, Гендель, А. Вивальди) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности, создает духовную стимулирующую среду, подходит для занятий, работы.

Классическая музыка (Й. Гайдн, В. А. Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью, способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.

Музыка романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, П.И. Чайковский, Ф. Шопен и Ф. Лист) подчеркивает выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм; эффективно используется для активизации симпатии, страстности и любви.

Музыка импрессионистов (К. Дебюсси, Ж. Равель) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях, вызывает приятные образы, как в сновидениях.

Джаз, блюз, регги поднимают настроение, вдохновляют, дают выход радости, рассеивают печаль, повышают общительность.

Румба, самба, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

Поп-музыка, народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.

Рок-музыка (Элвис Пресли, Стинг) пробуждают чувства, стимулируют активные движения, снимают напряжение, ослабляют боль и снижают неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

Спокойная фоновая музыка, современные оркестровки усиливают состояние расслабленной готовности.

Список  музыкальных произведений для развития и коррекции эмоциональной сферы детей применяемых мной на уроках:

Для уменьшения раздражительности, агрессии, гнева:
Бах И. «Кантата № 2»
Бетховен Л. «Лунная соната»
Прокофьев С. «Соната ре-мажор»
Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
Вагнер Р. «Хор пилигримов»

Против тревоги:
Шопен Ф. «Мазурки и прелюдии»
Штраус Р. «Вальсы»
Рубинштейн А. «Мелодия»

Для снятия озлобленности:
Бах И. «Итальянский концерт»
Гайдн Й.«Симфония»
Шуберт Ф. «Аве Мария»
Дебюсси К. «Свет луны»

Успокоительные:
Бетховен Л. «Шестая симфония» часть3
Брамс И.«Колыбельная»
Шуберт Ф. «Аве Мария»
Дебюсси К. «Свет луны»

Снимают переутомление, напряженность:
Григ Э. «Утро»

При угнетенном меланхолическом настроении (полезно слушать утром, во время болезни):
Бетховен Л. «К радости»
Шуберт Ф. «Аве Мария»

При снижении сосредоточенности, внимания:
Бизе Ж. «Старинная песенка»
Лей Ф. «История любви»
Маккартни П. «Вчера»
Форе Г. «Элегия»

Расслабляющее воздействие:
Дебюсси К. «Лунный свет»
Шумана Р. «Грезы»

Создает духовную стимулирующую среду (медленная музыка)

Бах И.С.

Гендель

Вивальди А.

Для повышения концентрации, памяти и пространственного восприятия. (Классическая музыка )

Гайдн Й.

Моцарт В. А.

Список рекомендуемых музыкальных произведений для развития и коррекции эмоциональной сферы детей:

Для уменьшения раздражительности, агрессии, гнева:
Бах И. «Кантата № 2»
Бетховен Л. «Лунная соната»
Прокофьев С. «Соната ре-мажор»
Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
Вагнер Р. «Хор пилигримов»

Против тревоги:
Шопен Ф. «Мазурки и прелюдии»
Штраус Р. «Вальсы»
Рубинштейн А. «Мелодия»

Для снятия озлобленности:
Бах И. «Итальянский концерт»
Гайдн Й.«Симфония»
Шуберт Ф. «Аве Мария»
Дебюсси К. «Свет луны»

Успокоительные:
Бетховен Л. «Шестая симфония» часть3
Брамс И.«Колыбельная»
Шуберт Ф. «Аве Мария»
Дебюсси К. «Свет луны»

При головной боли:
Бетховен Л. «Фиделио»
Лист Ф. «Венгерская рапсодия № 1»
Хачатурян А. сюита «Маскарад»
Гершвин Дж. «Американец в Париже»

Против гипертонии, подозрительности:
Бах И.С. «Концерт ре-минор для скрипки»
Барток Б. «Соната для ф – но»
Бах И.С. «Кантата № 21»
Шопен Р. «Ноктюрн ре-минор»

Снимают переутомление, напряженность:
Григ Э. «Утро»

При угнетенном меланхолическом настроении (полезно слушать утром, во время болезни):
Бетховен Л. «К радости»
Шуберт Ф. «Аве Мария»

При снижении сосредоточенности, внимания:
Бизе Ж. «Старинная песенка»
Лей Ф. «История любви»
Маккартни П. «Вчера»
Форе Г. «Элегия»

Расслабляющее воздействие:
Дебюсси К. «Лунный свет»
Шумана Р. «Грезы»

Тонизирующее воздействие:
Монти Ф. «Чардаша»
Пёрселл Г. «Аделина»
Легран М. «Шербургские зонтики»

При приёме пищи:
Вивальди А.«Времена года»



Предварительный просмотр:

«Интерактивная физкультминутка. как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС» 05 сентября 2016г. для учеников урока ТЕХНОЛОГИЯ  Гимназии имени Подольских курсантов г. Подольск

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

  У учеников среднего щзвена формируется наглядно-образное мышление. Это всегда необходимо учитывать педагогу, работающему с учащимися в этих классах на всех этапах урока.  Анимационная (от лат. апіта - душа; animatus - одушевле ние) физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. А также для учеников среднего звена она интересна.

 Методика использования: запускаете как обычную презентацию, по необходимости активизируйте нужный слайд и так же запускаете. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками. 

 Комбинировать паузы, включая упражнения для глаз, спины, рук. Анимированные физминутки, представляют собой комплексы из 2-4 физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный ученик активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную учителем, способен к более качественному усвоению знаний.

Важно правильно организовать работу класса:

1. Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз.

2. Наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске.

3. Использование на уроках физминуток, упражнений для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др.

Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока. А в этот урок гармонично вписываются анимационные физминутки. При этом мастерство учителя в этом направлении складывается из следующих умений:

• составлять интересные анимационные физминутки, соответствующие возрасту учеников;

• привлекать внимание к изображёнию;

• учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников;

• грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;

• разнообразить анимационные физминутки, избегая шаблонности при их создании. На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.

Виды физкульминуток:

•1. Для снятия общего или локального утомления.

•2. Для глаз.

•3. Для кистей рук.

• 4. Для профилактики плоскостопия.

• 5. Для коррекции осанки.

 6. Дыхательная гимнастика

 



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика на уроках

Принимая детей в первый класс не только учитель сталкивается с тем, что первоклассники не могут правильно держать ручку, но и ученики тоже сталкиваются с трудностями при овладении первыми навыками письма. А ведь письмо – это достаточно сложный навык для ученика, основанный на тонких движениях руки. Только слаженная работа мелких мышц кисти руки, развитое зрительное восприятие и произвольное внимание будут способствовать успеху при овладении техникой письма. Почему же ребенок неправильно держит ручку? Причиной является недостаточное развитие рук. В таком случае необходимо обратиться к пальчиковой гимнастике, так как простые упражнения помогут обеспечить нужную подготовку руки ребенка к письму.

Мелкая моторика – это умение делать мелкие и четкие движения руками ( пальцами, кистями). Сфера мелкой моторики состоит из немалого количества разных движений рук – от простых (что-то удерживать, хватать) до сложных (техника письма, рисование, черчение).

Формирование мелкой моторики теснейшим образом связано с формированием психических познавательных процессов ребенка ( памяти, ощущения, восприятия, воображения, мышления), а также с развитием речи. Наукой доказано, что речевой и моторный центры мозга находятся рядом – вот поэтому стимулирование нервных окончаний, которые находятся на кончиках пальцев, содействуют активизации речевого развития. Благодаря развитию мелкой моторики, у детей появляется ловкость рук, формируется красивый почерк, быстрота реакций. Если мелкая моторика хорошо развита – значит, у ученика все в порядке с памятью, логикой и мышлением.

Начиная с первых дней работы с первоклассниками, я уделяю немаловажное значения формированию мелкой моторики. На каждом уроке при выполнении письменной деятельности – или в начале, или в середине или в конце - мы массируем пальцы. Учащиеся вместе со мной тщательно массируют пальцы каждой из рук, начиная с кончиков. Делаем это поглаживающими, растирающими, круговыми движениями.

Вот несколько таких упражнений, которые мы выполняем вместе с детьми.

1. «Хлопки» - хлопаем в ладоши звонко-звонко.

2. «Цветок» - ладони друг к друг и сомкнуты. Ладони то размыкаются, образуя цветок, то вновь смыкаются.

3. Обе ладони лежат на столе. Одновременно с произношением скороговорки правая рука скользит по столу и очерчивает круг, а левая скользит вверх-вниз.

4. Руки лежат на столе, как на клавишах:

  • удар по столу большими пальцами обеих рук;
  • удар по столу указательными пальцами обеих рук и т.д.

5. Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу на правой руке, затем на левой руке, потом на обеих руках одновременно.

6. Обе ладони лежат на столе. Одна ладонь выполняет движение вверх –вниз, вторая –влево –вправо.

Чтобы разнообразить массаж пальцев, выполняем не только руками, но и применяем различные предметы (например, карандаши, ручки, мятую бумагу).

Такое разнообразие также способствует развитию интеллекта.

  1. Покатать ручку или карандаш между ладонями.
  2. Помассировать тупым концом ручки или карандаша подушечку каждого пальчика.
  3. «Готовим тесто» -одну ладонь кладем на парту и раскатываем по ней ручку или карандаш.

А также дети с удовольствием выполняют словесные пальчиковые упражнения:

1,2,3,4.5 (хлопки)
Вышел пальчик погулять ( указательный палец выполняет круговое движение по центру левой руки)
Только вышел из ворот –
Глядь, другой к нему идет (присоединяется средний палец)
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий выходи ( присоединяется безымянный)
Вместе станем в хоровод –
Вот. (хлопок и руки меняются местами)

2. Пальцы обеих рук сложены вместе.
- Кто приехал? ( хлопаем большими пальцами)
Мы, мы, мы! (большие прижаты, остальные хлопают)
-Мама, мама, это ты? ( хлопаем большими пальцами)
Да, да, да! ( хлопаем указательными пальцами)
Папа, папа, это ты? (хлопаем большими пальцами)
Да, да, да! ( хлопаем средними пальцами)
- Братец, братец ,это ты? (хлопаем большими пальцами)
Да, да, да! ( хлопаем безымянными пальцами)
- Ах, сестричка, это ты? ( хлопаем большими пальцами)
Да, да, да! ( хлопаем мизинцами пальцами)
Все мы вместе! Да, да, да! ( все пальцы)

Действительно, регулярное повторение таких упражнений благотворно влияет на речь, повышает подвижность и гибкость рук, улучшает циркуляцию крови. Благодаря пальчиковым упражнениям развиваются у детей и творческие способности. Если в начале приложить больше усилий, то в конце можно получить хороший результат.



Предварительный просмотр:

Релаксаций на уроках.

Здоровье – это не всё,

 но всё без здоровья – ничто.

Сократ

Релаксация.

1. Приглашаю вас в комнату  психологической разгрузки.

Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

2. Дети закрывают глаза, опускают голову на парту.

"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснуться..."

Дети поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.

3. Дети свободно сидят за партами, закрыв глаза. Играет музыка.

"Представьте, что вы - композитор, который сочинил эту превосходную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину."

В течение 5 минут дети слушают музыку. После чего, учитель предлагает рассказать им, что нарисовало их воображение при прослушивании данной композиции.

4. Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.

"Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза.

Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.

“Поза покоя”

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряжение…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

«Упражнения на подвижность глаз»

ЧТОБ ГЛАЗА ТВОИ ЗОРКИЕ БЫЛИ

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

ВОСЬМЕРКА

Рисуй восьмерку вертикально

Ты головою не крути

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец

Зарядка окончена. Ты молодец!

ХУДОЖНИКИ

Мы глазами поколдуем.  

Круг огромный нарисуем!  

Нарисуем мы окно  

И большущее бревно.  

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!  

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,  

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –  

Это мчится самолёт…  

Раз моргнули, два моргнули –  

Наши глазки отдохнули!      

Выполняется сидя за партами:

дети “рисуют” глазами круг,  

не поворачивая головы

“рисуют” окно

“рисуют” бревно

опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами 3-5 сек.

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами 3-5 сек.

АХ, КАК ДОЛГО МЫ ПИСАЛИ

Ах, как долго мы писали,

  Глазки у ребят устали.

  (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко

( посмотрите вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

( закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

( Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)

Физкультминутка для глаз:

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты, в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Пальчиковая гимнастика

Гармошка

Посмотри: моя ладошка –

Как веселая гармошка!

(показывают ладошки по очереди)

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

(раздвигать и сдвигать пальчики)

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри.

(указательным пальцем нажать на все по очереди)

Пусть отдохнут пальчики

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:

Меж еловых мягких лап

(стучат пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап

(поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучёк давно засох,

Серый мох-мох-мох.

(поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья?

(сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)

Я, я, я, я!!!

Гимнастика для рук

(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)

Наши пальчики проснулись.

(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)

С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие)

Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)

Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)

Полотенцем вытираться.

(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)

Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.

(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)

Дружно делаем зарядку!

(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад.

Пальцы расслаблены, взмахи кистями)

Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях)

И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).

ПОДНИМИ ЛАДОШКИ ВЫШЕ

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша.

А под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше

А потом согни дугой.

Что же вышло? Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше

И сомкни перед собой.

Что же вышло? Мостик вышел.

Мостик крепкий и прямой.

Дыхательная гимнастика

ПУЗЫРЬ

Надувайся пузырь, надувайся большой

Да не лопайся, да не лопайся.

Медленно сдуваем пузырь.

А теперь быстро-быстро надуваем (дуем),

Быстренько сдуваем…..

Опять надуваем пузырь.

Ой, какой большой пузырь!

Лопнул! И полетели маленькие пузырики…

ЧУДО-НОС

После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание.

Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

ПОКАЖИ КАК

1. Как пыхтит тесто?

“Пых – пых – пых …”

2. Как паровоз выпускает пар?

“Из – из – из …”

3. Как шипит гусь?

“Ш – ш – ш …”

4. Как мы смеёмся?

“Ха – ха – ха …”

5. Как воздух выходит из шарика?

“С – с– с …”.

6. Подуем на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.

“Ф – ф – ф …”

ОТДОХНИ

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко- легко подышим.

Проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, пальцев, музыкальных пауз, релаксаций на уроке является эффективным активным отдыхом для детей. Применение кратковременных минуток отдыха способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности ребят на уроке.

Считаю, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.



Предварительный просмотр:

Динамических пауза.

Здоровье – это не всё,

 но всё без здоровья – ничто.

Сократ

Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В  последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.

Школа является важным фактором, влияющим на становление личности. Ее основная цель – вооружение детей знаниями и опытом, приобретенными человечеством, их социальная адаптация и воспитание. Но, кроме того, ребенок проходит и биологическое развитие. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Можно физкультминутки разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы физкультминутки выполняли свою оздоровительную функцию.

Предлагаю Вашему вниманию подборку динамических пауз, физкультминуток  и релаксаций для уроков.

  Эмоциональный настрой.

- Как живете? (дети отвечают жестами и движениями)

- Как идёте?

- Как бежите?

- Ночью спите?

- Как даёте?

- Как берёте?

- Как шалите?

- Как грозите?

- Как сидите?

- А математику как знаете?

Физкультминутки:

  Закройте глаза, расслабьте тело,

  Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

  Теперь в океане дельфином плывете,

  Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

  Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

  Мы немного отвлечемся

  И гимнастикой займемся.

  С места не вставая,

  Головой вращая

  За цифрами в углах  

  Дружно наблюдая

  Немного размялись, пора снова в путь

  Вниманье, старанье с собой не забудь.

  Пока занимались мы, тихо, но прытко

  В класс к нам пробралась сеньора ошибка.

  Чтоб убралась она без оглядки

  Сделать придется математическую зарядку.

  Правильно – вверх, неверно – вперед,

  Ответ посчитаем - ошибка уйдет.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (два раза).

Сном волшебным засыпаем…

Дышатся легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (два раза).

Шея не напряжена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется… (два раза).

Дышится легко… ровно… глубоко.

Дышим носом глубоко

Дышим носом глубоко-

Поднимаемся легко.

(Приседания.)

Наклоняемся вперёд.

Прогибаемся назад.

Как деревья ветер гнёт.

Так качаемся мы в лад-

(Наклоны взад-вперёд.)

Головой теперь покрутим-

Так мы лучше думать будем.

Поворот и поворот,

А потом наоборот.

(Вращения головой в стороны.)

Встанем, дети, на носочки -

(Потягивания — руки вверх.)

На зарядке ставим точку.

Одолела вас дремота,

(Зеваем.)

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

(Руки вверх, потянулись.)

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться — три, четыре

(Наклоны туловища.)

И на месте поскакать.

(Прыжки на месте.)

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Руки потянули вверх,

Словно там висит орех.

(Потягивания — руки вверх.)

Тянем в стороны потом,

Словно обнимаем дом.

(Потягивания — руки в стороны.)

Ноги врозь, на пояс руки.

Влево плечи разверни.

А теперь направо. Ну-ка!

Упражненье повтори.

(Вращение туловищем в стороны.)

А теперь пора попрыгать,

Как лягушка: прыг-прыг-прыг.

Кто устать боится мигом,

Кто к зарядке не привык?

(Прыжки на месте.)

Руки за спину, головки назад.

                       Глазки пускай в потолок поглядят.

                       Головки опустим - на парту гляди

                       И снова наверх – где там муха летит?

                       Глазами повертим, поищем её

                       И снова читаем. Немного ещё.

Раз! Два! Час вставати,

Будемо відпочивати

Три! Чотири! Посідаймо.

Швидко втому проганяймо.

П’ять! Шість! Засміялись,

Кілька раз понахилялись

Зайчик сонячний, до нас

Завітав у світлий клас

Будемо  бігати, стрибати

Щоб нам, зайчика впіймати.

Прудко зайчик утікає

І промінчиками грає.

Сім, вісім! Час настав

Повернутися до справ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приложение к программе по здоровьесбережению 1

приложение к программе по здоровьесбережению №1 "Арикуляционная гимнастика"...

приложение к программе по здоровьесбережению№2

приложение к программе по здоровьесбережению №2 "Дыхательная гимнастика"...

приложение к программе по здоровьесбережению№5

приложение к программе по здоровьесбережению №5 "бионерггопластика"...

приложение к программе по здоровьесбережению№7

приложение к прогграмме по здоровьесбережению №7 "Самомассаж"...

приложение к программе по здоровьесбережению№8

приложение к программе по здоровьесбережению №8 "релаксация"...

приложение к программе по здоровьесбережению№4

приложение к программе по здоровьесбережению №4 "картотека пражнений с мячиками су-джок"...

приложение к программе по здоровьесбережению№3

приложение к программе по здоровьесбережению №3 "картотека физминуток"...