Программа "Приключения будущих первоклассников"
рабочая программа на тему

Ляхова Наталья Николаевна

Цель программы: подготовка детей дошкольного возраста  к школьному обучению.

Задачи:

-развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения;

-развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

-развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;

-развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

-развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки, уверенности в себе;

-развитие волевой сферы - произвольности психических процессов, саморегуляции;

-формирование позитивной мотивации к обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_budushchih_pervoklassnikov.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

216240, Смоленская область, Демидовский район, д. Титовщина,

т./факс 8 (48147) 24120, 22038

   «Рассмотрено»  на заседании МС                                    «Утверждаю»

   Протокол № 2 от 14.03.2016 г.                                         Директор СОГБУ СРЦН «Исток»

   Председатель МС  Мищенкова Н.А.                               Степанова Е.В.

   ______________________________                                  ____________________________

Программа психологических занятий с детьми

 старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

«Приключения будущих первоклассников»

                 

                                                              Адаптирована Ляховой Н.Н.

                                                      (педагог – психолог)

Демидов

2016

Пояснительная записка

         Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

       Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).                   Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N373 (далее- ФГОС НОО) (для 1-4 классов).

Программа основана:

  1. Развивающая программа для детей дошкольного возраста «Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников» Панфилова М.А.. Издательство ТЦ «Сфера».
  2. Программа психологических занятий с дошкольниками «Цветик-Семицветик». Куражева Н.Ю., Бараева Н.В. Издательство «Речь»
  3. Образовательная программа «Психологические занятия с детьми старшего школьного возраста «Приключения будущих первоклассников»» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Издательство «Речь»

Цель программы: подготовка детей дошкольного возраста  к школьному обучению.

Задачи:

-развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения;

-развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

-развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;

-развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

-развитие личностной сферы- формирование адекватной самооценки, уверенности в себе;

-развитие волевой сферы- произвольности психических процессов, саморегуляции;

-формирование позитивной мотивации к обучению.

Общие характеристики учебного курса

        Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития. В программе реализованы идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка. На основании теоретического изучения психологических исследований, посвященных психологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактики, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, была разработана комплексная программа, содержащие элементы сказкотерапии.

        Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:

-системность подачи материала наглядность обучения;

- доступность;

-развивающие воспитательные характер учебного материала;

-комплектность построения занятий;

-активность участников; наличие обратной связи на занятиях;

-коммуникативная эффективность;

- обогащения жизненного опыта;

-анонимность;

- социально-личностное развитие.

Повышение эффективности программы основана на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы является концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.

Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов развития (модально-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы к социальной перцепции, необходимой детям школьного возраста. Развитие социальной  перцепции, эмоциональной  сензитивности, эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых структур, принимающих участие в процессе общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ребенка.

В программе учтены возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности ( сюжетно-ролевая игра).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Магнитная доска.
  2. Классная доска.
  3. Компьютер.
  4. Интерактивная доска.
  5. Аппаратура вывода аудио.
  6. Принтер.

Применяемые технологии

Программа реализуется посредством проигрывания    сказок, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками.

В сказкотерапии возможно использование уже готовых сказок, после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказки связываются с личным опытом ребёнка, с его проблемами, а также составление специально направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию с ребёнком. Последний вариант сказки по структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка.

Сказка удовлетворяет 3 доминирующие психологические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решение, полагается только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке "некто" маленький и слабый в начале, в конце превращается в сильного, значительного и самодостаточного героя.

3.  Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть не что иное, фабула игры - независимо от того, было это игра сыграна или нет.

Организация обучения на этапе предшкольного образования

Продолжительность обучения: 25 недель.

Общее число занятий: 25

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Длительность занятия: 25 минут.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты изучения курса:

-проявление любознательности, активности и заинтересованности в познании мира;

- умение высказывать свое мнение;

- умение проявлять доброжелательность;

-умение слушать и слышать собеседника;

-способность удерживать внутреннюю позицию ученика;

- формирование самосознания и адекватной самооценки;

- формирование этических представлений;

- умение критически относиться к своим поступкам;

-появление элементов рефлексии.

Метапредметные результаты изучения курса:

Регулятивные:

- определяет цель деятельности на уроке с помощью педагога и самостоятельно;

-учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с педагогом;

- учится высказывать свою версию, предлагать способ проверки;

-учится работать по предложенному плану;

- учится определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом и по эталону;

Коммуникативные:

-учится оформлять свою мысль в устной речи;

-учится слушать и понимать речь других;

- учится участвовать в беседе на уроке и в жизни;

Познавательные:

-учится ориентироваться в своей системе знаний;

- учиться добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, иллюстрация)

Диагностический инструментарий: методика диагностики личностных качеств дошкольника (3-7 лет) «Ориентир»; Методики исследования уровня готовности детей  к обучению в школе  Л.А. Ясюковой.

Содержание курса

Занятия по данной программе с дошкольниками можно разделить на три этапа.

Первый этап(коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействует все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражая подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой.

Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения; развитие интеллектуальной сферы- мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность; применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети могут проиграть те или иные ситуации, предложенные автором, высказывать свободно свои мысли и чувства.

Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. 25 сказок раскрывают  5 основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношения к здоровью, школьные конфликты.

Сказки для школьной адаптации

Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка, многие дети с трепетом и волнением переступают порог в школу. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой и страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаются следующие сказки:

  1. Создание" Лесной школы".
  2. Букет для учителя.
  3. Смешные страхи.
  4. Игры в школе.
  5. Школьные правила.

Сказки об отношении учеников к атрибутам в школьной образовательной среды

Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность:

  1. Собирание портфеля.
  2. Белочкин сон.
  3. Госпожа аккуратность.
  4. Жадность.
  5. Подарки в день рождения.

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям

Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следующие сказки:

  1. Домашнее задание.
  2. Школьные оценки.
  3. Ленивец.
  4. Списывание.
  5. Подсказка.

Сказки о здоровье, в том числе психическом

Проблемы усталости, раздражительности, вызванные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребёнка на воздухе, чрезмерным  увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер, находят разрешение в следующих сказках:

  1. Обманный отдых.
  2. Бабушкин помощник.
  3. Больной друг.

Сказки о школьных конфликтах

Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Предлагаемые сказки позволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях:

  1. Шапка-невидимка.
  2. Задачи для лисенка.
  3. Обида.
  4. Хвосты.
  5. Драки.
  6. Грубые слова.

Заключительная сказка: «Гордость школы»


Тематическое планирование

№ п/п

Учебно-тематическое планирование

Содержание

Универсальные учебные действия

Программное и учебно-методическое обеспечение

1

Создание" Лесной школы".

Сказки для школьной адаптации

Личностные результаты :

-проявление любознательности, активности и заинтересованности в познании мира;

- умение высказывать свое мнение;

- умение проявлять доброжелательность;

-умение слушать и слышать собеседника;

-способность удерживать внутреннюю позицию ученика;

- формирование самосознания и адекватной самооценки;

- формирование этических представлений;

- умение критически относиться к своим поступкам;

-появление элементов рефлексии.

Метапредметные результаты :

Регулятивные:

- определяет цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

-учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с педагогом;

- учится высказывать свою версию, предлагать способ проверки;

-учится работать по предложенному плану;

- учится определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом и по эталону;

Коммуникативные:

-учится оформлять свою мысль в устной речи;

-учится слушать и понимать речь других;

- учится участвовать в беседе на занятии и в жизни;

Познавательные:

-учится ориентироваться в своей системе знаний;

- учиться добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, иллюстрация)

«Приключения будущих первоклассников»» Куражева Н.Ю., Козлова И.А.

2

Букет для учителя.

3

Смешные страхи.

4

Игры в школе.

5

Школьные правила.

6

Собирание портфеля.

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды

7

Белочкин сон.

8

Госпожа аккуратность.

9

Жадность.

10

Подарки в день рождения.

11

Домашнее задание.

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям

12

Школьные оценки.

13

Ленивец.

14

Списывание.

15

Подсказка.

16

Обманный отдых.

Сказки о здоровье

17

Бабушкин помощник.

18

Больной друг.

19

Шапка-невидимка.

Сказки о школьных конфликтах

20

Задачи для лисенка.

21

Обида.

22

Хвосты.

23

Драки.

24

Грубые слова.

25

Гордость школы

Заключительная сказка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы группы "Будущий первоклассник" на базе общеобразовательной шкоы.

В целях  обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, обеспечения при поступлении в школу равных стартовых возможностей детям из разных слоев общ...

Родительское собрание будущих первоклассников

http://ru.calameo.com/read/000498519cc5a4043762a?editLinks=1...

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Родителям будущих первоклассников

Родители могут познакомиться с речевыми умениями и навыками детей 7-ого года жизни....

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....

Советы родителям первоклассников (или будущих первоклассников)

Материал будет полезен родителям будущих первоклассников. От того, как пройдет первый год в школе, во многом зависит все дальнейшее обучение....

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Что такое квест?  (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...