Выступление на педагогическом совете "Инклюзия как шаг к гуманизации современного общества?!"
статья на тему

Кокорина Светлана Витальевна

Конкурсное задание "Педагогический совет" для городского конкурса "Учительгода Сочи - 2019"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kokorina_inklyuziya.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Педагогический совет»

Кокорина Светлана Витальевна,

МОБУ Лицей № 59 г. Сочи

Инклюзия как шаг к гуманизации современного общества?!

Уважаемые коллеги, хочу начать разговор об инклюзии со стихотворения Н. Калиман.

Мир «особого» ребёнка – интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка – безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка...Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он молчалив?

Почему он так испуган? И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих.

 Мировой опыт давно доказал, что интеграция особенных детей в обычную среду положительно влияет не только на особенных детей, но и на условно здоровых. В отличии от взрослых, дети легко принимают и доброжелательно общаются с теми, кому трудно ходить, говорить, кто медленно думает или слишком погружен в себя. Если вы откроете и посмотрите статистику, то в России по состоянию на 01.01.2018 г. численность инвалидов составляет – 11 миллионов 750 тысяч   на численность населения 146 миллионов 800 тысяч человек. Вы только вдумайтесь в эти цифры: это около 8 % от численности населения! 2 000000 - дети с инвалидностью и ОВЗ, которым требуется особый педагогический подход, и они в полной мере не могут освоить программу. И прогнозы врачей не утешительны: с каждым годом число учеников с ограниченными возможностями здоровья, которые придут к нам, растет на 4 %. Для нас с вами, как учителей, каждый ребенок особенный, и к каждому мы ищем индивидуальный подход! Наши учителя, уже имеющие опыт работы с детьми-инвалидами в классе, давно используют такие опоры, как принятие учеников с инвалидностью и ОВЗ, включение их в одинаковые виды деятельности, но с разными задачами, вовлечение в групповое взаимодействие. Так было и так будет!

Мы с вами понимаем и тот факт, что процесс обучения в школах с инклюзивными классами должен быть организован с учетом специальных методов, принципов и подходов. Знаем о том, что законодательно количество детей с ОВЗ в классах должно быть не более двух при общей численности класса в 25 человек. Если увеличивается количество детей с ОВЗ, уменьшается численность класса. Но, к сожалению, фактические реалии не всегда совпадают с прописанными позициями, и мы сможем это принять и найти способы к реализации программы в полной мере.

Идея инклюзии, то есть совместного обучения, так называемых, «здоровых» детей и школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей – инвалидов – перспективная и верная, она позволяет учащимся обеспечить связь с реальным обществом.

Плюсы были и в коррекционных школах - это особые технологии и программы, но они способствовали не социальной адаптации, а в большей степени изоляции в дальнейшем выпускников, а главная задача образования – социализация гражданина, обеспечение «мостика» во взрослую жизнь в обществе. Однако социокультурная ситуация у детей - инвалидов и детей с ОВЗ являлась депривационной, страдала социальная компетентность этих ребят. Проявлялась она в остром дефиците средств и адаптивных способов взаимодействия, слабой рефлексии и анализе своего взаимодействия, затрудненном планировании своего поведения и действий, невысоком уровне способности к диалогу, неумении действовать в одном смысловом поле с другими учениками.

Школа, по своей сути, является второй ступенькой инклюзивной вертикали образования, от которой в значительной степени зависит сможет ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья полноценно жить: развиваться, социализироваться, самоопределиться и быть включенным в социум.  

Коллеги, я прошу вас сейчас назвать барьеры реализации инклюзии в современной школе.

Индивидуальная работа учителей

Следует подытожить дискуссию, обозначив, в том числе, первостепенные проблемы нашей школы:

Итак, основными барьерами реализации инклюзии являются: приоритеты и ценности современной школы, отраслевая разобщенность, стандартность среды и однородность результата, высокая наполняемость в классах, неподготовленность учителя к работе с «особыми» детьми, отсутствие логопедов, тьютеров, дефектологов, а в ряде школ и психологов с социальными педагогами. Все это не позволяет в полной мере реализовать идеи инклюзии в современном образовательном пространстве.

Основная беда современной школы в том, что она оказалась не готова к данным нововведениям ни методически, ни мировоззренчески. Многие считают, что тьютор – помощник учителя общеобразовательной школы –  может быть равноценной заменой квалифицированным специалистам-дефектологам. А создание особых, специальных условий для получения детьми-инвалидами образования, адекватного их возможностям является нарушением прав, кроме того, принципы инклюзивного образования предполагают отказ от традиций отечественной коррекционной педагогики и ликвидацию специально созданных условий. Это очень дискуссионная тема. Говоря о законодательном регулировании, следует отметить, что в основе идеи инклюзии лежит право каждого гражданина России на получение образования. Оно закреплено ст. 43 Конституции нашей страны. Об этом же гласит и 28 статья Конвенции ООН о правах ребенка. В нашей стране инклюзивное обучение опирается на закон «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Коллеги, а на каких принципах основано инклюзивное образование, давайте порассуждаем

(При необходимости, следует в качестве наводящих вопросов уточнить отношение учителей к перечисленным ниже принципам, возможности, методов, форм и средств их реализации:

  • Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.
  • Каждый человек ценен сам по себе как личность.
  • Все люди могут чувствовать и думать.
  • Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.
  • Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.
  • Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни)

Программа обучения, подготовленная индивидуально для ученика с ОВЗ и ребенка – инвалида, должна быть построена таким образом, чтобы она была понятна, нацелена на создание условий для «ситуации успешности», раскрытию их потенциала, и, кроме того, адаптирована к программе по данному предмету. Предлагаю вам распределиться по методическим объединениям, сформулировать и представить опыт реализации адаптированных программ, оценки достижений обучающихся с ОВЗ и индивидуальных маршрутов реабилитации детей - инвалидов по вашему предмету.

Групповая работа учителей

А сейчас я предлагаю вам, коллеги, записать и обсудить плюсы и минусы инклюзии, и поработать  в разрезе «минусы». Каким образом мы можем их устранить в нашем учебном заведении с нашими ресурсами.  

Групповая работа учителей

Современное образование так лелеяло идею индивидуализации, когда каждый сам за себя… Вы, вероятно, обращали внимание на то, как дети сейчас пишут контрольную работу, закрывшись от соседа. Мы забыли о помощи друг другу, помните знаменитое в советской школе «дай списать», разве это не способ социализации? Конкуренция или кооперация? К чему мы стремимся? Натаскивание или творческое развитие? Одинаково требовательное отношение ко всем? Послушание или самостоятельность? Предлагаю вам озвучить свое видение с позиции обучения детей с ОВЗ и детей – инвалидов.

Диалог мнений: транслирование позиций учителями

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение функций современного учителя (выступление на педагогическом совете, 20.03.13)

Выступление на тематическом педагогическом совете посвящено изменениям педагогической реальности...

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования".

Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования"....

Презентация к выступлению на педагогической конференции " Домашнее задание в контексте современного образования"

Презентация к выступлению содержит основные аспекты выступления. "Место" домашнего задания в рамках урока, результаты анкетирования детей, отсутствие времени, усталость после 6-7 уроков, про...

Выступление на педагогическом совете. "Современные педагогические технологии – от теории к практике"

В предлагаемом материале содержится текст выступления на педагогическом совете....