Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья на тему

Панькова Зоя Викторовна

Задача учителя не только учить детей, но и раскрывать и развивать творческие способности каждого ребенка. В статье освещены система работы и задания  по развитию творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа»

Статья: 

        

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В.

2018 – 2019 уч.г

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

        С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.  Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности   школьников.

        Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка.

        Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся.

         Для выявления творчески способных учащихся целесообразно проводить мероприятия состязательного и презентационного характера: конкурс выразительного чтения, конкурс актерского мастерства, кто быстрее придумает продолжение текста по заданному началу, интеллектуальный марафон и т.д..

       Промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика провожу при помощи следующих методов:

- наблюдения;

-беседы;

- анкетирования;

-тестов;

-анализа творческих работ

      Для различных учащихся характерна различная степень творческой активности.

Задачи учителя:

а) пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературе;

б) развитие общеучебных умений и навыков;

в) развитие креативного мышления;

г) развитие творческой самостоятельности учеников;

д) воспитание творческой личности.

      Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

Система работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы:

- система заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках русского языка (эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, этимологические экскурсы, составление опорных сигналов, индивидуальная работа над ошибками, толкование языковых терминов, игра, опора на языковой текст и др.);

- система творческих заданий на уроках литературы (иллюстрирование: графическое, словесное, музыкальное; рассказывание: рассказ от лица одного из героев, рассказ с изменением лица рассказчика, творческое продолжение, дополнение одной из частей произведения, изменение сюжета по типу: «А что было бы, если…», перенесение места действия в необычную обстановку, рассказывание по аналогии, чтение с опорой на жизненный опыт, изменение позиции героев; драматургия: чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз, постановка «живых картин», инсценировка);

- проведение уроков развития речи (сочинение, изложение подробное, сжатое, с творческим заданием, творческие диктанты);

- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность (факультатив, предметная неделя);

- участие в предметных олимпиадах, конкурсах.

- участие в Дне науки (школьный уровень), фестивалях, марафонах;

- организация проектно-исследовательской деятельности; подборка тем и разработка дидактических материалов для проведения исследовательской и проектной деятельности

    Такая  интеллектуальная среда позволяет вовлечь максимальное число учащихся в разные виды познавательной деятельности через участие в конкурсах и олимпиадах, НПК, через  работу на факультативных  и элективных занятиях и   порождает формирование  образовательной мотивационной сферы  школьника.   Одним словом, творческая образовательная среда представляет собой  систему, охватывающую  урок, факультатив, электив, внеурочную деятельность, конкурсы творческих работ, олимпиады, викторины, НПК, выпуск школьный газет, работа с дополнительной литературой и с Интернет-ресурсами, составление проектов.  

Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей.

      Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение

1.Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя. 

3. Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. 

4. Сказкотерапия. «Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника.

5 . Индивидуальная работа над ошибками. Ряд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у некоторых вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы.

6. Толкование языковых терминов – работа со словарем и запоминание терминов.

7. Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке.

Уроки развития речи:

1.  Сочинение, изложение, творческие диктанты. 

2. Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала.  

Работа по развитию творческих способностей учащихся  на уроках литературы.

1 .Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию.

2. Загадки, ребусы, анаграммы, шарады можно использовать при изучении словарных слов, при изучении нового материала, тренируют внимание, сообразительность.

Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству. Это логическое мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению). Также элементы эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).

2.Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета.

3.Смысловое чтение.  С начальной школы учителя уделяют внимание на смысловое чтение, чтобы ребенок понял, что он читает.

4. «Лишнее слово»

Задание направлено на развитие умения находить общие и различающиеся признаки объектов. Такое задание встречается  в олимпиаде по русскому языку

4.Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.

5. Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие.

6. Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.

7. Творческие сочинения.

     Особое место в учебном процессе  занимают сочинения, так как  прекрасно формируют творческое мышление, эмоциональную и волевую сферы ребенка. При работе над сочинением важно не давать детям готового образца, сочинения у всех детей должны быть разные.  При анализе важно акцентировать внимание детей на лучших работах, на ярких выражениях, сравнениях.  

     Перед написанием творческого сочинения нужно начинать подготовку  заранее. После сообщения темы сочинения дети собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания. Параллельно с изучаемой темой проводится большая лексическая работа по подготовке к сочинению. Виды упражнений могут быть разнообразными. Лучше использовать такие, которые заставляют детей логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать.  Нужно научить детей правильно и толково излагать свои мысли, спорить и доказывать, отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях.  

Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и чтению, а также по другим предметам.

      Таким образом, процесс обучения творчеству нужно строить так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, развивать на определённом уровне творческое мышление, фантазию, воображение. А для этого он должен чувствовать уверенность в своих силах, верить, что всё у него получится. Большую роль в развитии способностей играет психологический климат в классе. Учитель должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

      Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и  интерес к другому мнению, учат культуре общения, развивают организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.