Методическая тема
материал на тему

Мусина Светлана Динаровна

тема

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema_musina.docx145.48 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социального развития

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ»

Организация и сопровождение волонтерской деятельности в

учреждениях стационарного типа, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями

                                      Составитель:

методист Мусина С.Д.

п.г.т.Излучинск 2018г.


Аннотация

В настоящее время развитие благотворительной и добровольческой деятельности граждан и организаций является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, что подтверждается основными положениями Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 05.05.2014); Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономическогоразвития Российской Федерации на период до 2020 года» (ред. от 08.08.2009); Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ» и др.

Стратегией развития в сфере социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра является повышение эффективности и качества предоставления услуг населению, внедрение новых форм и технологий социальной работы [1]. Добровольческая деятельность, направленная на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, активно развивается в округе. Этому свидетельствует положительная динамика привлеченных добровольческих ресурсов организаций (объединений) учреждениями социального обслуживания в округе, в 2015 г. – 49, в 2016 г. – 79, в 2017 г. – 82. Это государственные организации культуры и спорта, здравоохранения, образования, а также СО НКО, религиозные конфессии, бизнес-структуры и др.

Анализ современного опыта позволяет констатировать, что в последние годы в нашей стране становится актуальным разработка и реализация социальных программ, которые направлены на развитие волонтёрского движения. Появляются и апробируются новые формы и методы работы с добровольцами (волонтерами).

Волонтёрство – это добрая воля человека, отражающая его личную позицию. Каждый человек независимо от возраста, национальности, вероисповедания или квалификацииможет найти для себя пространство, где он может быть полезен.

Волонтерская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, совершаемые добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение.

В России волонтерское движение постепенно начинает возрождаться в начале 90-х годов прошлого века. Если заглянуть в историю, следует отметить, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, добровольческой армии, тимуровского движения, всевозможных обществ охраны природы и памятников [2].

1. Особенности добровольческой деятельности

Существует множество определений этих терминов, но всё-таки наиболее употребляемыми и полными являются следующие:

• Доброволец (волонтёр) – это человек, который бескорыстно, сознательно и добровольно посвящает часть своего свободного времени оказанию помощи или услуги нуждающимся людям, организациям или местному сообществу.

• Отсюда, добровольчество – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Общественный, неличный интерес в этом определении ставится во главу угла. Добровольчество –это помощь граждан гражданам, без посредников в лице бизнеса и власти.

Добровольчество – это возможность человека почувствовать себя гражданином, выйти за пределы заботы только о себе и близких, помочь другим, незнакомым людям, а возможно и сделать свой вклад в развитие общества. Добровольцы нужны прежде всего, там, где не всегда могут помочь деньги, но где присутствует острая необходимость в неравнодушном человеческом отношении к проблеме и прямом действии. Это люди прямого действия, приходящие на помощь тогда и там, где это необходимо, без лишних формальностей и проволочек.

Наконец, самое важное. Добровольчество – это способ возрождения доверия между людьми. В России катастрофически низкий уровень социального капитала, доверие не выходит за рамки семьи и ближайшего окружения. Люди не доверяют друг другу, полагаются только на самих себя. Низкий уровень доверия ведет к отсутствию солидарности (даже само это слово дискредитировано). Отсюда крайне сложно объединяться для решения общих проблем и выработки новых смыслов, что сказывается в целом на темпах общественного развития. Необходимо в корне изменить ситуацию, а для этого – главное: перестать обращаться только к государству и начать говорить с обществом.

Основными задачами добровольчества являются:

  • действенное участие в решении общественных проблем;
  • продвижение и укрепление в обществе ценностей добровольчества;
  • создание условий для участия людей в добровольческой деятельности;
  • формирование позитивного общественного мнения о значимости добровольчества для социально-экономического развития страны;
  • интеграция, укрепление связей и сотрудничество с европейским и мировым волонтёрским движением.

Российский доброволец – это человек, который участвует в общественно полезной деятельности безвозмездно и на основе осознанного свободного выбора. Добровольцем может быть человек любой национальности, социального положения, профессии, возраста. Российских добровольцев объединяет активная жизненная позиция, желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, стремление приносить пользу людям и своей стране.

  1.  Принципы добровольческой деятельности

Независимо от вида добровольческой общественно полезной деятельности добровольцы России руководствуются и применяют на практике следующие основные принципы:

1. Добровольность — никто не может быть принуждён действовать в качестве добровольца, добровольцы действуют только по доброй воле.

2. Безвозмездность — труд добровольцев не оплачивается, добровольцы оказывают безвозмездную помощь и осуществляют безвозмездную работу.

3. Ответственность — добровольцы, взявшие на себя ту или иную работу, принимают на себя личную ответственность за её качественное выполнение и доведение до конца.

4. Законность — деятельность добровольцев не может противоречить законодательству Российской Федерации.

5. Уважение — добровольцы уважают достоинство, особенности и культуру всех людей.

6. Солидарность — добровольцы проявляют солидарность с целями и принципами организации, в которой состоят.

7. Равенство — добровольцы признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности.

8. Самосовершенствование — добровольцы признают, что добровольческая деятельность способствует их личному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, проявлению способностей и возможностей, самореализации.

9. Нравственность — следуя в своей деятельности морально-этическим нормам, добровольцы личным примером содействуют формированию и распространению в обществе духовно-нравственных и гуманистических ценностей.


  1. Практические аспекты организации волонтерской (добровольческой) деятельности

2.1. Специфика организации волонтёрской деятельности в учреждениях социального обслуживания стационарного типа

Известно, что развитие волонтёрства в данной сфере напрямую связано с безвозмездным оказанием социальных услуг, которые обычно подразделяют на следующие основные виды:

  • социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельностиграждан в быту и повышение качества жизни;
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшениездоровья граждан;
  • социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
  • социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
  • социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан» [3].

Все указанные виды социального обслуживания могут оказывать как сотрудники учреждений, так и привлекаемые ими добровольцы и волонтеры с других организаций.

2.2. Цели, задачи и формы добровольного труда, задачи организации добровольного труда

Добровольный труд и добровольческая деятельность в учреждении социальной сферы (далее - учреждение) используется в целях улучшения качества жизни, расширения социальной помощи и услуг получателям социальных услуг этого учреждения, в соответствии с Положением о порядке организации и использования труда добровольцев в учреждениях социальной сферы (далее - Положение).

Добровольный труд реализуется посредством двух форм добровольного участия граждан в деятельности учреждения:

  • предоставление добровольческих социальных услуг;
  • выполнение добровольческих работ.

Добровольческие социальные услуги – это совокупность услуг, которые предоставляются добровольцами  подопечным учреждения и закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольческих социальных услуг является повышение качества жизни получателей социальных услуг учреждения в процессе их предоставления.

Добровольные работы – это совокупность работ, которые выполняются добровольцами в интересах получателей  социальных услуг учреждения или учреждения в целом и в целях расширения спектра, качества и объема оказываемых социальных услуг, увеличения категорий и численности граждан, получающих эти услуги, закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольных работ в учреждении является конкретный результат их выполнения.[4]

Следует учитывать, что добровольцы учреждения, прямо или косвенно:

  • содействуют/помогают учреждению в достижении его целей и решении конкретных задач получателей  социальных услуг учреждений;
  • улучшают качество жизни получателей  социальных услуг учреждения и благосостояние общества в целом;
  • распространяют информацию о деятельности учреждения;
  • распространяют идеи и принципы социального служения среди населения;
  • распространяют гуманитарные ценности в обществе.

Специфика структуры добровольного труда, в сравнении с трудом профессиональным, заключается в особенностях ее элементов – цели труда, субъекте труда, продукте труда, режиме труда, мотиве труда, организации труда.

Главная особенность структуры и процесса труда добровольца состоит в том, что он является и субъектом труда и объектом труда, а также распоряжается продуктом труда, который безвозмездно им дарится благополучателю, а не становится продаваемым товаром или продаваемой услугой. Поэтому для добровольца важным - центральным объектом является конкретный благополучатель.

В то же время, для организации, важным объектом является доброволец. Задачи, связанные с организацией его труда касаются не только непосредственно предоставляемых добровольцем услуг или выполняемых работ, но и с удовлетворением его потребностей и интересов. Это является основой мотивирования людей к добровольному труду и предоставляет добровольцам разнообразные стимулы.

Таким образом, в центре организации добровольного труда всегда находится человек, его потребности и интересы.

Задачи организации добровольного труда в учреждении определяются на основе потребностей учреждения и получателей  социальных услуг, проживающих в учреждении. Однако решающим фактором успешнойорганизации добровольного труда граждан являются дополнительные  задачи,   которые  формируются  на  основе потребностей и интересов самих добровольцев, с учетом их возрастных групп, и прямо связаны с мотивированием людей к добровольной работе.

Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы молодежи:

  • вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях личностного и гражданского развития;
  • наработка практики, помогающей определиться с дальнейшей профессиональной ориентацией;
  • предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание;
  • развитие творческой и созидательной активности молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

К прикладным задачам относятся:

  • обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;
  • содействие получению навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
  • сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости;
  • замещение асоциального поведения социально ориентированным, обеспечение содержательного времяпровождения;
  • гуманистическое и гражданское воспитание;
  • обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса;
  • формирование кадрового резерва.

Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей среднего возраста:

  • обеспечение потребностей, которым нет места в основной профессиональной деятельности, такие, как милосердие, сострадание, забота;
  • содействие получению необходимого опыта, знаний и навыков для собственной повседневной жизни, решения проблем членов семьи, реализации собственных идей и социальных проектов;
  • предоставление возможности быть полезным другим, заслужить уважение, быть причастным к значимой социальной деятельности учреждения;
  • предоставление возможности применить собственные знания и навыки, творческие способности, которые не реализуются в процессе основной профессиональной деятельности.

Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей старшего/пожилого возраста:

  • обеспечение потребностей, которые не удовлетворены в семье, такие, как передача опыта, забота, милосердие, сострадание;
  • содействие в решении проблем, связанных с возрастом и состоянием здоровья;
  • содействие получению необходимых знаний и навыков для повышения качества собственной повседневной жизни и самопомощи;
  • компенсация дефицита общения и отвлечение от личных проблем, связанных с возрастом и одиночеством;
  • предоставление возможности продления активной, наполненной смыслом жизни;
  • предоставление возможности применения имеющегося жизненного и профессионального опыта;
  • обеспечение содержательного досуга.

2.3. Планирование добровольных работ в учреждении

При планировании добровольных работ в учреждении важно понимать наличие двух альтернативных способов работы с добровольцами:

1. Партнерское взаимодействие с некоммерческой организацией, которая полностью организует труд добровольцев и отвечает за их действия, обеспечивает ресурсное, методическое, информационное сопровождение деятельности добровольцев. Между учреждением и НКО заключается Соглашение о сотрудничестве (Соглашение о совместной деятельности), в котором закреплены: предмет соглашения, права и обязанности сторон, взаимная ответственность, порядок взаимодействия и согласования проводимых мероприятий, порядок допуска добровольцев на территорию учреждения, прочие существенные моменты по усмотрению учреждения.

Преимущества данного способа:

  • учреждению нет необходимости выделения штатной единицы, ресурсов для работы с добровольцами;
  • учреждение снимает с себя необходимость выполнения большого объема организационной работы по привлечению,отбору, подготовке и организации труда добровольцев. Эту работу за него выполняет партнерская НКО (или несколько НКО);
  • учреждение может разделить или полностью снять с себя дополнительные расходы по организации труда волонтеров;
  • ответственность за действия добровольцев несет НКО;
  • учреждение в ряде случаев получает возможности привлечения благотворительных средств и иных ресурсов от партнерской НКО;
  • учреждение получает надежного партнера – НКО, опыт и ресурсы которой позволяют существенно повысить качество жизни получателей социальных услуг учреждения.

Недостатки данного способа:

  • учреждению необходимо найти НКО – организатора труда добровольцев, располагающего необходимыми опытом и ресурсами;
  • учреждение не контролирует единолично добровольцев НКО, и  формулирует задачи добровольцев совместно с НКО-организатором труда добровольцев.

2.  Организация труда добровольцев силами учреждения

Преимущества данного способа:

  • учреждение создает сообщество добровольцев, которым может напрямую ставить задачи;
  • учреждению нет необходимости искать и выстраивать   взаимодействие с партнером из числа НКО.

Недостатки данного способа:

  • необходимость выделения штатной единицы (от одного до целого отдела) для работы с добровольцами;
  • необходимость выделения дополнительных ресурсов для обеспечения работы с добровольцами (помещение, компенсация проезда и питания, компенсация медицинского обследования ит.п.);
  • необходимость регулярного выполнения учреждением большого объема непрофильной работы по организации труда добровольцев, проведение отбора, обучения и сопровождения добровольцев самостоятельно;
  • полная ответственность учреждения за деятельность добровольцев;
  • отсутствие возможности привлекать дополнительные ресурсы от партнерской НКО.

2.4. Планирование взаимодействия и закрепление договоренностей при партнерском взаимодействии с некоммерческой организацией

Планирование  добровольческой деятельности в учреждении начинается с определения, какая именно добровольческая деятельность необходима. Либо с рассмотрения предложений о дополнительных волонтерских программах от некоммерческих организаций.

После определения направлений добровольческих работ и услуг или с целью ознакомиться с возможными предложениями от НКО, целесообразно  ознакомиться с наличием на территории партнерских НКО, которые располагают необходимым опытом организации труда добровольцев, ресурсами, репутацией. После проведения переговоров с одной или несколькими выбранными НКО и согласования основных направлений взаимодействия, учреждение заключает с НКО договор или соглашение о сотрудничестве (соглашение о совместной деятельности), в рамках которого осуществляется деятельность добровольцев в учреждении. (Приложение 1)

 Также в договор/соглашение могут быть включены пункты, определяющие:

  • необходимость и содержание инструктажа добровольцев по технике безопасности;
  • необходимости прохождения добровольцами медицинских обследований;
  • иных ограничений, связанных со спецификой конкретного учреждения.

2.5. Организация труда добровольцев силами учреждения

Подготовка к деятельности

Планирование добровольного труда в учреждении целесообразно начинать с принятия соответствующего решения и разработки Положения о порядке организации и использовании труда добровольцев (о добровольной работе граждан в учреждении). (Приложение 2)

Решение об организации и использовании труда добровольцев в учреждении принимается его руководителем. При этом целесообразно оформлять решение приказом или иным нормативным актов учреждения, с которым должны быть ознакомлены сотрудники учреждения. Сотрудники учреждения могут привлекаться руководством к обсуждению вопросов, связанных с преимуществами и недостатками развития добровольной работы граждан, сферами и правилами работы добровольцев в учреждении.

Положение о добровольной работе граждан в учреждении утверждается руководителем и может включать описание:

  • добровольческих программ, проектов или акций, к реализации которых привлекаются добровольцы, структурных подразделений, в которых планируется развивать добровольную работу;
  • социальных услуг получателям социальных услуг учреждения и работ, которые могут поручаться добровольцам;
  • механизмов регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцами;
  • порядка организации работы добровольцев в учреждении, в т.ч. описание материально-технического и другого ресурсного обеспечения добровольцев в процессе предоставления добровольческих социальных услуг и выполнения добровольных работ, правил взаимодействия штатного персонала и добровольцев;
  • ответственности и полномочий добровольцев, правил работы добровольцев с клиентами учреждения, правил безопасности и внутреннего распорядка;
  • порядка учета и контроля работы добровольцев.

При разработке Положения, учреждению необходимо принять во внимание, что граждане, пришедшие в учреждение для добровольной работы самостоятельно, для учреждения являются одновременно субъектом и объектом деятельности учреждения. Учитывая вышесказанное, при разработке Положения о добровольной работе граждан в учреждении, необходимо опираться на Административный регламент учреждения по предоставлению государственных услуг, прежде всего, в части предоставления информации.

С Положением о добровольной работе граждан в учреждении должны быть ознакомлены ответственные лица учреждения и информированы все сотрудники учреждения.

При планировании добровольных работ руководству учреждения важно определить:

  • области деятельности организации, которые необходимо и возможно развивать силами добровольцев, структурные подразделения, в которых могут действовать добровольцы;
  • программы, проекты, акции, мероприятия, которые прямо решают поставленные перед организацией задачи, но не имеют достаточных человеческих ресурсов;
  • общие виды работ, которые не требуют постоянной занятости, полноценной нагрузки, повседневной занятости, но не могут быть выполняемы имеющимся персоналом;
  • услуги для получателей социальных услуг, которые необходимо расширять, и которые могут выполнять добровольцы при определенной подготовке и обучении, виды дополнительных работ для обеспечения основных услуг.

При этом важно учитывать, что добровольные работы не следует планировать и осуществлять взамен имеющихся вакансий.

Планирование работы добровольцев и их привлечение к участию в деятельности   учреждения осуществляется уполномоченным лицом по организации и использованию труда добровольцев (далее - Координатор). Функции Координатора целесообразно вменять в обязанности одному из штатных сотрудников учреждения (если предполагается работа с не более чем 10 добровольцами в течении месяца), либо для исполнения функций Координатора открывается специальная ставка в штатном расписании учреждения. В случае привлечение добровольцев из расчета более 20 человек в месяц целесообразно выделить более одного сотрудника на эту работу. В случае реализации учреждением специальной благотворительной программы с участием добровольцев, совместно с общественной или иной некоммерческой организацией, функции Координатора может исполнять ответственный сотрудник этой организации.

Основными функциями Координатора являются:

  • планирование добровольческих социальных услуг и добровольных работ;
  • формирование перечня добровольческих социальных услуг;
  • формирование перечня добровольческих социальных работ в учреждении;
  • определение и описание свободных мест для добровольного труда;
  • подготовка и информирование персонала о функционировании системы поддержки добровольчества, организации и использовании труда добровольцев в учреждении;
  • информирование получателей социальных услуг о добровольческих услугах и иной добровольческой помощи в учреждении;
  • привлечение добровольцев;
  • проведение собеседований и отбор добровольцев;
  • подготовка и обучение добровольцев;
  • организация и координирование процесса добровольного труда;
  • обеспечение безопасности работы добровольцев;
  • контроль и учет добровольных работ и услуг;
  • представление интересов добровольцев перед руководством учреждения;
  • определение эффективности добровольного труда.

2.6. Методы определения добровольческих видов работ, необходимых учреждению

Добровольческие виды работ (социальные услуги получателям социальных услуг учреждения и добровольные работы по их обеспечению) определяются на основе потребностей получателей социальных услуг, с учетом стратегий учреждения по развитию социальных услуг и помощи получателям социальных услуг, принимая во внимание, что:

  • добровольный труд является дополнительным к основным социальным услугам и помощи учреждения, направлен преимущественно на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей получателей социальных услуг в учреждении, которые не могут в полной мере, или не должны удовлетворяться оплачиваемым персоналом учреждения;
  • обязанности добровольцев не могут дублировать должностные обязанности оплачиваемого персонала учреждения в полном объеме.

Исходя из вышеизложенного, добровольческие социальные услуги, в зависимости от их назначения, подразделяются на: социально-бытовые, социально-психологические, социально-экономические, социально-правовые, социально-педагогические.

Если услуга или работа, поручаемая добровольцу, требует специальной подготовки или лицензии, учреждение вправе запросить подтверждающий документ или предложить добровольцу пройти специальную подготовку и получить соответствующую лицензию.

При составлении перечня добровольных работ в учреждении, учитываются потребности и рекомендации сотрудников учреждения, количество добровольцев, работукоторых учреждение способно организовать лучшим образом, а также планируемый возраст добровольцев, их квалификацию и творческий потенциал.

2.7. Методы формирования и описания свободных мест для добровольной работы (добровольческих вакансий)

Свободные места для добровольцев формируются на основе перечней добровольческих социальных услуг и добровольных работ в учреждении. При формировании свободных мест для добровольцев определяются их обязанности по оказанию услуг и исполнению работ, а также ресурсы, необходимые для обеспечения работы добровольцев.

При формировании свободных мест для добровольцев, необходимо учитывать, что получатели социальных услуг учреждения, их родственники, коллеги и знакомые, соседи в первую очередь могут откликнуться на информацию учреждения о потребности в добровольцах.

Описание свободных мест для добровольной работы в учреждении целесообразно осуществлять в приложении к Положению о порядке организации и использования труда добровольцев.

Сведения о добровольце и его добровольческой деятельности может быть учтен в удобной учреждению форме, как ориентир можно Учетную карточку добровольца (Приложение 3). Однако следуют понимать, что при ведении любой формы учета предполагающей хранение персональных данных необходимо руководствоваться Федеральным законом "О персональных данных N 152. Для этого доброволец заполняет согласие о персональных данных. (Приложение 4)

2.8. Условия, необходимые для организации добровольной работы граждан в учреждении

С целью уменьшения текучести добровольческих кадров учреждение должно ставить перед собой две основные задачи:

  • сделать работу добровольцев максимально полезной и эффективной для получателей социальных услуг учреждения, объектов его работы, общества в целом;
  • сделать работу добровольцев в учреждении максимально комфортной, позитивной и полезной для добровольцев.

Для решения указанных задач учреждению необходимо создавать определенные базовые организационные, кадровые, информационные, материально-технические и экономические условия для добровольной работы граждан. Среди основных условий, которые важно обеспечить учреждению для работы добровольцев следующие:

  • кадровая организация работы добровольцев;
  • ресурсное обеспечение работы добровольцев;
  • стимулы для добровольцев;
  • квалифицированная организация работы добровольцев.

1. Кадровая организация работы добровольцев может включать:

  • в обязательном порядке создание дополнительной ставки или дополнительного функционала  специалиста (Координатора) по работе с добровольцами;
  • при необходимости (если предполагается работа более чем с 20 добровольцами) создание подразделения по работе с добровольцами;
  • обеспечение кадрами процедуры собеседования и отбора;
  • обеспечение кадрами процесса  подготовки и обучения добровольцев пред началом работы.

2. Ресурсное обеспечение работы добровольцев может включать:

  • выделение помещения для работы с добровольцами (проведение собеседований, встреч, обучения);
  • достаточное обеспечение работы добровольца для качественного выполнения им порученных обязанностей (таких, как информация, расходные материалы, средства ухода и продукты питания для нуждающихся, автотранспорт, исправная оргтехника для компьютерных работ и пр.);
  • при необходимости обеспечение бесплатного питания добровольца (особенно актуально для студентов, особенно иногородних и добровольцев, работающих более 3 часов в день, или осуществляющих работы за пределами учреждения);
  • при необходимости обеспечение символики и атрибутики (особенно актуально для молодежи и проведения массовых мероприятий);
  • компенсация затрат добровольца (проезд к месту добровольной работы и обратно);
  • организация отдыха и досуга - экскурсии, праздники, чаепития, клубное общение (особенно актуально для людей старшего возраста).

3. Стимулы для добровольцев:

  • признание, поощрение и награждение за добровольный труд, как самим учреждением, так и через региональные и национальные конкурсы и программы, поощрения добровольцев за качественную работу, благодарственные письма, ценные подарки;
  • информирование общественности о достижениях и заслугах добровольцев, результатах их труда, в т.ч. в средствах массовой информации, накопление памяти о вкладе добровольцев в деятельность учреждения (ведение летописей, фото выставки в помещениях учреждения, записи в добровольческой биографии, истории коллектива учреждения);
  • фиксация добровольческой деятельности в личной книжке добровольца (если таковая используется или имеется у добровольца);
  • одобрение со стороны членов референтной группы;
  • предоставление возможности общения в рамках добровольческого проекта, программы с новыми значимыми людьми, доступ к новой информации и новым социальным группам;
  • приобщение к новым видам деятельности, международному, межрегиональному, региональному мероприятию, проекту, акции (например, к Олимпиаде);
  • доступ к разнообразным ресурсам в рамках проектов, программ - информационным, натуральным, финансовым, др., которые можно направить на доброе дело;
  • приобщение к новым знаниям в процессе обучения для получения новых профессиональных и жизненных навыков, опыта новой работы, значимого для добровольца в настоящем и будущем, в т.ч. оплата обучения на полезных престижных курсах;
  • предоставление возможностей для самореализации, например в новых программах, дающих возможность разработать и реализовать свой социальный проект;
  • предоставление возможности участия в управлении социальным проектом, программой для получения организационного опыта;
  • предоставление рекомендательных писем для трудоустройства, поступления в учебное заведение и пр.;
  • обеспечение возможности получения товаров и услуг на льготных условиях от третьих лиц, т.к. досуговые клубы, медицинские центры, торговые сети, кафе, парикмахерские и пр. (например, методом дисконтных карт);
  • организация клубной работы с добровольцами учреждения для обеспечения позитивных коммуникаций, обмена опытом и полезной информации, неформального общения, создания добровольческого сообщества учреждения.

4. Квалифицированная организация работы добровольцев:

1.Подготовка добровольцев для работы в учреждении:

  • обеспечение первичного мотивирования добровольцев (стимулы);
  • предоставление достаточной информации;
  • подготовка и обучение добровольцев (инструктаж, семинары, курсы, школы);
  • определение поручаемых обязанностей и согласование их с возможностями добровольцев;
  • закрепление прав и ответственности добровольцев (соглашение или договор);
  • делегирование полномочий добровольцам.

2.Сопровождение работы добровольцев в учреждении:

  • обеспечение поддержки работы добровольцев (консультации по разрешению проблем, супервизии, профилактика синдрома усталости и эмоционального выгорания);
  • мониторинг и оценка работы добровольцев (учет, контроль, оценка);
  • удержание добровольцев (дополнительные возможности и стимулы, воодушевление, изменение видов работ);
  • поощрение добровольцев (благодарение, награждение, дополнительные стимулы);
  • продвижение добровольцев (новые позиции и статусы, расширение границ полномочий).

2.9. Привлечение и набор добровольцев

В случае, если учреждение взаимодействует с НКО по организации труда добровольцев, целесообразно полностью поручить привлечение и набор добровольцев некоммерческой организации-партнеру, с которой заключено соглашение о сотрудничестве (соглашение о совместной деятельности) или договор. НКО-партнер учреждения осуществляет привлечение и набор добровольцев в соответствии с внутренними стандартами и правилами. При этом НКО организует при необходимости обучение добровольцев, их сопровождение силами координатора (наставника).Учреждение и НКО-партнер могут организовывать совместные мероприятия по привлечению добровольцев, а также разрабатывать совместные программы по их обучению – при необходимости.

В случае привлечения добровольцев для работы в учреждении самостоятельно Координатором добровольцев или отделом по работе с добровольцами осуществляется:поиск и набор добровольцев, проведение собеседований, выявление мотиваций и отбор добровольцев, информирование и ориентирование добровольцев.

В целях привлечения добровольцев в учреждение, Координатор добровольцев:

  • распространяет информацию о наличии свободных мест для добровольной работы, в т. ч. через средства массовой информации, официальные сайты, социальные сети;
  • проводит кампании по набору добровольцев в различных государственных и негосударственных организациях и иных учреждениях;
  • организует набор, собеседования и отбор добровольцев, в т. ч. на основе конкурса;
  • проводит первичное информирование, ориентирование, инструктаж новых добровольцев.

Добровольцем может стать любой, даже официально нетрудоспособный человек при наличии у него соответствующего мотива.

Основными мотивами добровольческой деятельности и добровольного труда людей являются:

Реализация личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения, т. е. реализация ведущих мотивов участия человека в социально значимой деятельности.

Общественное признание, чувство социальной значимости. Получение позитивного подкрепления своей добровольческой деятельности со стороны значимого окружения, ощущение личной причастности к общественно полезному делу.

Самовыражение и самоопределение. Возможность личностного проявления, заявление о своей жизненной позиции, определение персонального места в системе общественных отношений.

Профессиональное ориентирование. Возможность для человека, особенно молодого, сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.

Приобретение  полезных  социальных и практических навыков. Возможность приобретения полезных навыков, прямо не относящихся к профессиональному выбору человека, вместе с тем значимых для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия, навыков оказания помощи тяжело больным.

Добровольчество также может способствовать развитию таких социальных навыков, как:коммуникативные способности, ответственное взаимодействие с различными социальными группами, исполнительская дисциплина, лидерство, защита и отстаивание прав и интересов человека и группы, реализация предоставленных полномочий,         делегирование полномочий, творческий подход к делу, инициативность.

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Возможность приобретения единомышленников, круга общения и получение поддержки в процессе добровольного труда и дружеского взаимодействия.

Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Возможность личностного проявления в различных моделях взаимодействия, приобретение навыков, необходимых в жизни, необходимых для ответственного лидерства и исполнительской деятельности.

Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени – досуга. Вместе с тем, организация свободного времени не может быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности.

Выполнение общественного и религиозного долга. Социальная добровольческая деятельность и добровольный труд являются естественной потребностью человека. Эта потребность вытекает из осознания гражданского, религиозного и этического долга свидетельствует о высоком личностном развитии.

В основе мотивов, побуждающих людей к добровольной работе в социальной сфере, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку:

  • потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, потребность применения профессионального и житейского опыта (преимущественно молодые пенсионеры);
  • потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы (преимущественно люди с высшим образованием, специалисты гуманитарной сферы);
  • потребность расти и развиваться (преимущественно молодые люди, студенты);
  • потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремление решать проблемы других людей и свои собственные (преимущественно люди среднего и старшего возраста).

В последние годы среди мотивов добровольцев стали преобладать более прагматичные мотивы, такие, как:

  • проба себя на пути к профессии;
  • потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях (преимущественно молодежь, студенты гуманитарных и иных средних и высших учебных заведений);
  • профессиональный интерес для карьерного роста (преимущественно молодые специалисты);
  • потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, требующими специфического лечения, и пр.

Разнообразию мотивов добровольцев должны соответствовать разнообразные виды добровольческих работ и социальных услуг клиентам, поручаемые им учреждением.

Условно можно разделить добровольцев на три основные группы по степени участия в деятельности учреждения:        постоянные добровольцы (члены советов и комитетов, консультанты, специалисты, помощники клиентов и подопечных, ведущие добровольческих программ и проектов, клубов, секций, обучающих программ и пр.), временные добровольцы (практиканты, стажеры, исследователи); добровольцы, участвующие в разовых мероприятиях (участие в добровольческих акциях, обслуживание семинаров, конференций, эпизодическая помощь в краткосрочных проектах).

В большинстве организаций социальной сферы присутствуют все три группы добровольцев. Задачей учреждения является постоянно мотивировать этих людей. Для этого требуются определенные приемы и методы, которыми можно овладеть в процессе специального обучения.

Постоянный труд добровольца может выражаться в оказании помощи одним и тем же подопечным регулярно несколько раз в неделю или месяц в течение длительного времени. Разовый добровольный труд выражается в форме участия в акциях, проектах, при проведении экскурсий на не регулярной основе. Несмотря на отмеченные существенные различия, и постоянный и временный добровольный труд является не основной занятостью, чем отличается от постоянного профессионального труда.

2.10. Механизмы регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцем в случае самостоятельного привлечения добровольцев учреждением

Отношения между учреждением и добровольцем целесообразно регулировать Положением о добровольной работе граждан в государственном учреждении социальной сферы, инструкциями и другими внутренними документами учреждения. Права, обязанности и полномочия учреждения и добровольца в процессе взаимодействия фиксировать гражданско-правовым актом – договором или соглашением учреждения с добровольцем, которое разрабатывается учреждением на основе типового соглашения

В целях обеспечения реализации добровольцем предоставленных ему полномочий, учреждение вправе выдавать ему соответствующее удостоверение. В целях фиксации практики добровольного труда добровольца ему может выдаваться «Личная книжка добровольца», которая заполняется Координатором добровольцев. В «Личную книжку добровольца» заносятся сведения о добровольце, его добровольном труде и периоде работы в учреждении, а также об обучении и поощрениях.

Учреждение должно гарантировать возможности для реализации собственной инициативы в процессе оказания услуг или исполнения добровольных работ. Предложения и инициативы добровольца представляются координатору добровольцев, или руководству учреждения  по заранее оговоренной процедуре.

2.11. Организация работы добровольцев в учреждении

Организация   работы   добровольцев   в   учреждении предусматривает две фазы: подготовку и сопровождение.

Подготовка добровольцев к работе в организации социальной сферы.

Подготовка добровольцев для работы в учреждении осуществляется координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением специалистов и включает: проведение собеседований и отбор (анкетный опрос кандидатов в добровольцы с целью выявления их мотивации к участию в добровольческой деятельности, Приложение 5); первичное мотивирование для работы в учреждении; обучение, в соответствии с планируемыми добровольческими социальными услугами и работами (инструктажи); согласование обязанностей и полномочий; заключение соглашения учреждения с добровольцем.

Сопровождение работы добровольцев в организации социальной сферы.

Сопровождение работы добровольцев осуществляется координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением специалистов и предусматривает:

  • обеспечение поддержки работы добровольцев, включая консультирование, помощь в разрешении конфликтов, организационных и технических проблем, повышение квалификации, предоставление дополнительной информации и т. п.;
  • проведение мониторинга и оценки работы;
  • обеспечение реализации интересов и потребностей добровольцев, проведение досуговых и культурных мероприятий, клубной работы, встреч с интересными людьми и специалистами и т.п.;
  • поощрение, в т. ч. проведение торжественных мероприятий по вручению благодарственных писем, дипломов, памятных подарков и наград, номинирование на награды и конкурсы;
  • предоставление рекомендательных писем и ходатайств, назначение на руководящие свободные места для добровольной работы, такие как «добровольный помощник координатора добровольцев», «наставник добровольцев», «старший группы добровольцев», «добровольный руководитель добровольческой акции», «добровольный руководитель добровольческой программы», «добровольный организатор клубной работы», «тренер добровольцев» и т. п.

Для квалифицированной организации добровольной работы граждан в организациях социальной сферы требуются определенные приемы и методы, которыми можно овладеть в процессе специального обучения.

Обеспечение безопасности работы добровольцев в учреждении осуществляется координатором добровольцев, а также руководством учреждения, что предусматривает:

1) ограничение временной занятости добровольца в пределах до 6 часов в течение одного дня;

2) недопущение добровольцев к работе:

  • требующей специальной профессиональной подготовки и лицензирования;
  • в ночное время, если это не оговорено соглашением;
  • в местах повышенного риска (напр. риска травматизма);
  • без инструктажа по технике безопасности;
  • без средств индивидуальной защиты (если это необходимо);
  • без специальной подготовки для работы с получателями социальных услуг учреждения, имеющими психические нарушения и девиантное поведение.

2.12.  Учет и контроль добровольного труда

Учет и контроль добровольного труда в учреждении осуществляется координатором добровольцев во взаимодействии со специалистами и руководством учреждения. При необходимости учет и контроль добровольного труда в учреждении осуществляется и другими ответственными лицами, в подразделениях которых осуществляется добровольная работа граждан.

Для организации процесса учета, контроля, определения качества и результатов добровольного труда, учреждением могут быть использованы учетные ведомости, например:

  • форма «Сводная ведомость учета добровольного труда граждан в учреждении социальной сферы». (Приложение 6)

Для обеспечения мониторинга удовлетворенности добровольца условиями, предоставляемыми для добровольной работы и принятыми на себя обязательствами по предоставлению добровольческих социальных услуг и выполнению добровольческих работ, а также для определения поддержки, необходимой добровольцу, целесообразно использовать форму «Анкета добровольца учреждения социальной сферы». (Приложение 7)

В процессе развития работы с добровольцами, учреждению целесообразно разработать свою систему наблюдения и контроля работы добровольцев в учреждении и работы учреждения с добровольцами. С этой целью необходимо определить методы мониторинга, которые могут быть наиболее органично внедрены в организационную структуру деятельности учреждения.

Основные рекомендуемые методы осуществления мониторинга работы добровольцев в учреждении:

  • ведение учета рабочего времени добровольцев;
  • анализ обратной связи о выполнении работы добровольцем;
  • анализ сводных отчетов координаторов о работе добровольцев;
  • анализ индивидуальных рабочих планов добровольцев;
  • собеседования с добровольцами;
  • опросы получателей социальных услуг относительно качества работы добровольцев и предоставляемых социальных услуг;
  • сбор и анализ неофициальной информации (например, мнение персонала, получателей социальных услуг и партнеров учреждения).

Основные рекомендуемые методы осуществления мониторинга работы учреждения с добровольцами:

  • анализ отчетов координаторов по работе с добровольцами;
  • анкетирование координаторов по работе с добровольцами;
  • анкетирование добровольцев относительно их удовлетворенности работой;
  • анализ исполнения планов программ и проектов с участием добровольцев;
  • собеседования с добровольцами;
  • анализ объемов и результатов обучения добровольцев;
  • анализ качества и результатов специальных поддерживающих мероприятий для добровольцев;
  • анализ качества и результатов неформальных мероприятий для добровольцев.

Осуществление учета и контроля не должно нарушать режим работы добровольцев и излишне формализовать процесс организации добровольного труда.

3.  Развитие добровольческой деятельности в бюджетном учреждении  

«Психоневрологический интернат»

Сегодня волонтерская деятельность рассматривается как эффективный механизм, направленный на решение актуальных социально-значимых проблем и позволяет расширить спектр социальных услуг предоставляемых учреждениями. БУ «Психоневрологический интернат» является стационарным учреждением, предназначенным для постоянного и временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями. В настоящее время более 470 получателей социальных услугполучают полный комплекс социальных, медицинских и бытовых услуг в учреждении.

Одним из актуальных направлений деятельности по социальной реабилитации получателей социальных услуг, проживающих в интернате, сталоразвитие волонтерской деятельности в учреждении. Работа с волонтерами в учреждении велась с 2005 года. В рамках работы православной молельной комнаты,созданной на базе учреждения, организовывались мероприятия спривлечением священнослужителей из храма Николая Чудотворца п.г.т. Излучинск. Проводились мероприятия сиспользованием элементов православия и различные обряды (крещение, исповедь, причастие), праздники, мастер-классы (украшение пасхального яйца), посещались храмы,организовывались встречи со служителями церкви (беседы). Кроме того,осуществляется взаимодействие получателей социальных услуг и преподавателей воскресной школы при храме в честь Святителя Николая Чудотворца, которые периодически посещают пожилых граждан и инвалидов интерната для проведения занятий. Также представители церковного хорапоздравляют подопечных интерната с праздничными датами. Следующим шагом в развитии волонтерской деятельности стало подписание соглашений о сотрудничестве в 2015 году с различными организациями и НКО, в том числе и местной религиозной организацией православный Приход храма в честь святителя Николая. Можно сказать, что БУ «Психоневрологический интернат» успешно привлекает и волонтеров к оказанию помощи получателям социальных услуг, проживающим в учреждении. Так было заключено 25 соглашений о сотрудничестве с добровольцами, в том числе «серебряными» волонтерами, работающей молодежью, студентами и школьниками.

Для регулирования отношений между учреждением и добровольцем в 2017 году разработано и утверждено Положение о порядке организации и использования труда добровольцев (волонтеров). В документе прописаны добровольческие социальные услуги и работы; основные функции заведующих отделениями и координатора в работе с волонтерами; определены права, обязанности и полномочия сторон; подготовка и сопровождение волонтеров; порядок учета и контроля добровольного труда (утверждены документы в Альбоме форм: сводная ведомость учета добровольного труда граждан, табель учета деятельности добровольцев, анкета добровольца).

Разработка программы организации добровольческой деятельности в условиях психоневрологического интерната «Поделись добром» (далее – Программа) в 2018 году стала логическим продолжением работы по данному направлению. Внедрение Программы позволило систематизировать проводимую деятельность, определить новые пути развития волонтерского движения в Учреждении, обеспечить условия для улучшения качества общения между проживающими интерната и волонтерами. Реализация Программы позволит  привлекать волонтеров разных возрастных групп для оказания помощи получателям социальных услуг и реализовать один из принципов добровольческой деятельности – «волонтерство через всю жизнь», обеспечивая возможности участия в добровольческой деятельности населения всех возрастов – детей, молодежи, взрослых и лиц старшего возраста, а также преемственность ценностей и социальных практик добровольчества в общественной жизни. Привлечение волонтеров поможет расширить возможности социальной адаптации пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями здоровья, будет способствовать открытости стационарных учреждений, а значит - нормализации жизни и реализации прав получателей социальных услуг.

Целью Программы стало привлечение волонтерских организаций (объединений) и граждан, желающих оказывать помощь нуждающимся подопечным интерната и расширение спектра оказываемой помощи посредством привлечения волонтеров.

Ожидаемыми результатами от реализации Программы являются:

  1. Повышение информированности о волонтерской деятельности всех заинтересованных лиц;
  2. Сформированность системы взаимодействия с волонтерами, социальными партнерами;
  3. Координация деятельности волонтеров в учреждении;
  4. Улучшение жизненной ситуации получателей социальных услуг, нуждающихся в помощи волонтеров;
  5. Подтверждение эффективности деятельности волонтеров в рамках Программы.

Целевой группой стали граждане, желающие оказывать помощь нуждающимся получателям социальных услуг и отдельные категории граждан, нуждающиеся в помощи волонтеров (инвалиды молодого возраста, граждане пожилого возраста и ветераны ВОВ).

В Программе выстроена технология организации волонтерской деятельности в учреждении, определены эффективные формы и методы работы.

На организационном этапе проводится информационная кампания, разрабатывается пакет документов (порядок организацииволонтерской работы, регламент взаимодействия учреждения с волонтером и волонтерской организацией, соглашение о сотрудничестве), формируются реестры волонтеров и граждан, нуждающихся впомощи. Заключаются соглашения о сотрудничестве с социальными партнерами, волонтерами. Разрабатываются планы совместных мероприятий, определяются сроки проведения и закрепляются ответственные специалисты за реализацию мероприятий Программы, как со стороны учреждения, так и со стороны привлеченных сторонних учреждений.

При реализации практического этапа особое внимание следует уделить координированию процесса волонтерской деятельности, формированию иерархической системы организации работы и помощи волонтеру. В учреждении назначается специалист-координатор волонтеров, ответственный за организацию волонтерской деятельности, ее эффективность. Каждый волонтер должен быть ознакомлен с документами, регламентирующими волонтерскую деятельность, чтобы четко понимать, как ему действовать в той илииной ситуации, к кому обращаться за помощью. Волонтер заполняет согласие на обработку персональных данных, учетную карточку и анкету добровольца. Также он проходит инструктажи у специалиста по охране труда, специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, психолога, заведующего отделением. Специалисты вносят записи о прохождении инструктажа в учетной карточке добровольца.

Далее координатор совместно с заведующими отделениями знакомит волонтеров с режимом отделений и планом мероприятий, в котором также осуществляется реализация мероприятий плана взаимодействия с организациями и учреждениями муниципального образования. Планирование деятельности волонтеров в рамках программы осуществляется по нескольким направлениям, максимально охватывающим всекатегории получателей социальных услуг, нуждающихся в помощи волонтеров.

Направления работы:

1.Оказание помощи инвалидам молодого возраста.

2.Оказание помощи гражданам пожилого возраста, в том числе участниками ветеранам ВОВ.

Кроме того, в процессе реализации Программы проводится работа постимулированию волонтеров. Используются различные формы мотивации ипоощрения такие как:

  • награждение наиболее активных волонтеров благодарственными письмами;
  • оказание помощи студентам-волонтерам в учебе (прохождение практики, предоставление возможности пользоваться методическими разработками учреждения, получать консультации у специалистов учреждения по различным вопросам и т. д.);
  •  рассылка благотворительных писем в адрес заведений, обучающих волонтеров или по месту работы волонтера;
  • освещение в средствах массовой информации о проведенных мероприятиях и акциях с участием волонтеров (местные телекомпании, печатные издания и т. д.);
  • размещение информационных материалов об организации волонтерской деятельности в условиях интерната на Интернет-сайтах (официальные сайты: БУ «Психоневрологический интернат» (http://internat-hmao.ru, http://bus.gov.ru), социальные сети ВКонтакте и Одноклассники, Профессиональное сообщество «Социальная защита Югры» (www.socioprofi.com).

На аналитическом этапе проводится анализ эффективности реализации Программы, по необходимости вносятся соответствующие корректировки вее содержание. Освещение опыта (на официальном сайте, в социальных сетях, СМИ).

Анализ реализации волонтерской деятельности в учреждении с января 2017 года по декабрь 2017 года свидетельствует о наличии положительных результатов. На 25.12.2017 год заключено 21 соглашение о взаимном сотрудничестве с учреждениями, организациями и НКО города Нижневартовска и Нижневартовского района. С каждым годом растет число добровольцев, желающих оказывать помощь и внимание пожилым и инвалидам, проживающим психоневрологическом интернате. В 2016 году количество привлеченных волонтеров составляло 7 человек, в 2017 году – 18 человек.

Ежемесячно в учреждении представителями местной религиозной организации православный Приход храма в честь святителя Николая, проводились мероприятия с использованием элементов православия. Для проживающих психоневрологического интерната были организованы занятия «По Закону Божьему», мастер-классы «Пасхальные поделки», беседы по статьям православных газет и журналов. Кроме того проводились совместные просмотры и обсуждения тематических православных видеофильмов: «О сотворении мира», «Русские монастыри», «Святые места» и т. д. Особое внимание уделялось маломобильным гражданам, мероприятия для них проводились в отделении, их сопровождали на прогулках, читали молитвы и подробно рассказывали о Таинствах и пр. Систематически проводились мероприятия по отправлению религиозных обрядов (исповедания, причастия).

В течение 2017 года, «серебряными» волонтерами и добровольцами из общественных организаций было организовано и проведено 28 мероприятий, в том числе культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий и социально значимых акций (концерты, выставки, экскурсии, ярмарки, конкурсы ит. п.). Оказано 312 услуг социально-педагогической и социально-бытовой помощи, 14 услуг - помощь в осуществлении религиозных обрядов традиционных конфессий. В общем, за 2017 год 346 получателей социальных услуг, проживающих в интернате получили помощь добровольцев.

Больше всего волонтеров было привлечено в канун таких праздников как День Победы, Международный День Пожилых людей, МеждународныйДень инвалида, Рождество, Новый год. Ребята устраивали праздничные концерты, танцевально-развлекательные программы, проводили познавательные викторины, мастер-классы, читали стихи т.д. Помимо участия в мероприятиях волонтеры оказывали помощь обслуживающему персоналу в одевании и сопровождении проживающих на мероприятия, проводимые в учреждении.

Положительным социальным эффектом Программы стало участие волонтеров в ежегодной благотворительной акции «Ветеран живет рядом» и «Весенняя неделя добра». Проведение акции стало доброй традицией и является средством привлечения внимания общественности к нуждам пожилых и инвалидов. В преддверии празднования  Дня Победы, представители местной общественной организации ветеранов войны и труда, инвалидов и пенсионеров Нижневартовского района и творческий коллектив "Радуга» приезжают поздравить ветеранов ВОВ, тружеников тыла, проживающих в интернате. В марте библиотекари Центральной районной библиотеки вручают подопечным интерната маленькие подарки и цветы. Благодаря отзывчивости волонтеров подопечным интерната дарили цветы, теплые пледы, одеяла, подушки, шоколадки и всевозможную сувенирную продукцию и т.д.

Качественные показатели эффективности Программы отражаются в регулярном проведении совместных мероприятий, которые находят положительные отзывы как со стороны получателей социальных услуг интерната, так и волонтеров и различных организаций.

Подводя итог можно говорить о том, что данная Программа является актуальным методическим продуктом, который позволяет придать работе с волонтерами системный и регулярный характер. Организация волонтерского движения в условиях психоневрологического интерната внесла существенный вклад в развитие духовной, социальной и культурной жизни подопечных учреждения и способствовала формированию активной гражданской позиции у добровольцев. Внутри учреждения созданы новые добрые традиции и намечены новые пути развития волонтерского движения.


Список литературы

  1. План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ханты-мансийского автономного округа – Югры (2013-2018 годы)».
  2. Журнал наука и жизнь. Статья из рубрики «Человек и общество». Руденко, Б. Волонтеры: история волонтерского дела, человек и общество / Б. Руденко. – 2009. – № 5. – 196 с.
  3. Иванов А.А. Волонтёрская деятельность в системе государственных социальных учреждений // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 7 (33): в 2-х ч. – Ч. II. – C. 48
  4. Методические материалы по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями / Минэкономразвития России, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р (пункт 22 плана мероприятий)
  5. Дурнева Е.Е. Методологические основы разработки компетентностной модели волонтера / Дурнева Е.Е., Крутицкая Е.В., Цыгина О.Д. // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №10. – С. 19-22.
  6. Электронный ресурс: Университет третьего возраста http://u3a.ifmo.ru
  7. Электронный ресурс: Вектор добровольчества старшему поколениюhttp://portal.kdobru.ru


Приложение 1

СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Москва                                 

п.г.т. Излучинск                                                         «____» ____________ 201   года

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа «Психоневрологический интернат» (БУ «Психоневрологический интернат»), в лице директора Николая Владимировича Козионова, действующего на основании Устава  с одной стороны и _____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________в лице директора ____________________________________________________, действующей на основании ________________, с другой стороны, совместно именуемые Стороны заключили соглашение о нижеследующем:

  1. Предмет Соглашения
  1. Предметом настоящего соглашения является взаимодействие и взаимное сотрудничество по организации и проведению совместных мероприятий, по организации досуга и социально-культурной реабилитации для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в БУ «Психоневрологический интернат», сотрудников учреждения, содействие проведению независимой оценки, содействие в создании доступности для инвалидов всех групп в помещениях, зданиях и иных сооружений учреждения.

  1. Порядок взаимодействия права и обязанности Сторон

2.1.  Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

2.2. В целях исполнения настоящего Соглашения Стороны, обязуются:

2.2.1. сотрудничать и осуществлять координацию в процессе реализации мероприятий и иных видов сотрудничества;

2.2.2. осуществлять информационную, техническую, организационную и иную необходимую поддержку;

2.2.3. осуществлять поддержку в создании доступности для инвалидов (по зрению, слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата, умственного развития, инвалиды передвигающиеся на колясках)  в помещениях, зданиях и иных сооружений учреждения;

2.2.4. сотрудничать в вопросах духовно-нравственного воспитания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в БУ «Психоневрологический интернат».

2.2.5. осуществлять содействие в проведении независимой оценки качества оказываемых услуг.

2.3. Стороны имеют право запрашивать и получать друг у друга информацию, связанную с исполнением настоящего Соглашения.

  1. Срок действия соглашения
  1.  Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок, вступает в силу

 с момента его подписания Сторонами.

  1. Конфиденциальность

4.1. Информация,  полученная Сторонами в соответствии с настоящим Соглашением, не подлежит раскрытию третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


  1. Ответственность сторон
  1. В случае нарушения сторонами обязательств по настоящему Соглашению, стороны несут ответственность в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

  1. Прочие условия

6.1. Разногласия, возникающие в рамках настоящего Соглашения, разрешаются путем переговоров.

6.2. Дополнения и изменения в настоящее Соглашение вносятся по согласованию Сторон и оформляются дополнительным соглашением.

6.3. Каждая из Сторон имеет право в одностороннем порядке расторгнуть настоящее Соглашение, при этом письменно уведомив другую Сторону за 20 календарных дней.

6.4. Настоящее Соглашение составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

  1. Адреса Сторон

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Психоневрологический интернат» (БУ «Психоневрологический интернат») Юридический адрес: Российская Федерация, 628634, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск, улица В.Белого, дом 7

ИНН 8620013075 КПП 862001001

Депфин Югры (БУ «Психоневрологический интернат» 290.31.869.0)

р/с 40601810200003000001 РКЦ Ханты-Мансийск, г. Ханты-Мансийск

БИК 047162000

Директор ____________ Н.В. Козионов  

«___»__________  201   года

М.П.

                     __________________________

М.П.                  М.П.


Приложение 2

ДЕПСОЦРАЗВИТИЯ ЮГРЫ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ»

(БУ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

бюджетного учреждения

Ханты - Мансийского

автономного округа - Югры

«Психоневрологический интернат»

_______________ Н.Б. Кишкилёва

«____»_________________2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации и использования труда добровольцев (волонтеров)

П-12-2017

РАЗРАБОТАНО

методистом

Мусиной С.Д.

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

приказом от _____________ 2017 г. № _____


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1.    Настоящее Положение о порядке организации и использования труда добровольцев (волонтеров) в БУ «Психоневрологический интернат» (далее - Положение) определяет основы организации и использования добровольного труда в учреждении.
  1. Добровольный труд в БУ «Психоневрологический интернат» (далее - учреждение) используется в целях улучшения качества жизни и расширения социальной помощи и услуг получателям социальных  услуг.

1.3. Добровольный труд реализуется посредством двух форм добровольного участия граждан в деятельности учреждения:

  • предоставление добровольческих (волонтерских) социальных услуг;
  • выполнение добровольческих (волонтерских) социальных работ.
  1. Добровольческие (волонтерские) социальные услуги – это совокупность услуг, которые предоставляются добровольцами (волонтерами) получателям социальных услуг учреждения и закрепленные  соглашениями о сотрудничестве с добровольцами (волонтерами). Продуктом добровольческой (волонтерской) социальной услуги является повышение качества жизни получателей социальных  услуг в процессе ее предоставления.
  2. Добровольческие (волонтерские) социальные работы – это совокупность работ, которые выполняются добровольцами в интересах учреждения для целей расширения спектра, качества и объема оказываемых социальных услуг, увеличения категорий и численности граждан, получающих эти услуги и, закрепленные соглашениями о сотрудничестве с добровольцами. Продуктом добровольческой (волонтерской) социальной работы является результат ее выполнения, чаще всего, носящий материальный характер.

  1. ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО ТРУДА  И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ

  1.    Решение об организации и использовании труда добровольцев в учреждении принимается директором и оформляется приказом.
  2.   Организация и использование труда добровольцев в учреждении осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
  3.   Планирование работы добровольцев и их привлечение к участию в деятельности учреждения осуществляется заведующими отделениями, заведующими отделениями – врач.

2.4.        Основными функциями заведующих отделениями, заведующих отделениями – врач  по координации добровольцев являются:

-планирование добровольческих социальных услуг и добровольческих социальных работ;

- определение и описание свободных мест для добровольного труда;

- информирование получателей социальных услуг о добровольческих социальных услугах и помощи в учреждении;

-          привлечение добровольцев;

-  подготовка добровольцев к деятельности;

-  организация и координирование процесса добровольного труда;

-        контроль и учет добровольных работ и социальных услуг получателей социальных  услуг.

2.5.        Добровольческие социальные услуги и добровольческие социальные работы определяются на основе потребностей получателей социальных услуг, с учетом стратегий учреждения по развитию социальных услуг и помощи, принимая во внимание, что:

  • добровольный труд является дополнительным к социальным услугам и помощи учреждения, направлен преимущественно на удовлетворение индивидуальных потребностей получателей социальных услуг учреждения, которые не полностью могут, или не должны удовлетворяться оплачиваемым персоналом учреждения;
  • обязанности добровольцев не могут дублировать должностные обязанности оплачиваемого персонала учреждения в полном объеме.

2.6.           Добровольческие социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяются на:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

-  социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития получателей социальных  услуг, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга.

2.7.         Сведения о добровольце и его добровольном труде в учреждении заносятся в Учетную карточку добровольца, утвержденную в Альбоме форм (П-6077/2017).

  1. МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

  1.   Отношения между учреждением и добровольцем регулируются Положением, инструкциями и другими локальными нормативными документами  учреждения, соглашением о сотрудничестве с добровольцем.

3.2.  Права, обязанности и полномочия учреждения и добровольца фиксируются соглашением о сотрудничестве с добровольцем, которое разрабатывается учреждением на основе типового соглашения, утвержденного в Альбоме форм (П-6076/2017).

3.3.        Предложения и инициативы добровольца представляются им Координатору добровольцев, или директору учреждения в письменной форме, в соответствии с процедурами и правилами учреждения.

  1. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОБРОВОЛЬЦЕВ

4.1.        Порядок организации работы добровольцев в учреждении предусматривает две фазы: подготовку и сопровождение.

4.2.          Подготовка добровольцев для работы в учреждении осуществляется Координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением специалистов, включая:

- инструктаж, в соответствии с планируемыми добровольческими социальными услугами и добровольческими социальными работами;

- согласование прав, обязанностей и полномочий;

- заключение соглашения о сотрудничестве учреждения с добровольцем.

4.3. Сопровождение работы добровольцев осуществляется Координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением специалистов и предусматривает:

  •  обеспечение поддержки работы добровольцев, включая консультирование, помощь в разрешении конфликтов, организационных и технических  проблем,  предоставление  дополнительной   информации    и

т. п.;

  •   обеспечение реализации интересов и потребностей добровольцев, проведение досуговых и культурных мероприятий, клубной работы,  встреч с интересными людьми и специалистами и т.п.;
  •  поощрение, в т. ч. проведение торжественных мероприятий по вручению благодарственных писем, памятных подарков и наград, номинирование на награды и конкурсы, приглашение на концерты и базы отдыха;

-        предоставление рекомендательных писем и ходатайств.

4.4.          Обеспечение безопасности работы добровольцев в учреждении осуществляется Координатором добровольцев, а также заведующими отделениями, заведующими отделениями – врач, что предусматривает:

а)         ограничение временной занятости добровольца;

б)         недопущение добровольцев к работе:

-          требующей специальной профессиональной подготовки и лицензирования;

  •   в ночное время, если это не оговорено соглашением;
  •   в местах повышенного риска получения травм;
  •   без инструктажа по технике безопасности;

-   без средств индивидуальной защиты (если это необходимо);

- без специального инструктажа  для работы с получателями социальных услуг, имеющими психические нарушения и девиантное поведение;

- по исполнению должностных обязанностей оплачиваемого персонала учреждения.

  1. ПОРЯДОК УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ДОБРОВОЛЬНОГО ТРУДА

5.1. Учет и контроль добровольного труда в учреждении осуществляется Координатором добровольцев во взаимодействии со специалистами и заведующими отделениями, заведующими отделениями – врач.

5.2. Для организации процесса учета, контроля, определения качества и результатов добровольного труда, учреждением используются учетные ведомости:

форма «Сводная ведомость учета добровольного труда граждан», утвержденная в Альбоме форм (П-6079/2017);

форма «Табель учета деятельности добровольцев (волонтеров)», утвержденная в Альбоме форм (П-6080/2017).

 5.2.         Для обеспечения мониторинга удовлетворенности  добровольца  принятыми на себя обязательствами по предоставлению добровольческих социальных услуг и выполнению добровольческих социальных работ, а также для определения необходимой добровольцу поддержки, используется форма «Анкета добровольца», утвержденная в Альбоме форм (П-6081/2017).

5.3.         Осуществление контроля не должно нарушать режим работы добровольца.


Приложение 3

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ДОБРОВОЛЬЦА

БУ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ»

Дата обращения в учреждение «____» 20___   г.

Источник информации об учреждении

_____________________________________________________________________

I.        Сведения о добровольце

ФИО_________________________________________________________________

Пол _____________         Возраст  ______________        

Дата рождения «_____»        _______________ г.

Адрес постоянного проживания  _________________________________________

Район  _______________________________________________________________

Тел. дом. _____________________________________________________________

раб.__________________________________________________________________

моб. _________________________________________________________________

Эл. почта: ____________________________________________________________

Образование  _________________________________________________________

Место работы  ________________________________________________________        Место учебы  _________________________________________________________

Подпись добровольца ___________

II.         Сведения о работе добровольца в организации

  1. Структурное подразделение, в которое направлен доброволец

_____________________________________________________________________

 2. Сведения об обучении (инструктаж) добровольца

Дата

Вид инструкции

Ф.И.О. инструктирующего

Подпись инструктирующего

Инструкция о мерах пожарной безопасности

Специалист ГО

Инструкция по охране труда при работе  с получателями социальных услуг

Специалист по охране труда

Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий

Заведующие отделениями


Приложение 4

Согласие

на обработку персональных данных волонтеров (добровольцев)

Я,  ________________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

зарегистрированный(ная)по адресу __________________________________________________

_________________________________________________________________________________

паспорт серия ___________ N ________, выдан___________________________,  _________________________________________________________________________________,

                                              (дата)    (кем выдан)

Даю свое согласие бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат» (далее – Учреждение),  расположенному по адресу: Российская Федерация, 628634, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск, улица В. Белого, дом 7, на обработку  персональных данных, на следующих условиях:

1. Согласие дается мною в целях осуществления соглашения о сотрудничестве, соблюдения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.

2. Настоящее согласие дается на осуществление любых действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными  данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение) следующих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство;

образование (когда и какие образовательные учреждения закончил, номера дипломов, направление подготовки или специальность  по диплому, квалификация по диплому);

послевузовское профессиональное образование (наименование образовательного или научного учреждения, год окончания), ученая степень, ученое звание (когда присвоены, номера дипломов, аттестатов);

государственные награды, иные награды и знаки отличия (кем награжден и когда);

места рождения, места работы, места учебы и домашние адреса близких родственников (отца, матери, братьев, сестер и  детей),  а также мужа (жены);

адрес регистрации и фактического проживания;

дата регистрации по месту жительства;

паспорт (серия, номер, кем и когда выдан);

номер телефона;

занимаемая должность (специальность профессия);

фотография;

сведения о профессиональной подготовке (дата начала и окончания переподготовки, специальность (направление профессия, наименование, номер, дата документа свидетельствующего о переподготовке, основание переподготовки);

сведения о наградах, поощрениях, почетных званиях (наименование, номер, дата награды);

и утверждаю, что давая такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.

 Даю согласие на размещение фото и видеоматериалов, персональных данных в средствах массовой информации (телевидение, периодическая печать, сети Интернет и т.д.), на сайте учреждения, в автоматизированной системе http://добровольцыроссии.рф.

Я ознакомлен(а), что:

1) согласие на обработку персональных данных действует с даты подписания настоящего согласия в течение всего срока  соглашения о сотрудничестве.

2) согласие на обработку персональных данных может быть  отозвано на основании письменного заявления в произвольной форме;

3) в случае отзыва согласия на обработку персональных данных, учреждение вправе продолжить обработку персональных данных без согласия при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2  статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";

4) после  расторжения соглашения о сотрудничестве с учреждением  персональные данные хранятся в учреждении в течение срока хранения документов, предусмотренных  действующим законодательством Российской Федерации;

Дата начала обработки персональных данных: _____________________________                                                                                                                   (число, месяц, год)                           _______________________________________________________________________

             (подпись)                (фамилия, имя отчества субъекта персональных данных)


Приложение 5

Анкетный опрос кандидатов в добровольцы с целью выявления их мотивации к участию в добровольческой деятельности

Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты! Ваши ответы очень важны для нашей работы, они помогут сделать Вашу добровольческую жизнь ярче и разнообразнее!

Помните, что – плохих ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.

СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!

Фамилия, имя (если хотите остаться анонимом – укажите пол) ___________________________  

Возраст   _________

Организация, учебное заведение (курс, класс) _________________________________________

1. Каковы Ваши ожидания, связанные с деятельностью волонтера?

а) помочь в создании стабильного и сплоченного общества; (1)

б) удовлетворение потребности контакта с новыми людьми; (1)

в) формирование новых жизненных установок личности; (1)

г) раскрытие и формирование волевых ресурсов личности; (1)

д) распространение инновационных моделей социально значимой деятельности молодежи;(1) е) не знаю. (0)

2. Сколько времени Вы можете уделять работе?

а) 5 часов в неделю; (2)                                         б) 10 часов в неделю; (3)

в) 12 часов в неделю; (4)                                       г) нерегулярно, по возможности; (1)

д) не могу, нет свободного времени. (0)

3. Хотели бы Вы пройти подготовительный тренинг? 

а) да; (1)                                 б) нет. (0)

4. Какое направление подготовки волонтеров Вас интересует?

а) программа личностного роста; (2)

б) формирование мотивации здорового образа жизни; (2)

в) другое (указать); (1)

г) не интересует ни одна из программ. (0)

5. Почему Вы заинтересовались этой работой?

а) хочу иметь какое – то занятие; (1)

б) надеюсь научиться чему – то новому; (2)

в) хочу помогать нуждающимся людям; (2)

г) хочу бороться с определенной социальной проблемой; (2)

д) для собственного удовольствия; (1)

е) хочу познакомиться с новыми людьми; (1)

6. Есть ли у Вас какой – либо опыт, полезный для этой работы?

а) да; (2)                              б) нет; (0)                                   в) не знаю. (0)

7. Как Вы предпочитаете работать?

а) индивидуально; (1)                      б) в команде; (1)               в) затрудняюсь ответить. (0)

8. Рассчитываете ли Вы на оплату своего труда в ходе волонтерской деятельности? 

а) да; (0)                              б) нет. (1)

9. Каковы основные причины, мотивы Вашего участия в волонтерском движении?

а) чувство сострадания к нуждающимся людям; (1)

б) решение конкретной задачи, поставленной в добровольческом проекте; (2)

в) стремление получить новый взгляд на жизнь, людей, работу; (1)

г) формирование новых качеств личности волонтера; (2)

д) расширение границ общения; (1)

е) участие в программе по формированию здорового образа жизни в молодежной среде; (2)

ж) не знаю. (0)

15 – 20 баллов высокий уровень мотивации

5 – 15 баллов средний уровень мотивации

0 – 5 баллов низкий уровень мотивации


Приложение 6

Сводная ведомость учета добровольного труда граждан

п/п

ФИО

добровольца

Соглашение о сотрудничестве

(есть + /нет - )

Структурное

подразделение

Вид добровольной работы

Количество отработанных часов

Полугодие

Год

Дата «_____» _____________________

Подпись  Координатора добровольцев_______/ФИО, должность________________/

Подписи заведующих отделениями, заведующих отделениями – врач:

_________/ ФИО, должность_____________________________________________/

_________/ ФИО, должность_____________________________________________/

_________/ ФИО, должность_____________________________________________/

_________/ ФИО, должность_____________________________________________/

_________/ ФИО, должность_____________________________________________/


Приложение 7

Анкета добровольца (волонтера) БУ «Психоневрологический интернат»

  1. ФИО добровольца ___________________________________________________
  2. Структурное подразделение учреждения, в котором действует доброволец ___________________________________________________________________________
  3. Получатели социальных услуг_________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Услуги, предоставляемые добровольцем ___________________________________________________________________________
  2. Работы, выполняемые добровольцем ___________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Дата и номер соглашения «        » «        » №        

  1. Вопросы:

№ п/п

Вопрос

Ответ

Отметки и рекомендации

7.1

Оправдались ли Ваши ожидания, связанные с добровольным трудом в учреждении?

7.2

Какие личные достижения Вы можете отметить?

7.3

С какими трудностями и проблемами Вы столкнулись?

7.4

Какая поддержка Вам требуется?

7.5

Достаточна ли информация о деятельности учреждения, которой Вы владеете?

7.6

В какой информации об учреждении и его деятельности Вы нуждаетесь?

7.7

Требуется ли Вам дополнительное обучение для добровольного труда?

7.8

Какие знания и навыки Вам требуются?

7.9

Какие идеи и планы Вы хотите воплотить в Вашей добровольческой деятельности?

7.10

Какие у Вас есть предложения администрации по улучшению работы отделения или учреждения?

Подпись добровольца _______________________________

Дата заполнения анкеты _____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и комментариии к системе работы над индивидуальной методической темой

Содержат цели, задачи, источники, порядок  и результаты работы над индивидуальной методической темой...

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Методическая разработка. Отчет по методической теме "Эмоциональность как важный мотивационный аспект преподавания иностранного языка" на заседании педагогического совета ГБОУ гимназия №402.

Как наши эмоции связаны с различными познавательными процессами : памятью, восприятием и мышлением?  Как эмоции участвуют в формировании мотивов сознательного учения школьников? Об этом задумывае...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы над общей методической темой

Методические рекомендациипедагогам дополнительного образованиядля работы над общей методической темой...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Методическая тема самообразования учителя как фактор совершенствования методического обеспечения образовательного процесса по предмету

В условиях модернизации образования школы, совершенствования качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития,...