Работа по выявлению и развитию способностей у учащихся
статья по теме

Ерофеева Татьяна Викторовна

Работа по выявлению и развитию способностей у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey_u_uchashchihsya.docx16.48 КБ
Файл proekt.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям:

1) выявление способностей;

2) развитие способностей.

Выявление способностей происходит путём психолого-педагогической диагностики, педагогического наблюдения, изучения результатов деятельности учащихся.

Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся.

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика

разработана Н. Ц. Бадмаевой   на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М. В. Матюхиной 

Проводится три серии испытаний.

Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из

суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют

очень большое значение для учения.

Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,

по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны

особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал:

1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключи к тесту. Мотивы:

-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

-благополучия: 5 - 6;

-аффилиации (потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми): 7 -8;

-престижа: 9 - 10;

-избегания неудачи: 11 - 12;

-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

-коммуникативные: 17 - 18;

-творческой самореализации: 19 - 20;

-достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи

совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые

ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

         Данная диагностика применялась для выявления учебной мотивации у учащихся 6 класса (2018 – 2019 учебный год).

        Диагностика показала, что из 8 испытуемых:

-  у 3 учащихся сформированы мотивы долга и ответственности, мотивы избегания неудачи;

- у 2 учеников сформированы мотивы достижения успеха, мотивы творческой самореализации;

- у 2 учащихся сформированы коммуникативные и учебно-познавательные мотивы;

- у 1 учащегося сформированы мотивы престижа, благополучия и достижения успеха.

         Развитие способностей у учащихся происходит посредством:

  • участия в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня;
  • участия в научно-практических конференциях;
  • проведения факультативных курсов, кружков;
  • включения в учебный процесс заданий повышенной сложности;
  • побуждения к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета,
  • обучения детей самооценке результатов своей работы,
  • формирования навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Волшебное пёрышко» Автор проекта: учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 32 Ерофеева Татьяна Викторовна

Слайд 2

Цель проекта : выявить одаренных юных поэтов; поддержать их в процессе творческого развития; прививать вкус к поэтическому творчеству; привлечение к чтению молодого поколения и повышение интереса к художественной литературе, к поэзии новыми нетрадиционными формами работы.

Слайд 3

Задачи проекта: 1. Организация встреч в «Литературном салоне»; 2. Реклама проекта. Разработка и размещение цикла рекламной продукции на территории школы, за пределами школы, в сети интернет. 3. Участие детей в ежегодном поэтическом конкурсе «Весенняя муза». 4. Издание сборника стихов детей школы.

Слайд 4

В сети интернет создано сообщество «Волшебное пёрышко», где учащиеся размещают свои работы, общаются.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: 1. Поддержка и продвижение начинающих авторов; 2. Создание позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства; 3. Формирование доверительных отношений между родителями и детьми (в работах ребёнка можно увидеть его проблемы и переживания).

Слайд 6

Возраст участников: 10 – 17 лет. Мероприятия рассчитаны на две возрастные категории: 5-7 классы, 8 – 11 классы.

Слайд 7

Стартовое мероприятие в рамках проекта «Волшебное пёрышко»

Слайд 18

Творчество детей

Слайд 19

Вот уже мы и не дети. Мы закончили расти. Где же небо? Где же ветер? Где же радость впереди?

Слайд 20

Курочка, свинья, бекон. Крыса, слон, змея, гикон , Кошка, голубь, пёс Муму – Всё пойдёт на шаурму .

Слайд 21

Этим холодным январским днём Ты, дружочек, не кисни. Лучше скорее на стульчик вставай И на петельке повисни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...